kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Рождественская сказка или грезы наяву»(по сказке Гофмана)

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Рождественская сказка или грезы наяву»(по сказке Гофмана) Содружество искусств и «оживление» художественного текста. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Рождественская сказка или грезы наяву»(по сказке Гофмана)»

«Рождественская сказка или  Грезы наяву »   Содружество искусств и «оживление» художественного текста

«Рождественская сказка или Грезы наяву »

Содружество искусств и «оживление» художественного текста

Родился в семье прусского королевского адвоката. Себе выбрал ту же стезю, и всю последующую жизнь пытался с нее сойти и зарабатывать искусствами, что всегда приводило его к бедности и бедствиям.  Ненавистная служба, однако, давала и заработок, и оставляла время для творчества, поэтому, несмотря на отвращение к бюргерскому быту, к мещанским «чайным» обществам, Гофман проводил большую часть вечеров в винном погребке.  Расстроив себе вином и бессонницей нервы, он приходил домой и садился писать; сам иногда ужасаясь плодам своего воображения. А в узаконенный час Гофман уже сидел на службе и усердно работал.

Родился в семье прусского королевского адвоката. Себе выбрал ту же стезю, и всю последующую жизнь пытался с нее сойти и зарабатывать искусствами, что всегда приводило его к бедности и бедствиям.

Ненавистная служба, однако, давала и заработок, и оставляла время для творчества, поэтому, несмотря на отвращение к бюргерскому быту, к мещанским «чайным» обществам, Гофман проводил большую часть вечеров в винном погребке.

Расстроив себе вином и бессонницей нервы, он приходил домой и садился писать; сам иногда ужасаясь плодам своего воображения.

А в узаконенный час Гофман уже сидел на службе и усердно работал.

Какое настроение создалось у вас после прочтения сказки? Когда вы больше всего переживали за героев?   Кому из героев сочувствует автор, кем восхищается, о ком пишет с сожалением?   Как вы представляете себе первую встречу Мари и Щелкунчика? Каким вы видите Щелкунчика в первой битве с Мышиным королем?   Нарисуйте словами сцену победной битвы.
  • Какое настроение создалось у вас после прочтения сказки? Когда вы больше всего переживали за героев?
  • Кому из героев сочувствует автор, кем восхищается, о ком пишет с сожалением?
  • Как вы представляете себе первую встречу Мари и Щелкунчика? Каким вы видите Щелкунчика в первой битве с Мышиным королем?
  • Нарисуйте словами сцену победной битвы.

Почему Дроссельмейер вылечивает Щелкунчика, но не дает ему сабельки?   Почему в
  • Почему Дроссельмейер вылечивает Щелкунчика, но не дает ему сабельки?

  • Почему в "Сказке о твердом орехе" Щелкунчик - побежденный, а в сказке "Щелкунчик и мышиный король" - победитель?
  • Почему о Мари автор говорит, что она "грезила наяву"?
  • Зачем автор вводит в повествование "Сказку о твердом орехе?
Иллюстрирование текста  Работа по группам  «Писатели» «Музыканты» «Художники»

Иллюстрирование текста

Работа

по группам

«Писатели»

«Музыканты»

«Художники»

Задания для «писателей» Найдите в тексте и выпишите слова, которыми называют Мари (или обращаются к ней) автор, Щелкунчик, остальные персонажи сказки.  Найдите в тексте и выпишите слова, которыми называют Щелкунчика (или говорят о нем): автор, Мари, другие.  Найдите в тексте обращения автора к читателю. Как вы думаете, зачем Гофман использует этот прием? (Как автор относится к читателям?)

Задания для «писателей»

  • Найдите в тексте и выпишите слова, которыми называют Мари (или обращаются к ней) автор, Щелкунчик, остальные персонажи сказки.
  • Найдите в тексте и выпишите слова, которыми называют Щелкунчика (или говорят о нем): автор, Мари, другие.
  • Найдите в тексте обращения автора к читателю. Как вы думаете, зачем Гофман использует этот прием? (Как автор относится к читателям?)

Задания для «писателей» Подготовьте ответ на вопрос (устно): Как окружающие относились к рассказам Мари о Щелкунчике? Свой ответ подтвердите словами из текста.  Попытайтесь представить себе картину победного боя Щелкунчика с Мышиным королем (в тексте сцена боя не дана). Составьте рассказ (устно или письменно - по желанию). Лучшие рассказы будут прочитаны на праздничном уроке.  Подготовьте ответы на вопросы: Как изменилась Мари, когда она побывала в Кукольном царстве? Как вы понимаете выражение автора: Мари

Задания для «писателей»

  • Подготовьте ответ на вопрос (устно): Как окружающие относились к рассказам Мари о Щелкунчике? Свой ответ подтвердите словами из текста.
  • Попытайтесь представить себе картину победного боя Щелкунчика с Мышиным королем (в тексте сцена боя не дана). Составьте рассказ (устно или письменно - по желанию). Лучшие рассказы будут прочитаны на праздничном уроке.
  • Подготовьте ответы на вопросы:
  • Как изменилась Мари, когда она побывала в Кукольном царстве?
  • Как вы понимаете выражение автора: Мари "грезила наяву"? Можно ли было бы эту сказку определить как "грезы наяву"?

Задания для «художников»  Внимательно рассмотрите портрет Э.Т. Гофмана, выполненный художником-иллюстратором М. Гавричковым. Что поразило вас в этом портрете писателя?

Задания для «художников»

Внимательно рассмотрите портрет Э.Т. Гофмана, выполненный художником-иллюстратором М. Гавричковым. Что поразило вас в этом портрете писателя?

Задания для «художников» Нарисуйте: героев сказки, которые вас больше всего заинтересовали; праздничное платье для Мари (для девочек); иллюстрации, рассказывающие о путешествии Мари и Щелкунчика по Кукольному царству.  Подготовьте по рисункам (устно) рассказы на следующие темы:

Задания для «художников»

Нарисуйте:

  • героев сказки, которые вас больше всего заинтересовали;
  • праздничное платье для Мари (для девочек);
  • иллюстрации, рассказывающие о путешествии Мари и Щелкунчика по Кукольному царству.

Подготовьте по рисункам (устно) рассказы на следующие темы:

  • "Вот таким я вижу Мари (Щелкунчика, Дроссельмейера)";
  • "Праздничное платье для Мари";
  • "Путешествие по сказочной стране".
Задания для «художников»  Во время просмотра отрывков из балета П.И.Чайковского

Задания для «художников»

Во время просмотра отрывков из балета П.И.Чайковского "Щелкунчик" продумайте возможные сюжеты сцен, нарисуйте понравившиеся вам эпизоды из балета.

Задания для «музыкантов»

Задания для «музыкантов»

  • Посмотрите балет П.И. Чайковского "Щелкунчик".
  • Внимательно прослушайте отрывки из балета П.И. Чайковского "Щелкунчик".
  • Ответьте на вопросы:
  • Какое чувство вызвала у вас музыка П.И. Чайковского?
  • Какие музыкальные фрагменты понравились больше всего?
  • Подберите эпитеты, которые передали бы характер понравившегося вам музыкального фрагмента из балета.
  • Как соотносятся интонация гофмановской сказки и музыка Чайковского?
Вспомните, какие еще вы знаете театральные постановки, экранизации и мультипликационные интерпретации сказки?

Вспомните, какие еще вы знаете театральные постановки, экранизации и мультипликационные интерпретации сказки?

Задания для «музыкантов» Подготовьте небольшое сообщение о композиции балета П.И. Чайковского

Задания для «музыкантов»

  • Подготовьте небольшое сообщение о композиции балета П.И. Чайковского "Щелкунчик". Сравните содержание балета и текста сказки Гофмана. Какие эпизоды "не совпадают"? Как вы думаете, почему?

  • Подготовьте небольшое сообщение о творчестве П.И. Чайковского. Ответьте на вопрос: какова была главная мысль, пронизывающая все его творчество.
  • 1)."Сочините" музыку к понравившимся вам эпизодам из текста (подберите эпитеты, характеризующие мелодию) и создайте "оркестр" - выберите музыкальные инструменты, которым бы вы поручили исполнение вашей мелодии.

2). Определите, какие музыкальные инструменты звучат в понравившемся вам фрагменте из балета.

Вопросы Какие чувства вызывает у вас просмотр и прослушивание балета? Какой фрагмент вы могли бы выделить для себя? Что производит на вас большее впечатление: экранизация, мультфильм или балет? Какое впечатление производит на вас портрет писателя? Какие слова-определения употребляются относительно Мари и Щелкунчика?

Вопросы

  • Какие чувства вызывает у вас просмотр и прослушивание балета? Какой фрагмент вы могли бы выделить для себя?
  • Что производит на вас большее впечатление: экранизация, мультфильм или балет?
  • Какое впечатление производит на вас портрет писателя?
  • Какие слова-определения употребляются относительно Мари и Щелкунчика?

Вопросы Как автор обращается к читателям? Как окружающие относятся к рассказам Мари? А вы? Почему произведение «Щелкунчик, или мышиный король» названо сказкой? Как бы вы охарактеризовали особенности этого произведения: «сказка в сказке», «грёзы наяву»? Почему? Как вы думаете, почему некоторые сцены в балете «Щелкунчик» не совпадают с текстом Гофмана? Какие это сцены?

Вопросы

  • Как автор обращается к читателям?
  • Как окружающие относятся к рассказам Мари? А вы?
  • Почему произведение «Щелкунчик, или мышиный король» названо сказкой?
  • Как бы вы охарактеризовали особенности этого произведения: «сказка в сказке», «грёзы наяву»? Почему?
  • Как вы думаете, почему некоторые сцены в балете «Щелкунчик» не совпадают с текстом Гофмана? Какие это сцены?

Праздничный урок:

Праздничный урок:

«Миниатюрная увертюра» (из сюиты П.И. Чайковского к балету «Щелкунчик»)

«Миниатюрная увертюра»

(из сюиты П.И. Чайковского к балету «Щелкунчик»)

Вопросы группам «Музыкантам»: Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями после прослушивания музыки Чайковского к балету

Вопросы группам

  • «Музыкантам»: Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями после прослушивания музыки Чайковского к балету "Щелкунчик". Назовите музыкальные фрагменты, которые понравились больше всего.

«Писателям»: Расскажите о своих читательских впечатлениях.

«Художникам»: С каким настроением вы работали над иллюстрациями к сказке?

  • Что осталось непонятным, необъяснимым для вас в сказке? В музыке Чайковского? (курсивом мы выделили ответы учащихся).
Битва Щелкунчика с Мышиным королем  (фрагмент балета П. И. Чайковского)  Задания перед прослушиванием:  «Музыкантам»:  Какие изобразительные моменты использует Чайковский? «Художникам»:  Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к этой сцене? Как изобразили бы победу Щелкунчика? «Писателям»:  Нарисуйте словами картину боя.

Битва Щелкунчика с Мышиным королем (фрагмент балета П. И. Чайковского)

Задания перед прослушиванием:

  • «Музыкантам»:

Какие изобразительные моменты использует Чайковский?

  • «Художникам»:

Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к этой сцене? Как изобразили бы победу Щелкунчика?

  • «Писателям»:

Нарисуйте словами картину боя.

Вопросы

Вопросы

  • Как вы думаете, что помогло Щелкунчику победить мышиное царство?
  • Как вы думаете, зачем Щелкунчик приглашает Мари в свое кукольное царство?
Путешествие в сказочную страну

Путешествие

в сказочную страну

Вальс цветов   (фрагмент балета П. И. Чайковского) Какими бы красками вы передали выше впечатление от сказки Гофмана?

Вальс цветов (фрагмент балета П. И. Чайковского)

  • Какими бы красками вы передали выше впечатление от сказки Гофмана?

  • Какие зрительные образы остались после прослушивания «Щелкунчика» П. И. Чайковского?
Послушайте, а затем самостоятельно прочитайте строки, написанные  О. Э. Мандельштамом:  Куда как страшно нам с тобой,  Товарищ большеротый мой!  Ох, как крошится наш табак,  Щелкунчик, дружок, дурак!  А мог бы жизнь просвистать скворцом,  Заесть ореховым пирогом...  Да видно нельзя никак.  1930 г.

Послушайте, а затем самостоятельно прочитайте строки, написанные О. Э. Мандельштамом:

Куда как страшно нам с тобой,

Товарищ большеротый мой!

Ох, как крошится наш табак,

Щелкунчик, дружок, дурак!

А мог бы жизнь просвистать скворцом,

Заесть ореховым пирогом...

Да видно нельзя никак.

1930 г.

Вопросы

Вопросы

  • Какое чувство вызвало стихотворение?
  • Почему такие противоречивые определения дает поэт Щелкунчику?
  • Как вы думаете, какие качества для русского поэта воплощал в себе этот маленький смешной человечек?
  • Как вы понимаете последние строчки стихотворения? Что оказывается для поэта невозможным?
«Па-де-де» (фрагмент балета П. И. Чайковского)

«Па-де-де»

(фрагмент балета

П. И. Чайковского)

Домашнее задание  Напишите творческую работу по одной из тем:

Домашнее задание

Напишите творческую работу по одной из тем:

  • «Что я представляю, когда слушаю "Вальс цветов" П.И. Чайковского?»
  • «Ночные невероятные истории, рассказанные игрушками».
  • Отзыв об уроке «Рождественская сказка или грезы наяву».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Рождественская сказка или грезы наяву»(по сказке Гофмана)

Автор: Скороходова Елена Николаевна

Дата: 05.01.2021

Номер свидетельства: 569354


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства