kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль эпитетов.Исследование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль эпитета "золотой" в стихотворениях С.Есенина

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль эпитетов.Исследование»

Исследование на тему «Роль эпитета «золотой» в стихотворениях Сергея Есенина» Учитель русского языка и литературы Борисова И.В.

Исследование на тему

«Роль эпитета «золотой» в стихотворениях Сергея Есенина»

Учитель русского языка и литературы

Борисова И.В.

Проблема:  в современном обществе растёт интерес к поэзии и особенно к творчеству С.Есенина. Гуманизация образования способствует развитию интереса к поэтическому слову Есенина, усвоению особенностей лингвистического анализа поэтического текста. Цель:  исследование поэтического текста, развитие творческого воображения, изучение изобразительно-выразительных средств и стилистических фигур. Задачи:  изучение творчества С.Есенина, формирование умений лингвистического анализа текста, исследование особенностей использования эпитета «золотой»в стихотворениях Есенина. Вывод:  работа над данной темой помогла увидеть и почувствовать не только образную сторону произведений, но и красоту поэтического слова, проникнуть в «секрет» обаяния стихотворений Есенина.
  • Проблема:  в современном обществе растёт интерес к поэзии и особенно к творчеству С.Есенина. Гуманизация образования способствует развитию интереса к поэтическому слову Есенина, усвоению особенностей лингвистического анализа поэтического текста.
  • Цель:  исследование поэтического текста, развитие творческого воображения, изучение изобразительно-выразительных средств и стилистических фигур.
  • Задачи:  изучение творчества С.Есенина, формирование умений лингвистического анализа текста, исследование особенностей использования эпитета «золотой»в стихотворениях Есенина.
  • Вывод:  работа над данной темой помогла увидеть и почувствовать не только образную сторону произведений, но и красоту поэтического слова, проникнуть в «секрет» обаяния стихотворений Есенина.
план 1. Эпитет как образное определение предмета или действия. 2.Эпитеты в поэзии Сергея Есенина. 3.Эпитет «золотой» в лирике С.Есенина. «Отвори мне, страж заоблачный…» «Спит ковыль. Равнина дорогая…» «Отговорила роща золотая..» «Табун».

план

  • 1. Эпитет как образное определение предмета или действия.
  • 2.Эпитеты в поэзии Сергея Есенина.
  • 3.Эпитет «золотой» в лирике С.Есенина.
  • «Отвори мне, страж заоблачный…»
  • «Спит ковыль. Равнина дорогая…»
  • «Отговорила роща золотая..»
  • «Табун».

  • 4. Вывод
Эпитет

Эпитет

  • Эпитет — это образное определение предмета или действия: В переводе с греческого эпитет (epitheton) — это приложение; он как будто прилагается к предмету или действию в качестве его яркой, образной характеристики. В роли эпитетов чаще всего выступают имена прилагательные: синий вечер, буйная молодость, чахоточный свет луны (С. Есенин). Однако эпитетом может быть наречие, выступающее в роли обстоятельства: звонно чахнут тополя (С. Есенин), а также существительное: край дождей и непогоды...; ивы — кроткие монашки (С. Есенин). Эпитетом является не каждое определение, а только то, которое обладает выразительной силой, образностью.
Эпитеты в поэзии Сергея Есенина.

Эпитеты в поэзии Сергея Есенина.

  • В поэзии Сергея Есенина эпитеты занимают особое место, в них ярко и самобытно отражаются своеобразие его лирики, особенности языка и стиля поэта. Эпитеты Есенина весьма разнообразны по своему лексическому составу, причем с годами они заметно изменялись, совершенствовались. В ранний период творчества Есенин в качестве эпитетов нередко использовал различные устойчивые выражения разговорного языка:
  • «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха», «Уронил кольцо милашки», «Пусть порой мне шепчет синий вечер…»
Эпитет «золотой» в лирике С.Есенина.

Эпитет «золотой» в лирике С.Есенина.

  • Обращает на себя внимание особое пристрастие Есенина к некоторым эпитетам. Так, Е.М.Галкина-Федорук подметила, что излюбленными для него являются определения "голубой", "синий" и "золотой".
  • Особо значим у поэта эпитет "золотой". Он один из наиболее часто встречающихся в лирике Сергея Есенина, обычно он связан с цветовым понятием: золотой – то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: "роща золотая", "золотой лягушкой луна", «золотой бревенчатой избы».
Отвори мне, страж заоблачный…

Отвори мне, страж заоблачный…

  • Отвори мне, страж заоблачный,
  • Голубые двери дня.
  • Белый ангел этой полночью
  • Моего увел коня.
  • Богу лишнего не надобно,
  • Конь мой - мощь моя и крепь.
  • Слышу я, как ржет он жалобно,
  • Закусив златую цепь .
  • Вижу, как он бьется, мечется,
  • Теребя тугой аркан,
  • И летит с него, как с месяца,
  • Шерсть буланая в туман.
В стихотворении С.Есенина мы встречаем эпитет « златую цепь » он говорит нам о том значении, какое имеет конь для лирического героя. Здесь «златая» в значении «дорогая, драгоценная». Только такой цепью можно было пленить резвого скакуна. Сам конь является олицетворением силы, свободы, не случайно и шерсть у коня « буланая» (светло-желтая, как толкуется в словаре С.И. Ожегова), а значит золотистая. Таким образом, цветовые эпитеты помогают нам понять чувства поэта, а они могут быть разными: грустными, радостными, волнующими.
  • В стихотворении С.Есенина мы встречаем эпитет « златую цепь » он говорит нам о том значении, какое имеет конь для лирического героя. Здесь «златая» в значении «дорогая, драгоценная». Только такой цепью можно было пленить резвого скакуна.
  • Сам конь является олицетворением силы, свободы, не случайно и шерсть у коня « буланая» (светло-желтая, как толкуется в словаре С.И. Ожегова), а значит золотистая. Таким образом, цветовые эпитеты помогают нам понять чувства поэта, а они могут быть разными: грустными, радостными, волнующими.
«Спит ковыль. Равнина дорогая…»

«Спит ковыль. Равнина дорогая…»

  • И теперь, когда вот новым светом
  • И моей коснулась жизнь судьбы,
  • Все равно остался я поэтом
  • Золотой бревёнчатой избы.
  • В строках, взятых из стихотворения С. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…» у слова «изба» два определения.
  • Однако эпитетом является только слово «золотой», т.к. выражение «бревенчатая изба» не является образным и прилагательное в нём не подвергается смысловой трансформации, а используется в прямом значении: изба из брёвен. А вот слово «золотой», определяя существительное «изба», теряет прямое значение, воспринимается метафорически, обозначая «дорогой, бесценный, родной, важный». Таким образом, создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении
«Отговорила роща золотая…» Если э питет образован на основе переноса предмета по смежности, то он называется метонимическим. Березовым веселым языком…»

«Отговорила роща золотая…»

Если э питет образован на основе переноса предмета по смежности, то он называется метонимическим.

Березовым веселым языком…»

«Табун».      Интересно Есенин общается с золотом и серебром. Золото – серебро служит как бы рамой, окладом, например, в стихотворении «Табун». Зелёная картина – кони на фоне зелёных холмов – вставленная в золотую; синяя – те же кони, на опрокинутые в «синеющий залив» в серебряную «рамку». В холмах зелёных табуны коней Сдувают ноздрями златой налёт со дней. С холма высокого в чернеющий залив Упала смоль качающихся грив.  Дрожат их головы над тихою водой, И ловит месяц их серебряной уздой . Храпя в испуге на свою же тень,  Качая гривами, они ждут новый день.

«Табун».

  • Интересно Есенин общается с золотом и серебром. Золото – серебро служит как бы рамой, окладом, например, в стихотворении «Табун». Зелёная картина – кони на фоне зелёных холмов – вставленная в золотую; синяя – те же кони, на опрокинутые в «синеющий залив» в серебряную «рамку».

В холмах зелёных табуны коней

Сдувают ноздрями златой налёт со дней.

С холма высокого в чернеющий залив

Упала смоль качающихся грив.

Дрожат их головы над тихою водой,

И ловит месяц их серебряной уздой .

Храпя в испуге на свою же тень,

Качая гривами, они ждут новый день.

Вывод

Вывод

  • Цветовая гамма в стихотворениях поэта способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина. Любимые цвета синий, голубой, в том числе золотой, усиливают ощущение необъятности просторов России. Золотой блеск переливается в его стихах: «Сердце - глыба золотая», «Эх, ты, молодость, буйная молодость, золотая сорви - голова». Поэзия Сергея Есенина нас покоряет удивительной гармонией чувств, метким словом, яркими образами.
Список литературы Собрание стихотворений Есенина, «ЭНИ», Москва, 1926-1927 гг; Ю.Прокушев  Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. М., 1985г. А.Захаров Поэтика Есенина. М., 1995г. Русская литература XX века, 11 класс, «Дрофа», Москва, 2005 г; Газета «За партой», 2010 год, Москва.

Список литературы

Собрание стихотворений Есенина, «ЭНИ», Москва, 1926-1927 гг;

Ю.Прокушев  Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. М., 1985г.

А.Захаров Поэтика Есенина. М., 1995г.

Русская литература XX века, 11 класс, «Дрофа», Москва, 2005 г;

Газета «За партой», 2010 год, Москва.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Роль эпитетов.Исследование

Автор: Борисова Ирина Вячеславовна

Дата: 02.11.2017

Номер свидетельства: 436162


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства