kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка и презентация к открытому уроку по роману А.С.Пушкина "Дубровский"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта разработка подойдет для активных учителей русского языка и литературы, которые привыкли работать, участвовать в различных семинарах, конкурсах  и.т.д.

Урок с презентацией составлен по технологии критического мышления с применением 6 шляп мышления Эдварда де Бано.

Советую всем попробовать его провести. Вы не пожалеете, поверьте мне!!!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дубровский — копия»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 с.Серноводское»




Открытый урок литературы

«Урок-мышление»

в 6 «Б» классе

по роману А.С.Пушкина «Дубровский»




Учитель русского языка и литературы: Заруева З.Х.


Открытый урок по литературе в 6 классе

по повести А.С. Пушкина «Дубровский»












Тема урока: «Добро и зло» в романе А.С.Пушкина «Дубровский»

Тип урока: педагогическая мастерская с применением ИКТ.

Методы: проблемный, исследовательский.

Цели урока:

Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение, активизация познавательной деятельности.

Развивающие: приобщение к радости творчества, законам открытия нового.

Воспитательные: воспитание духовно – нравственной личности, умения общаться.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Реквизиты: шесть шляп.

Используемая технология: шесть шляп мышления


Эпиграф к уроку:

«Удались от зла и сотвори благо….»



Ход урока:


  1. 1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте! Я приветствую всех, кто сегодня принимает участие в нашем мероприятии. Уважаемые гости добро пожаловать!

Сегодняшняя наша игра посвящена роману А.С.Пушкина «Дубровский»

Мы с вами попытаемся найти ту тонкую грань между хорошими и плохими поступками героев данного романа, представим их образы и характер на основе наших 6 шляп мышления. Это не простые шляпы. Эту методику как я вам уже говорила, создал американский психолог, писатель – Эдвард де бано (слайд №2)

Ребята, внимательно прочитайте эпиграф к нашему уроку. (Слайд № 1)

Попробуем дать название нашему сегодняшнему уроку.

Как вы думаете, кто из героев последовал этому совету?

Как это произошло?

Почему?

Ответы учащихся….

Правильно тема нашего урока «Добро и зло» в романе А.С.Пушкина «Дубровский»


  1. Начинается викторина

Учитель: Какой цвет шляпы вы выбрали бы к данному эпизоду?

- Почему именно этот цвет вы выбрали для обозначения этого слова?

Ответы учащихся:

- Черный цвет – враги.

- Красный – кровь.

(смотрят фрагмент из фильма «На псарне»)

Учитель: А почему именно эти цвета вы выбрали

«Белая шляпа»:

Готовясь к охоте, Троекуров показывал гостям свою псарню. Дубровский неодобрительно отозвался об условиях жизни слуг Троекурова по сравнению с собаками. Один из псарей, обидевшись, ответил: «Мы на свое житье не жалуемся, а вот иному дворянину не мешало бы променять свою усадьбу на собачью конуру». Троекуров громко рассмеялся на дерзость своего псаря. Дубровский побледнел и промолчал. За столом Троекуров хватился Дубровского. Ему сказали, что Дубровский уехал домой. Троекуров «велел догнать и воротить его. Но сосед не вернулся и передал записку, в которой требовал прислать к нему дерзкого псаря, а уж он сам решит: “наказать его или помиловать”. А сносить дерзости от кого бы то ни было он не намерен, так как является старинным дворянином. Письмо Дубровского рассердило Троекурова.

«Чёрная шляпа»:

Троекуров допустил бестактность, позволив «своему холопу» обидеть и унизить Дубровского.

Учитель: Какие чувства вызывают у вас Троекуров и Дубровский?

«Красная шляпа»:

Троекуров вызывает негодование, возмущение, неприязнь. Он хотел доказать всем, что никому нельзя идти против него. Богатство, знатный род и связи давали Троекурову большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были ему угодить, он принимал знаки внимания как должное.

Жизненные принципы Дубровского вызывают уважение, и крестьяне его любят за доброе отношение к ним.




Учитель: Ребята, а вы любите разгадывать кроссворды? Я знаю, что любите! Вот теперь, давайте мы с вами отложим наши шляпы в сторонку и разгадаем небольшой кроссворд.


1




2










3


















4



5






6





7




8








9



















































10


11







12























13








14






















15





16




























17











18








19











20
































21













22












23



































По горизонтали:

1. Зверь, которого застрелил «француз»

8. Любимая песня Троекурова: «… победы раздавайся!»

