Смысл названия и основные идеи повести (повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе»)
Смысл названия и основные идеи повести (повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе»)
Очевидно, что в центре внимания писателя была бы жизнь нищих детей: Валека и Маруси. Задачу свою Короленко, вероятно, видел бы в описании тех нечеловеческих условий, в которых живут эти дети, в том, чтобы пробудить к ним сострадание читателя. Всё это в повести есть, но повесть всё же не только об этом, и центральным её героем является Вася, тот, от чьего имени ведётся повествование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Смысл названия и основные идеи повести (повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе»)»
Рабочее название урока «Дети подземелья» или «В дурном обществе»
Старновская Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы МОБУ ТАЛАКАНСКАЯ СОШ № 6 Амурская область Бурейский район
Давайте вспомним, как называется повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе»
В других изданиях печатался отрывок данной повести, который имел самостоятельное название «Дети подземелья»
Как вы думаете, какое из названий полнее отражает содержание и почему.
Давайте, чтобы быть уверенными в этом, ещё раз попробуем определить основные смыслы данного текста.
Формулируем тему урока:
«Дети подземелья» или «В дурном
обществе»?
Какое название глубже и точнее?
Давайте рассмотрим смысл названия.
- Попробуйте сформулировать, на чём могло быть сосредоточено внимание автора, если бы повесть носила подобное название.
Информация для учителя
Очевидно, что в центре внимания писателя была бы жизнь нищих детей: Валека и Маруси. Задачу свою Короленко, вероятно, видел бы в описании тех нечеловеческих условий, в которых живут эти дети, в том, чтобы пробудить к ним сострадание читателя. Всё это в повести есть, но повесть всё же не только об этом, и центральным её героем является Вася, тот, от чьего имени ведётся повествование.
- Теперь давайте подумаем: в чём, на ваш взгляд, смысл названия «В дурном обществе»?
Что нам нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос?
Давайте составим план повести и постараемся ответить на вопросы плана:
А). Какое общество в повести считали «дурным»?
1. Что такое дурное общество?
Информация для учителя
Во-первых, что такое дурное общество?
Состоятельные люди, «чистая публика», а также бывшие графские слуги, жившие в развалинах старого замка (если повесть читалась полностью), считали дурным обществом воров, бродяг, «жалких оборванцев», ютившихся вокруг заброшенной часовни и считавших Тыбурция Драба своим «организатором и руководителем». В это общество попадает Вася, сын судьи. Мальчик из хорошей семьи оказывается в дурном обществе, становится там своим. Если бы название повести прозвучало в устах тех, кто в самом деле считал это общество дурным, оно носило бы совершенно серьёзный характер, а Васино поведение вызывало бы сожаление и осуждение.
Б). Какое общество было «дурным» для самого автора?
Информация для учителя
Как же звучит это название в устах автора? Как он относится к дурному обществу и его влиянию на Васю? Каковы основные идеи произведения?
Члены дурного общества менее всего вызывают осуждение писателя.
Короленко считает, что несправедлива и ужасна жизнь, которая заставляет Тыбурция произносить речи в кабаках на потеху мужикам, которая заставляет его и Валека воровать, потому что «Маня голодна», которая отнимает жизнь у девочки, не видевшей ни разу настоящей куклы, которая лишает детей «дома». Вместе с тем, эти люди, составляющие дурное общество, сохраняют своеобразное достоинство и знают, что такое любовь, дружба, благодарность, истинная порядочность. Именно здесь герой повести обретает тепло и участие, здесь он понимает, что и он кому-то нужен, что его любят и ждут. С другой стороны общество, которое для мальчика «дурным» не считалось, не принимало его, не помогало ему, выказывало ложь и лицемерие.
2. Что и почему происходит с главным героем повести, Васей при его знакомстве с «дурным обществом»?
Информация для учителя
Человек, говорит Короленко, тем более ребёнок, не может быть один: он должен чувствовать чью-то любовь и сам творить добро. Вася удивлялся, что дети могут жить без дома, но, в сущности, без дома жил он сам после смерти матери, и он обрёл свой дом в тёмном и мрачном подземелье.
Тыбурций считает, что для Васи полезно знакомство с ними. Короленко утверждает, что для становления человека необходимо умение принимать близко к сердцу чужое горе, необходимы сильные переживания, знание реальной жизни.
3. Какие события помогают Васе по-новому взглянуть на себя и на своего отца?
Информация для учителя
Горе может стать уделом любого. Неважно, вор ты или судья. Самое главное, чтобы ты при этом не утратил человеческого облика, не бросил в беде своего ребёнка, не разучился быть сострадательным и добрым –такова важнейшая мысль автора повести.
4. Смыслы, которые вкладывает автор в название повести.
Информация для учителя
« Дурное общество» –это выражение в устах В.Г. Короленко звучит иронически. Он вовсе не считает это общество дурным для Васи. Дружба с Тыбурцием и его детьми укрепила и развила в маленьком герое-рассказчике все лучшие черты его характера .
- Как вы думаете, финал повести оптимистичный или пессимистичный?
- Перечитываем окончание повести (индивидуальная работа) и стараемся сформулировать ответ.
- Как вы думаете, какие торжественные клятвы давали Вася и Соня у могилы Маруси?».
- Давайте попробуем определить для себя: что такое повесть?
Повесть
эпическое произведение с большим, чем в рассказе, числом сюжетных линий, эпизодов, персонажей; более сложно построенное, чем рассказ, но менее развёрнутое, чем роман. (см. словарь).
Почти всегда главная её особенность – одна центральная линия повествования, один главный герой
Итог урока.
Мы можем сказать, что «В дурном обществе» - название, наиболее полно отражающее смыслы повести В.Г. Короленко. Подводя итоги, мы резюмируем, что повесть написана с использованием детских воспоминаний В.Г. Короленко; она рассказывает о становлении и взрослении ребёнка в тот момент, когда он чувствует в себе сострадание к другим. Наконец, она о том, что настоящая любовь – это то, что отличает настоящее общество от дурного, невзирая на богатство, престиж и общественное положение..