Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 с.Серноводское»
Открытый урок литературы
«Урок-мышление»
в 6 «Б» классе
по роману А.С.Пушкина «Дубровский»
Учитель русского языка и литературы: Заруева З.Х.
Открытый урок по литературе в 6 классе
по повести А.С. Пушкина «Дубровский»
Тема урока: «Добро и зло» в романе А.С.Пушкина «Дубровский»
Тип урока: педагогическая мастерская с применением ИКТ.
Методы: проблемный, исследовательский.
Цели урока:
Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение, активизация познавательной деятельности.
Развивающие: приобщение к радости творчества, законам открытия нового.
Воспитательные: воспитание духовно – нравственной личности, умения общаться.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Реквизиты: шесть шляп.
Используемая технология: шесть шляп мышления
Эпиграф к уроку:
«Удались от зла и сотвори благо….»
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте! Я приветствую всех, кто сегодня принимает участие в нашем мероприятии. Уважаемые гости добро пожаловать!
Сегодняшняя наша игра посвящена роману А.С.Пушкина «Дубровский»
Мы с вами попытаемся найти ту тонкую грань между хорошими и плохими поступками героев данного романа, представим их образы и характер на основе наших 6 шляп мышления. Это не простые шляпы. Эту методику как я вам уже говорила, создал американский психолог, писатель – Эдвард де бано (слайд №2)
Ребята, внимательно прочитайте эпиграф к нашему уроку. (Слайд № 1)
Попробуем дать название нашему сегодняшнему уроку.
Как вы думаете, кто из героев последовал этому совету?
Как это произошло?
Почему?
Ответы учащихся….
Правильно тема нашего урока «Добро и зло» в романе А.С.Пушкина «Дубровский»
Начинается викторина
Учитель: Какой цвет шляпы вы выбрали бы к данному эпизоду?
- Почему именно этот цвет вы выбрали для обозначения этого слова?
Ответы учащихся:
- Черный цвет – враги.
- Красный – кровь.
(смотрят фрагмент из фильма «На псарне»)
Учитель: А почему именно эти цвета вы выбрали
«Белая шляпа»:
Готовясь к охоте, Троекуров показывал гостям свою псарню. Дубровский неодобрительно отозвался об условиях жизни слуг Троекурова по сравнению с собаками. Один из псарей, обидевшись, ответил: «Мы на свое житье не жалуемся, а вот иному дворянину не мешало бы променять свою усадьбу на собачью конуру». Троекуров громко рассмеялся на дерзость своего псаря. Дубровский побледнел и промолчал. За столом Троекуров хватился Дубровского. Ему сказали, что Дубровский уехал домой. Троекуров «велел догнать и воротить его. Но сосед не вернулся и передал записку, в которой требовал прислать к нему дерзкого псаря, а уж он сам решит: “наказать его или помиловать”. А сносить дерзости от кого бы то ни было он не намерен, так как является старинным дворянином. Письмо Дубровского рассердило Троекурова.
«Чёрная шляпа»:
Троекуров допустил бестактность, позволив «своему холопу» обидеть и унизить Дубровского.
Учитель: Какие чувства вызывают у вас Троекуров и Дубровский?
«Красная шляпа»:
Троекуров вызывает негодование, возмущение, неприязнь. Он хотел доказать всем, что никому нельзя идти против него. Богатство, знатный род и связи давали Троекурову большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были ему угодить, он принимал знаки внимания как должное.
Жизненные принципы Дубровского вызывают уважение, и крестьяне его любят за доброе отношение к ним.
Учитель: Ребята, а вы любите разгадывать кроссворды? Я знаю, что любите! Вот теперь, давайте мы с вами отложим наши шляпы в сторонку и разгадаем небольшой кроссворд.
| 1 | | | | 2 | | | | | | | | | | 3 | | | | | | | | |
| | | | | | | | | 4 | | | 5 | | | | | | 6 | | | | | 7 |
| | | 8 | | | | | | | | 9 | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
10 | | 11 | | | | | | | 12 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | 13 | | | | | | | | 14 | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | 15 | | | | | 16 | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | 17 | | | | | | | | | | | 18 | | | | | |
| | 19 | | | | | | | | | | 20 | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | 21 | | | | | | | | | |
| | | 22 | | | | | | | | | | | | 23 | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
По горизонтали:
1. Зверь, которого застрелил «француз»
8. Любимая песня Троекурова: «… победы раздавайся!»
9. Город, где учился Дубровский-сын
10. Имя молодого Дубровского
12. Барский слуга
15. Фамилия судебного заседателя
17. Имя отца главного героя
18. Отношения, которые связывали двух помещиков после ссоры
19. Предводитель разбойников
21. Предмет, который брат Маши положил в дупло старого дуба
22. Поместье, принадлежащее жениху Маши
23. Фамилия жениха Маши
По вертикали:
1. Гувернантка Маши
2. Няня Дубровского
3. Имя дерзкого псаря, обидевшего Андрея Гавриловича
4. Фамилия автора романа
5. Фамилия учителя-француза
6. Имя кузнеца, спасшего кошку
7. Деревня, в которой жил старик Дубровский
11. Полное имя брата Маши
13. Любимое развлечение Кирила Петровича
14. Село, в котором находилось поместье Кирила Петровича
16. Офицерский чин, в котором Владимир был выпущен из Кадетского корпуса в гвардию
20.Чувство, заставившее Владимира отказаться от мести
| 1м | е | д | в | 2е | д | ь | | | | | | | | 3п | | | | | | | | |
| и | | | | г | | | | 4п | | | 5д | | | а | | | 6а | | | | | 7к |
| м | | 8г | р | о | м | | | у | | 9п | е | т | е | р | б | у | р | г | | | | и |
| и | | | | р | | | | ш | | | ф | | | а | | | х | | с |
| о | | | | к | | | о | | | м | | | и | | т |
10в | л | 11а | д | и | м | и | р | | 12х | о | л | о | п | | е |
н | | л | | н | | | ж | | | ш | | | | | н |
| | 13о | | | а | | е | | | 14п | | | | | к | | | | е |
| | х | | к | | | о | | | | 15ш | а | б | а | ш | 16к | и | н | | в |
| | о | с | | | к | | | | | | | | | о | | | | к |
| | т | 17а | н | д | р | е | й | | | | | | 18в | р | а | ж | д | а |
| | 19а | т | а | м | а | н | | | о | | 20л | | | | н | |
| д | | | в | | ю | | | | е | |
р | | | с | | б | | | | т | |
| | | 21к | о | л | ь | ц | о | | | | | |
| | | 22а | р | б | а | т | о | в | о | | | | | 23в | е | р | е | й | с | к | и | й |
| | | | | | | | | | е | | | | | ь | | | | | | | | |
По горизонтали:
1. медведь
8. гром
9. Петербург
10. Владимир
12. холоп
15. Шабашкин
17. Андрей
18. вражда
19. атаман
21. кольцо
22. Арбатово
23. Верейский
По вертикали:
1. Мими
2. Егоровна
3. Парамошка
4. Пушкин
5. Дефорж
6. Архип
7. Кистеневка
11. Александр
13. охота
14. Покровское
16. корнет
20. любовь
Учитель: Ребята, а вы не устали еще? Давайте мы с вами немного отдохнем и сделаем небольшую физминутку – гимнастику для глаз.
Физминутка показывается на слайдах ( слайды 10-18)
Молодцы ребята! А теперь давайте мы с вами вернемся к нашим 6 шляпам мышления.
Итак, послушайте отрывок из текста и выскажите свое мнение, подняв одну или несколько шляп. Затем объясните почему вы выбрали данный цвет шляпы.
Дубровский поймал в своей роще мужиков Троекурова, ворующих лес. До этого троекуровские мужики не позволяли себе “шалить в пределах его владений”, зная о дружеских отношениях между господами. Теперь же они воспользовались размолвкой приятелей. Дубровский отнял у них лошадей, а крестьян велел высечь. Узнав об этом, Троекуров пришел в бешенство. «В первую минуту гнева он хотел учинить нападение на Кистиневку…разорить ее дотла. Но, поразмыслив, решил отнять имение Дубровского. Все документы на имение Дубровского сгорели при пожаре. Это заметно облегчало дело, кроме того, Дубровский мало смыслил в делах, был горяч и полагался на закон. Троекуров доверился Шабашкину, который занимался подкупом судей, и добился рассмотрения дела в суде.
«Черная шляпа»:
Троекуров, желая отомстить другу за проявленные им чувство собственного достоинства и независимость, избрал самый низкий способ. Он решил отнять имение у Дубровского и таким образом окончательно разорить его. «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение», - говорит Троекуров. Дубровский не мог даже себе представить размеров опасности, которая ему угрожала.
Учитель: Новое столкновение Дубровского и Троекурова произошло в суде. Какие об этом известны факты?
«Белая шляпа»:
Судом было установлено, что Дубровский владеет Кистеневкой незаконно, и имение должно быть передано законному владельцу — Троекурову. Дубровский схватил чернильницу и пустил ею в председателя суда; разбушевавшегося помещика едва уняли сбежавшиеся сторожа. Затем больной Дубровский был отвезен в Кистеневку, “почти уже ему не принадлежащую”.
«Чёрная шляпа»:
Неожиданное и неправильное решение суда нанесло страшный удар старому Дубровскому. Он лишился дома, земли, скромного имущества. Бедный старик помешался.
«Красная шляпа»:
Но внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на воображение Троекурова и отравило его торжество. Судьи, надеявшиеся на благодарность Троекурова, не удостоились получить от него ни единого приветливого слова.
«Желтая шляпа»:
В Троекурове проснулся человек, обнаружилась совесть. Он чувствует себя неудобно, жажда мести завлекла его слишком далеко, и он понимает, что поступил с Дубровским не по справедливости. Победа не радовала Троекурова. И он отправляется к Дубровскому, решив помириться и вернуть старому другу его законное владение.
«Зеленая шляпа»:
Анализируя этот эпизод, мы обратили внимание на то, что Троекуров, отправляясь к Дубровскому, не воспользовался помощью кучера. Мы объясняем это тем, что гордый Кирилла Петрович впервые решил сам примириться с врагом и не хотел, чтобы свидетелями их встречи были даже слуги.
«Синяя шляпа»:
В ходе совместного обсуждения мы пришли к выводу: когда ссорятся между собой друзья, близкие люди, разве может быть победитель. Кто-то теряет больше, как, например, Дубровский, кто-то меньше, как Троекуров, но страдают все участники конфликта. Троекуров это понял слишком поздно.
Ребята посмотрите на следующий слайд. Вот перед вами кластырь на слово «Зло». Я поставила сюда эти картинки, а вот что же они обозначают, немного забыла. Как вы говорите: «Я учил, но я забыл». Вот так и я. Как вы думаете с чем связаны эти картинки. Помогите мне, пожалуйста.
Учитель: А теперь, подводя итоги, произведем математический подсчет.
Л.Н. Толстого говорил: «Человек подобен дроби: числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает». Попробуем представить характеристику Дубровского и Троекурова в виде дроби. В числителе укажем, что на самом деле представляют собой эти герои, а в знаменателе – что они о себе думают.
В результате получится схема:
Дубровский:
Что представляет
собой независимый, горячий,
смелый, прямой,
решительный, неосмотрительный,
нетерпеливый
_______________________________
Что он о себе гордый, честный
думает?
Троекуров:
Что представляет
собой? самодур-помещик
_________________________________________
независимый, гостеприимный, богатый, сильный,
Что он думает о себе? строгий, влиятельный, здоровый, избалованный,
хороший отец
Учитель: Давайте мы с вами подсчитаем наши жетоны, и определим команду внимательных читателей.
Но и как в романе «Дубровский» у нас не может быть ни победителей, ни проигравших. У нас всегда побеждает «Дружба»
5. Рефлексия.
Учитель: Давайте мы с вами быстренько составим синквейн на тему «Дружба»
6. Итоги урока.
Учитель: Дружба – это умение быть чутким и внимательным, умение прощать, способность понять и принять другого таким, какой он есть. Но в жизни не всегда бывает все гладко и благополучно. Любой из нас может сказать кому-то обидное слово, неудачно пошутить и, не желая того, обидеть близкого, родного человека. И в этой ситуации самое главное – вовремя остановиться, осознать свою ошибку и исправить ее.
Спасибо всем за отличный урок.