"Смешные, но невеселые рассказы Чехова. " Хирургия". Урок литературы в 5 классе
"Смешные, но невеселые рассказы Чехова. " Хирургия". Урок литературы в 5 классе
Цель урока - познакомить с содержанием рассказа «Хирургия», совершенствовать навыки анализа произведения, умения давать характеристику героям произведения; помочь ученикам обнаружить сатирический пафос произведения, формы оценки героев, значение фамилий; выразительность, яркость художественной детали, сценичность диалога, динамику повествования; познакомить с понятиями «юмор», «сатира», «юмористический рассказ».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Смешные, но невеселые рассказы Чехова. " Хирургия". Урок литературы в 5 классе»
Юмор в рассказе
А. П. Чехова «Хирургия»
О смех, великое дело!
Ничего более не боится человек так, как смеха…
Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержит его никакая сила.
Н. В. Гоголь
А.П. Чехов - врач и писатель. Что общего в этих двух профессиях? Что лечит врач? А что лечит писатель?
Рассказ А. П. Чехова «Хирургия»
«Рассказы смешные, но невеселые.»
А. П. Чехов
Заглянем в литературоведческий словарь (стр.261)
Сюжет-
Диалог-
Идея-
Рассказ-
Юмор-
Заглянем в словарь
Земская больница – это больница, организованная земством. Земство - орган местного самоуправления. Они занимались различной деятельностью, в том числе строили и содержали школы и больницы для крестьян и простого народа. Часто в таких школах был один учитель, а в больницах – один доктор.
Фельдшер – помощник врача, человек со средним медицинским образованием.
Дьячок – низший чин служителя церкви.
Чечунчовый – устар. От чесучовый (сделанный из плотной шелковой ткани).
Триковые – сделанные из шерстяной ткани трико.
Карболовый раствор – дезинфицирующая жидкость.
Просфора – круглый хлебец, употребляемый в богослужении.
Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову?
Какие инструменты называл Курятин?
На что перекрестился дьячок, не найдя в помещении иконы?
Проверим
Земская больница
Доктор уехал жениться
Фельдшер -помощник лекаря, врача
Курятин
Вонмигласов
Отец диакон советовал водку с хреном
Щипцы, козья ножка, ключ
На бутыль с карболовым раствором
Нет ошибок – «5»
1-3 ошибки – «4»
4 – 6 ошибок – «3»
Более 6 ошибок – «2»
«Его язык удивителен. Я помню, что когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным. Но как только я вчитался, так этот язык и захватил меня». Л. Н. Толстой
Рассказ А.П. Чехова считается юмористическим, то есть смешным
О чем рассказ?
Определите основную мысль рассказа «Хирургия».
Разве это смешно, когда болит зуб? А рассказ получился смешным. Почему?
Попробуем разобраться в том, как Чехову удавалось создавать юмористические рассказы, какие средства он при этом использовал.
Задания для 1 колонки :
1) В каком месте происходит действие рассказа? Кто герои рассказа? Подтвердите текстом рассказа.
2) Что вы можете сказать о завязке рассказа?
Задания для 2 колонки :
1) Что лежит в основе сюжета? Какую роль играет в нем диалог? Какими предстают перед нами герои?
2) Насколько подробно дано описание внешности героев и описание окружающей обстановки?
Задания для 3 колонки:
Что приносит дьячок в больницу? Зачем?
Когда мы снова встречаемся с этим предметом? Подтвердите примерами из текста. Какую роль играет эта деталь для понимания рассказа?
Средства комического в рассказе
Говорящие фамилии
Речь
Портрет(описание внешности)
Поведение, поступки героев
Фельдшер Курятин
Дьячок Вонмигласов
ВОНМЕМ!
Внимание, внимайте
Толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки – сигара, распространяющая зловоние.
Высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху.
Герои рассказа
Просфора
Вслушаемся в речь
Хирургия - _______________... Тут во всем __________________, твердость руки… Раз _____________________...
Дело-то ведь… хирургия… Сразу _____________________... Вот, вот…
Ты думаешь, мужик, легко зуб-то рвать? Возьмись-ка! Это не то, что на ____________________________ да в _______________________________!
Хирургия, брат, не ______________... Это не на _______________________.
«Малограмотный доктор, каким бы он ни был добрым человеком, выглядит жалким» (А. П. Чехов).
Хирургия - _______________... Тут во всем __________________, твердость руки… Раз _____________________...
Дело-то ведь… хирургия… Сразу _____________________... Вот, вот…
Ты думаешь, мужик, легко зуб-то рвать? Возьмись-ка! Это не то, что на ____________________________ да в _______________________________!
Хирургия, брат, не ______________... Это не на _______________________.
Герои рассказа«Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ).
«Чехов умеет писать так, что словам тесно, а мыслям просторно» (М. Горький).
Доктор Чехов не только тогда, когда ездил и ходил к больным пешком за несколько верст, но и теперь лечит своими рассказами, юмором. Ведь все вы знаете, что смех продлевает нам жизнь, более того, он лечит многие пороки.
– Есть ли общее между профессиями врача и писателя? (Французский писатель Андре Моруа говорил об этом так:“И те и другие относятся к человеческим существам со страстным вниманием, и те и другие забываю о себе ради других”).
Чехов предполагал, что его будут читать 6, от силы 7 лет. Прошли десятилетия. Чехов и сегодня один из любимейших писателей. Книги его читают, пьесы ставят в театрах. На мемориальной плите в Германии, где умер Чехов, написано:“Доброму человеку и врачу, великому писателю Антону Павловичу Чехову”.