kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ранние произведения А.И.Солженицына

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 слайд

Начать свое выступление мне хотелось бы с эпиграфа:

  • Истинный человек выказывается  
  • едва ли не только в минуты
  • прощания и страдания – он это
  • и есть, его и запомните…
                                                       В.Распутин

2 слайд

 

 В современной литературе Солженицын – единственная крупная фигура, чье воздействие на литературный процесс только лишь начинается. Он еще не понят и не осмыслен нами, его опыт не продолжен в современном литературном процессе. То, что это воздействие будет огромным, представляется совершенно несомненным. Во-первых, его творчество отразило важнейшие исторические события русской жизни в ХХ веке, и в нем содержится глубокое их объяснение с самых разных точек зрения – социально-исторической, политической, социокультурной, национально-психологической. Во-вторых, (и это самое главное), судьбу России ушедшего столетия Солженицын воспринимает как проявление Божественного промысла и взгляд на русскую судьбу с мистической точки зрения тоже близок ему. Онтологическая символика в его рассказах трактуется как проявление Высшей воли. При этом писатель скрупулезно документален, и сама действительность, воспроизведенная с точностью до мельчайших деталей, обретает глубоко символический смысл, трактуется метафизически. 

3 слайд

Цель работы: осмысление в процессе анализа значимости вечных  ценностей русской духовной культуры

  (праведности, естественности, простоты, человечности, смирения, терпения).

4 слайд

Содержание данной работы обусловлено следующими задачами

1. Проанализировать исследовательскую литературу о творчестве А.И. Солженицына.

   2. Раскрыть своеобразие писательской манеры, расширить представление о теме праведничества в литературе;
3. Выявить особенности народного характера главных персонажей.(Шухова Ивана Денисовича и Матрены Тимофеевны)

 

 5 слайд

Актуальность данной темы заключается в том, что писатель фиксирует оскудение народной нравственности, проявившееся в озлоблении и ожесточении людей, замкнутости и подозрительности, ставшей одной из доминант национального характера.

Объект исследования: творчество писателя А.И. Солженицына , рассказа «Один день Ивана Денисовича»

Предметом исследования : является военная проблематика в рассказе «Один день Ивана Денисовича»

Материал исследования: художественные и публицистические тексты А.И.Солженицына.

Теоретическая и практическая значимость: Материалы и выводы работы могут быть использованы при подготовке спецкурсов и спецсеминаров в вузовском и школьном преподавании литературы.

 

 

6 слайд

По мнению А. Солженицына, особенность русского народного характера заключается в том, что он органично сочетает в себе духовность и практичность как качества, необходимые человеку для жизни в естественных условиях. Народное миросозерцание выражается в особом восприятии действительности, где каждая вещь и всякое природное явление имеет свое особенное значение и находится в гармонии с человеком.

 

7 слайд

На страшном лагерном материале, построил А.И.Солженицын свою философию бесконечно маленького и одинокого человека, который мешает отлаженной машине насилия производить одномерных людей тем только, что во всякую минуту жизни остается личностью. Иван Денисович Шухов соответствует идеальным представлениям писателя о качествах народного духа и ума, дающих надежду на его возрождение.

8 слайд

  • А.И. Солженицын вернул в литературу героя, в котором соединились:
  • 1. терпение,
  • 2. разумная расчетливая сноровистость,
  •  3. умение приспособиться к нечеловеческим условиям, не потеряв лица,
  •  4. мудрое понимание и правых и виноватых,
  • 5. привычка напряженно думать «о времени и о себе».

9 слайд

ИВАН ДЕНИСОВИЧ ШУХОВ

Щ-854

  • Крестьянин, простой человек.
  • Воевал, попал в окружение, арестован за измену Родине.
  • Трудолюбив, бережлив, мастер своего дела, даже здесь сам зарабатывает на хлеб.
  • Честен, порядочен, живет по совести.
  • Живет в лагере и остается

                    ЧЕЛОВЕКОМ!

10 слайд

Матрена Васильевна - тот самый праведник, который является воплощением духовного начала в национальном характере. Она олицетворяет лучшие качества русского народа, то, на чем держится патриархальный уклад деревни. Ее жизнь построена на гармонии с окружающим миром, ее дом является продолжением ее души, ее характера, все здесь естественно и органично, вплоть до мышей, шуршащих за обоями. Все, что существовало в доме Матрены (коза, колченогая кошка, фикусы, тараканы), было частью ее небольшой семьи.

 

 11 слайд

ПРАВЕДНИК  – 

1. У ВЕРУЮЩИХ: ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЖИВЁТ ПРАВЕДНОЙ ЖИЗНЬЮ, НЕ ИМЕЕТ ГРЕХОВ.

2. ЧЕЛОВЕК, НИ В ЧЁМ НЕ ПОГРЕШАЮЩИЙ ПРОТИВ ПРАВИЛ НРАВСТВЕННОСТИ,   МОРАЛИ

                                                                                                             С.И.ОЖЕГОВ

  • Праведник
  • Вера в Бога, любовь к людям, добро, милосердие, бескорыстие, умение прощать, смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться жизни, труд как возможность вернуть доброе расположение духа. Терпение, естественность в поведении,
    Окружение
  • Зло, недоброжелательство, труд на себя, равнодушие, зависть, жадность, стяжательство — “добро” в значении имущество, злопамятность, эгоизм.

12 слайд

 Исчезновение русского народного характера как основы патриархального типа цивилизации, по мнению автора, ведет к разрушению деревенской культуры, без которой "не стоит село" и невозможно существование людей как нации, как духовного единства.

Произведения Солженицына восстановили прерванную на десятилетия русскую традицию в праведности человека видеть «осуществление нравственного закона» (П.Я.Чаадаев) – и в этом особая роль произведений Солженицына в литературном процессе.

  • 13 слайд
  • Жизнь и судьба Матрёны Васильевны Захаровой  и Ивана Денисовича Шухова является для нас настоящим уроком жизни -уроком, добра, совести и  человечности. Если бы каждый из нас смог услышать её тихий голос, напоминающий: «Ты человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это».  Мы раскрыли понятие праведника, возможно, в жизни каждого из нас есть такой человек. Если нет, то он появится. Важно увидеть его и распознать вовремя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ранние произведения А.И.Солженицына »



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования


муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Центр образования Московского района



СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ


«Мы вместе и в этом наша сила»


(ПРОЕКТ НАПРАВЛЕН НА АДАПТАЦИЮ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В МБОУ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОГО РАЙОНА ГОР. НИЖНЕГО НОВГОРОДА)



РУКОВОДИТЕЛЬ:

Бочёнкова Анастасия Евгеньевна

Классный воспитатель 7 «А» класса

МБОУ Центра образования

Московского района


Нижний Новгород, 2014



АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА


Название проекта я приняла, не раздумывая, потому что твердо уверена, что учителю проект нужен, для самопроверки и утверждения в позиции правильности выбранной профессии – учителя-воспитателя, для педагогических находок и открытий, для приобретения опыта общения с подростками трудной судьбы.

Подросткам нужны учителя, которые несут общечеловеческие ценности, образцы положительного образа жизни, достойного человека. Используя современные формы и методы работы с подростками девиантного поведения.

Все мероприятия и приемы работы, прежде всего, направлены:

- на развитие мотивационной сферы интересов и потребностей, связанных с перспективой законопослушной жизни подростков.

- на профилактику нарушений правил поведения и внутреннего распорядка Центра образования, в том числе самовольных уходов с территории ЦО;

- на формирование позитивных межличностных отношений через совместную деятельность «ученик-учитель-ученик»;

- на становление личностно-значимых понятий: «здоровый образ жизни», «гражданский долг», «патриотизм», «любовь к родному краю»;

- на реализацию в работе с подростками разнообразных и нетрадиционных форм организации досуга с элементами игры, поиска;

- на активизацию творческого потенциала воспитанников;

Механизм реализации проекта включает разработку, подготовку и проведение мероприятий с подростками, среди которых находится 1 девочка, и 10 мальчиков.

Реализация проекта сентябрь 2013 - май 2014г.


















АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА


Особую остроту в настоящее время приобрела проблема детей асоциального, отклоняющегося поведения, именно эти группы заметно увеличивают молодежную, подростковую преступность.

Статистика, свидетельствует о росте подростковой преступности в России. Вдвое выросло количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии наркотического и токсического возбуждения, увеличилось количество особо тяжких преступлений - убийств, разбоев. В Нижегородской области имеет место тенденция к омолаживанию преступности, увеличению преступности среди девочек подросткового возраста, росту числа несовершеннолетних правонарушителей с психическими отклонениями.

В числе негативных явлений, влияющих на увеличение детской,

подростковой преступности, безнадзорности и беспризорности необходимо отметить такие явления как:

- нарастание кризисных явлений в семье, отдаление школ от «проблемных» семей и детей;

- криминализацию среды проживания детей, рост преступности среди взрослых;

- рост насилия в отношении детей, увеличение числа детей, ставших жертвами эксплуатации и сексуального насилия;

Воспитательно-профилактическая работа с детьми и подростками ведется по предупреждению правонарушений. Одним из таких средств является привлечение подростков к социально значимой деятельности.

Вовлечение детей в творчество в любых его сферах: музыкальной, певческой, спортивной, изобразительной, туристической и т. д. дает возможность, с одной стороны, повысить уровень самооценки воспитанников ощущением личного успеха и преодолением базового недоверия к миру, с другой стороны, при этом расширяется сфера их общения и приобретается опыт позитивного взаимодействия со сверстниками.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: адаптировать учеников Центра образования в социальную среду обычных школьников,


ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  1. Создать условия для нормативного сосуществования в ЦО;

  2. Сформировать основы толерантного сознания у всех участников проекта;

  3. Оказать помощь подросткам в выборе образа жизни, достойного человека;






Этапы

Показатели



Появление новых организационных форм

Приобретение умений и навыков

подростками

Результат

I.ЭТАП

Адаптация

«Будем знакомы, будем дружить!»

-выпуск стенгазет;

- посещение кружка «Патриот»;

-создание единой команды по интересам для включения в различные виды деятельности.

-умение говорить;

-оформлять газету;

-выступать перед публикой;

-умение каждый день ходить в школу;

-умение читать книги;

-способность жить в позитивном коллективе;

-попытка понимать и принимать других людей;

-умение найти в себе положительные качества и попытка принятия и уважения самого себя;


II. ЭТАП


-создание «классного уголка»


-участвовать в общешкольных и районных мероприятиях;

-умение радоваться

-проявление толерантного сознания;

-доверие окружающим людям;

- наличие навыков правового поведения

III.ЭТАП


-ведение личного «Портфолио»;

-появление разнообразных кружков и секций по интересам

-умение заботиться

о своем здоровье;

-умение высказать свое мнение;

-привитие навыков самообслуживания и дежурства по школе;


-умение переоценить прежние приоритеты и понять и принять общечеловеческие ценности;

-наличие психологической установки на правовое решение различных жизненных ситуаций.

IV.ЭТАП


-создание коллектива, направленного на улучшение окружающего мира.

-умение учиться в школе;


-умение сделать правильный выбор;

-умение придерживаться гражданской позиции;

-умение противостоять отрицательным соблазнам преступного мира;

-наличие позитивной Я - концепции Полноправного Человека ;

-повышение социальной адекватности подростков.


























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПРОЕКТА


Месяц

Мероприятие

сентябрь

- Кл.час «Давайте знакомиться»

- Посещение клуба «Лазер Таг»

- Досуг. Чем я увлекаюсь

октябрь

- Выпуск стенгазеты

- Участие в общешкольном мероприятии «День учителя»

-Тематический классный час «мораль и закон»

- Посещение Нижегородского Кремля

ноябрь

- «Рыцарский турнир»

- Участие в районных конкурсах и предметных олимпиадах.

- Беседа «Быть терпимее»

- Акция «Курить- здоровью вредить»

декабрь

- Кл.ч. О красоте души и сердца

- Выпуск стенгазеты

- Беседа «Умей жить в коллективе»

февраль

- Учеба – наш главный труд»

- Сыны отечества- защитники земли русской»

- Чаепитие «Что ты знаешь про масленицу?»

март

- Выпуск стенгазеты

-Выдающиеся женщины России.

-Участие в акции «Чистая книга».

- «Хорошая книга – твой друг на всю жизнь» Художественная книга в моей жизни.



апрель

- Кл.ч «Покорители космоса»

- О профессиях разных – нужных и важных

май

Классный час «Они сражались за Родину»

Игра – викторина «Чему мы научились за год»

«Вот и стали мы на год взрослее!»





ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


  • Стабилизация психологического состояния подростков девиантного поведения;

  • Снижение количества самовольных уходов с территории Центра образования;

  • Формирование у детей способности к объективной самооценке;

  • Стабилизация межличностных взаимоотношений, формирование базовых предпосылок для создания коллектива;

  • Приобретение умений и навыков в различных областях деятельности;

  • Создание летописи и фото-выставки на основе материалов проекта.


Кроме того, я вижу положительные результаты реализации проекта в том, что будет создана система работы с подростками в условиях школы; снизится процент девиации в среде подростков, вышедших из стен ЦО, ребята смогут восстановить нормальные отношения в обществе.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ТРУДНОСТИ


  • Мотивация включения в игровую деятельность участников проекта;

  • Пассивность отдельных подростков;

  • Деятельность проекта не может изменить социум, в который находятся подростки;












Результат проекта

В начале учебного года передо мной стояла главная задача - обеспечить адаптацию вновь пришедших учеников к условиям учебы в Центре образования. Отличительной чертой , на мой взгляд, является ставка учителей на большую долю самостоятельности детей как в уче­бе, так и во внеклассной жизни.

Успешно и безболезненно прошло привыкание учеников к новым учителям и их требованиям.

Формированию коллектива, кроме творческих дел, способствовало и проведение регулярных классных часов на животрепещущие темы («Давайте познакомимся», «Я и моя семья», «Мораль и закон», , чаепития, которые носили познавательную тематику и др.



Также активно мы участвовали и общешкольных мероприятиях таких как: день учителя, Новый год, 8 марта, акция «Чистая книга»,встреча Олимпийского огня, праздник масленица, акция «Мы против наркотиков, заняли первое место в конкурсе «Один день в армии».







Также мы приняли участие в районных конкурсах(«Несущие радость» - 3 место и заняли 2 место в игре ко дню народного единства)



За время учебы мы дважды посетили клуб «Лазертаг, прогулялись по Кремлю, прокатились по Канатной дороге.






Что касается успеваемости, то учебный год 7 класс закончил со следующими результатами: 2 ученика(Погодин А, Котков С. на "4" и "5" и на "4" и "3" — 9 ребят. В плане учебы есть откровенно слабые и, к сожалению, ленивые дети. Учеба им дается трудно. В течение года я следила за учебным процессом в классе: постоянно общалась с преподавателями, организовывала их встречи с родителями. Каждую неделю проводились классные часы разного плана, чаще всего организационные, но было и много тематических. С учащимися класса постоянно проводятся индивидуальные беседы на темы учебы и дисциплины.

За время проекта мы с ребятами приняли проекты, которые будем соблюдать в дальнейшем

Законы


Закон дружбы Закон территории

Закон доброты Закон совести

Закон времени Закон воды

Закон зелени Закон бережливости

Закон чистоты Закон правой поднятой руки

Закон правды Закон слова и дела

Получилось:

- сблизить учащихся классного коллектива;

- подключиться к общешкольным праздникам;

- наладить эстетическое и духовное воспитание учащихся;

- начать работу по воспитанию уважения к окружающим;

Не удалось:

  • привлечь всех учащихся класса к делам класса и школы;

  • привлечь учащихся к посещению секций

- закончить учебный год с большим количеством хорошистов.






ПРИЛОЖЕНИЕ 1


АЛГОРИТМ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ С ПОДРОСТКОМ.

  1. Учеба:

  • причины неуспеха;

  • отношения с учителями и соучениками;

  • участие в поощряемой старшими общественной работе;

  • интерес к неформальной социальной активности;

  • имевшиеся в прошлом нарушения дисциплины и чем они были вызваны.

  1. Планы на будущее:

  • в отношении приобретения профессии;

  • способность сопоставлять возможные трудности и собственные способности;

  • способность соотносить желаемое и действительное.

  1. Отношение со сверстниками:

  • наличие одного близкого друга;

  • наличие компании приятелей;

  • положение в классе (лидер, нейтральное положение, подчиненное положение);

  • причина выбора приятеля.

  1. Увлечения в настоящем и прошлом:

  • под чьим влиянием был сделан выбор;

  • каковы были достигнуты результаты;

  • почему были заброшены.

  1. Отношения с родителями и внутрисемейные отношения:

  • состав семьи;

  • кто из ее членов преимущественно занимался (занимается) воспитанием;

  • с кем в семье наиболее близок;

  • наличие конфликтных отношений с отдельными членами семьи и отношение к ним.

  1. Нарушения поведения в прошлом:

  • прогулы;

  • мелкое хулиганство;

  • употребление психоактивных веществ (табачные изделия, алкоголь, токсиканты, наркотики);

  • побеги из дома;

  • задержание милицией (за что и когда?);

  • состоял ли на учете в милиции и почему.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Ранние произведения А.И.Солженицына

Автор: Бочёнкова Анастасия Евгеньевна

Дата: 10.02.2015

Номер свидетельства: 170562


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства