Данная презентация поможет организовать работу со стихотворениями о природе так, чтобы пробудить интерес и любовь к поэзии, добиться того, чтобы ученик чётко представлял предмет изображения. Презентация помогает произвести анализ стихотворений Сергея Есенина "Мелколесье. Степь и дали" и "Пороша"; анализ стихотворения Анны Ахматовой "Перед весной бывают дни такие..." и анализ стихотворения Николая Рубцова ""Звезда полей". Итогом изучения и анализа стихотворений является выполнение тестов с самопроверкой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родная природа в стихотворениях поэтов ХХвека »
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ ХХ ВЕКА
Урок литературы 6 класс
Учитель русского языка и литературы
Каширова Е.Н.
МБОУ СОШ 11 Г.Сергиев Посад
2014г.
I. Учимся читать выразительно!
артикуляционная разминка
статья В. Г. Артоболевского «Элементы интонации» (с. 204, ч. 2 учебника): прочитать вслух, выписать в тетрадь основные понятия: фразовые ударения, паузы, мелодика речи.
II. Творческая мастерская (работа в группах)
— Стихотворения каких поэтов вы уже читали в предыдущих классах? Какие из стихотворений вы помните?
Задание 1
Подготовить выразительное чтение стихотворения.
Задание 2
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
Задание 3
Определить размер стихотворения и способ рифмовки.
— Что объединяет прочитанные сегодня стихотворения?
Стихотворения поэтов XX века, прочитанные нами, объединяет любовь к Родине и родной природе, выраженная в поэтических строках.
Подобрать к стихотворению, которое готовишься читать наизусть, иллюстрацию и музыку, на фоне которой можно прочитать стихотворение. Обосновать выбор иллюстрации и музыки.
Дом, в котором родился С.А. Есенин.
1922 года. Есенин с Айседорой
С. А. Есенин с сестрами Катей и Шурой.
Стихотворения Сергея Есенина
Оба стихотворения посвящены русской зимней дороге: «Мелколесье. Степь и дали...» и «Пороша».
«Мелколесье. Степь и дали...»
В стихотворении поэт описывает, как он ночью едет по степи под лунным светом. Читатель чувствует мотив русской пляски:
Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец — крестьянин,
Ну, а я — крестьянский сын.
В последней строфе появляется образ русской гармошки-«венки», под которую «Будет рядом веселиться / Юность русских деревень...». Поэт использует различные изобразительные средства: олицетворение (бубенцы зарыдали, ножка у березки), эпитеты («разливные бубенцы», «Неприглядная дорога, да любимая навек...», «звоны мерзлые осин», «чахленькая местность»), метафоры («юность русских деревень»). Все стихотворение наполнено звуками: рыданием «разливных бубенцов», «мерзлыми звонами осин»; особенно выделяется выражение «стынь и звень». Образ русской земли складывается из противопоставления «чахленькой местности» и преклонения перед каждой березкой, рыдания и веселья.
Зимняя дорога. Галерея Художников Пулково.
Зима в русской деревне. Масло. Холст на картоне
Зимняя дорога. 1940.
Каменев Лев Львович - Зимняя дорога.
просёлочная дорога". холст, масло. жанровая сцена, картина
Крестьянин в санях на зимней дороге. Фотография.
Мчится тройка по дороге. Снег сверкает на полях
Лошадь в беговых санях с седоком
гремячий ключ, дорога, зима, лошадь, сани
Зимний пейзаж. Зимняя дорога.
«Пороша».
В «Пороше» дорога превращается в «бесконечную ленту», а зимний лес становится сказочным и таинственным. Это чувство тайны и загадочности помогают передать эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения, которые сплавлены в этом произведении словно бы в одно целое. В первом четверостишии мы видим реальную картину: звенит под копытом коня мерзлая земля, укрытая утоптанным снегом, кричат на лугу серые вороны
Еду.Тихо.Слышны звоны
Под копытом на снегу...
Изобразительные средства
Во втором четверостишии начинается сказка:
Заколдован невидимкой, (метафора)
Дремлет лес под сказку сна, (олицетворение, метафора)
Словно белою косынкой, (сравнение, основанное на олицетворении, эпитет)
Подвязалася сосна (метафора).
В третьей строфе метафора развивается, превращаясь в сравнение:
Понагнулась, как старушка, (сравнение)
Оперлася на клюку, (метафора)
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку. (Реальная картина.)
В последней строфе мы встречаем олицетворение (снег «стелет шаль»), объединенное с метафорой (шаль — снежный покров), и метафорическое сравнение дороги с лентой, которая «убегает вдаль» (олицетворение).
Такое сочетание изобразительных средств создает впечатление сказочности.
Автограф стихотворения Есенина
«Пороша».
ТЕСТ
Прочитайте стихотворение С.А.Есенина «Пороша» и выполните задания.
А1
Какое чувство испытывает герой?
Очарован открывшейся взору картиной.
Опечален из-за окружающего пейзажа.
Тоскует по дому.
Мечтает о весеннем солнце.
А2
Ведущей в стихотворении является тема:
любви;
природы;
одиночества;
свободы.
А3
Как называется художественно-выразительное средство, использованное С.А.Есениным в следующей строке:
« Понагнулась, как старушка. ..» ?
Метафора.
Гипербола.
Эпитет.
Сравнение.
А4
С чем сравнивается в стихотворении дорога?
С косынкой.
С лентой.
С клюкой.
С невидимкой.
А5
Лирический герой стихотворения:
спокойно едет по зимнему лесу;
скрывается от врага;
стремится к одиночеству;
боится погони.
В1
В строке
«... серые вороны расшумелись на лугу»
использован фонетический прием: повторение согласных звуков в поэтической речи. Назовите этот прием.
В2
Выпишите предложения из стихотворения С.А.Есенина, состоящие из одного слова.
Укажите художественно-выразительное средство, которое используется поэтом в словосочетаниях:
«серые вороны», «бесконечная дорога».
В3
В4
Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.
С1
Какая картина зимнего сада возникла перед взором лирического героя в стихотворении С.А.Есенина?
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
А1 – 1.
В1 – АЛЛИТЕРАЦИЯ.
А2 – 2.
В2 – ЕДУ.ТИХО.
А3 – 4.
В3 – ЭПИТЕТ.
А4 – 2.
В4 – ХОРЕЙ.
А5 – 1.
Н.А.МИРОНОВА
Тесты по литературе к учебнику-хрестоматии «Литература. 6 класс.» В 2-х частях. Автор-составитель В.П.Полухина
1911. Анна Ахматова. Царское село. 1914 г.
ПРОЧИТАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ А.А.АХМАТОВОЙ
«ПЕРЕД ВЕСНОЙ БЫВАЮТ ДНИ ТАКИЕ...»
И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ.
Анна Ахматова
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
1953. Ранняя весна. Бялыницкий-Бируля.
А1
КАКОЕ ЧУВСТВО ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ ПЕРЕДАНО В СТИХОТВОРЕНИИ?
ТОСКА.
РАДОСТЬ.
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ.
ВОЛНЕНИЕ.
А2
ВЕДУЩЕЙ В СТИХОТВОРЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕМА:
РОДИНЫ;
ОБНОВЛЕНИЯ ДУШИ И ПРИРОДЫ;
ОДИНОЧЕСТВА;
СВОБОДЫ.
А3
КАК НАЗЫВАЕТСЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО,ИСПОЛЬЗУЕМОЕ В СЛЕДУЮЩИХ СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ:
2. Повторы: словосочетание «звезда полей» повторяется пять раз, включая заглавие; этот образ открывает стихотворение и завершает его; столько же раз повторяется глагол «горит», создавая ощущение вечного источника тепла и света.
3. Эпитеты: «во мгле заледенелой-», «для всех тревожных жителей земли», «лучом приветливым».
4. Метафоры: «сон окутал родину мою», «горит под золотом осенним», «горит над зимним серебром».
Образ звезды восходит к самым древним, мифологическим образам. Литература бесконечно черпает из мифологического источника, а он всё не скудеет, питает искусство многих и многих веков. Вспомним библейский образ Вифлеемской звезды, указавшей путь к Богу. По этому пути старается идти и поэт Николай Рубцов. Он преображает традиционный образ звезды - и этот образ окрашивается теплым чувством любви к родине. «Звезда полей», отражаясь в полынье, соединяет небо и землю, бережет сон родины. Она далека, но в то же время приветлива, она «горит, не угасая, / Для всех тревожных жителей земли».
ТЕСТ
А1
КАКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ СВЯЗАН В СОЗНАНИИ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ С РОДИНОЙ?
ЗЕМЛЯ.
БЕЛЫЙ СВЕТ.
ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ.
СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ.
А2
ВЕДУЩЕЙ В СТИХОТВОРЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕМА:
УЗНИЧЕСТВА;
РОДИНЫ;
ОДИНОЧЕСТВА;
СВОБОДЫ.
А3
КАК НАЗЫВАЕТСЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО, КОТОРОЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ: