kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский язык, его преподавание и учителя в произведениях А.П.Чехова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проанализировать рассказы А.П.Чехова. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык, его преподавание и учителя в произведениях А.П.Чехова»

Исследовательская работа   Русский язык, его преподавание и учителя в произведениях А.П.Чехова

Исследовательская работа Русский язык, его преподавание и учителя в произведениях А.П.Чехова

Содержание: I Введение. II Основная часть:  1.Учителя-ретрограды.  2.Учителя, сопереживающие, сострадающие ученикам.  3.Учитель словесности, прекрасно. чувствующий слово.  4.О методике преподавания русского языка.

Содержание:

I Введение.

II Основная часть:

1.Учителя-ретрограды.

2.Учителя, сопереживающие, сострадающие ученикам.

3.Учитель словесности, прекрасно. чувствующий слово.

4.О методике преподавания русского языка.

  • Заключение.
  • Список использованной литературы .
Цель работы: Проанализировать рассказы А.Чехова, главным героем которых были учителя-словесники, с целью выявления ряда вопросов преподавания, исключительно остро стоящих как во времена А.Чехова, так и в наши дни.

Цель работы: Проанализировать рассказы А.Чехова, главным героем которых были учителя-словесники, с целью выявления ряда вопросов преподавания, исключительно остро стоящих как во времена А.Чехова, так и в наши дни.

Задачи: Проанализировать рассказы А.Чехова, главные герои которых учителя-словесники; На примере рассказов А.Чехова «Мыслитель», «Учитель», «Учитель словесности», «Восклицательный знак», «Человек в футляре», «Экзамен на чин» показать:

Задачи:

Проанализировать рассказы А.Чехова, главные герои которых учителя-словесники;

На примере рассказов А.Чехова «Мыслитель», «Учитель», «Учитель словесности», «Восклицательный знак», «Человек в футляре», «Экзамен на чин» показать:

  • 1.Насколько глубоко мастер слова понимал, что такое русская словесность;
  • 2. В чем состоит особенность русского языка и трудность его преподавания;
  • 3. Что и как он писал о словесниках, предшественниках современных учителей русского языка;
  • 4.Доказать актуальность проблем, поставленных А.П. Чеховым, обобщить полученные знания, систематизируя их.
Объект исследования: Рассказы А.П.Чехова: «Мыслитель», «Учитель», «Учитель словесности», «Восклицательный знак», «Человек в футляре», «Экзамен на чин».    Предмет исследования: Образы учителей-словесников в рассказах А.П. Чехова

Объект исследования:

Рассказы А.П.Чехова: «Мыслитель», «Учитель», «Учитель словесности», «Восклицательный знак», «Человек в футляре», «Экзамен на чин».

  

Предмет исследования:

Образы учителей-словесников в рассказах А.П. Чехова

Актуальность исследования  От современных педагогов, и в частности от учителей-словесников, воспитывающих словом, книгой, во многом зависит, каким будет следующее поколение, какие ценности будут преобладать у них. И в настоящее время не утратило актуальности высказывание Н.Г. Чернышевского: «Воспитатель в отношении нравственном сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника»  Гипотеза: Образы учителей-словесников в рассказах А.Чехов: учителя-ретрогады, учителя, сопереживающие ученикам, учителя, прекрасно чувствующие слово и достойно преподающие свой предмет.

Актуальность исследования

От современных педагогов, и в частности от учителей-словесников, воспитывающих словом, книгой, во многом зависит, каким будет следующее поколение, какие ценности будут преобладать у них. И в настоящее время не утратило актуальности высказывание Н.Г. Чернышевского: «Воспитатель в отношении нравственном сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника»

Гипотеза:

Образы учителей-словесников в рассказах А.Чехов: учителя-ретрогады, учителя, сопереживающие ученикам, учителя, прекрасно чувствующие слово и достойно преподающие свой предмет.

Материалы исследования: Тексты рассказов А.П.Чехова «Мыслитель», «Учитель», «Учитель словесности», «Восклицательный знак», «Человек в футляре», «Экзамен на чин» и другие рассказы Методы исследования: 1.Выделение трех типов учителей-словесников:  а) первый тип - учителя-ретрограды;  б) второй тип - учителя, сопереживающие и сострадающие ученикам;  в) третий тип – учителя словесности, прекрасно чувствующие слово. 2. Анализ методики преподавания русского языка; 3. Выявление сходства и различия между учителями-словесниками в рассказах А.П.Чехова и современными учителями русского языка.

Материалы исследования:

Тексты рассказов А.П.Чехова «Мыслитель», «Учитель», «Учитель словесности», «Восклицательный знак», «Человек в футляре», «Экзамен на чин» и другие рассказы

Методы исследования:

1.Выделение трех типов учителей-словесников:

а) первый тип - учителя-ретрограды;

б) второй тип - учителя, сопереживающие и сострадающие ученикам;

в) третий тип – учителя словесности, прекрасно чувствующие слово.

2. Анализ методики преподавания русского языка;

3. Выявление сходства и различия между учителями-словесниками в рассказах А.П.Чехова и современными учителями русского языка.

Школьные годы – великая пора. Должность учителя настолько превосходна , как никакая другая под солнцем. Я.А.Коменский .

Школьные годы – великая пора.

Должность учителя настолько превосходна , как никакая другая под солнцем.

Я.А.Коменский .

«Человек в футляре» «Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая. Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке»

«Человек в футляре»

«Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая. Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке»

«Человек в футляре»

«Человек в футляре»

«Мыслитель» «В низших классах он заставлял кого-нибудь из мальчиков диктовать и, пока дети писали, сидел на подоконнике с закрытыми глазами и мечтал; мечтал ли он о будущем, вспоминал ли о прошлом – всё у него выходило одинаково прекрасно, похоже на сказку. В старших классах читали вслух Гоголя или прозу Пушкина, и это нагоняло на него дремоту…»

«Мыслитель»

«В низших классах он заставлял кого-нибудь из мальчиков диктовать и, пока дети писали, сидел на подоконнике с закрытыми глазами и мечтал; мечтал ли он о будущем, вспоминал ли о прошлом – всё у него выходило одинаково прекрасно, похоже на сказку. В старших классах читали вслух Гоголя или прозу Пушкина, и это нагоняло на него дремоту…»

« «Учитель» «Ему было досадно, что ученик Бабкин, всегда писавший без одной ошибки, сделал в экзаменационном диктанте три ошибки» (V,217). Почему? Причина весьма банальная: « Инспектор, человек молодой и неопытный, статью для диктанта выбрал трудную, а учитель соседней школы, Ляпунов, которого инспектор попросил диктовать, вел себя «не по-товарищески»: диктуя - выговаривал слова не так, как они пишутся, и точно жевал слова»

«

«Учитель»

«Ему было досадно, что ученик Бабкин, всегда писавший без одной ошибки, сделал в экзаменационном диктанте три ошибки» (V,217). Почему? Причина весьма банальная: « Инспектор, человек молодой и неопытный, статью для диктанта выбрал трудную, а учитель соседней школы, Ляпунов, которого инспектор попросил диктовать, вел себя «не по-товарищески»: диктуя - выговаривал слова не так, как они пишутся, и точно жевал слова»

«Экзамен на чин» Чехов демонстрирует, как диктуют, пытаясь запутать: «Хараша халодная вада, кагда хочица пить» Не нужно объяснять, как много зависит от того, насколько привычна ребятам манера диктовки, как они сбиваются, если текст читается неоправданно быстро, а слова «смазываются».

«Экзамен на чин»

Чехов демонстрирует, как диктуют, пытаясь запутать: «Хараша халодная вада, кагда хочица пить» Не нужно объяснять, как много зависит от того, насколько привычна ребятам манера диктовки, как они сбиваются, если текст читается неоправданно быстро, а слова «смазываются».

«Учитель словесности» «…Он с уверенностью говорил себе, что он вовсе не педагог, а чиновник, такой же бездарный и безличный, как чех, преподаватель греческого языка; никогда у него не было призвания к учительской деятельности, с педагогией он никогда знаком не был и ею никогда не интересовался, общаться с детьми не умеет; значение того, что он преподавал, было ему неизвестно, и, быть может, даже он учил тому, что не нужно. Покойный Ипполит Ипполитыч был откровенно туп, и все товарищи и ученики знали, кто он и чего можно ждать от него; он же, Никитин, подобно чеху, умеет скрывать свою тупость и ловко обманывает всех, делая вид, что у него, слава богу, все идёт хорошо»

«Учитель словесности»

«…Он с уверенностью говорил себе, что он вовсе не педагог, а чиновник, такой же бездарный и безличный, как чех, преподаватель греческого языка; никогда у него не было призвания к учительской деятельности, с педагогией он никогда знаком не был и ею никогда не интересовался, общаться с детьми не умеет; значение того, что он преподавал, было ему неизвестно, и, быть может, даже он учил тому, что не нужно. Покойный Ипполит Ипполитыч был откровенно туп, и все товарищи и ученики знали, кто он и чего можно ждать от него; он же, Никитин, подобно чеху, умеет скрывать свою тупость и ловко обманывает всех, делая вид, что у него, слава богу, все идёт хорошо»

«Восклицательный знак» «…Привычка не то, что образование. Мало того, что вы знаки препинания правильно ставите… мало-с! Нужно сознательно ставить! Вы ставите запятую и должны сознавать, для чего её ставите…да-с! А это ваше бессознательное… рефлекторное правописание и гроша не стоит. Это машинное производство и больше ничего»

«Восклицательный знак»

«…Привычка не то, что образование. Мало того, что вы знаки препинания правильно ставите… мало-с! Нужно сознательно ставить! Вы ставите запятую и должны сознавать, для чего её ставите…да-с! А это ваше бессознательное… рефлекторное правописание и гроша не стоит. Это машинное производство и больше ничего»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проанализировав образы учителей – словесников, я пришла к выводу, что не все так просто с преподаванием русского языка в школе. Как часто у нас на уроках можно услышать, что учитель добивается от ученика ответа, почему именно он то-то и то-то написал.… Иногда это превращается в некую самоцель: главное – правило, а грамотное письмо – вроде малозначащего приложения. Разве для школы главное – вдолбить в головы детей определенную сумму всевозможных формул и правил? Разве для уроков русского языка есть более важная и практически необходимая задача, чем научить детей писать и говорить грамотно? Эти вопросы задает и ищет на них ответы поразительный писатель А.П. Чехов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав образы учителей – словесников, я пришла к выводу, что не все так просто с преподаванием русского языка в школе. Как часто у нас на уроках можно услышать, что учитель добивается от ученика ответа, почему именно он то-то и то-то написал.… Иногда это превращается в некую самоцель: главное – правило, а грамотное письмо – вроде малозначащего приложения. Разве для школы главное – вдолбить в головы детей определенную сумму всевозможных формул и правил? Разве для уроков русского языка есть более важная и практически необходимая задача, чем научить детей писать и говорить грамотно? Эти вопросы задает и ищет на них ответы поразительный писатель А.П. Чехов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Русский язык, его преподавание и учителя в произведениях А.П.Чехова

Автор: Попова Ольга Николаевна

Дата: 03.02.2018

Номер свидетельства: 454383


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства