kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сатира начала ХХ века. Н.А. Тэффи «Свои и чужие», М. М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей». Человек и государство.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация обобщает и систематизирует знания о таких литературных понятиях, как юмор, сатира, сарказм, лирическая сатира. Знакомит учащихся с творчеством Надежды Тэффи и Михаила Зощенко. Учит анализировать художественное произведение, работать с текстом. А также содержит вопросы для анализа рассказов Тэффи "Свои и чужие" и Зощенко "Обезьяний язык".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сатира начала ХХ века. Н.А. Тэффи «Свои и чужие», М. М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей». Человек и государство. »

Сатира начала ХХ века.   Н.А. Тэффи «Свои и чужие», М. М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей». Человек и государство.

Сатира начала ХХ века.

Н.А. Тэффи «Свои и чужие»,

М. М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей». Человек и государство.

Ну можно ли представить мир без шуток?!  Да он без шуток был бы просто жуток!  Когда на сердце холод, мрак и тьма,  Лишь юмор не дает сойти с ума!...  Л.Филатов

Ну можно ли представить мир без шуток?! Да он без шуток был бы просто жуток! Когда на сердце холод, мрак и тьма, Лишь юмор не дает сойти с ума!...

Л.Филатов

Назовите различие между юмором, сатирой, сарказмом.

Назовите различие между юмором, сатирой, сарказмом.

Смех лёгкий, весёлый; автор смеётся над нелепыми ситуациями, отдельными недостатками.

Смех лёгкий, весёлый;

автор смеётся над нелепыми ситуациями, отдельными

недостатками.

Смех злой, жестокий; автор высмеивает пороки общества, взаимоотношения между людьми.

Смех злой, жестокий; автор высмеивает пороки общества, взаимоотношения между людьми.

… Часто перечитываю ее книги. Конечно, была Тэффи большой писательницей, у которой смешное неизменно переплеталось с грустным… Андрей Седых «Далекие, близкие», Нью-Йорк,1962

Часто перечитываю ее книги. Конечно, была Тэффи большой писательницей, у которой смешное неизменно переплеталось с грустным…

Андрей Седых

«Далекие, близкие», Нью-Йорк,1962

Н.А. Тэффи Краткие сведения. «Свои и чужие»

Н.А. Тэффи

Краткие сведения.

«Свои и чужие»

С именем Тэффи связано целое направление в рус-ской сатирической литера-туре начала ХХ века. Современники назвали его «лирической сатирой» .

С именем Тэффи связано целое направление в рус-ской сатирической литера-туре начала ХХ века. Современники назвали его «лирической сатирой» .

1) Странная сатира – сатира-шарж, почти карикатура на современность 2) Элегия, жалоба сердца, словно слова дневника.

1) Странная сатира – сатира-шарж, почти карикатура на современность

2) Элегия, жалоба сердца, словно слова дневника.

Собрание анекдотов Анекдотическая история

Собрание анекдотов

Анекдотическая история

    Сюжет построен на доказательстве тезиса «чем больше у человека своих, тем больше он знает о себе горьких истин и тем тяжелее ему живётся на свете»  Обсуждение внешнего вида, легкого недомогания, «дружеского» приёма, жизненных планов героини.

    Сюжет построен на доказательстве тезиса «чем больше у человека своих, тем больше он знает о себе горьких истин и тем тяжелее ему живётся на свете»

    Обсуждение внешнего вида, легкого недомогания, «дружеского» приёма, жизненных планов героини.

    Найдите фразы, передающие отношение своих и чужих.
    • Найдите фразы, передающие отношение своих и чужих.

    Свои

    Чужие.

    Встреча на улице, обсуждение внешнего вида героини

    Обсуждение лёгкого недомогания героини

    В гостях

    Обсуждение жизненных планов героини

    - Подберите существительные, воссоздающие черты характера своих и чужих.  Эгоизм. Равнодушие. Лицемерие.  Свои режут правду-матку, чужие деликатно привирают, при этом и свои и чужие обнаруживают эгоизм, равнодушие. Лицемерие. Как у своих, так и у чужих эти чувства скрываются под маской заботы о ближнем.

    - Подберите существительные, воссоздающие черты характера своих и чужих.

    Эгоизм. Равнодушие. Лицемерие.

    Свои режут правду-матку, чужие деликатно привирают, при этом и свои и чужие обнаруживают эгоизм, равнодушие. Лицемерие. Как у своих, так и у чужих эти чувства скрываются под маской заботы о ближнем.

    - О каких общественных пороках идёт речь в рассказе?

    - О каких общественных пороках идёт речь в рассказе?

    «В Зощенко есть что-то от Чехова и Гоголя, и будущее этого писателя весьма огромно».   С. Есенин

    «В Зощенко есть что-то от Чехова и Гоголя, и будущее этого писателя весьма огромно». С. Есенин

    Стиль рассказов М. Зощенко. Рассказы написаны в сказовой манере.
    • Стиль рассказов М. Зощенко.

    Рассказы написаны в сказовой манере.

    - Какие произведения, написанные в форме сказа, вы прочитали в 5-8 классах? В чём заключается суть сказовой манеры?

    (Повествование ведётся от лица рассказчика, обычно участника воображаемого действия. Имитация живой разговорной речи)

    М. Зощенко – продолжатель традиций Н. Лескова. Герой-рассказчик у М.М. только говорит, но сказовая манера отчётливо передаёт жест героя, оттенок голоса, его психическое состояние, отношение мастера к рассказываемому.

    М. Зощенко – продолжатель традиций Н. Лескова. Герой-рассказчик у М.М. только говорит, но сказовая манера отчётливо передаёт жест героя, оттенок голоса, его психическое состояние, отношение мастера к рассказываемому.

    Герой-сказчик Зощенко. От лица которого ведётся повествование в новеллах 1920-х гг, исполняет роль с удивительным, артистическим спокойствием о самых неприглядных делах. Его забавно-нелепое добродушие питается неведением. Говорун увидел только внешность явления и не дерзает проникнуть по воле автора ни на миллиметр глубже.

    Герой-сказчик Зощенко. От лица которого ведётся повествование в новеллах 1920-х гг, исполняет роль с удивительным, артистическим спокойствием о самых неприглядных делах. Его забавно-нелепое добродушие питается неведением. Говорун увидел только внешность явления и не дерзает проникнуть по воле автора ни на миллиметр глубже.

    Вопросы 1Какая из проблем современного писателю общества поставлена в рассказе? 2Рассказ был написан в 1925 г. Почему именно в это время проблема чистоты русского языка была так актуальна? 3Чья речь в рассказе подвергается осмеянию? 4Каким вы представляете себе рассказчика? Найдите в тексте фразы рассказчика и нарисуйте его словесный портрет. 5Из каких речевых слоёв автор заимствует лексику? 6Над чем же смеется автор? 7Смысл названия рассказа.

    Вопросы

    1Какая из проблем современного писателю общества поставлена в рассказе?

    2Рассказ был написан в 1925 г. Почему именно в это время проблема чистоты русского языка была так актуальна?

    3Чья речь в рассказе подвергается осмеянию?

    4Каким вы представляете себе рассказчика? Найдите в тексте фразы рассказчика и нарисуйте его словесный портрет.

    5Из каких речевых слоёв автор заимствует лексику?

    6Над чем же смеется автор?

    7Смысл названия рассказа.

      Читая рассказы Зощенко и Тэффи, мы познаем психологию человека, привыкшего к своему ничтожному положению в обществе, к тому, что его судьба — ничто по сравнению с любой инструкцией, приказом или параграфом. Когда к человеку перестают относиться как к мыслящей, оригинальной личности, он постепенно теряет чувство самоуважения. Отсюда его преклонение перед должностными лицами, подобострастное заискивание перед теми, от кого он зависит, неверие в бескорыстие ближнего и т. д.
      • Читая рассказы Зощенко и Тэффи, мы познаем психологию человека, привыкшего к своему ничтожному положению в обществе, к тому, что его судьба — ничто по сравнению с любой инструкцией, приказом или параграфом. Когда к человеку перестают относиться как к мыслящей, оригинальной личности, он постепенно теряет чувство самоуважения. Отсюда его преклонение перед должностными лицами, подобострастное заискивание перед теми, от кого он зависит, неверие в бескорыстие ближнего и т. д.


      Получите в подарок сайт учителя

      Предмет: Литература

      Категория: Презентации

      Целевая аудитория: 8 класс

      Автор: Юрина Светлана Викторовна

      Дата: 09.08.2014

      Номер свидетельства: 111504


      Получите в подарок сайт учителя

      Видеоуроки для учителей

      Курсы для учителей

      ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

      Добавить свою работу

      * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

      Удобный поиск материалов для учителей

      Проверка свидетельства