Процесс создания материалов по литературному творчеству (методические рекомендации юным поэтам, прозаикам и журналистам)
Процесс создания материалов по литературному творчеству (методические рекомендации юным поэтам, прозаикам и журналистам)
Презентация "Процесс создания материалов по литературному творчеству (методические рекомендации юным поэтам, прозаикам и журналистам) расскрывает для юных дарований этапы написания и создания авторских произведений. С чего нужно начинать, например, писать стихотворение или статью? Эта презентация поможет в работе педагогам дополнтельного образования гуманитарного направления. Данная презентация-хорошее методическое пособие для детей, занимающихся литературным творчеством, журналистикой и для их руководителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Процесс создания материалов по литературному творчеству (методические рекомендации юным поэтам, прозаикам и журналистам)»
ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ
МАТЕРИАЛОВ ПО
ЛИТЕРАТУРНОМУ
ТВОРЧЕСТВУ
(методические
рекомендации юным поэтам, прозаикам и журналистам )
Этапы работы над материалом
оформление идеи материала
сбор фактов
анализ фактов и составление плана материала
набрасывание черновика
переработка и отделка текста
Первый этап
Первое: идея.
Часто она бывает самоочевидной.
П ро ис ходит важное событие в какой-либо сфере общественной жизни — и сочинение (стих, проза) должны дать материал об этом.
У учащегося, имеющего постоянное тематическое задание, многие идеи возникают автоматически.
Но учащийся высокого класса находит идеи вне пределов обыденного.
Второй этап
На втором этапе, собирая информацию, в се время помните, что материал - это подборка фактов, мастерски изложенных и умело скомпонованных.
На этом этапе вы еще не можете знать, какие из них войдут позже в материал. Поэтому набирайте как можно больше фактов, особо отмечая те, которые помогут создать у читателя ощущение его присутствия на месте происшествия.
И если в материале использованы все факты из вашего блокнота или диктофона, это означает, что вы недобрали фактического материала.
Третий этап
И вот вы переходите к третьему этапу - анализу фактов и составлению плана материала.
Что будет квинтэссенцией вашей статьи, эссе,стиха,прозы? - спрашиваете вы себя.
О чем она на самом деле?
Иногда полезно определить суть материала одним кратким предложением.
Такое упражнение помогает принести ваши мысли в порядок.
Третий этап
На третьем этапе вы должны принять несколько решений.
Какие факты (впечатления, воображение, фантазии) наиболее яркие?
Какие резонные вопросы могут возникнуть у читателей и на какие из них они захотят получить ответы в вашем материале?
Третий этап
Есть и другие важные решения.
Каким будет тон стиха(прозы,статьи,эссе)?
Тон должен соответствовать содержанию материала.
Структура материала
О структуре материала
Один из вариантов - “п е р е в е р н у т а я п и р а м и – д а”, когда самые важные факты сконцентрированы в лиде, а все остальные расположены последовательно по степени убывания значимости.
В варианте “перевернутая пирамида” в одном-двух вступительных абзацах материала даются ответы на пять вопросов: что, где, когда и почему,как.
“ Перевернутая пирамида”, широко используемая в материалах информационных агентств, позволяет сокращать материалы с конца.
Структура материала
Другой вариант – о ч е р к о в ы й л и д, иногда называемый затяжным лидом.
Он имеет бесчисленное множество вариаций, и ему отдают предпочтение, если нет риска, что концовка материала будет сокращена из-за нехватки места на полосе.
В любом случае структура материала должна быть тщательно продумана.
П л а н
Пользуйтесь планом, который работает на вас.
Разные журналисты составляют планы по-разному. Некоторые составляют схему, отдаленно напоминающую план школьного сочинения.
Другие готовят простую схему, перечисляя “обязательные” факты и располагая их по номерам - 1. 2. 3...
Третьи могут просто отмечать красными чернилами нужные факты из записанных в блокноте.
План
Каким бы ни был наш метод, вы должны решить, в каком порядке подавать факты, и затем сгруппировать все родственные так, чтобы подать их в одной связке.
Главным недостатком многих материалов является то, что родственные факты разбросаны.
Без плана вы обязательно запутаетесь.
Концовка
Постарайтесь сделать концовку запоминающейся, заставляющей читателя испытать такие же эмоции, какие испытали вы, когда писали материал.
Работа над черновиками
Подготовив всё , вы садитесь за компьютер, с тем чтобы набросать первый черновик. Начинается четвертый этап.
Думается, что на этом этапе условия работы идеальны, так как времени писать и переписывать черновик у вас достаточно. Вас только двое - вы и дисплей компьютера. Правилом здесь должно стать следующее: нужно вынести на бумагу или экран хоть что-то.
Черновики и делаются для того, чтобы их править и переделывать.
Переработка черновика
Следующий - пятый - этап: п е р е р а б о т к а ч е р н о - в и к а.
При доработке пользуйтесь принципами хорошего стиля.
Перечисленные ниже принципы приведут вас к соблюдению азбучных истин хорошего литературного творчества, которыми являются точность, краткость и ясность.
Точность - потому что неточный материал не просто плох, он может сильно навредить.
Краткость - потому что живой, выразительный материал всегда краток и не содержит лишних подробностей. Это, кроме всего прочего, еще и проявление уважения к читателю.
Эмоциональность- яркость красок, впечатлений, переживаний делают неравнодушным читателя к вашим произведениям
Переработка черновика
И наконец, ясность - если сообщение может быть понято неверно, то так и случится. Когда вы пишете материал, то общаетесь с будущим читателем без обратной связи.
Запутывать читателя - это большой писательский грех. Не понимая происходящего, вы пытаетесь писать вокруг да около. Это никогда не приводит к добру.
Правьте. Переписывайте. Делайте все, что нужно.
И только после этого сдавайте ваш материал.
Писатели прогрессируют, когда учатся распознавать недостатки своей работы.
Следовательно, этому стоит научиться. Следующий список поможет вам находить слабые места в вашей работе:
1.Используйте в основном на существительные и глаголы. Прилагательные и наречия используйте экономно. Сильные, энергичные глаголы лучше всего создают “картинку” в воображении читателя.
Пишите в основном простыми повествовательными предложениями.
1. Используйте в основном на существительные и глаголы.
2. Прилагательные и наречия используйте экономно. Сильные, энергичные глаголы лучше всего создают “картинку” в воображении читателя.
3. Пишите в основном простыми повествовательными предложениями.
4. Пользуйтесь простыми, короткими словами.
5. Избегайте употребления модных словечек, неблагозвучных слов, штампов, бюрократизмов, любого профессионального жаргона.
6. Пользуйтесь короткими фразами, но варьируйте их длину так, чтобы материал не выглядел монотонным. Одна мысль - одно предложение. Средняя длина предложения - не более 18 слов.
7. Проверяйте согласование времен глаголов.
8. Избегайте излишних подробностей, особенно в лиде. Их можно передвинуть в следующие абзацы.
9. Используйте особенные, “повествующие” детали, чтобы читатель как бы присутствовал на месте действия.
10. Дайте необходимую предысторию.
11. Дайте определения всем терминам, которые могут быть непонятны читателям.
12. Используйте аналогии для объяснения сложных явлений.