kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Смысл названия и основные идеи повести (повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очевидно, что в центре внимания писателя была бы жизнь нищих детей: Валека и Маруси. Задачу свою Короленко, вероятно, видел бы в описании тех нечеловеческих условий, в которых живут эти дети, в том, чтобы пробудить к ним сострадание читателя. Всё это в повести есть, но повесть всё же не только об этом, и центральным её героем является Вася, тот, от чьего имени ведётся повествование.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Смысл названия и основные идеи повести (повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе»)»

Рабочее название урока «Дети подземелья» или «В дурном обществе» Старновская Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы МОБУ ТАЛАКАНСКАЯ СОШ № 6 Амурская область Бурейский район

Рабочее название урока «Дети подземелья» или «В дурном обществе»

Старновская Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы МОБУ ТАЛАКАНСКАЯ СОШ № 6 Амурская область Бурейский район

Давайте вспомним, как называется повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе» В других изданиях печатался отрывок данной повести, который имел самостоятельное название «Дети подземелья» Как вы думаете, какое из названий полнее отражает содержание и почему. Давайте, чтобы быть уверенными в этом, ещё раз попробуем определить основные смыслы данного текста.
  • Давайте вспомним, как называется повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе»
  • В других изданиях печатался отрывок данной повести, который имел самостоятельное название «Дети подземелья»
  • Как вы думаете, какое из названий полнее отражает содержание и почему.
  • Давайте, чтобы быть уверенными в этом, ещё раз попробуем определить основные смыслы данного текста.
Формулируем тему урока:   «Дети подземелья» или «В дурном  обществе»?

Формулируем тему урока:

«Дети подземелья» или «В дурном

обществе»?

Какое название глубже и точнее?  Давайте рассмотрим смысл названия.
  • Какое название глубже и точнее?
  • Давайте рассмотрим смысл названия.

- Попробуйте сформулировать, на чём могло быть сосредоточено внимание автора, если бы повесть носила подобное название.

Информация для учителя  Очевидно, что в центре внимания писателя была бы жизнь нищих детей: Валека и Маруси. Задачу свою Короленко, вероятно, видел бы в описании тех нечеловеческих условий, в которых живут эти дети, в том, чтобы пробудить к ним сострадание читателя. Всё это в повести есть, но повесть всё же не только об этом, и центральным её героем является Вася, тот, от чьего имени ведётся повествование.

Информация для учителя

Очевидно, что в центре внимания писателя была бы жизнь нищих детей: Валека и Маруси. Задачу свою Короленко, вероятно, видел бы в описании тех нечеловеческих условий, в которых живут эти дети, в том, чтобы пробудить к ним сострадание читателя. Всё это в повести есть, но повесть всё же не только об этом, и центральным её героем является Вася, тот, от чьего имени ведётся повествование.

- Теперь давайте подумаем: в чём, на ваш взгляд, смысл названия «В дурном обществе»? Что нам нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? Давайте составим план повести и постараемся ответить на вопросы плана:    А). Какое общество в повести считали «дурным»?   1. Что такое дурное общество?

- Теперь давайте подумаем: в чём, на ваш взгляд, смысл названия «В дурном обществе»?

  • Что нам нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос?
  • Давайте составим план повести и постараемся ответить на вопросы плана:

А). Какое общество в повести считали «дурным»?

1. Что такое дурное общество?

Информация для учителя  Во-первых, что такое дурное общество?  Состоятельные люди, «чистая публика», а также бывшие графские слуги, жившие в развалинах старого замка (если повесть читалась полностью), считали дурным обществом воров, бродяг, «жалких оборванцев», ютившихся вокруг заброшенной часовни и считавших Тыбурция Драба своим «организатором и руководителем». В это общество попадает Вася, сын судьи. Мальчик из хорошей семьи оказывается в дурном обществе, становится там своим. Если бы название повести прозвучало в устах тех, кто в самом деле считал это общество дурным, оно носило бы совершенно серьёзный характер, а Васино поведение вызывало бы сожаление и осуждение.

Информация для учителя

Во-первых, что такое дурное общество?

Состоятельные люди, «чистая публика», а также бывшие графские слуги, жившие в развалинах старого замка (если повесть читалась полностью), считали дурным обществом воров, бродяг, «жалких оборванцев», ютившихся вокруг заброшенной часовни и считавших Тыбурция Драба своим «организатором и руководителем». В это общество попадает Вася, сын судьи. Мальчик из хорошей семьи оказывается в дурном обществе, становится там своим. Если бы название повести прозвучало в устах тех, кто в самом деле считал это общество дурным, оно носило бы совершенно серьёзный характер, а Васино поведение вызывало бы сожаление и осуждение.

Б). Какое общество было «дурным» для самого автора?

Б). Какое общество было «дурным» для самого автора?

Информация для учителя  Как же звучит это название в устах автора? Как он относится к дурному обществу и его влиянию на Васю? Каковы основные идеи произведения?  Члены дурного общества менее всего вызывают осуждение писателя.  Короленко считает, что несправедлива и ужасна жизнь, которая заставляет Тыбурция произносить речи в кабаках на потеху мужикам, которая заставляет его и Валека воровать, потому что «Маня голодна», которая отнимает жизнь у девочки, не видевшей ни разу настоящей куклы, которая лишает детей «дома». Вместе с тем, эти люди, составляющие дурное общество, сохраняют своеобразное достоинство и знают, что такое любовь, дружба, благодарность, истинная порядочность. Именно здесь герой повести обретает тепло и участие, здесь он понимает, что и он кому-то нужен, что его любят и ждут. С другой стороны общество, которое для мальчика «дурным» не считалось, не принимало его, не помогало ему, выказывало ложь и лицемерие.

Информация для учителя

Как же звучит это название в устах автора? Как он относится к дурному обществу и его влиянию на Васю? Каковы основные идеи произведения?

Члены дурного общества менее всего вызывают осуждение писателя.

Короленко считает, что несправедлива и ужасна жизнь, которая заставляет Тыбурция произносить речи в кабаках на потеху мужикам, которая заставляет его и Валека воровать, потому что «Маня голодна», которая отнимает жизнь у девочки, не видевшей ни разу настоящей куклы, которая лишает детей «дома». Вместе с тем, эти люди, составляющие дурное общество, сохраняют своеобразное достоинство и знают, что такое любовь, дружба, благодарность, истинная порядочность. Именно здесь герой повести обретает тепло и участие, здесь он понимает, что и он кому-то нужен, что его любят и ждут. С другой стороны общество, которое для мальчика «дурным» не считалось, не принимало его, не помогало ему, выказывало ложь и лицемерие.

2. Что и почему происходит с главным героем повести, Васей при его знакомстве с «дурным обществом»?

2. Что и почему происходит с главным героем повести, Васей при его знакомстве с «дурным обществом»?

Информация для учителя  Человек, говорит Короленко, тем более ребёнок, не может быть один: он должен чувствовать чью-то любовь и сам творить добро. Вася удивлялся, что дети могут жить без дома, но, в сущности, без дома жил он сам после смерти матери, и он обрёл свой дом в тёмном и мрачном подземелье.  Тыбурций считает, что для Васи полезно знакомство с ними. Короленко утверждает, что для становления человека необходимо умение принимать близко к сердцу чужое горе, необходимы сильные переживания, знание реальной жизни.

Информация для учителя

Человек, говорит Короленко, тем более ребёнок, не может быть один: он должен чувствовать чью-то любовь и сам творить добро. Вася удивлялся, что дети могут жить без дома, но, в сущности, без дома жил он сам после смерти матери, и он обрёл свой дом в тёмном и мрачном подземелье.

Тыбурций считает, что для Васи полезно знакомство с ними. Короленко утверждает, что для становления человека необходимо умение принимать близко к сердцу чужое горе, необходимы сильные переживания, знание реальной жизни.

3. Какие события помогают Васе по-новому взглянуть на себя и на своего отца?

3. Какие события помогают Васе по-новому взглянуть на себя и на своего отца?

Информация для учителя   Горе может стать уделом любого. Неважно, вор ты или судья. Самое главное, чтобы ты при этом не утратил человеческого облика, не бросил в беде своего ребёнка, не разучился быть сострадательным и добрым –такова важнейшая мысль автора повести.

Информация для учителя

Горе может стать уделом любого. Неважно, вор ты или судья. Самое главное, чтобы ты при этом не утратил человеческого облика, не бросил в беде своего ребёнка, не разучился быть сострадательным и добрым –такова важнейшая мысль автора повести.

4. Смыслы, которые вкладывает автор в название повести.

4. Смыслы, которые вкладывает автор в название повести.

Информация для учителя   « Дурное общество» –это выражение в устах В.Г. Короленко звучит иронически. Он вовсе не считает это общество дурным для Васи. Дружба с Тыбурцием и его детьми укрепила и развила в маленьком герое-рассказчике все лучшие черты его характера .

Информация для учителя

« Дурное общество» –это выражение в устах В.Г. Короленко звучит иронически. Он вовсе не считает это общество дурным для Васи. Дружба с Тыбурцием и его детьми укрепила и развила в маленьком герое-рассказчике все лучшие черты его характера .

- Как вы думаете, финал повести оптимистичный или пессимистичный? - Перечитываем окончание повести (индивидуальная работа) и стараемся сформулировать ответ. - Как вы думаете, какие торжественные клятвы давали Вася и Соня у могилы Маруси?». - Давайте попробуем определить для себя: что такое повесть?

- Как вы думаете, финал повести оптимистичный или пессимистичный?

- Перечитываем окончание повести (индивидуальная работа) и стараемся сформулировать ответ.

- Как вы думаете, какие торжественные клятвы давали Вася и Соня у могилы Маруси?».

- Давайте попробуем определить для себя: что такое повесть?

Повесть  эпическое произведение с большим, чем в рассказе, числом сюжетных линий, эпизодов, персонажей; более сложно построенное, чем рассказ, но менее развёрнутое, чем роман. (см. словарь).  Почти всегда главная её особенность – одна центральная линия повествования, один главный герой

Повесть

эпическое произведение с большим, чем в рассказе, числом сюжетных линий, эпизодов, персонажей; более сложно построенное, чем рассказ, но менее развёрнутое, чем роман. (см. словарь).

Почти всегда главная её особенность – одна центральная линия повествования, один главный герой

Итог урока.  Мы можем сказать, что «В дурном обществе» - название, наиболее полно отражающее смыслы повести В.Г. Короленко. Подводя итоги, мы резюмируем, что повесть написана с использованием детских воспоминаний В.Г. Короленко; она рассказывает о становлении и взрослении ребёнка в тот момент, когда он чувствует в себе сострадание к другим. Наконец, она о том, что настоящая любовь – это то, что отличает настоящее общество от дурного, невзирая на богатство, престиж и общественное положение..

Итог урока.

Мы можем сказать, что «В дурном обществе» - название, наиболее полно отражающее смыслы повести В.Г. Короленко. Подводя итоги, мы резюмируем, что повесть написана с использованием детских воспоминаний В.Г. Короленко; она рассказывает о становлении и взрослении ребёнка в тот момент, когда он чувствует в себе сострадание к другим. Наконец, она о том, что настоящая любовь – это то, что отличает настоящее общество от дурного, невзирая на богатство, престиж и общественное положение..


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Смысл названия и основные идеи повести (повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе»)

Автор: Старновская Ольга Викторовна

Дата: 19.11.2014

Номер свидетельства: 132753


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства