kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роман «Евгений Онегин» - художественное постижение судьбы России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Неплохое подспорье на первых уроках изучения романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роман «Евгений Онегин» - художественное постижение судьбы России»

Роман «Евгений Онегин» - художественное постижение судьбы России

Роман «Евгений Онегин» - художественное постижение судьбы России

И было сердцу ничего не надо, Когда пила я этот жгучий зной…, «Онегина» воздушная громада, Как облако, стояла надо мной.  Анна Ахматова

И было сердцу ничего не надо,

Когда пила я этот жгучий зной…,

«Онегина» воздушная громада,

Как облако, стояла надо мной.

Анна Ахматова

История coздания романа  А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 1823 год – рождение первой главы романа Начата в Кишинёве 28 мая в ночь, закончена в Одессе 22 октября, напечатана в феврале 1825 года 25 сентября 1830 год – роман закончен, но работа не завершена 1831 год – переделана 8 глава, создано письмо Татьяны к Онегину 1833 год – выход в свет первого полного издания «пёстрых глав»

История coздания романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

1823 год – рождение первой главы романа

Начата в Кишинёве 28 мая в ночь, закончена в Одессе 22 октября, напечатана в феврале 1825 года

25 сентября 1830 год – роман закончен, но работа не завершена

1831 год – переделана 8 глава, создано письмо Татьяны к Онегину

1833 год – выход в свет первого полного издания «пёстрых глав»

Первоначальный замысел, рассказанный Пушкиным в 1829 году поэту  М. Юзефовичу на Кавказе: «Он объяснил нам довольно подробно всё, что входило в первоначальный замысел, по которому… Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов.»

Первоначальный замысел, рассказанный Пушкиным в 1829 году поэту М. Юзефовичу на Кавказе:

«Он объяснил нам довольно подробно всё, что входило в первоначальный замысел, по которому… Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов.»

Первоначальный симметричный план из 12 глав был оставлен, и вместо него возникает план из 9 глав, зафиксированный автором в Болдино. Предисловие Часть 1. 1 песнь. Хандра. (Кишинёв. Одесса.) 2 песнь. Поэт. (Одесса.) 3 песнь. Барышня. (Одесса. Михайловское.) Часть 2. 4 песнь. Деревня. (Михайловское.) 5 песнь. Имянины. (Михайловское.) 6 песнь. Поединок. (Михайловское.) Часть 3. 7 песнь. Москва. (Михайловское) 8 песнь. Странствие. (Москва. Павловск. Болдино.) 9 песнь. Большой свет. (Болдино.) Примечания.

Первоначальный симметричный план из 12 глав был оставлен, и вместо него возникает план из 9 глав, зафиксированный автором в Болдино.

Предисловие

Часть 1.

1 песнь. Хандра. (Кишинёв. Одесса.)

2 песнь. Поэт. (Одесса.)

3 песнь. Барышня. (Одесса. Михайловское.)

Часть 2.

4 песнь. Деревня. (Михайловское.)

5 песнь. Имянины. (Михайловское.)

6 песнь. Поединок. (Михайловское.)

Часть 3.

7 песнь. Москва. (Михайловское)

8 песнь. Странствие. (Москва. Павловск. Болдино.)

9 песнь. Большой свет. (Болдино.)

Примечания.

Отличия между романтизмом и реализмом. Поэтический мир романтического произведения был абстрагирован от реального быта, окружающего автора и его читателей. Если явления быта и вводились в текст, то это был чужой быт: экзотический быт других народов или старинный быт своего мог восприниматься поэтически, современный простонародный, чиновничий или светский — лишь сатирически. В результате между поэтическим текстом и лежащей за пределами текста жизнью сознательно создавалась пропасть .

Отличия между романтизмом и реализмом.

Поэтический мир романтического произведения был абстрагирован от реального быта, окружающего автора и его читателей. Если явления быта и вводились в текст, то это был чужой быт: экзотический быт других народов или старинный быт своего мог восприниматься поэтически, современный простонародный, чиновничий или светский — лишь сатирически. В результате между поэтическим текстом и лежащей за пределами текста жизнью сознательно создавалась пропасть .

Отличия между романтизмом и реализмом. Пушкинский текст в «Евгении Онегине» построен по иному принципу: текст и вне текстовой мир органически связаны, живут в постоянном взаимном отражении, перекликаются намеками, отсылками, то звуча в унисон, то бросая друг на друга иронический отсвет, то вступая в столкновение. Понять «Евгения Онегина», не зная окружающей Пушкина жизни — от глубоких движений идей эпохи до «мелочей» быта, — невозможно.

Отличия между романтизмом и реализмом.

Пушкинский текст в «Евгении Онегине» построен по иному принципу: текст и вне текстовой мир органически связаны, живут в постоянном взаимном отражении, перекликаются намеками, отсылками, то звуча в унисон, то бросая друг на друга иронический отсвет, то вступая в столкновение. Понять «Евгения Онегина», не зная окружающей Пушкина жизни — от глубоких движений идей эпохи до «мелочей» быта, — невозможно.

Даль свободного романа… «…я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!» (Из письма А. Пушкина П. Вяземскому )

Даль свободного романа…

«…я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!»

(Из письма А. Пушкина П. Вяземскому )

Роман в стихах — жанр, который автор отделяет и от традиционного прозаического романа, и от романтической поэмы.

Роман в стихах — жанр, который автор отделяет и от традиционного прозаического романа, и от романтической поэмы.

"Евгений Онегин" отличается особой манерой, воссоздающей иллюзию непринужденного рассказа. "Забалтываюсь до нельзя", — говорит автор. Эта манера связывалась в сознании Пушкина с прозой ("проза требует болтовни"). Однако эффект простоты авторского повествования создавался исключительно сложными поэтическими средствами. Переключение интонаций, игра точками зрения, система ассоциаций, реминисценций и цитат, стихия авторской иронии — все это создавало исключительно богатую смысловую конструкцию.

Реминисценция. Зовут соседа к самовару, А Дуня разливает чай... ( 2, XII, 9—10 ). Смысл содержащейся здесь реминисценции раскрывается из сопоставления с цитатой из неоконченного «Романа в письмах» Пушкина: «...живу в глухой деревне и разливаю чай, как Кларисса Гарлов» (VIII, 47). Кларисса Гарлов (Гарлоу) — героиня известного одноименного сентиментального романа Ричардсона. Подобная деталь вообще составляла общее место сентиментальных романов «на старый лад» (ср. Шарлотту за завтраком в «Страданиях юного Вертера» Гёте). Сочетание подчеркнуто нелитературного имени Дуня, самого образа играющей на гитаре провинциальной барышни с сентиментальной деталью — «разливает чай» — создает иронический эффект.

Реминисценция.

Зовут соседа к самовару,

А Дуня разливает чай... ( 2, XII, 9—10 ).

Смысл содержащейся здесь реминисценции раскрывается из сопоставления с цитатой из неоконченного «Романа в письмах» Пушкина: «...живу в глухой деревне и разливаю чай, как Кларисса Гарлов» (VIII, 47). Кларисса Гарлов (Гарлоу) — героиня известного одноименного сентиментального романа Ричардсона. Подобная деталь вообще составляла общее место сентиментальных романов «на старый лад» (ср. Шарлотту за завтраком в «Страданиях юного Вертера» Гёте). Сочетание подчеркнуто нелитературного имени Дуня, самого образа играющей на гитаре провинциальной барышни с сентиментальной деталью — «разливает чай» — создает иронический эффект.

