Просмотр содержимого документа
«Путь исканий Андрея Балконского»
Презентация«Путь исканийАндрея Болконского»
Выполнила Гречишкина ГА., учитель русского языка и литературы
Первое знакомство с Андреем Болконским не вызывает особой симпатии, ибо его красивое лицо
"с определенными и сухими чертами»
портит выражение скуки и недовольства.
Блестящая и праздная,
пустая жизнь не удовлетворяет героя,
стремящегося разорвать порочный круг,
в котором он находится.
Честолюбивые стремления, мечты о собственном Тулоне
Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежит впереди всех со знаменем в руках, исполнен внешнего эффекта:
его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон.
На Праценской горе, на том самом месте, где он упал с древком знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью, и, сам, не зная того, стонал тихим, жалостным идетскимстоном.
От детски-пронзительного «Ребята, вперёд!» проходит свой путь Андрей Болконский до детского стона: от тщеславной мечты о своём Тулоне до осознания того, что он прежде всего человек, со свойственными ему слабостями, человек, помочь которому может другой, не важно русский или француз, главное – человек. Внешняя деталь является отражением внутреннего состояния героя. Деталь выводит читателя на осознание одной из идей романа.
Духовный кризис, углублённый личной драмой; отказ от общественной деятельности
Андрей Болконский изменяется после смерти жены.
Князя Андрея мы видим глазами Пьера. Безухов заехал в Богучарово
и поразился перемене, произошедшей в облике друга: «Слова были ласковы,
улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мёртвый…»
Князь Андрей уже не мечтает о славе. Об этом говорит Пьеру: « Я жил для славы
я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь.
И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя».
Спор с Пьером
Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея начинаются с приезда Пьера, который, видя угнетенное настроение друга,
старается внушить ему веру в существование царства добра и правды, которое должно существовать на земле.
В споре Андрея Болконского и Пьера Безухова о смысле человеческой жизни, добре и правде Пьер говорит, что они так же, как и другие люди, - «дети земли», а вечно «дети всего мира». В этих словах звучит мысль о братстве всех людей, о высшем промысле, который скрыт от человека, о предназначении каждого на этой земле.
Не случайно после разговора с другом князь Андрей смягчается, начинает отступать его ожесточение по отношению к себе, родным и миру вообще. Начинается возрождение Болконского к жизни. Толстой это подчёркивает одной деталью портрета – у героя « лучистый,детский, нежныйвзгляд».
Встреча с Наташей Ростовой
Окончательное возрождение Андрея к жизни происходит благодаря его встрече с Наташей Ростовой. Поэтичностью, прелестью веет описание лунной ночи и первого бала Наташи.
Общение с ней открывает Андрею новую сферу жизни — любовь, красоту, поэзию.
Деятельность князя Андрея (Богучарово, Петербург)
Князь Андрей пытается найти себя в общественной деятельности.
Некоторое время он сотрудничает со Сперанским ,
вынашивает грандиозные планы государственных преобразований,
но впоследствии разочаровывается в своей работе.
Понять ложность новой мечты ему помогает
любовь к Наташе Ростовой. Именно с ней он связывает
надежду на счастливое будущее.
История любви Наташи и Андрея не имела счастливого финала
Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она тоже остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром.
Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой.
Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она в отличие от Андрея не способна думать о чем-то другом, занять себя каким-то делом.
История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье этих героев.
Командуя полком, гордый аристократ Болконский сближается с солдатской массой, учится ценить и уважать простой народ.
Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить.
Он начинает смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев-патриотов, мужественно защищавших свое Отечество.
Андрей Болконский приходит к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате.
Он считает, что настроение солдат, общий боевой дух войск являются решающим фактором для исхода сражения.
Война 1812 года
в жизни Андрея Болконского
Андрей Болконский после разрыва с Наташей живёт с мыслью о мести Анатолю Курагину – человеку, разрушившему его счастье. Незадолго до смерти он видит Анатоля, который страдает от невыносимой физической боли. Но, вместо удовлетворения и злорадства, смертельно раненный князь Андрей испытывает желание « плакать детскими, добрыми, почти радостными слезами» . Мысль о всепрощении открывается герою. Находясь в госпитальной палатке, Андрей вспоминает прошлое, и мир детства является ему «чистым и любовным». Герою его детство представляется невозвратимым. И он сожалеет об этом, но без отчаяния, надрыва, без ожесточения. Христианская любовь ко всем, даже к врагу, открывается герою и делает почти счастливым, несмотря на страшную боль, терзающую его тело.
Раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота, Толстой обрывает его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.