kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Родная природа в стихотворениях поэтов ХХвека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет организовать работу со стихотворениями о природе так, чтобы пробудить интерес и любовь к поэзии, добиться того, чтобы ученик чётко представлял предмет изображения. Презентация помогает произвести анализ стихотворений Сергея Есенина "Мелколесье. Степь и дали" и "Пороша"; анализ стихотворения Анны Ахматовой "Перед весной бывают дни такие..." и анализ стихотворения Николая Рубцова ""Звезда полей". Итогом изучения и анализа стихотворений является выполнение тестов с самопроверкой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Родная природа в стихотворениях поэтов ХХвека »

РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ ХХ ВЕКА
  • РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ ХХ ВЕКА

Урок литературы 6 класс

Учитель русского языка и литературы

Каширова Е.Н.

МБОУ СОШ 11 Г.Сергиев Посад

2014г.

I. Учимся читать выразительно! артикуляционная разминка статья В. Г. Артоболевского «Элементы интонации» (с. 204, ч. 2 учебника): прочитать вслух, выписать в тетрадь основные понятия: фразовые ударения, паузы, мелодика речи.

I. Учимся читать выразительно!

артикуляционная разминка

статья В. Г. Артоболевского «Элементы интонации» (с. 204, ч. 2 учебника): прочитать вслух, выписать в тетрадь основные понятия: фразовые ударения, паузы, мелодика речи.

II. Творческая мастерская (работа в группах) — Стихотворения каких поэтов вы уже читали в предыдущих классах? Какие из стихотворений вы помните?  Задание 1  Подготовить выразительное чтение стихотворения. Задание 2  Нарисовать иллюстрацию к стихотворению. Задание 3  Определить размер стихотворения и способ рифмовки.

II. Творческая мастерская (работа в группах)

— Стихотворения каких поэтов вы уже читали в предыдущих классах? Какие из стихотворений вы помните?

Задание 1

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

Задание 2

Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

Задание 3

Определить размер стихотворения и способ рифмовки.

— Что объединяет прочитанные сегодня стихотворения? Стихотворения поэтов XX века, прочитанные нами, объединяет любовь к Родине и родной природе, выраженная в поэтических строках.  

— Что объединяет прочитанные сегодня стихотворения?

Стихотворения поэтов XX века, прочитанные нами, объединяет любовь к Родине и родной природе, выраженная в поэтических строках.

 

Домашнее задание Подготовить выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения.  Индивидуальное задание  Подобрать к стихотворению, которое готовишься читать наизусть, иллюстрацию и музыку, на фоне которой можно прочитать стихотворение. Обосновать выбор иллюстрации и музыки.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения.

Индивидуальное задание

Подобрать к стихотворению, которое готовишься читать наизусть, иллюстрацию и музыку, на фоне которой можно прочитать стихотворение. Обосновать выбор иллюстрации и музыки.

Дом, в котором родился С.А. Есенин. 1922 года. Есенин с Айседорой С. А. Есенин с сестрами Катей и Шурой.

Дом, в котором родился С.А. Есенин.

1922 года. Есенин с Айседорой

С. А. Есенин с сестрами Катей и Шурой.

Стихотворения Сергея Есенина Оба стихотворения посвящены русской зимней дороге: «Мелколесье. Степь и дали...» и «Пороша».

Стихотворения Сергея Есенина

Оба стихотворения посвящены русской зимней дороге: «Мелколесье. Степь и дали...» и «Пороша».

«Мелколесье. Степь и дали...»  В стихотворении поэт описывает, как он ночью едет по степи под лунным светом. Читатель чувствует мотив русской пляски: Эх вы, сани! Что за сани! Звоны мерзлые осин. У меня отец — крестьянин, Ну, а я — крестьянский сын.    В последней строфе появляется образ русской гармошки-«венки», под которую «Будет рядом веселиться / Юность русских деревень...». Поэт использует различные изобразительные средства: олицетворение (бубенцы зарыдали, ножка у березки), эпитеты («разливные бубенцы», «Неприглядная дорога, да любимая навек...», «звоны мерзлые осин», «чахленькая местность»), метафоры («юность русских деревень»). Все стихотворение наполнено звуками: рыданием «разливных бубенцов», «мерзлыми звонами осин»; особенно выделяется выражение «стынь и звень». Образ русской земли складывается из противопоставления «чахленькой местности» и преклонения перед каждой березкой, рыдания и веселья.

«Мелколесье. Степь и дали...»

В стихотворении поэт описывает, как он ночью едет по степи под лунным светом. Читатель чувствует мотив русской пляски:

Эх вы, сани! Что за сани!

Звоны мерзлые осин.

У меня отец — крестьянин,

Ну, а я — крестьянский сын.

  В последней строфе появляется образ русской гармошки-«венки», под которую «Будет рядом веселиться / Юность русских деревень...». Поэт использует различные изобразительные средства: олицетворение (бубенцы зарыдали, ножка у березки), эпитеты («разливные бубенцы», «Неприглядная дорога, да любимая навек...», «звоны мерзлые осин», «чахленькая местность»), метафоры («юность русских деревень»). Все стихотворение наполнено звуками: рыданием «разливных бубенцов», «мерзлыми звонами осин»; особенно выделяется выражение «стынь и звень». Образ русской земли складывается из противопоставления «чахленькой местности» и преклонения перед каждой березкой, рыдания и веселья.

Зимняя дорога. Галерея Художников Пулково.

Зимняя дорога. Галерея Художников Пулково.

Зима в русской деревне. Масло. Холст на картоне

Зима в русской деревне. Масло. Холст на картоне

Зимняя дорога. 1940.

Зимняя дорога. 1940.

Каменев Лев Львович - Зимняя дорога.

Каменев Лев Львович - Зимняя дорога.

просёлочная дорога

просёлочная дорога". холст, масло. жанровая сцена, картина

Крестьянин в санях на зимней дороге. Фотография.

Крестьянин в санях на зимней дороге. Фотография.

Мчится тройка по дороге. Снег сверкает на полях

Мчится тройка по дороге. Снег сверкает на полях

Лошадь в беговых санях с седоком

Лошадь в беговых санях с седоком

гремячий ключ, дорога, зима, лошадь, сани

гремячий ключ, дорога, зима, лошадь, сани

Зимний пейзаж. Зимняя дорога.

Зимний пейзаж. Зимняя дорога.

«Пороша». В «Пороше» дорога превращается в «бесконечную ленту», а зимний лес становится сказочным и таинственным. Это чувство тайны и загадочности помогают передать эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения, которые сплавлены в этом произведении словно бы в одно целое. В первом четверостишии мы видим реальную картину: звенит под копытом коня мерзлая земля, укрытая утоптанным снегом, кричат на лугу серые вороны Еду.Тихо.Слышны звоны Под копытом на снегу...

«Пороша».

В «Пороше» дорога превращается в «бесконечную ленту», а зимний лес становится сказочным и таинственным. Это чувство тайны и загадочности помогают передать эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения, которые сплавлены в этом произведении словно бы в одно целое. В первом четверостишии мы видим реальную картину: звенит под копытом коня мерзлая земля, укрытая утоптанным снегом, кричат на лугу серые вороны

Еду.Тихо.Слышны звоны

Под копытом на снегу...

Изобразительные средства Во втором четверостишии начинается сказка:  Заколдован невидимкой, (метафора)  Дремлет лес под сказку сна, (олицетворение, метафора)  Словно белою косынкой, (сравнение, основанное на олицетворении, эпитет)  Подвязалася сосна (метафора).    В третьей строфе метафора развивается, превращаясь в сравнение:    Понагнулась, как старушка, (сравнение)  Оперлася на клюку, (метафора)  А над самою макушкой  Долбит дятел на суку. (Реальная картина.)

Изобразительные средства

Во втором четверостишии начинается сказка:

Заколдован невидимкой, (метафора)

Дремлет лес под сказку сна, (олицетворение, метафора)

Словно белою косынкой, (сравнение, основанное на олицетворении, эпитет)

Подвязалася сосна (метафора).

 

В третьей строфе метафора развивается, превращаясь в сравнение:

 

Понагнулась, как старушка, (сравнение)

Оперлася на клюку, (метафора)

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку. (Реальная картина.)

В последней строфе мы встречаем олицетворение (снег «стелет шаль»), объединенное с метафорой (шаль — снежный покров), и метафорическое сравнение дороги с лентой, которая «убегает вдаль» (олицетворение). Такое сочетание изобразительных средств создает впечатление сказочности.  

В последней строфе мы встречаем олицетворение (снег «стелет шаль»), объединенное с метафорой (шаль — снежный покров), и метафорическое сравнение дороги с лентой, которая «убегает вдаль» (олицетворение).

Такое сочетание изобразительных средств создает впечатление сказочности.

 

Автограф стихотворения Есенина «Пороша».

Автограф стихотворения Есенина

«Пороша».

ТЕСТ Прочитайте стихотворение С.А.Есенина «Пороша» и выполните задания.

ТЕСТ

Прочитайте стихотворение С.А.Есенина «Пороша» и выполните задания.

А1 Какое чувство испытывает герой?

А1

Какое чувство испытывает герой?

  • Очарован открывшейся взору картиной.
  • Опечален из-за окружающего пейзажа.
  • Тоскует по дому.
  • Мечтает о весеннем солнце.
А2 Ведущей в стихотворении является тема:

А2

Ведущей в стихотворении является тема:

  • любви;
  • природы;
  • одиночества;
  • свободы.
А3 Как называется художественно-выразительное средство, использованное С.А.Есениным в следующей строке: « Понагнулась, как старушка. ..» ?

А3

Как называется художественно-выразительное средство, использованное С.А.Есениным в следующей строке:

« Понагнулась, как старушка. ..» ?

  • Метафора.
  • Гипербола.
  • Эпитет.
  • Сравнение.
А4 С чем сравнивается в стихотворении дорога?

А4

С чем сравнивается в стихотворении дорога?

  • С косынкой.
  • С лентой.
  • С клюкой.
  • С невидимкой.
А5 Лирический герой стихотворения:

А5

Лирический герой стихотворения:

  • спокойно едет по зимнему лесу;
  • скрывается от врага;
  • стремится к одиночеству;
  • боится погони.
В1 В строке «... серые вороны расшумелись на лугу» использован фонетический прием: повторение согласных звуков в поэтической речи. Назовите этот прием.

В1

В строке

«... серые вороны расшумелись на лугу»

использован фонетический прием: повторение согласных звуков в поэтической речи. Назовите этот прием.

В2 Выпишите предложения из стихотворения С.А.Есенина, состоящие из одного слова.

В2

Выпишите предложения из стихотворения С.А.Есенина, состоящие из одного слова.

Укажите художественно-выразительное средство, которое используется поэтом в словосочетаниях:  «серые вороны», «бесконечная дорога». В3

Укажите художественно-выразительное средство, которое используется поэтом в словосочетаниях:

«серые вороны», «бесконечная дорога».

В3

В4 Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.

В4

Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.

С1 Какая картина зимнего сада возникла перед взором лирического героя в стихотворении С.А.Есенина?

С1

Какая картина зимнего сада возникла перед взором лирического героя в стихотворении С.А.Есенина?

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! А1 – 1. В1 – АЛЛИТЕРАЦИЯ. А2 – 2. В2 – ЕДУ.ТИХО. А3 – 4. В3 – ЭПИТЕТ. А4 – 2. В4 – ХОРЕЙ. А5 – 1.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

А1 – 1.

В1 – АЛЛИТЕРАЦИЯ.

А2 – 2.

В2 – ЕДУ.ТИХО.

А3 – 4.

В3 – ЭПИТЕТ.

А4 – 2.

В4 – ХОРЕЙ.

А5 – 1.

Н.А.МИРОНОВА Тесты по литературе к учебнику-хрестоматии «Литература. 6 класс.» В 2-х частях. Автор-составитель В.П.Полухина

Н.А.МИРОНОВА

Тесты по литературе к учебнику-хрестоматии «Литература. 6 класс.» В 2-х частях. Автор-составитель В.П.Полухина

1911. Анна Ахматова. Царское село. 1914 г.

1911. Анна Ахматова. Царское село. 1914 г.

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ А.А.АХМАТОВОЙ «ПЕРЕД ВЕСНОЙ БЫВАЮТ ДНИ ТАКИЕ...» И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ.

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ А.А.АХМАТОВОЙ

«ПЕРЕД ВЕСНОЙ БЫВАЮТ ДНИ ТАКИЕ...»

И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ.

Анна Ахматова  Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие, И теплый ветер нежен и упруг. И лёгкости своей дивится тело, И дома своего не узнаешь, И песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь. 1953. Ранняя весна. Бялыницкий-Бируля.

Анна Ахматова

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер нежен и упруг.

И лёгкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаешь,

И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь.

1953. Ранняя весна. Бялыницкий-Бируля.

А1 КАКОЕ ЧУВСТВО ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ ПЕРЕДАНО В СТИХОТВОРЕНИИ?

А1

КАКОЕ ЧУВСТВО ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ ПЕРЕДАНО В СТИХОТВОРЕНИИ?

  • ТОСКА.
  • РАДОСТЬ.
  • УДОВЛЕТВОРЕНИЕ.
  • ВОЛНЕНИЕ.
А2 ВЕДУЩЕЙ В СТИХОТВОРЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕМА:

А2

ВЕДУЩЕЙ В СТИХОТВОРЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕМА:

  • РОДИНЫ;
  • ОБНОВЛЕНИЯ ДУШИ И ПРИРОДЫ;
  • ОДИНОЧЕСТВА;
  • СВОБОДЫ.
А3 КАК НАЗЫВАЕТСЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО,ИСПОЛЬЗУЕМОЕ В СЛЕДУЮЩИХ СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ: «ДЕРЕВЬЯ ВЕСЕЛО-СУХИЕ», «ТЕПЛЫЙ ВЕТЕР», «ПОД ПЛОТНЫМ СНЕГОМ» ?

А3

КАК НАЗЫВАЕТСЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО,ИСПОЛЬЗУЕМОЕ В СЛЕДУЮЩИХ СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ:

«ДЕРЕВЬЯ ВЕСЕЛО-СУХИЕ», «ТЕПЛЫЙ ВЕТЕР», «ПОД ПЛОТНЫМ СНЕГОМ» ?

  • ЭПИТЕТ.
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.
  • СРАВНЕНИЕ.
  • ГИПЕРБОЛА.
А4 КАКОЙ СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПРИЕМ, ОСНОВАННЫЙ НА НАРУШЕНИИ ОБЫЧНОГО ПОРЯДКА СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ, ИСПОЛЬЗОВАН В СЛЕДУЮЩЕЙ СТРОКЕ: «ПЕРЕД ВЕСНОЙ БЫВАЮТ ДНИ ТАКИЕ... » ?

А4

КАКОЙ СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПРИЕМ, ОСНОВАННЫЙ НА НАРУШЕНИИ ОБЫЧНОГО ПОРЯДКА СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ, ИСПОЛЬЗОВАН В СЛЕДУЮЩЕЙ СТРОКЕ:

«ПЕРЕД ВЕСНОЙ БЫВАЮТ ДНИ ТАКИЕ... » ?

  • ПОВТОР.
  • РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ.
  • ИНВЕРСИЯ.
  • АНТИТЕЗА.
А5 ГЕРОИНЯ СТИХОТВОРЕНИЯ: 1. УБЕГАЕТ ОТ ВРАГА; 2. СТРАДАЕТ ОТ ЖАРЫ; 3. НЕ ХОЧЕТ РАССТАВАТЬСЯ С ЗИМОЙ; 4. ЧУВСТВУЕТ ЛЕГКОСТЬ ВО ВСЕМ ТЕЛЕ.

А5

ГЕРОИНЯ СТИХОТВОРЕНИЯ:

1. УБЕГАЕТ ОТ ВРАГА;

2. СТРАДАЕТ ОТ ЖАРЫ;

3. НЕ ХОЧЕТ РАССТАВАТЬСЯ С ЗИМОЙ;

4. ЧУВСТВУЕТ ЛЕГКОСТЬ ВО ВСЕМ ТЕЛЕ.