Онегинская строфа

Онегинская строфа

Композиция романа Глава 1 развёрнутая экспозиция Глава 2 завязка 1 сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским) Глава 3 завязка 2 сюжетной линии (Знакомство Онегина с Татьяной) Глава 6 кульминация (дуэль) и развязка 1 сюжетной линии Глава 8 развязка

Композиция романа

Глава 1 развёрнутая экспозиция

Глава 2 завязка 1 сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским)

Глава 3 завязка 2 сюжетной линии (Знакомство Онегина с Татьяной)

Глава 6 кульминация (дуэль) и развязка 1 сюжетной линии

Глава 8 развязка

Система образов

Система образов

  • Автор и Онегин
  • Автор-приятель и автор-творец (лирическое «я» Пушкина)
  • Онегин и Татьяна
  • Онегин и Ленский
  • Домашнее задание: дать сравнительную характеристику Автору и Онегину, используя цитаты из текста романа.
Проблема автора романа Пушкина «Евгений Онегин» В ноябре 1824г. Пушкин, собираясь приступить к публикации романа «Евгений Онегин», послал свой рисунок брату Льву, чтобы по этому эскизу «искусный и быстрый карандаш» исполнил иллюстрацию к первой главе.

Проблема автора романа Пушкина «Евгений Онегин»

В ноябре 1824г. Пушкин,

собираясь приступить к публикации романа «Евгений Онегин», послал свой рисунок брату Льву, чтобы по этому эскизу «искусный и быстрый карандаш» исполнил иллюстрацию к первой главе.

Гравюра к изданию романа 1829г. по рисунку А.Нотбека Вот перешед через мост Кукушкин, Опершись …. о гранит, Сам Александр Сергеич Пушкин  С мосье Онегиным стоит.  А.С. Пушкин

Гравюра к изданию романа 1829г. по рисунку А.Нотбека

Вот перешед через мост Кукушкин,

Опершись …. о гранит,

Сам Александр Сергеич Пушкин

С мосье Онегиным стоит.

А.С. Пушкин

Сравните рисунки. Определите, какое место в романе они иллюстрируют. Подумайте, почему Пушкин остался недоволен рисунком Нотбека.

Сравните рисунки. Определите, какое место в романе они иллюстрируют. Подумайте, почему Пушкин остался недоволен рисунком Нотбека.

Двухголосье романа  «Евгений Онегин» Автор Пушкин Рассказчик Создатель романа Адресуется к читателю Везде обращается к друзьям Онегин – литературный персонаж Онегин – реальное лицо Письмо Татьяны – ироническая игра «демиурга» Письмо Татьяны – подлинный документ

Двухголосье романа «Евгений Онегин»

Автор

Пушкин

Рассказчик

Создатель романа

Адресуется к читателю

Везде обращается к друзьям

Онегин – литературный персонаж

Онегин – реальное лицо

Письмо Татьяны – ироническая игра «демиурга»

Письмо Татьяны – подлинный документ

Театр уж полон, ложи блещут, В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес летит…

Театр уж полон, ложи блещут,

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес летит…

Балет «Кавказский пленник, или Тень невесты», показанный на сцене Большого Санкт-Петербургского театра, навеки связал три имени: Пушкина, Истоминой и балетмейстера Дидло. Как всегда, танцовщица была прекрасна: легкий голубой костюм подчеркивал стройность ее фигуры. Невысокого роста, черноглазая брюнетка, хорошо сложенная и гибкая, она очень подходила для роли Черкешенки. Она была ровесницей Пушкина, и к имени прославленной балерины Александр Сергеевич возвращался в своих произведениях не раз. Среди черновых рукописей Пушкина сохранился план задуманного им романа «Две танцовщицы», одной из героинь которого должна была стать А. Истомина, танцевавшая в балете Дидло. Он увлекался ею одно время, расточал похвалы. Для поэта Авдотья Истомина оставалась не только одной из красивейших женщин его времени, но и первой романтической танцовщицей.

Балет «Кавказский пленник, или Тень невесты», показанный на сцене Большого Санкт-Петербургского театра, навеки связал три имени: Пушкина, Истоминой и балетмейстера Дидло. Как всегда, танцовщица была прекрасна: легкий голубой костюм подчеркивал стройность ее фигуры. Невысокого роста, черноглазая брюнетка, хорошо сложенная и гибкая, она очень подходила для роли Черкешенки.

Она была ровесницей Пушкина, и к имени прославленной балерины Александр Сергеевич возвращался в своих произведениях не раз. Среди черновых рукописей Пушкина сохранился план задуманного им романа «Две танцовщицы», одной из героинь которого должна была стать А. Истомина, танцевавшая в балете Дидло. Он увлекался ею одно время, расточал похвалы. Для поэта Авдотья Истомина оставалась не только одной из красивейших женщин его времени, но и первой романтической танцовщицей.

… И вдруг – прыжок, и вдруг – летит…

… И вдруг – прыжок, и вдруг – летит…

Непостоянный обожатель очаровательных актрис, Бессменный гражданин кулис… … идёт меж кресел по ногам…

Непостоянный обожатель очаровательных актрис,

Бессменный гражданин кулис…

… идёт меж кресел по ногам…

… Двойной лорнет, косясь, наводит на ложи незнакомых дам…

… Двойной лорнет, косясь, наводит на ложи незнакомых дам…

Внутренняя хронология романа

Зима 1819 — весна 1820 г. — время действия первой главы .

Начальная дата определяется указанием П в предисловии к отдельному изданию главы , конечная — указанием на то, что встреча героя и автора произошла в Петербурге в 1820 г., в период «белых ночей», когда прозрачно и светло

Февраль — март 1821 г. — отъезд Онегина в Петербург .

Ночное небо над Невою ( 1, XLVII, 2—3 ).

Лето 1821 г. — замужество Ольги и ее отъезд ( 7, VIII—XII ).

Лето 1821 г. — посещение Татьяной деревенского кабинета

Лето 1820 г. — время действия второй и третьей глав

Онегина и чтение книг в его библиотеке .

Лето — осень 1820 г. — время действия четвертой главы .

3 июля 1821 г. — отъезд Онегина из Петербурга (начало путешествия) .

Ночь со 2 на 3 января — 12 января 1821 — время действия пятой главы .

25 декабря 1820 — 5 января 1821 — святочные праздники и гадания в доме Лариных .

Конец января — февраль 1822 г. — поездка Татьяны с матерью в Москву .

Ночь с 5 на 6 января — сон Татьяны .

1822 г. (вероятно, осень) — замужество Татьяны .

12 января — день именин Татьяны .

13 января — весна 1821 г. — время действия шестой главы .

Август — сентябрь 1823 г. — пребывание Онегина в Крыму .

14 января — дуэль и гибель Ленского. Весна

Осень 1823 г. — встреча Онегина и автора в Одессе .

1821 — февраль 1822 г. — время действия седьмой главы .

Август 1824 г. — ссылка П в Михайловское и возвращение Онегина в Петербург .

Осень 1824 — весна 1825 г. — время действия восьмой главы .

Март 1825 г. — конец романа .

Образ Онегина

Образ Онегина

  • Как автор представляет своего героя?
  • Чем интересна деревня, в которой оказался герой?
  • О чём лирические отступления 1-ой главы?

Хронология

  • Видимо, около 1813 г., когда Онегину исполнилось 18 лет, он зажил самостоятельно. На это указывает то, что, описывая «уединенный кабинет» ( 1, XXIII, 2 ) героя, автор указывает именно тот возраст Онегина, когда он покинул родительский кров, где в его распоряжении могли быть лишь детская и учебная комнаты, и завел себе модный

           ...кабинет

Философа в осьмнадцать лет ( 1, XXIII, 13—14 ).

Февраль — март 1821 г. — отъезд Онегина в Петербург .

3 июля 1821 г. — отъезд Онегина из Петербурга (начало путешествия) .

Август — сентябрь 1823 г. — пребывание Онегина в Крыму

Осень 1823 г. — встреча Онегина и автора в Одессе .

Август 1824 г. — возвращение Онегина в Петербург .

  • 1795 — год рождения Онегина .

В главе восьмой сказано, что, когда Онегин после дуэли оставил свою деревню, ему было 26 лет:

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов ( VIII, XII, 10—11 ).

Деревню он покинул в феврале — марте 1821 г. (см. ниже), следовательно, родился в 1795 г.

Таким образом, Онегин был ровесником А. С. Грибоедова и декабристов

  • Зима 1819 — весна 1820 г. — время действия первой главы .
  • 1811—1812 — окончание «ученья» Онегина и выход «в свет».

Отсчитывая время от зимы 1819 — весны 1820 г. (времени действия первой главы), Пушкин пишет:

Вот как убил он восемь лет,

Утратя жизни лучший цвет ( 4, IX, 13—14 ).

Молодой Евгений Онегин – типичный представитель светской молодёжи, получивший образование, какое получали многие дворянские дети из знатных семей, и ведущий рассеянный образ жизни.

Молодой Евгений Онегин – типичный представитель светской молодёжи, получивший образование, какое получали многие дворянские дети из знатных семей, и ведущий рассеянный образ жизни.

Образ жизни героя выражает внешние формы быта русского аристократа: воспитание, описание светской жизни героя, которые во  многом определяют его характер, умение скрыться за маской лжи, холодность,  высокомерие, насмешливость, прагматизм.

Образ жизни героя выражает внешние формы быта русского аристократа: воспитание, описание светской жизни героя, которые во многом определяют его характер, умение скрыться за маской лжи, холодность, высокомерие, насмешливость, прагматизм.

Жизнь на фоне природы, в единстве с живой,  настоящей, естественной жизнью, - это благотворно влияет на героя: повышается  потребность живого общения, возникает чувство привязанности к Ленскому; деревня сформировала потребность размышлять, проживать жизнь, наслаждаясь ее величием и красотой.

Жизнь на фоне природы, в единстве с живой, настоящей, естественной жизнью, - это благотворно влияет на героя: повышается потребность живого общения, возникает чувство привязанности к Ленскому; деревня сформировала потребность размышлять, проживать жизнь, наслаждаясь ее величием и красотой.

Изображая среду поместных дворян, поэт подчеркивает духовное и умственное превосходство Евгения Онегина над окружающими, чуждость его этой среде.

Изображая среду поместных дворян, поэт подчеркивает духовное и умственное превосходство Евгения Онегина над окружающими, чуждость его этой среде.

Легкого, остроумного розыгрыша не получилось случилась катастрофа.  По тем же причинам в привычной ситуации дуэли Онегин принимает вызов на  поединок.   Герой к дуэли отнесся не как к форме защиты дворянской чести, т.е. формально не задумываясь, а как к нарушению нравственной основы жизни - это  показатель возможности дальнейшего развития характера Онегина.

Легкого, остроумного розыгрыша не получилось случилась катастрофа. По тем же причинам в привычной ситуации дуэли Онегин принимает вызов на поединок. Герой к дуэли отнесся не как к форме защиты дворянской чести, т.е. формально не задумываясь, а как к нарушению нравственной основы жизни - это показатель возможности дальнейшего развития характера Онегина.

Онегин – «страдающий эгоист», которого душат бездеятельность и пошлость жизни.  В.Г. Белинский. Онегин – «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе.  А. Герцен. Онегин – Митрофанушка Простаков новой формации.  Д. Писарев.

Онегин – «страдающий эгоист», которого душат бездеятельность и пошлость жизни.

В.Г. Белинский.

Онегин – «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе.

А. Герцен.

Онегин – Митрофанушка Простаков новой формации.

Д. Писарев.

Онегин и Ленский.

Онегин и Ленский.

Владимир Ленский.  «Красавец, в полном цвете лет», «полурусский сосед», завидный деревенский жених. Описание его внешности и поступков пропитано легкой иронией, А.Пушкин представляет его читателям в виде романтического образа, вольнолюбивого и не приспособленного к реальной жизни: «Он забавлял мечтою сладкой // Сомненья сердца своего; //  Цель жизни нашей для него // Была заманчивой загадкой», «Он верил, что друзья готовы // За честь его принять оковы» [7, с.31], «Простим горячке юных лет // И юный жар и юный бред» [7, с.34], «Свою доверчивую совесть // Он простодушно обнажал» [7, с.35].

Владимир Ленский.

«Красавец, в полном цвете лет», «полурусский сосед», завидный деревенский жених. Описание его внешности и поступков пропитано легкой иронией, А.Пушкин представляет его читателям в виде романтического образа, вольнолюбивого и не приспособленного к реальной жизни: «Он забавлял мечтою сладкой // Сомненья сердца своего; //

Цель жизни нашей для него //

Была заманчивой загадкой»,

«Он верил, что друзья готовы // За честь его принять оковы» [7, с.31], «Простим горячке юных лет // И юный жар и юный бред» [7, с.34], «Свою доверчивую совесть // Он простодушно обнажал» [7, с.35].

1803 — год рождения Ленского . В январе 1821 г., когда Ленский погиб, ему было 18 лет. Это вытекает из размышлений Онегина: ...пускай поэт Дурачится; в осьмнадцать лет Оно простительно ( 6, X, 7—9 ). Воспитанный

1803 — год рождения Ленского .

В январе 1821 г., когда Ленский погиб, ему было 18 лет. Это вытекает из размышлений Онегина:

  • ...пускай поэт
  • Дурачится; в осьмнадцать лет
  • Оно простительно ( 6, X, 7—9 ).

Воспитанный "под небом Шиллера и Гете" Ленский далек от разврата света, столь знакомого Онегину, а потому верит в чистую любовь, в высокие идеалы.

Онегин снисходительно воспринимает откровенные признания приятеля: "простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред".

Поведение Ленского перед дуэлью описано автором в ироническом ключе. Владимир возомнил себя романтическим героем, который, во что бы то ни стало, должен защитить честь прекрасной дамы: «Он мыслит: «Буду ей спаситель. // Не потерплю, чтоб развратитель // Огнем и вздохов и похвал // Младое сердце искушал» Дома Ленский «берет перо; его стихи; // Полны любовной чепухи» . Пушкин иронично рассуждает о том, что ждало бы Ленского, не будь он убит Онегиным на дуэли: «Быть может, он для блага мира // Иль хоть для славы был рожден; «А может быть и то: поэта: // Обыкновенный ждал удел Расстался б с музами, женился, // В деревне, счастлив и рогат, // Носил бы стеганый халат  Подагру б в сорок лет имел, // Пил, ел, скучал, толстел, хирел».

Поведение Ленского перед дуэлью описано автором в ироническом ключе. Владимир возомнил себя романтическим героем, который, во что бы то ни стало, должен защитить честь прекрасной дамы: «Он мыслит: «Буду ей спаситель. // Не потерплю, чтоб развратитель // Огнем и вздохов и похвал // Младое сердце искушал» Дома Ленский «берет перо; его стихи; // Полны любовной чепухи» .

Пушкин иронично рассуждает о том, что ждало бы Ленского, не будь он убит Онегиным на дуэли: «Быть может, он для блага мира // Иль хоть для славы был рожден; «А может быть и то: поэта: // Обыкновенный ждал удел Расстался б с музами, женился, // В деревне, счастлив и рогат, // Носил бы стеганый халат Подагру б в сорок лет имел, // Пил, ел, скучал, толстел, хирел».

Евгений Онегин Возраст героя Воспитание и образование Владимир Ленский Знание света и светской жизни Характер героя Отношение к любви Отношение к дружбе Поэзия и литература вообще Разум и чувства

Евгений Онегин

Возраст героя

Воспитание и образование

Владимир Ленский

Знание света и светской жизни

Характер героя

Отношение к любви

Отношение к дружбе

Поэзия и литература вообще

Разум и чувства

Евгений Онегин

Возраст героя

Владимир Ленский

Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет.

Воспитание и образование

Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка.

Знание света и светской жизни

Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет.  

Утомлен и разочарован светом, разочарован в нем, отчетливо увидев всю его лживость, искусственность и пустоту.

Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма.   В его интеллектуальном багаже « вольнолюбивые мечты», «всегда восторженная речь». Он таков, каким Онегин был в свои 18 лет – романтик, пылкий, влюбчивый мечтатель, оторванный от отчего дома и имеющий смутное представление о российской действительности. Идеализм Ленского «импортирован» из Германии.

Характер героя

Светской жизни не знает совсем.

Камень, лед – холодный, твердый, остывший к жизни.

Отношение к любви

Отношение к дружбе

Ветреность и поверхностность в любви для него являются нормой. Впрочем, как и для всего света. Остыв от юношеских идеализированных чувств, « в красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь». Причем для него характерна легкость и безразличие к своим романам.   Ловелас Онегин «много раз влюблялся».

Волна, пламень – живой, подвижный, бурный, вспыльчивый.

Не ищет новых друзей, избегает знакомств, предпочитая уединенье, проводит время в одиночестве и унынии.

Поэзия и литература вообще

Идеализировал возлюбленную, вознося ее на пьедестал для поклонения и поэтических откровений.Он верит в то, что не одинок в своем мироощущении.Ольга Ларина – первая любовь Ленского.

Принципиально не читает стихов, совершенно не разбирается в них, тем более не предпринимает попыток писать стихи.О нем известно, что « издавна чтенье разлюбил ». Читает урывками и в большинстве своем «практичную» литературу – экономические труды Адама Смита. В прошлом прочел несколько романов о современном ему герое.

Разум и чувства

Верит свято в истинную дружбу.Убежден, что друзья пойдут даже на самопожертвование ради него.

Рационален, анализирует холодным умом, с презреньем смотрит на чужие чувства.

Поэт-романтик, воспевающий дружбу, любовь и идеалы. Поклонник Канта и поэт.

Чувствителен, поддается порывам, вспыльчив и восторжен.

Итак, она звалась Татьяной…

Итак, она звалась Татьяной…

  • 1803 — вероятный год рождения Татьяны .
  • Летом 1820 г. Татьяне было 17 лет. См. возражения П Вяземскому 29 ноября 1824 г. в ответ на замечания относительно противоречий в письме Татьяны Онегину: «...письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюбленной!» (XIII, 125).
  • Ольга, младшая сестра Татьяны, в 1820 г. была невестой Ленского.
Лето 1820 г. — время действия второй и третьей глав . В первой строфе второй главы упомянуты «нивы золотые» как деталь пейзажа первых дней пребывания Онегина в деревне. Озимые хлеба желтеют в северо-западных губерниях России в конце июня — начале июля. В строфе XVI третьей главы упоминается пение соловья, в конце главы во время объяснения Онегина с Татьяной дворовые девушки собирают ягоды. Лето — осень 1820 г. — время действия четвертой главы . Глава начинается той же сценой в саду. В строфе XL говорится о начале осени («Уж небо осенью дышало»), а в строфе XLII — о наступлении морозов («И вот уже трещат морозы»). Это, конечно, ранние морозы. «Первые морозы назывались Михайловские , потом были Введенские », по дням архистратига Михаила (8 ноября ст. ст.) и Введения во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября ст. ст.) 4 .
  • Лето 1820 г. — время действия второй и третьей глав .
  • В первой строфе второй главы упомянуты «нивы золотые» как деталь пейзажа первых дней пребывания Онегина в деревне. Озимые хлеба желтеют в северо-западных губерниях России в конце июня — начале июля. В строфе XVI третьей главы упоминается пение соловья, в конце главы во время объяснения Онегина с Татьяной дворовые девушки собирают ягоды.
  • Лето — осень 1820 г. — время действия четвертой главы .
  • Глава начинается той же сценой в саду. В строфе XL говорится о начале осени («Уж небо осенью дышало»), а в строфе XLII — о наступлении морозов («И вот уже трещат морозы»). Это, конечно, ранние морозы. «Первые морозы назывались Михайловские , потом были Введенские », по дням архистратига Михаила (8 ноября ст. ст.) и Введения во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября ст. ст.) 4 .
Ночь со 2 на 3 января — 12 января 1821 — время действия пятой главы . Начальная дата указана автором в первой строфе главы («на третье в ночь»), конечная определена именинами Татьяны — днем великомученицы Татьяны. 25 декабря 1820 — 5 января 1821 — святочные праздники и гадания в доме Лариных . Гадания, описанные в пятой главе, происходят между ночами на 4 января (упомянут снег — «чу... снег хрустит» — 5, IX, 9 , а снег выпал лишь «на третье в ночь» — 5, 1, 5 ) и на 6 января 1821 г., то есть в так называемые «страшные вечера» (между Васильевым днем и Крещением).

Ночь со 2 на 3 января — 12 января 1821 — время действия пятой главы .

Начальная дата указана автором в первой строфе главы («на третье в ночь»), конечная определена именинами Татьяны — днем великомученицы Татьяны.

25 декабря 1820 — 5 января 1821 — святочные праздники и гадания в доме Лариных .

Гадания, описанные в пятой главе, происходят между ночами на 4 января (упомянут снег — «чу... снег хрустит» — 5, IX, 9 , а снег выпал лишь «на третье в ночь» — 5, 1, 5 ) и на 6 января 1821 г., то есть в так называемые «страшные вечера» (между Васильевым днем и Крещением).

Ночь с 5 на 6 января — сон Татьяны . Сон не мог быть ранее 4 января (см. выше) и позже 6-го: он связан с гаданиями святочного цикла, которые прекращались в день Крещения. 12 января — день именин Татьяны . 13 января — весна 1821 г. — время действия шестой главы . 14 января — дуэль и гибель Ленского. Весна 1821 — февраль 1822 г. — время действия седьмой главы . Начальная дата определяется первыми стихами главы: Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга.

Ночь с 5 на 6 января — сон Татьяны .

Сон не мог быть ранее 4 января (см. выше) и позже 6-го: он связан с гаданиями святочного цикла, которые прекращались в день Крещения.

  • 12 января — день именин Татьяны .
  • 13 января — весна 1821 г. — время действия шестой главы .
  • 14 января — дуэль и гибель Ленского. Весна 1821 — февраль 1822 г. — время действия седьмой главы .

Начальная дата определяется первыми стихами главы:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Лето 1821 г. — замужество Ольги и ее отъезд ( 7, VIII—XII ).  Лето 1821 г. — посещение Татьяной деревенского кабинета Онегина и чтение книг в его библиотеке .

Лето 1821 г. — замужество Ольги и ее отъезд ( 7, VIII—XII ). Лето 1821 г. — посещение Татьяной деревенского кабинета Онегина и чтение книг в его библиотеке .

Конец января — февраль 1822 г. — поездка Татьяны с матерью в Москву . 1822 г. (вероятно, осень) — замужество Татьяны . Устанавливается на основании слов князя N, который в 1824 г. говорит Онегину, что женат «около двух лет» ( 8, XVIII, 2 )

Конец января — февраль 1822 г. — поездка Татьяны с матерью в Москву .

1822 г. (вероятно, осень) — замужество Татьяны .

Устанавливается на основании слов князя N, который в 1824 г. говорит Онегину, что женат «около двух лет» ( 8, XVIII, 2 )

Осень 1824 — весна 1825 г. — время действия восьмой главы . Март 1825 г. — конец романа .
  • Осень 1824 — весна 1825 г. — время действия восьмой главы .
  • Март 1825 г. — конец романа .
Любовь, как считает А.С. Пушкин, может пробудить к новой жизни. Но относится ли это к Онегину?

Любовь, как считает А.С. Пушкин, может пробудить к новой жизни.

Но относится ли это к Онегину?

Татьяна «русская душою»… Как в образе Татьяны проявляются черты национального характера? Основной принцип организации романа – это симметрия (зеркальность), которая проявляется в повторении (отражении) сюжетных ситуаций, найдите и опишите эти отражения. Каково значение эпиграфов к главам романа? Какова функция пейзажа в романе?

Татьяна «русская душою»… Как в образе Татьяны проявляются черты национального характера?

Основной принцип организации романа – это симметрия (зеркальность), которая проявляется в повторении (отражении) сюжетных ситуаций, найдите и опишите эти отражения.

Каково значение эпиграфов к главам романа?

Какова функция пейзажа в романе?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роман «Евгений Онегин» - художественное постижение судьбы России

Автор: Абрамова Раиса Михайловна

Дата: 05.07.2023

Номер свидетельства: 634728


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства