1 слайд
Начать свое выступление мне хотелось бы с эпиграфа:
- Истинный человек выказывается
- едва ли не только в минуты
- прощания и страдания – он это
- и есть, его и запомните…
В.Распутин
2 слайд
В современной литературе Солженицын – единственная крупная фигура, чье воздействие на литературный процесс только лишь начинается. Он еще не понят и не осмыслен нами, его опыт не продолжен в современном литературном процессе. То, что это воздействие будет огромным, представляется совершенно несомненным. Во-первых, его творчество отразило важнейшие исторические события русской жизни в ХХ веке, и в нем содержится глубокое их объяснение с самых разных точек зрения – социально-исторической, политической, социокультурной, национально-психологической. Во-вторых, (и это самое главное), судьбу России ушедшего столетия Солженицын воспринимает как проявление Божественного промысла и взгляд на русскую судьбу с мистической точки зрения тоже близок ему. Онтологическая символика в его рассказах трактуется как проявление Высшей воли. При этом писатель скрупулезно документален, и сама действительность, воспроизведенная с точностью до мельчайших деталей, обретает глубоко символический смысл, трактуется метафизически.
3 слайд
Цель работы: осмысление в процессе анализа значимости вечных ценностей русской духовной культуры
(праведности, естественности, простоты, человечности, смирения, терпения).
4 слайд
Содержание данной работы обусловлено следующими задачами
1. Проанализировать исследовательскую литературу о творчестве А.И. Солженицына.
2. Раскрыть своеобразие писательской манеры, расширить представление о теме праведничества в литературе;
3. Выявить особенности народного характера главных персонажей.(Шухова Ивана Денисовича и Матрены Тимофеевны)
5 слайд
Актуальность данной темы заключается в том, что писатель фиксирует оскудение народной нравственности, проявившееся в озлоблении и ожесточении людей, замкнутости и подозрительности, ставшей одной из доминант национального характера.
Объект исследования: творчество писателя А.И. Солженицына , рассказа «Один день Ивана Денисовича»
Предметом исследования : является военная проблематика в рассказе «Один день Ивана Денисовича»
Материал исследования: художественные и публицистические тексты А.И.Солженицына.
Теоретическая и практическая значимость: Материалы и выводы работы могут быть использованы при подготовке спецкурсов и спецсеминаров в вузовском и школьном преподавании литературы.
6 слайд
По мнению А. Солженицына, особенность русского народного характера заключается в том, что он органично сочетает в себе духовность и практичность как качества, необходимые человеку для жизни в естественных условиях. Народное миросозерцание выражается в особом восприятии действительности, где каждая вещь и всякое природное явление имеет свое особенное значение и находится в гармонии с человеком.
7 слайд
На страшном лагерном материале, построил А.И.Солженицын свою философию бесконечно маленького и одинокого человека, который мешает отлаженной машине насилия производить одномерных людей тем только, что во всякую минуту жизни остается личностью. Иван Денисович Шухов соответствует идеальным представлениям писателя о качествах народного духа и ума, дающих надежду на его возрождение.
8 слайд
- А.И. Солженицын вернул в литературу героя, в котором соединились:
- 1. терпение,
- 2. разумная расчетливая сноровистость,
- 3. умение приспособиться к нечеловеческим условиям, не потеряв лица,
- 4. мудрое понимание и правых и виноватых,
- 5. привычка напряженно думать «о времени и о себе».
9 слайд
ИВАН ДЕНИСОВИЧ ШУХОВ
Щ-854
- Крестьянин, простой человек.
- Воевал, попал в окружение, арестован за измену Родине.
- Трудолюбив, бережлив, мастер своего дела, даже здесь сам зарабатывает на хлеб.
- Честен, порядочен, живет по совести.
- Живет в лагере и остается
ЧЕЛОВЕКОМ!
10 слайд
Матрена Васильевна - тот самый праведник, который является воплощением духовного начала в национальном характере. Она олицетворяет лучшие качества русского народа, то, на чем держится патриархальный уклад деревни. Ее жизнь построена на гармонии с окружающим миром, ее дом является продолжением ее души, ее характера, все здесь естественно и органично, вплоть до мышей, шуршащих за обоями. Все, что существовало в доме Матрены (коза, колченогая кошка, фикусы, тараканы), было частью ее небольшой семьи.
11 слайд
ПРАВЕДНИК –
1. У ВЕРУЮЩИХ: ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЖИВЁТ ПРАВЕДНОЙ ЖИЗНЬЮ, НЕ ИМЕЕТ ГРЕХОВ.
2. ЧЕЛОВЕК, НИ В ЧЁМ НЕ ПОГРЕШАЮЩИЙ ПРОТИВ ПРАВИЛ НРАВСТВЕННОСТИ, МОРАЛИ
С.И.ОЖЕГОВ
- Праведник
- Вера в Бога, любовь к людям, добро, милосердие, бескорыстие, умение прощать, смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться жизни, труд как возможность вернуть доброе расположение духа. Терпение, естественность в поведении,
Окружение - Зло, недоброжелательство, труд на себя, равнодушие, зависть, жадность, стяжательство — “добро” в значении имущество, злопамятность, эгоизм.
12 слайд
Исчезновение русского народного характера как основы патриархального типа цивилизации, по мнению автора, ведет к разрушению деревенской культуры, без которой "не стоит село" и невозможно существование людей как нации, как духовного единства.
Произведения Солженицына восстановили прерванную на десятилетия русскую традицию в праведности человека видеть «осуществление нравственного закона» (П.Я.Чаадаев) – и в этом особая роль произведений Солженицына в литературном процессе.
- 13 слайд
- Жизнь и судьба Матрёны Васильевны Захаровой и Ивана Денисовича Шухова является для нас настоящим уроком жизни -уроком, добра, совести и человечности. Если бы каждый из нас смог услышать её тихий голос, напоминающий: «Ты человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это». Мы раскрыли понятие праведника, возможно, в жизни каждого из нас есть такой человек. Если нет, то он появится. Важно увидеть его и распознать вовремя.