kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роман знаменитого писателя А.Н.Толстого "Пётр I"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всё что нужно знать о произведении А.Н. Толстого "Пётр I"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роман знаменитого писателя А.Н.Толстого "Пётр I"»

ТОЛСТОЙ  Алексей Николаевич  «Петр I » Выполнила обучающаяся гр.Т-16-17 ГАПОУ УКПЭД Саяпова Эльза

ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич «Петр I »

Выполнила обучающаяся гр.Т-16-17

ГАПОУ УКПЭД

Саяпова Эльза

БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ

БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ

  • 1883 г.-1945 г.
  • Прозаик
  • Драматург
  • Публицист
  • Граф
  • Академик АН СССР
Слово об А.Н.Толстом

Слово об А.Н.Толстом

  • Тема памяти.в том числе и исторической памяти.всегда интересовала талантливого русского писателя Алексея Николаевича Толстого
Петровская тема в литературе

Петровская тема в литературе

  • Антиох Кантемир. Эпопея «Петрида».
  • М.В.Ломоносов. Героическая поэма «Пётр Великий».
  • А. С. Пушкин. Поэма «Полтава» и «Медный всадник». «Я ещё не мог доселе постичь и объять умом этого исполина: он слишком огромен для нас, близоруких, и мы стоим к нему близко, - надо отодвинуться на два века, - но я постигаю его чувством».
  • Л. Н. Толстой. «… Читаю, отмечаю, порываюсь писать и не могу. Но что за эпоха для художника. На что не взглянешь – всё задача, загадка, разгадка которой только и возможна поэзией. Весь узел русской жизни сидит тут».
Работа А.Н.Толстого над «петровской темой»

Работа А.Н.Толстого над «петровской темой»

  • Ранние произведения: «Наваждение», «День Петра». «С первых же месяцев Февральской революции я обратился к теме Петра Великого.»
  • 1928 год. Историческая пьеса «На дыбе». Позднее: «На «Петра Первого» я нацеливался давно…Я видел все пятна на его камзоле, - но Пётр всё же торчал загадкой в историческом тумане…»
  • К роману «Пётр Первый» А.Н. Толстой приступил в 1929 году и работал над ним до 1945 года . Работа А.Н.Толстого над «петровской темой»
Композиция и сюжет романа  «Пётр Первый». Первый том .  А. Н. Толстой рисует детство и раннюю молодость Петра. Исторически это очерчивается возвращением Петра из первого заграничного путешествия и событиями стрелецкого бунта. Второй том .  Воссоздаётся первый период преобразовательной деятельности Петра, включающий  в себя начало Северной войны и основание Петербурга. Третий том .  Основу содержания третьей книги составляют темы крепнущей военной мощи России и культурного подъёма русского общества, победы нового в патриархальном укладе старой Руси.

Композиция и сюжет романа «Пётр Первый».

  • Первый том . А. Н. Толстой рисует детство и раннюю молодость Петра. Исторически это очерчивается возвращением Петра из первого заграничного путешествия и событиями стрелецкого бунта.
  • Второй том . Воссоздаётся первый период преобразовательной деятельности Петра, включающий в себя начало Северной войны и основание Петербурга.
  • Третий том . Основу содержания третьей книги составляют темы крепнущей военной мощи России и культурного подъёма русского общества, победы нового в патриархальном укладе старой Руси.

  • Вывод: Таким образом, композиция романа связана с главной творческой задачей писателя – показать «становление личности в эпохе».
РОМАН «ПЁТР I »

РОМАН «ПЁТР I »

  • Жанр-роман
  • Тема-историческая память
  • Автор-А.Н.Толстой
  • Язык оригинала-русский
  • Дата первой публикации -1930-1934гг.
  • Издательство-СССР
Пётр I – главный герой романа  То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.  А.С.Пушкин

Пётр I – главный герой романа

То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.

А.С.Пушкин

Личность Петра 1

Личность Петра 1

  • В историографии эпоха Петра Великого трактуется крайне противоречиво.Среди историков нет единодушия в оценке личности и деяний Петра.
  • -Карамзин считал.что Петр подключил русских к меровой цивилизации.но подражательство Западу привело Россию к обезьяничеству.а это.в свою очередь.к одичанию.
  • -Споры о Петре ведутся сейчас .велись раньше.и будут вестись всегда-всегда пока живут люди.неравнодушные к истории своей страны.
Два взгляда на роль личности в истории. 1.Вводя всё насильственно…, вызывая принуждением, он строил правомерный порядок на общем бесправии, и потому в его правомерном государстве рядом с властью и законом не оказалось всеоживляющего элемента, свободного лица, гражданина.» В.О.Ключевский  2.Единственным творцом истории является личность, её созидающая и двигающая.» Г.Карлейль

Два взгляда на роль личности в истории.

1.Вводя всё насильственно…, вызывая принуждением, он строил правомерный порядок на общем бесправии, и потому в его правомерном государстве рядом с властью и законом не оказалось всеоживляющего элемента, свободного лица, гражданина.» В.О.Ключевский

2.Единственным творцом истории является личность, её созидающая и двигающая.» Г.Карлейль

Образ Петра в романе

Образ Петра в романе

  • А.Н.Толстой в своем историческом романе рисует процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств.
  • Толстой рисует Петра выдающимся государственным деятелем и полководцем, показывает историческое значение его деятельности. Пишет, что преобразования Петра основывались на укреплении крепостнического строя.
Петр во время военных походов Петр же в аналогичной ситуации «засучил  рукава, взял банник у пушкаря, сильным  движением прочистил закопченное дуло,  подкинул на руках пудовый круглый снаряд,  вкатил в дуло...».  Петр тверд и решителен. Уверенно идет  он к достижению цели, его не отличает  мягкость характера, доброта, как Голицына.  Он не щадит ни себя, ни окружающих,  ни народ во имя благосостояния государства. Не о себе он думает, когда покидает армию  под Нарвой, а лишь о спасении государства  русского, ради которого жертвует «своим  стыдом и позором». «Славы не ищем»,- говорит  Петр.

Петр во время военных походов

  • Петр же в аналогичной ситуации «засучил

рукава, взял банник у пушкаря, сильным

движением прочистил закопченное дуло,

подкинул на руках пудовый круглый снаряд,

вкатил в дуло...».

  • Петр тверд и решителен. Уверенно идет

он к достижению цели, его не отличает

мягкость характера, доброта, как Голицына.

Он не щадит ни себя, ни окружающих,

ни народ во имя благосостояния государства.

  • Не о себе он думает, когда покидает армию

под Нарвой, а лишь о спасении государства

русского, ради которого жертвует «своим

стыдом и позором». «Славы не ищем»,- говорит

Петр.

Становление личности в эпохе

Становление личности в эпохе

  • На протяжении романа Толстой показывает, как события формируют Петра-преобразователя. Он активно вмешивается в жизнь, изменяет ее, изменяется сам.
  • Зреет в юном Петре ненависть к боярству, к патриархальной косной старине.
  • Любознательный, пытливый, страстно любящий жизнь («Ни зверь, ни один человек, наверно, с такой жадностью не хотел жить, как Петр»), он рвется к новой жизни, к новым людям.
  • Жизнь в селе Преображенском сделала возможным общение Петра с народом, способствовала созданию простоты в отношениях между ним и крестьянскими ребятами-сверстниками.
Первое заседание боярской думы

Первое заседание боярской думы

  • Самостоятельно решить вопрос о походе на Азов Петр еще не может, поэтому прислушивается к тому, что говорят бояре и близкие ему по духу люди. Страх его перед предстоящей войной с татарами напоминал памятную ночь бегства в Троицу.
  • Петр, не решаясь твердо высказать своего намерения, ждал, что приговорят на думе сами бояре.
Второе заседание боярской думы

Второе заседание боярской думы

  • Петр «мужественным голосом», не терпящим возражений, говорит боярам о немедленном благоустройстве разоренного и выжженного Азова и крепости Таганрог, о создании «кумпанств» для строительства кораблей, о приготовлении подати для постройки канала Волга-Дон.
  • С трона он уже не говорит, а «жестко лает».
  • Бояре чувствуют, что у Петра теперь «все решено вперед» и скоро он обойдется без думы.
Преобразования Петра

Преобразования Петра

  • Дубиной» гнал в науку Петр дворянских недорослей. «Бесчеловечно», по словам самого Петра, бьется он, чтобы «дворянские балды – сажень ростом… учились грамоте». «С чего приходилось начинать: аз, буки, веди…»,- с возмущением говорит он. Зато какой радостью блестят глаза, когда он встретил грамотного, образован- ного русского человека.
  • Не случайно потому и решение Петра «за ум графами жаловать».
  • Не род, не звание прежде всего ценит Петр. Мастерство, умение в любом деле, золотые руки всегда вызывают восторг Петра и уважение к данному человеку.
Художественная деталь  Как умело описывает Толстой руки Петра, свидетельствующие о том, что он не чуждался «черной» работы, если считал ее необходимой:  «чумазые руки»,  «…разжал, наконец, кулаки, показал мозоли»;  «большие, в царапинах, сильные руки»;  «…послы подошли к царской шершавой руке». Мы почти не видим Петра в царском облачении: он или в преображенском кафтане, или «в холщовой, запачканной рубахе с рукавами, закатанными по локоть», или в матросской куртке и зюйдвестке.

Художественная деталь

Как умело описывает Толстой руки Петра, свидетельствующие о том, что он не чуждался «черной» работы, если считал ее необходимой:

«чумазые руки»,

«…разжал, наконец, кулаки, показал мозоли»;

«большие, в царапинах, сильные руки»;

«…послы подошли к царской шершавой руке».

Мы почти не видим Петра в царском облачении: он или в преображенском кафтане, или «в холщовой, запачканной рубахе с рукавами, закатанными по локоть», или в матросской куртке и зюйдвестке.

Выводы:

Выводы:

  • Деятельность Петра пробуждает к жизни скрытые силы народа. Петр не нарушает хода исторического процесса, а властно направляет его.
  • Его преобразования — не самодержавный произвол, а осознанная историческая необходимость, реализация потребностей экономического развития страны.
  • Образ Петра как государственного деятеля и как человека раскрывается в постоянной и напряженной борьбе.
  • Действия Петра направлены на благо страны. В этом патриотический пафос романа.
Список использованных материалов

Список использованных материалов

  • 1. А.Н.Толстой. «Петр Первый». Анализ текста. Москва.»Дрофа».2000. 2. Русская литература. 20 век. Л.А. Смирнова. Москва.»Просвещение». 1995. 3. Поурочные разработки по русской литературе. Н.В.Егорова., И.В.Золотарева. Москва. «Вако». 2002. 4. Ресурсы Интернет


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роман знаменитого писателя А.Н.Толстого "Пётр I"

Автор: Саяпова Эльза Маратовна

Дата: 12.05.2018

Номер свидетельства: 469299


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства