Просмотр содержимого документа
«Роман знаменитого писателя А.Н.Толстого "Пётр I"»
ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич «Петр I »
Выполнила обучающаяся гр.Т-16-17
ГАПОУ УКПЭД
Саяпова Эльза
БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ
1883 г.-1945 г.
Прозаик
Драматург
Публицист
Граф
Академик АН СССР
Слово об А.Н.Толстом
Тема памяти.в том числе и исторической памяти.всегда интересовала талантливого русского писателя Алексея Николаевича Толстого
Петровская тема в литературе
Антиох Кантемир. Эпопея «Петрида».
М.В.Ломоносов. Героическая поэма «Пётр Великий».
А. С. Пушкин. Поэма «Полтава» и «Медный всадник». «Я ещё не мог доселе постичь и объять умом этого исполина: он слишком огромен для нас, близоруких, и мы стоим к нему близко, - надо отодвинуться на два века, - но я постигаю его чувством».
Л. Н. Толстой. «… Читаю, отмечаю, порываюсь писать и не могу. Но что за эпоха для художника. На что не взглянешь – всё задача, загадка, разгадка которой только и возможна поэзией. Весь узел русской жизни сидит тут».
Работа А.Н.Толстого над «петровской темой»
Ранние произведения: «Наваждение», «День Петра».«С первых же месяцев Февральской революции я обратился к теме Петра Великого.»
1928 год. Историческая пьеса «На дыбе». Позднее:«На «Петра Первого» я нацеливался давно…Я видел все пятна на его камзоле, - но Пётр всё же торчал загадкой в историческом тумане…»
К роману «Пётр Первый» А.Н. Толстой приступил в 1929 году и работал над ним до 1945 года. Работа А.Н.Толстого над «петровской темой»
Композиция и сюжет романа «Пётр Первый».
Первый том . А. Н. Толстой рисует детство и раннюю молодость Петра. Исторически это очерчивается возвращением Петра из первого заграничного путешествия и событиями стрелецкого бунта.
Второй том . Воссоздаётся первый период преобразовательной деятельности Петра, включающийв себя начало Северной войны и основание Петербурга.
Третий том.Основу содержания третьей книги составляют темы крепнущей военной мощи России и культурного подъёма русского общества, победы нового в патриархальном укладе старой Руси.
Вывод:Таким образом, композиция романа связана с главной творческой задачей писателя – показать «становление личности в эпохе».
РОМАН «ПЁТР I »
Жанр-роман
Тема-историческая память
Автор-А.Н.Толстой
Язык оригинала-русский
Дата первой публикации -1930-1934гг.
Издательство-СССР
Пётр I – главный герой романа
То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.
А.С.Пушкин
Личность Петра 1
В историографии эпоха Петра Великого трактуется крайне противоречиво.Среди историков нет единодушия в оценке личности и деяний Петра.
-Карамзин считал.что Петр подключил русских к меровой цивилизации.но подражательство Западу привело Россию к обезьяничеству.а это.в свою очередь.к одичанию.
-Споры о Петре ведутся сейчас .велись раньше.и будут вестись всегда-всегда пока живут люди.неравнодушные к истории своей страны.
Два взгляда на роль личности в истории.
1.Вводя всё насильственно…, вызывая принуждением, он строил правомерный порядок на общем бесправии, и потому в его правомерном государстве рядом с властью и законом не оказалось всеоживляющего элемента, свободного лица, гражданина.» В.О.Ключевский
2.Единственным творцом истории является личность, её созидающая и двигающая.» Г.Карлейль
Образ Петра в романе
А.Н.Толстой в своем историческом романе рисует процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств.
Толстой рисует Петра выдающимся государственным деятелем и полководцем, показывает историческое значение его деятельности. Пишет, что преобразования Петра основывались на укреплении крепостнического строя.
Петр во время военных походов
Петр же в аналогичной ситуации «засучил
рукава, взял банник у пушкаря, сильным
движением прочистил закопченное дуло,
подкинул на руках пудовый круглый снаряд,
вкатил в дуло...».
Петр тверд и решителен. Уверенно идет
он к достижению цели, его не отличает
мягкость характера, доброта, как Голицына.
Он не щадит ни себя, ни окружающих,
ни народ во имя благосостояния государства.
Не о себе он думает, когда покидает армию
под Нарвой, а лишь о спасении государства
русского, ради которого жертвует «своим
стыдом и позором». «Славы не ищем»,- говорит
Петр.
Становление личности в эпохе
На протяжении романа Толстой показывает, как события формируют Петра-преобразователя. Он активно вмешивается в жизнь, изменяет ее, изменяется сам.
Зреет в юном Петре ненависть к боярству, к патриархальной косной старине.
Любознательный, пытливый, страстно любящий жизнь («Ни зверь, ни один человек, наверно, с такой жадностью не хотел жить, как Петр»), он рвется к новой жизни, к новым людям.
Жизнь в селе Преображенском сделала возможным общение Петра с народом, способствовала созданию простоты в отношениях между ним и крестьянскими ребятами-сверстниками.
Первое заседание боярской думы
Самостоятельно решить вопрос о походе на Азов Петр еще не может, поэтому прислушивается к тому, что говорят бояре и близкие ему по духу люди. Страх его перед предстоящей войной с татарами напоминал памятную ночь бегства в Троицу.
Петр, не решаясь твердо высказать своего намерения, ждал, что приговорят на думе сами бояре.
Второе заседание боярской думы
Петр «мужественным голосом», не терпящим возражений, говорит боярам о немедленном благоустройстве разоренного и выжженного Азова и крепости Таганрог, о создании «кумпанств» для строительства кораблей, о приготовлении подати для постройки канала Волга-Дон.
С трона он уже не говорит, а «жестко лает».
Бояре чувствуют, что у Петра теперь «все решено вперед» и скоро он обойдется без думы.
Преобразования Петра
Дубиной» гнал в науку Петр дворянских недорослей. «Бесчеловечно», по словам самого Петра, бьется он, чтобы «дворянские балды – сажень ростом… учились грамоте». «С чего приходилось начинать: аз, буки, веди…»,- с возмущением говорит он. Зато какой радостью блестят глаза, когда он встретил грамотного, образован- ного русского человека.
Не случайно потому и решение Петра «за ум графами жаловать».
Не род, не звание прежде всего ценит Петр. Мастерство, умение в любом деле, золотые руки всегда вызывают восторг Петра и уважение к данному человеку.
Художественная деталь
Как умело описывает Толстой руки Петра, свидетельствующие о том, что он не чуждался «черной» работы, если считал ее необходимой:
«чумазые руки»,
«…разжал, наконец, кулаки, показал мозоли»;
«большие, в царапинах, сильные руки»;
«…послы подошли к царской шершавой руке».
Мы почти не видим Петра в царском облачении: он или в преображенском кафтане, или «в холщовой, запачканной рубахе с рукавами, закатанными по локоть», или в матросской куртке и зюйдвестке.
Выводы:
Деятельность Петра пробуждает к жизни скрытые силы народа. Петр не нарушает хода исторического процесса, а властно направляет его.
Его преобразования — не самодержавный произвол, а осознанная историческая необходимость, реализация потребностей экономического развития страны.
Образ Петра как государственного деятеля и как человека раскрывается в постоянной и напряженной борьбе.
Действия Петра направлены на благо страны. В этом патриотический пафос романа.
Список использованных материалов
1. А.Н.Толстой. «Петр Первый». Анализ текста. Москва.»Дрофа».2000. 2. Русская литература. 20 век. Л.А. Смирнова. Москва.»Просвещение». 1995. 3. Поурочные разработки по русской литературе. Н.В.Егорова., И.В.Золотарева. Москва. «Вако». 2002. 4. Ресурсы Интернет