9. Город, где учился Дубровский-сын

10. Имя молодого Дубровского

12. Барский слуга

15. Фамилия судебного заседателя

17. Имя отца главного героя

18. Отношения, которые связывали двух помещиков после ссоры

19. Предводитель разбойников

21. Предмет, который брат Маши положил в дупло старого дуба

22. Поместье, принадлежащее жениху Маши

23. Фамилия жениха Маши

По вертикали:

1. Гувернантка Маши

2. Няня Дубровского

3. Имя дерзкого псаря, обидевшего Андрея Гавриловича

4. Фамилия автора романа

5. Фамилия учителя-француза

6. Имя кузнеца, спасшего кошку

7. Деревня, в которой жил старик Дубровский

11. Полное имя брата Маши

13. Любимое развлечение Кирила Петровича

14. Село, в котором находилось поместье Кирила Петровича

16. Офицерский чин, в котором Владимир был выпущен из Кадетского корпуса в гвардию

20.Чувство, заставившее Владимира отказаться от мести



1м

е

д

в

2е

д

ь








3п










и




г




4п



5д



а



6а





7к


м


8г

р

о

м



у


9п

е

т

е

р

б

у

р

г




и


и




р




ш



ф



а



х


с



о




к



о



м



и


т

10в

л

11а

д

и

м

и

р


12х

о

л

о

п


е

н


л


н



ж



ш





н



13о



а


е



14п





к




е



х



к



о




15ш

а

б

а

ш

16к

и

н


в



о

с



к









о




к



т

17а

н

д

р

е

й






18в

р

а

ж

д

а



19а

т

а

м

а

н



о


20л




н



д



в


ю




е


р



с


б




т





21к

о

л

ь

ц

о









22а

р

б

а

т

о

в

о





23в

е

р

е

й

с

к

и

й











е





ь










По горизонтали:

1. медведь

8. гром

9. Петербург

10. Владимир

12. холоп

15. Шабашкин

17. Андрей

18. вражда

19. атаман

21. кольцо

22. Арбатово

23. Верейский

По вертикали:

1. Мими

2. Егоровна

3. Парамошка

4. Пушкин

5. Дефорж

6. Архип

7. Кистеневка

11. Александр

13. охота

14. Покровское

16. корнет

20. любовь





Учитель: Ребята, а вы не устали еще? Давайте мы с вами немного отдохнем и сделаем небольшую физминутку – гимнастику для глаз.

Физминутка показывается на слайдах ( слайды 10-18)

Молодцы ребята! А теперь давайте мы с вами вернемся к нашим 6 шляпам мышления.

Итак, послушайте отрывок из текста и выскажите свое мнение, подняв одну или несколько шляп. Затем объясните почему вы выбрали данный цвет шляпы.

Дубровский поймал в своей роще мужиков Троекурова, ворующих лес. До этого троекуровские мужики не позволяли себе “шалить в пределах его владений”, зная о дружеских отношениях между господами. Теперь же они воспользовались размолвкой приятелей. Дубровский отнял у них лошадей, а крестьян велел высечь. Узнав об этом, Троекуров пришел в бешенство. «В первую минуту гнева он хотел учинить нападение на Кистиневку…разорить ее дотла. Но, поразмыслив, решил отнять имение Дубровского. Все документы на имение Дубровского сгорели при пожаре. Это заметно облегчало дело, кроме того, Дубровский мало смыслил в делах, был горяч и полагался на закон. Троекуров доверился Шабашкину, который занимался подкупом судей, и добился рассмотрения дела в суде.

«Черная шляпа»:

Троекуров, желая отомстить другу за проявленные им чувство собственного достоинства и независимость, избрал самый низкий способ. Он решил отнять имение у Дубровского и таким образом окончательно разорить его. «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение», - говорит Троекуров. Дубровский не мог даже себе представить размеров опасности, которая ему угрожала.

Учитель: Новое столкновение Дубровского и Троекурова произошло в суде. Какие об этом известны факты?

«Белая шляпа»:

Судом было установлено, что Дубровский владеет Кистеневкой незаконно, и имение должно быть передано законному владельцу — Троекурову. Дубровский схватил чернильницу и пустил ею в председателя суда; разбушевавшегося помещика едва уняли сбежавшиеся сторожа. Затем больной Дубровский был отвезен в Кистеневку, “почти уже ему не принадлежащую”.




«Чёрная шляпа»:

Неожиданное и неправильное решение суда нанесло страшный удар старому Дубровскому. Он лишился дома, земли, скромного имущества. Бедный старик помешался.


«Красная шляпа»:

Но внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на воображение Троекурова и отравило его торжество. Судьи, надеявшиеся на благодарность Троекурова, не удостоились получить от него ни единого приветливого слова.

«Желтая шляпа»:

В Троекурове проснулся человек, обнаружилась совесть. Он чувствует себя неудобно, жажда мести завлекла его слишком далеко, и он понимает, что поступил с Дубровским не по справедливости. Победа не радовала Троекурова. И он отправляется к Дубровскому, решив помириться и вернуть старому другу его законное владение.

«Зеленая шляпа»:

Анализируя этот эпизод, мы обратили внимание на то, что Троекуров, отправляясь к Дубровскому, не воспользовался помощью кучера. Мы объясняем это тем, что гордый Кирилла Петрович впервые решил сам примириться с врагом и не хотел, чтобы свидетелями их встречи были даже слуги.

«Синяя шляпа»:

В ходе совместного обсуждения мы пришли к выводу: когда ссорятся между собой друзья, близкие люди, разве может быть победитель. Кто-то теряет больше, как, например, Дубровский, кто-то меньше, как Троекуров, но страдают все участники конфликта. Троекуров это понял слишком поздно.


Ребята посмотрите на следующий слайд. Вот перед вами кластырь на слово «Зло». Я поставила сюда эти картинки, а вот что же они обозначают, немного забыла. Как вы говорите: «Я учил, но я забыл». Вот так и я. Как вы думаете с чем связаны эти картинки. Помогите мне, пожалуйста.



Учитель: А теперь, подводя итоги, произведем математический подсчет.

Л.Н. Толстого говорил: «Человек подобен дроби: числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает». Попробуем представить характеристику Дубровского и Троекурова в виде дроби. В числителе укажем, что на самом деле представляют собой эти герои, а в знаменателе – что они о себе думают.

В результате получится схема:

Дубровский:

Что представляет

собой независимый, горячий,

смелый, прямой,

решительный, неосмотрительный,

нетерпеливый

_______________________________


Что он о себе гордый, честный

думает?



Троекуров:


Что представляет

собой? самодур-помещик

_________________________________________


независимый, гостеприимный, богатый, сильный,

Что он думает о себе? строгий, влиятельный, здоровый, избалованный,

хороший отец






Учитель: Давайте мы с вами подсчитаем наши жетоны, и определим команду внимательных читателей.

Но и как в романе «Дубровский» у нас не может быть ни победителей, ни проигравших. У нас всегда побеждает «Дружба»

5. Рефлексия.

Учитель: Давайте мы с вами быстренько составим синквейн на тему «Дружба»




6. Итоги урока.

Учитель: Дружба – это умение быть чутким и внимательным, умение прощать, способность понять и принять другого таким, какой он есть. Но в жизни не всегда бывает все гладко и благополучно. Любой из нас может сказать кому-то обидное слово, неудачно пошутить и, не желая того, обидеть близкого, родного человека. И в этой ситуации самое главное – вовремя остановиться, осознать свою ошибку и исправить ее.

Спасибо всем за отличный урок.





Просмотр содержимого презентации
«открытый урок мой сценарий»

Троекуров допустил бестактность, позволив «своему холопу» обидеть и унизить Дубровского.

Троекуров допустил бестактность, позволив «своему холопу» обидеть и унизить Дубровского.

Минусы, только отрицательные стороны

Минусы,

только

отрицательные стороны

Троекуров вызывает негодование, возмущение, неприязнь. Он хотел доказать всем, что никому нельзя идти против него. Богатство, знатный род и связи давали Троекурову большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были ему угодить, он принимал знаки внимания как должное. Жизненные принципы Дубровского вызывают уважение, и крестьяне его любят за доброе отношение к ним.

Троекуров вызывает негодование, возмущение, неприязнь. Он хотел доказать всем, что никому нельзя идти против него. Богатство, знатный род и связи давали Троекурову большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были ему угодить, он принимал знаки внимания как должное.

Жизненные принципы Дубровского вызывают уважение, и крестьяне его любят за доброе отношение к ним.

Чувства и интуитивные догадки

Чувства и интуитивные догадки

Решите кроссворд, составленный по роману А.С. Пушкина

Решите кроссворд, составленный по роману А.С. Пушкина "Дубровский"

ресурсы

Электронная физкультминутка для глаз

Электронная физкультминутка

для глаз

Берегите зрение!

Берегите зрение!

Задание 1  За что любили молодого учителя? Кирила Петрович Марья Кириловна  Саша  Домашние За снисходительность  к его шалостям За доброту и щедрость За смелое проворство  на охоте За неограниченное усердие   и робкую внимательность

Задание 1

За что любили молодого учителя?

Кирила

Петрович

Марья Кириловна

Саша

Домашние

За снисходительность

к его шалостям

За доброту и щедрость

За смелое проворство

на охоте

За неограниченное усердие

и робкую внимательность

Капитану  1 команды «По нынешним понятиям об этикете письмо сие было бы весьма неприличным, но оно рассердило Кирила Петровича не странным слогом и расположением, но только своею  сущностью: «Как, - …………….., Троекуров, вскочив с постели босой, - высылать к ему моих людей с повинной, он волен их миловать, наказывать! Да что он в самом деле задумал; да знает ли он, с кем связывается? Вот я ж его...» загремел

Капитану

1 команды

«По нынешним понятиям об этикете письмо сие было бы весьма неприличным, но оно рассердило Кирила Петровича не странным слогом и расположением, но только своею сущностью: «Как, - …………….., Троекуров, вскочив с постели босой, - высылать к ему моих людей с повинной, он волен их миловать, наказывать! Да что он в самом деле задумал; да знает ли он, с кем связывается? Вот я ж его...»

загремел

2 команда «Что же ты хмуришься, брат, - спросил его Кирила Петрович,  - или псарня моя тебе не нравится?» «Нет, -отвечал он сурово, - псарня ……………… , вряд людям вашим житьё такое ж, как вашим собакам». чудная

2 команда

«Что же ты хмуришься, брат, - спросил его Кирила Петрович,

- или псарня моя тебе не нравится?»

  • «Нет, -отвечал он сурово,

- псарня ……………… , вряд людям вашим житьё такое ж, как вашим собакам».

чудная

В суде Судом было установлено, что Дубровский владеет Кистеневкой незаконно, и имение должно быть передано законному владельцу — Троекурову. Дубровский схватил чернильницу и пустил ею в председателя суда; разбушевавшегося помещика едва уняли сбежавшиеся сторожа. Затем больной Дубровский был отвезен в Кистеневку, “почти уже ему не принадлежащую”.

В суде

Судом было установлено, что Дубровский владеет Кистеневкой незаконно, и имение должно быть передано законному владельцу — Троекурову.

Дубровский схватил чернильницу и пустил ею в председателя суда; разбушевавшегося помещика едва уняли сбежавшиеся сторожа. Затем больной Дубровский был отвезен в Кистеневку, “почти уже ему не принадлежащую”.

Только факты цифры, события, информация

Только факты цифры, события, информация

В Троекурове проснулся человек, обнаружилась совесть. Он чувствует себя неудобно, жажда мести завлекла его слишком далеко, и он понимает, что поступил с Дубровским не по справедливости. Победа не радовала Троекурова. И он отправляется к Дубровскому, решив помириться и вернуть старому другу его законное владение.

В Троекурове проснулся человек, обнаружилась совесть. Он чувствует себя неудобно, жажда мести завлекла его слишком далеко, и он понимает, что поступил с Дубровским не по справедливости. Победа не радовала Троекурова. И он отправляется к Дубровскому, решив помириться и вернуть старому другу его законное владение.

Плюсы, преимущества, только положительные стороны

Плюсы, преимущества, только положительные стороны

Но внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на воображение Троекурова и отравило его торжество. Судьи, надеявшиеся на благодарность Троекурова, не удостоились получить от него ни единого приветливого слова.

Но внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на воображение Троекурова и отравило его торжество. Судьи, надеявшиеся на благодарность Троекурова, не удостоились получить от него ни единого приветливого слова.

Чувства и интуитивные догадки

Чувства и интуитивные догадки

Дубровский поймал в своей роще мужиков Троекурова, ворующих лес. До этого троекуровские мужики не позволяли себе “шалить в пределах его владений”, зная о дружеских отношениях между господами. Теперь же они воспользовались размолвкой приятелей. Дубровский отнял у них лошадей, а крестьян велел высечь. Узнав об этом, Троекуров пришел в бешенство. «В первую минуту гнева он хотел учинить нападение на Кистиневку…разорить ее дотла. Но, поразмыслив, решил отнять имение Дубровского. Все документы на имение Дубровского сгорели при пожаре. Это заметно облегчало дело, кроме того, Дубровский мало смыслил в делах, был горяч и полагался на закон. Троекуров доверился Шабашкину, который занимался подкупом судей, и добился рассмотрения дела в суде.

Дубровский поймал в своей роще мужиков Троекурова, ворующих лес. До этого троекуровские мужики не позволяли себе “шалить в пределах его владений”, зная о дружеских отношениях между господами. Теперь же они воспользовались размолвкой приятелей. Дубровский отнял у них лошадей, а крестьян велел высечь. Узнав об этом, Троекуров пришел в бешенство. «В первую минуту гнева он хотел учинить нападение на Кистиневку…разорить ее дотла. Но, поразмыслив, решил отнять имение Дубровского. Все документы на имение Дубровского сгорели при пожаре. Это заметно облегчало дело, кроме того, Дубровский мало смыслил в делах, был горяч и полагался на закон. Троекуров доверился Шабашкину, который занимался подкупом судей, и добился рассмотрения дела в суде.

Только факты цифры, события, информация

Только факты цифры, события, информация

Троекуров, отправляясь к Дубровскому, не воспользовался помощью кучера.  Гордый Кирилла Петрович впервые решил сам примириться с врагом и не хотел, чтобы свидетелями их встречи были даже слуги .

Троекуров, отправляясь к Дубровскому, не воспользовался помощью кучера.

Гордый Кирилла Петрович впервые решил сам примириться с врагом и не хотел, чтобы свидетелями их встречи были даже слуги .

Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения.

Творчество.

Различные идеи.

Новые идеи.

Предложения.

Владимир и приказные.  Владимир потупил голову , люди его окружили несчастного своего господина. … Владимир кипел от негодования.  -Позвольте узнать, что это значит? – спросил он с притворным хладнокровием. … Речь молодого Дубровского, его звучный голос и величественный вид произвели желаемое действие

Владимир и приказные.

Владимир потупил голову , люди его окружили несчастного своего господина.

… Владимир кипел от негодования.

-Позвольте узнать, что это значит? – спросил он с притворным хладнокровием.

… Речь молодого Дубровского, его звучный голос и величественный вид произвели желаемое действие

Дефорж проявил самообладание и храбрость в «медвежьей комнате», куда его затолкали, Француз « не смутился, не побежал» , а застрелил медведя. Кирила Петрович был «изумлён развязкою своей шутки», оценил учителя: « Каков молодец! Не струсил , ей-богу, не струсил! И «с той минуты он Дефоржа полюбил».

Дефорж проявил самообладание и храбрость в «медвежьей комнате», куда его затолкали, Француз « не смутился, не побежал» , а застрелил медведя. Кирила Петрович был «изумлён развязкою своей шутки», оценил учителя: « Каков молодец! Не струсил , ей-богу, не струсил! И «с той минуты он Дефоржа полюбил».

Когда ссорятся между собой друзья, близкие люди, разве может быть победитель. Кто-то теряет больше, как, например, Дубровский, кто-то меньше, как Троекуров, но страдают все участники конфликта. Троекуров это понял слишком поздно.

Когда ссорятся между собой друзья, близкие люди, разве может быть победитель. Кто-то теряет больше, как, например, Дубровский, кто-то меньше, как Троекуров, но страдают все участники конфликта. Троекуров это понял слишком поздно.

? Обобщение достигнутого. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше.

?

Обобщение

достигнутого.

Чего мы достигли?

Что нужно сделать

дальше.

«Человек подобен дроби: числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает».  Л.Н. Толстой Что представляет собой? _____________________  Что он о себе думает?

«Человек подобен дроби: числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает».

Л.Н. Толстой

Что представляет собой?

_____________________

Что он о себе думает?

Дубровский    независимый, горячий,  смелый, неосмотрительный,  прямой, нетерпеливый,  решительный    ________________________  гордый, честный   что представляет собой? ___________________ Что он о себе думает?   Троекуров   самодур-помещик _____________________  независимый, гостеприимный,  богатый, сильный, влиятельный,  строгий, здоровый, избалованный,  хороший отец

Дубровский

независимый, горячий,

смелый, неосмотрительный, прямой, нетерпеливый,

решительный ________________________

гордый, честный

что представляет собой?

___________________

Что он о себе думает?

Троекуров

самодур-помещик

_____________________

независимый, гостеприимный,

богатый, сильный, влиятельный,

строгий, здоровый, избалованный,

хороший отец

«Синквейн»: Владимир Дубровский 1.Дворянин, сын, разбойник; 2.Бедный, любящий, благородный; 3.Мстит, страдает, любит; 4. «Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше»    5.Добро.

«Синквейн»: Владимир Дубровский

1.Дворянин, сын, разбойник;

2.Бедный, любящий, благородный;

3.Мстит, страдает, любит;

4. «Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше»

  5.Добро.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка и презентация к открытому уроку по роману А.С.Пушкина "Дубровский"

Автор: Заруева Залина Хусейновна

Дата: 04.12.2015

Номер свидетельства: 261815


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства