Просмотр содержимого документа
«Роль эпитетов.Исследование»
Исследование на тему
«Роль эпитета «золотой» в стихотворениях Сергея Есенина»
Учитель русского языка и литературы
Борисова И.В.
Проблема: в современном обществе растёт интерес к поэзии и особенно к творчеству С.Есенина. Гуманизация образования способствует развитию интереса к поэтическому слову Есенина, усвоению особенностей лингвистического анализа поэтического текста.
Цель: исследование поэтического текста, развитие творческого воображения, изучение изобразительно-выразительных средств и стилистических фигур.
Задачи: изучение творчества С.Есенина, формирование умений лингвистического анализа текста, исследование особенностей использования эпитета «золотой»в стихотворениях Есенина.
Вывод: работа над данной темой помогла увидеть и почувствовать не только образную сторону произведений, но и красоту поэтического слова, проникнуть в «секрет» обаяния стихотворений Есенина.
план
1. Эпитет как образное определение предмета или действия.
2.Эпитеты в поэзии Сергея Есенина.
3.Эпитет «золотой» в лирике С.Есенина.
«Отвори мне, страж заоблачный…»
«Спит ковыль. Равнина дорогая…»
«Отговорила роща золотая..»
«Табун».
4. Вывод
Эпитет
Эпитет — это образное определение предмета или действия: В переводе с греческого эпитет (epitheton) — это приложение; он как будто прилагается к предмету или действию в качестве его яркой, образной характеристики. В роли эпитетов чаще всего выступают имена прилагательные: синий вечер, буйная молодость, чахоточный свет луны (С. Есенин). Однако эпитетом может быть наречие, выступающее в роли обстоятельства: звонно чахнут тополя (С. Есенин), а также существительное: край дождей и непогоды...; ивы — кроткиемонашки (С. Есенин). Эпитетом является не каждое определение, а только то, которое обладает выразительной силой, образностью.
Эпитеты в поэзии Сергея Есенина.
В поэзии Сергея Есенина эпитеты занимают особое место, в них ярко и самобытно отражаются своеобразие его лирики, особенности языка и стиля поэта. Эпитеты Есенина весьма разнообразны по своему лексическому составу, причем с годами они заметно изменялись, совершенствовались. В ранний период творчества Есенин в качестве эпитетов нередко использовал различные устойчивые выражения разговорного языка:
Обращает на себя внимание особое пристрастие Есенина к некоторым эпитетам. Так, Е.М.Галкина-Федорук подметила, что излюбленными для него являются определения "голубой", "синий" и "золотой".
Особо значим у поэта эпитет "золотой". Он один из наиболее часто встречающихся в лирике Сергея Есенина, обычно он связан с цветовым понятием: золотой – то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: "роща золотая", "золотой лягушкой луна", «золотой бревенчатой избы».
Отвори мне, страж заоблачный…
Отвори мне, страж заоблачный,
Голубые двери дня.
Белый ангел этой полночью
Моего увел коня.
Богу лишнего не надобно,
Конь мой - мощь моя и крепь.
Слышу я, как ржет он жалобно,
Закусив златую цепь .
Вижу, как он бьется, мечется,
Теребя тугой аркан,
И летит с него, как с месяца,
Шерсть буланая в туман.
В стихотворении С.Есенина мы встречаем эпитет « златую цепь » он говорит нам о том значении, какое имеет конь для лирического героя. Здесь «златая» в значении «дорогая, драгоценная». Только такой цепью можно было пленить резвого скакуна.
Сам конь является олицетворением силы, свободы, не случайно и шерсть у коня « буланая» (светло-желтая, как толкуется в словаре С.И. Ожегова), а значит золотистая. Таким образом, цветовые эпитеты помогают нам понять чувства поэта, а они могут быть разными: грустными, радостными, волнующими.
«Спит ковыль. Равнина дорогая…»
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревёнчатой избы.
В строках, взятых из стихотворения С. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…» у слова «изба» два определения.
Однако эпитетом является только слово «золотой», т.к. выражение «бревенчатая изба» не является образным и прилагательное в нём не подвергается смысловой трансформации, а используется в прямом значении: изба из брёвен. А вот слово «золотой», определяя существительное «изба», теряет прямое значение, воспринимается метафорически, обозначая «дорогой, бесценный, родной, важный». Таким образом, создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении
«Отговорила роща золотая…»
Если эпитетобразован на основе переноса предмета по смежности, то он называетсяметонимическим.
Березовым веселым языком…»
«Табун».
Интересно Есенин общается с золотом и серебром. Золото – серебро служит как бы рамой, окладом, например, в стихотворении «Табун». Зелёная картина – кони на фоне зелёных холмов – вставленная в золотую; синяя – те же кони, на опрокинутые в «синеющий залив» в серебряную «рамку».
В холмах зелёных табуны коней
Сдувают ноздрями златой налёт со дней.
С холма высокого в чернеющий залив
Упала смоль качающихся грив.
Дрожат их головы над тихою водой,
И ловит месяц их серебряной уздой .
Храпя в испуге на свою же тень,
Качая гривами, они ждут новый день.
Вывод
Цветовая гамма в стихотворениях поэта способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина. Любимые цвета синий, голубой, в том числе золотой, усиливают ощущение необъятности просторов России. Золотой блеск переливается в его стихах: «Сердце - глыба золотая», «Эх, ты, молодость, буйная молодость, золотая сорви - голова». Поэзия Сергея Есенина нас покоряет удивительной гармонией чувств, метким словом, яркими образами.
Список литературы
Собрание стихотворений Есенина, «ЭНИ», Москва, 1926-1927 гг;
Ю.Прокушев Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. М., 1985г.
А.Захаров Поэтика Есенина. М., 1995г.
Русская литература XX века, 11 класс, «Дрофа», Москва, 2005 г;