Школьный музей. Из опыта работы литературно-художественного музея "Липецкая капитанская дочка" МБОУ гимназии №19 г. Липецка
Школьный музей. Из опыта работы литературно-художественного музея "Липецкая капитанская дочка" МБОУ гимназии №19 г. Липецка
Основу нашего музея составляют картины Заслуженного художника России В.М. Лузанова, посвященные родословной великого русского поэта А.С. Пушкина. Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Школьный музей. Из опыта работы литературно-художественного музея "Липецкая капитанская дочка" МБОУ гимназии №19 г. Липецка»
Музейная педагогика как инновационная педагогическаятехнология (из опыта работы литературного Пушкинского музея «Липецкая капитанская дочка» МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка )
Музейная педагогика
Литературный Пушкинский музей «Липецкая капитанская дочка»
Музейная педагогика – это духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, историко-краеведческое воспитания личности в едином образовательном процессе. Создание любительских школьных тематических музеев – суть новой образовательной парадигмы
XXIвека.
Цель музейной педагогики
создание условий для развития творческого потенциала личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.
История
Термин «музейная педагогика»пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже XIX-XX вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого сталаобразовательно-воспитательная.
Литературно-художественный музей «Липецкая капитанская дочка»
Определение
Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: « Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
Е. Б. Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение: « Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики»
Предмет музейнойпедагогики
Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования».
Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке
музееведения, педагогики, психологии.
Задачи музейной педагогики
• расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике;
•гармонизация развития творческой личности;
•формирование национальной идеологии;
•сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям;
•патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
•создание новой музейной аудитории;
•расширение пространства влияния музея.
Методы
По характеру мыслительной и познавательной активности
Исследова-тельские
Проблемно-
поисковые
Репродуктивные
Ключевые понятия
Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», демонстрировать другим.
Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, включающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) экспонатов.
Музейная коммуникация – необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры.
Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.
Основные принципы
принцип воспитывающего обучения;
связь исторического прошлого с сегодняшней жизнью;
принцип научности;
принцип наглядности;
принцип предметности;
принцип прочности
усвоения знаний;
принцип доступности
Работа экскурсоводов
Основные направления деятельности школьного музея
В.М. Лузанов
Заслуженный художник РФ, член Международной ассоциации изобразительных искусств – АНАП Юнеско
Сотрудничество
Постоянная партнерская и творческая связь со школой с Коренёвщино
Экспозиции школьного музея.
Музейная экспозиция – это показ, демонстрация музейных предметов, выставленных в определённой последовательности с целью раскрыть избранную тему музея.
Экспозиции
Костюмы пушкинской поры. Автор Хлустикова Наталья, наставник Федянина С.И.
Формы работы музея
Массовые формы
Групповые формы
Индивидуальные
Однако одна форма работы не мыслится без другой. Из массовой работы вырастает кружковая, а результаты занятий в кружке зачастую выносятся на общегимназические вечера, конференции…
В преддверии Пушкинского бала
ФЛЭШМОБ,
(19 октября
2014, 2015 гг)
19 октября 2016 года
Посвящение в гимназисты
Дни Лицея
Дни Лицея
Литературные салоны
Поэтические вечера
Встречи с замечательными людьми
Участие в выставках игородских мероприятиях
День памятиА.С. Пушкина
Работа музея
Экскурсии для гостей
Группа экскурсоводов
Экскурсии
Спектакли о родословной А.С. Пушкина
Экскурсии-экспедиции по пушкинским местам
В Коренёвщино
В Захарово, Большие Вязёмы
В Царскосельский Лицей
И снова экскурсии…
Постоянные уроки-экскурсии для учащихся разных возрастных групп
Результаты
Высокие показатели успеваемости по предмету;
Устойчивый ,высокий интерес к литературе и истории своего края;
Популярность клуба среди учащихся гимназии;
Выбор элективных курсов и творческих проектов;
Активное участие во внеклассных мероприятиях;
Результаты
Участие в разработке учебных пособий в виде презентаций;
Победы в творческих конкурсах и олимпиадах
Победители областного Пушкинского
фестиваля «Мой Пушкин» Бурякова Наталья, 2016 год, Овечкина Анастасия, 2017 год
Музейная педагогика
Воздействует на систему ценностей учащихся;
Приобщает к истинной культуре, делает их творцами, а не потребителями
Литературный салон «Воспетые Пушкиным», в роли А. Истоминой Зайцева Мария
Литература
1. Алексеева Е.В. Музей в школе: практикум, Москва, НП СТОиК, 2000г.
2. Кареонов В.А., Фаизова В.К. Современные педагогические технологии в вопросах и ответах: методическое пособие, Саратов, 2002г.
3. Орешкина Т.Л. Героико-патриотическое воспитание в школе, Волгоград,2007 г.