В1 В СТРОКЕ «ПОД ПЛОТНЫМ СНЕГОМ ОТДЫХАЕТ ЛУГ...» ИСПОЛЬЗОВАН ПРИЕМ, ПРЕДЛАГАЮЩИЙ ОДУШЕВЛЕНИЕ И ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ. НАЗОВИТЕ ЭТОТ ПРИЕМ.

В1

В СТРОКЕ

«ПОД ПЛОТНЫМ СНЕГОМ ОТДЫХАЕТ ЛУГ...»

ИСПОЛЬЗОВАН ПРИЕМ, ПРЕДЛАГАЮЩИЙ ОДУШЕВЛЕНИЕ И ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ.

НАЗОВИТЕ ЭТОТ ПРИЕМ.

В2 ВЫПИШИТЕ СЛОВО ИЗ ПОСЛЕДНЕЙ СТРОКИ, КОТОРОЕ ПЕРЕДАЕТ ЧУВСТВО ЛИРИЧЕСКОЙ ГЕРОИНИ.

В2

ВЫПИШИТЕ СЛОВО ИЗ ПОСЛЕДНЕЙ СТРОКИ, КОТОРОЕ ПЕРЕДАЕТ ЧУВСТВО ЛИРИЧЕСКОЙ ГЕРОИНИ.

В3 УКАЖИТЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО, КОТОРОЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПОЭТОМ В СОЧЕТАНИЯХ: «ШУМЯТ ДЕРЕВЬЯ», «ВЕТЕР НЕЖЕН».

В3

УКАЖИТЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО, КОТОРОЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПОЭТОМ В СОЧЕТАНИЯХ:

«ШУМЯТ ДЕРЕВЬЯ», «ВЕТЕР НЕЖЕН».

В4 ОПРЕДЕЛИТЕ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР, КОТОРЫМ НАПИСАНО СТИХОТВОРЕНИЕ.

В4

ОПРЕДЕЛИТЕ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР, КОТОРЫМ НАПИСАНО СТИХОТВОРЕНИЕ.

С1 КАК ПЕРЕДАНО А.А.АХМАТОВОЙ ВОЛНЕНИЕ ГЕРОИНИ ПЕРЕД ПРЕДСТОЯЩЕЙ ВСТРЕЧЕЙ С ВЕСНОЙ?

С1

КАК ПЕРЕДАНО А.А.АХМАТОВОЙ ВОЛНЕНИЕ ГЕРОИНИ ПЕРЕД ПРЕДСТОЯЩЕЙ ВСТРЕЧЕЙ С ВЕСНОЙ?

ПРОВЕРЬ СЕБЯ ! А1 – 4. В1 – ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. А2 – 2. В2 – ВОЛНЕНИЕ. А3 – 1. В3 – ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. А4 – 3. В4 – ЯМБ. А5 – 4.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ !

А1 – 4.

В1 – ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

А2 – 2.

В2 – ВОЛНЕНИЕ.

А3 – 1.

В3 – ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

А4 – 3.

В4 – ЯМБ.

А5 – 4.

Н.А.МИРОНОВА Тесты по литературе к учебнику-хрестоматии «Литература. 6 класс.» В 2-х частях. Автор-составитель В.П.Полухина

Н.А.МИРОНОВА

Тесты по литературе к учебнику-хрестоматии «Литература. 6 класс.» В 2-х частях. Автор-составитель В.П.Полухина

Фрагмент выставки, посвящённой Николаю Рубцову

Фрагмент выставки, посвящённой Николаю Рубцову

С каждой избою и тучею,  С громом, готовым упасть,  Чувствую самую жгучую,  Самую смертную связь.  Н.Рубцов

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Н.Рубцов

ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ Звезда полей, во мгле заледенелой Остановившись, смотрит в полынью. Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал родину мою... Звезда полей! В минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром... Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Своим лучом приветливым касаясь Всех городов, поднявшихся вдали. Но только здесь, во мгле заледенелой, Она восходит ярче и полней, И счастлив я, пока на свете белом Горит, горит звезда моих полей... 1964

ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ

Звезда полей, во мгле заледенелой

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

1964

1. Антитезы: «мгле заледенелой», «полынье» противостоит тепло осеннего золота, неугасимый свет звезды.  2. Повторы: словосочетание «звезда полей» повторяется пять раз, включая заглавие; этот образ открывает стихотворение и завершает его; столько же раз повторяется глагол «горит», создавая ощущение вечного источника тепла и света.  3. Эпитеты: «во мгле заледенелой-», «для всех тревожных жителей земли», «лучом приветливым».  4. Метафоры: «сон окутал родину мою», «горит под золотом осенним», «горит над зимним серебром».  5. Олицетворения: «звезда... остановившись, смотрит в полынью», «лучом приветливым». Восклицательная интонация восхищения, душевного волнения. Многоточия, создающие интонацию недосказанности, тишины, образ вечности.)

1. Антитезы: «мгле заледенелой», «полынье» противостоит тепло осеннего золота, неугасимый свет звезды.

2. Повторы: словосочетание «звезда полей» повторяется пять раз, включая заглавие; этот образ открывает стихотворение и завершает его; столько же раз повторяется глагол «горит», создавая ощущение вечного источника тепла и света.

3. Эпитеты: «во мгле заледенелой-», «для всех тревожных жителей земли», «лучом приветливым».

4. Метафоры: «сон окутал родину мою», «горит под золотом осенним», «горит над зимним серебром».

5. Олицетворения: «звезда... остановившись, смотрит в полынью», «лучом приветливым». Восклицательная интонация восхищения, душевного волнения. Многоточия, создающие интонацию недосказанности, тишины, образ вечности.)

Какое значение имеет название стихотворения?   Образ звезды восходит к самым древним, мифологическим образам. Литература бесконечно черпает из мифологического источника, а он всё не скудеет, питает искусство многих и многих веков. Вспомним библейский образ Вифлеемской звезды, указавшей путь к Богу. По этому пути старается идти и поэт Николай Рубцов. Он преображает традиционный образ звезды - и этот образ окрашивается теплым чувством любви к родине. «Звезда полей», отражаясь в полынье, соединяет небо и землю, бережет сон родины. Она далека, но в то же время приветлива, она «горит, не угасая, / Для всех тревожных жителей земли».

Какое значение имеет название стихотворения?

Образ звезды восходит к самым древним, мифологическим образам. Литература бесконечно черпает из мифологического источника, а он всё не скудеет, питает искусство многих и многих веков. Вспомним библейский образ Вифлеемской звезды, указавшей путь к Богу. По этому пути старается идти и поэт Николай Рубцов. Он преображает традиционный образ звезды - и этот образ окрашивается теплым чувством любви к родине. «Звезда полей», отражаясь в полынье, соединяет небо и землю, бережет сон родины. Она далека, но в то же время приветлива, она «горит, не угасая, / Для всех тревожных жителей земли».

ТЕСТ

ТЕСТ

А1 КАКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ СВЯЗАН В СОЗНАНИИ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ С РОДИНОЙ?

А1

КАКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ СВЯЗАН В СОЗНАНИИ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ С РОДИНОЙ?

  • ЗЕМЛЯ.
  • БЕЛЫЙ СВЕТ.
  • ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ.
  • СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ.
А2 ВЕДУЩЕЙ В СТИХОТВОРЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕМА:

А2

ВЕДУЩЕЙ В СТИХОТВОРЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕМА:

  • УЗНИЧЕСТВА;
  • РОДИНЫ;
  • ОДИНОЧЕСТВА;
  • СВОБОДЫ.
А3 КАК НАЗЫВАЕТСЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО, КОТОРОЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ: «ВО МГЛЕ ЗАЛЕДЕНЕЛОЙ», «ЛУЧОМ ПРИВЕТЛИВЫМ», «НАД ЗИМНИМ СЕРЕБРОМ» ?

А3

КАК НАЗЫВАЕТСЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО, КОТОРОЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ:

«ВО МГЛЕ ЗАЛЕДЕНЕЛОЙ», «ЛУЧОМ ПРИВЕТЛИВЫМ», «НАД ЗИМНИМ СЕРЕБРОМ» ?

  • ЭПИТЕТ.
  • МЕТАФОРА.
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.
  • СРАВНЕНИЕ.
А4 КАКОЙ СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В СТРОКЕ «И СОН ОКУТАЛ РОДИНУ МОЮ...», ОСНОВАННЫЙ НА ИЗМЕНЕНИИ ОБЫЧНОГО ПОРЯДКА СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ?

А4

КАКОЙ СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В СТРОКЕ

«И СОН ОКУТАЛ РОДИНУ МОЮ...»,

ОСНОВАННЫЙ НА ИЗМЕНЕНИИ ОБЫЧНОГО ПОРЯДКА СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ?

  • АНТИТЕЗА.
  • ПОВТОР.
  • АЛЛИТЕРАЦИЯ.
  • ИНВЕРСИЯ.
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ СТИХОТВОРЕНИЯ: А5

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ СТИХОТВОРЕНИЯ:

А5

  • СТРАДАЕТ ОТ ОДИНОЧЕСТВА;
  • СЧАСТЛИВ, ПОКА ГОРИТ «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ»;
  • НИКОГДА НЕ ВСПОМИНАЕТ О «ЗВЕЗДЕ ПОЛЕЙ»;
  • БОИТСЯ ИЗМЕНЕНИЙ В СУДЬБЕ.
В1 В СТРОКЕ «...КАК ТИХО ЗА ХОЛМОМ» ИСПОЛЬЗОВАН ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ПОВТОРЕНИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ. НАЗОВИТЕ ЭТОТ ПРИЕМ.

В1

В СТРОКЕ «...КАК ТИХО ЗА ХОЛМОМ» ИСПОЛЬЗОВАН ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ПОВТОРЕНИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ.

НАЗОВИТЕ ЭТОТ ПРИЕМ.

ВЫПИШИТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ИЗ ВТОРОЙ СТРОФЫ, КОТОРОЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ ПОЭТА СИМВОЛОМ РОДИНЫ. В2

ВЫПИШИТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ИЗ ВТОРОЙ СТРОФЫ, КОТОРОЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ ПОЭТА СИМВОЛОМ РОДИНЫ.

В2

В3 УКАЖИТЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО, КОТОРОЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПОЭТОМ В СОЧЕТАНИЯХ:   «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ», «ГОРИТ ЗВЕЗДА», «ВОСХОДИТ ЯРЧЕ».

В3

УКАЖИТЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО, КОТОРОЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПОЭТОМ В СОЧЕТАНИЯХ:

«ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ», «ГОРИТ ЗВЕЗДА», «ВОСХОДИТ ЯРЧЕ».

В4 ОПРЕДЕЛИТЕ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР, КОТОРЫМ НАПИСАНО СТИХОТВОРЕНИЕ.

В4

ОПРЕДЕЛИТЕ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР, КОТОРЫМ НАПИСАНО СТИХОТВОРЕНИЕ.

С1 КАКОЕ ЧУВСТВО ОХВАТЫВАЕТ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ СТИХОТВОРЕНИЯ Н.М.РУБЦОВА, КОГДА ОН ВСПОМИНАЕТ РОДИНУ?

С1

КАКОЕ ЧУВСТВО ОХВАТЫВАЕТ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ СТИХОТВОРЕНИЯ Н.М.РУБЦОВА, КОГДА ОН ВСПОМИНАЕТ РОДИНУ?

ПРОВЕРЬ СЕБЯ ! В1- АЛЛИТЕРАЦИЯ. В2- ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ. В3- МЕТАФОРА. В4- ЯМБ. А1 – 3. А2 – 2. А3 – 1. А4 – 4. А5 – 2.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ !

В1- АЛЛИТЕРАЦИЯ.

В2- ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ.

В3- МЕТАФОРА.

В4- ЯМБ.

А1 – 3.

А2 – 2.

А3 – 1.

А4 – 4.

А5 – 2.

Н.А.МИРОНОВА Тесты по литературе к учебнику-хрестоматии «Литература. 6 класс.» В 2-х частях. Автор-составитель В.П.Полухина

Н.А.МИРОНОВА

Тесты по литературе к учебнику-хрестоматии «Литература. 6 класс.» В 2-х частях. Автор-составитель В.П.Полухина


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Родная природа в стихотворениях поэтов ХХвека

Автор: Каширова Елена Николаевна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134303


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства