Цель работы:Проанализировать рассказы А.Чехова, главным героем которых были учителя-словесники, с целью выявления ряда вопросов преподавания, исключительно остро стоящих как во времена А.Чехова, так и в наши дни.
Задачи:
Проанализировать рассказы А.Чехова, главные герои которых учителя-словесники;
На примере рассказов А.Чехова «Мыслитель», «Учитель», «Учитель словесности», «Восклицательный знак», «Человек в футляре», «Экзамен на чин» показать:
1.Насколько глубоко мастер слова понимал, что такое русская словесность;
2. В чем состоит особенность русского языка и трудность его преподавания;
3. Что и как он писал о словесниках, предшественниках современных учителей русского языка;
Рассказы А.П.Чехова: «Мыслитель», «Учитель», «Учитель словесности», «Восклицательный знак», «Человек в футляре», «Экзамен на чин».
Предмет исследования:
Образы учителей-словесников в рассказах А.П. Чехова
Актуальность исследования
От современных педагогов, и в частности от учителей-словесников, воспитывающих словом, книгой, во многом зависит, каким будет следующее поколение, какие ценности будут преобладать у них. И в настоящее время не утратило актуальности высказывание Н.Г. Чернышевского: «Воспитатель в отношении нравственном сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника»
Гипотеза:
Образы учителей-словесников в рассказах А.Чехов: учителя-ретрогады, учителя, сопереживающие ученикам, учителя, прекрасно чувствующие слово и достойно преподающие свой предмет.
Материалы исследования:
Тексты рассказов А.П.Чехова «Мыслитель», «Учитель», «Учитель словесности», «Восклицательный знак», «Человек в футляре», «Экзамен на чин» и другие рассказы
Методы исследования:
1.Выделение трех типов учителей-словесников:
а) первый тип - учителя-ретрограды;
б) второй тип - учителя, сопереживающие и сострадающие ученикам;
в) третий тип – учителя словесности, прекрасно чувствующие слово.
2. Анализ методики преподавания русского языка;
3. Выявление сходства и различия между учителями-словесниками в рассказах А.П.Чехова и современными учителями русского языка.
Школьные годы – великая пора.
Должность учителя настолько превосходна , как никакая другая под солнцем.
Я.А.Коменский .
«Человек в футляре»
«Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая. Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке»
«Человек в футляре»
«Мыслитель»
«В низших классах он заставлял кого-нибудь из мальчиков диктовать и, пока дети писали, сидел на подоконнике с закрытыми глазами и мечтал; мечтал ли он о будущем, вспоминал ли о прошлом – всё у него выходило одинаково прекрасно, похоже на сказку. В старших классах читали вслух Гоголя или прозу Пушкина, и это нагоняло на него дремоту…»
«
«Учитель»
«Ему было досадно, что ученик Бабкин, всегда писавший без одной ошибки, сделал в экзаменационном диктанте три ошибки»(V,217). Почему? Причина весьма банальная: «Инспектор, человек молодой и неопытный, статью для диктанта выбрал трудную, а учитель соседней школы, Ляпунов, которого инспектор попросил диктовать, вел себя «не по-товарищески»: диктуя - выговаривал слова не так, как они пишутся, и точно жевал слова»
«Экзамен на чин»
Чехов демонстрирует, как диктуют, пытаясь запутать:«Хараша халодная вада, кагда хочица пить»Не нужно объяснять, как много зависит от того, насколько привычна ребятам манера диктовки, как они сбиваются, если текст читается неоправданно быстро, а слова «смазываются».
«Учитель словесности»
«…Он с уверенностью говорил себе, что он вовсе не педагог, а чиновник, такой же бездарный и безличный, как чех, преподаватель греческого языка; никогда у него не было призвания к учительской деятельности, с педагогией он никогда знаком не был и ею никогда не интересовался, общаться с детьми не умеет; значение того, что он преподавал, было ему неизвестно, и, быть может, даже он учил тому, что не нужно. Покойный Ипполит Ипполитыч был откровенно туп, и все товарищи и ученики знали, кто он и чего можно ждать от него; он же, Никитин, подобно чеху, умеет скрывать свою тупость и ловко обманывает всех, делая вид, что у него, слава богу, все идёт хорошо»
«Восклицательный знак»
«…Привычка не то, что образование. Мало того, что вы знаки препинания правильно ставите… мало-с! Нужно сознательно ставить! Вы ставите запятую и должны сознавать, для чего её ставите…да-с! А это ваше бессознательное… рефлекторное правописание и гроша не стоит. Это машинное производство и больше ничего»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав образы учителей – словесников, я пришла к выводу, что не все так просто с преподаванием русского языка в школе. Как часто у нас на уроках можно услышать, что учитель добивается от ученика ответа, почему именно он то-то и то-то написал.… Иногда это превращается в некую самоцель: главное – правило, а грамотное письмо – вроде малозначащего приложения. Разве для школы главное – вдолбить в головы детей определенную сумму всевозможных формул и правил? Разве для уроков русского языка есть более важная и практически необходимая задача, чем научить детей писать и говорить грамотно? Эти вопросы задает и ищет на них ответы поразительный писатель А.П. Чехов.