kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Проектная работа про В.В.Высоцкого по литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучить основные темы творчества В.В.Высоцкого, его литературные приемы, проанализировать его стихотворения

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа про В.В.Высоцкого по литературе»

МОУ Петровская СОШ. Особенности творчества Владимира Высоцкого  (средства художественной изобразительности ) Выполнила ученица 9 Б класса Фролова Вероника п. Петровск 2017 год

МОУ Петровская СОШ.

Особенности творчества Владимира Высоцкого (средства художественной изобразительности )

Выполнила ученица 9 Б класса

Фролова Вероника

п. Петровск 2017 год

Цель работы.  Целью моей работы является изучение особенностей творчества В.С. Высоцкого .

Цель работы.

Целью моей работы является изучение особенностей творчества В.С. Высоцкого .

Задачи.

Задачи.

  • Изучить основные темы творчества В.С. Высоцкого.
  • Изучить основные темы творчества В.С. Высоцкого.
  • Изучить основные темы творчества В.С. Высоцкого.
  • Изучить разнообразные литературные приемы и средства, использованные автором и показать их тесную связь между собой. Проанализировать стихи В.С. Высоцкого на предмет использования автором литературных приемов.
  • Проанализировать стихи В.С. Высоцкого на предмет использования автором литературных приемов.
  • Проанализировать стихи В.С. Высоцкого на предмет использования автором литературных приемов.
Методы исследования.

Методы исследования.

  • Изучение и анализ произведений В.С. Высоцкого.
  • Изучение литературных трудов «высоцковедов».
  • Изучение трудов отечественных ученых А. Веселовского, Г. Поспелова, и др. исследовавших проблему жанра.
  • Посещение Государственного культурного Центра-музея В. С. Высоцкого «Дом Высоцкого на Таганке».
Актуальность.

Актуальность.

  • Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что творчество В. Высоцкого полностью не исследовано. Автор отличается тем, что в своих стихах он использует самые разные литературные приемы.
Тема войны в творчестве В. Высоцкого. «Я отношусь к послевоенному поколению, но меня мучает чувство вины за то, что я «опоздал» родиться, и своим творчеством я как бы «довоёвываю»

Тема войны в творчестве В. Высоцкого.

«Я отношусь к послевоенному поколению, но меня мучает чувство вины за то, что я «опоздал» родиться, и своим творчеством я как бы «довоёвываю»

Тема войны в творчестве В. Высоцкого. Всё меньше вас, участников войны,  Осколки бродят, покидают силы,  Не торопитесь – вы и не должны –  К однополчанам в братские могилы .

Тема войны в творчестве В. Высоцкого.

Всё меньше вас, участников войны, Осколки бродят, покидают силы, Не торопитесь – вы и не должны –

К однополчанам в братские могилы .

Тема войны в творчестве В. Высоцкого. В.Высоцкий наполнял свои стихи настолько достоверными деталями военного быта, так глубоко проник в героику и трагизм войны, что невольно возникало ощущение причастности поэта к фронтовым событиям. На этот раз мне не вернуться, Я ухожу, придет другой. Мы не успели, не успели оглянуться, А сыновья, а сыновья уходят в бой.

Тема войны в творчестве В. Высоцкого.

В.Высоцкий наполнял свои стихи настолько достоверными деталями военного быта, так глубоко проник в героику и трагизм войны, что невольно возникало ощущение причастности поэта к фронтовым событиям.

На этот раз мне не вернуться,

Я ухожу, придет другой.

Мы не успели, не успели оглянуться,

А сыновья, а сыновья уходят в бой.

Тема любви и дружбы в творчестве В. Высоцкого. Люблю тебя сейчас,  Не тайно - напоказ.  Не

Тема любви и дружбы в творчестве В. Высоцкого.

Люблю тебя сейчас, Не тайно - напоказ. Не "после" и не "до" В лучах твоих сгораю.

Навзрыд или смеясь, Но я люблю сейчас, А в прошлом - не хочу, А в будущем - не знаю.

Тема любви и дружбы в творчестве В. Высоцкого. Владимир Высоцкий ценил дружбу, и  сам он был безгранично предан  друзьям.

Тема любви и дружбы в творчестве В. Высоцкого.

Владимир Высоцкий ценил дружбу, и

сам он был безгранично предан

друзьям.

Изобразительно-выразительные средства в текстах песен.

Изобразительно-выразительные средства в текстах песен.

Фонетические изобразительные средства (аллитерация, ассонанс, рифма, метатеза). Аллитерация - прием звуковой выразительности: повтор согласных или групп согласных в художественном тексте. «… СЛ е З Ливое море вокруг ра ЗЛ илось, И вот принимаю я СЛ е З ную ванну, - Должно быть, по морю из собственных СЛ ез Плыву к СЛ е З овитому я океану.» Ассонанс - повторение гласных.  Г о л о л ё д на Земле, г о л о л ё д — Целый год напролет гололёд. Гололёд, гололёд, гололёд. Целый год напролёт, целый год.

Фонетические изобразительные средства (аллитерация, ассонанс, рифма, метатеза).

  • Аллитерация - прием звуковой выразительности: повтор согласных или групп согласных в художественном тексте.

«… СЛ е З Ливое море вокруг ра ЗЛ илось,

И вот принимаю я СЛ е З ную ванну, -

Должно быть, по морю из собственных СЛ ез

Плыву к СЛ е З овитому я океану.»

  • Ассонанс - повторение гласных.

Г о л о л ё д на Земле, г о л о л ё д —

Целый год напролет гололёд.

Гололёд, гололёд, гололёд.

Целый год напролёт, целый год.

Метатеза (от греч. metáthesis — перестановка), один из видов комбинаторных изменений звуков, состоящий в перестановке звуков или слогов в пределах слова. Метатеза используется как комический приём в художественной литературе.  «…Почитать? - Я сажусь и играю,  Поиграть? - Ну, я с кошкой читаю, -  Все равно я скучать ужасаю !  Сэр! Возьмите Алису с собой!»

  • Метатеза (от греч. metáthesis — перестановка), один из видов комбинаторных изменений звуков, состоящий в перестановке звуков или слогов в пределах слова. Метатеза используется как комический приём в художественной литературе.

«…Почитать? - Я сажусь и играю,

Поиграть? - Ну, я с кошкой читаю, -

Все равно я скучать ужасаю !

Сэр! Возьмите Алису с собой!»

Лексические изобразительные средства (окказионализмы, паронимы, фразеологизмы, парадокс, антонимы, тропы). Окказионализмы (от лат. occasionalis - случайный) – индивидуально-авторские слова, созданные поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нем существуют, и использующиеся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности. В душе моей – все цели без дороги, – Поройтесь в ней и вы найдете лишь Две полуфразы , полудиалоги ,- А остальное – Франция, Париж… . Паронимы (от греч. para - возле и onyma - имя) – это однокоренные слова, сходные по звучанию, но различающиеся отдельными морфемами (приставками или суффиксами) и не совпадающие в значениях.  «Прошу не путать гусеницу синюю  С гусатою  гусынею …»  «Прошу запомнить многих, кто теперь со мной знаком:  Чеширский Кот - совсем не тот, что чешет языком…»

Лексические изобразительные средства (окказионализмы, паронимы, фразеологизмы, парадокс, антонимы, тропы).

  • Окказионализмы (от лат. occasionalis - случайный) – индивидуально-авторские слова, созданные поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нем существуют, и использующиеся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности.

В душе моей – все цели без дороги, –

Поройтесь в ней и вы найдете лишь

Две полуфразы , полудиалоги ,-

А остальное – Франция, Париж… .

  • Паронимы (от греч. para - возле и onyma - имя) – это однокоренные слова, сходные по звучанию, но различающиеся отдельными морфемами (приставками или суффиксами) и не совпадающие в значениях.

«Прошу не путать гусеницу синюю

С гусатою гусынею …»

«Прошу запомнить многих, кто теперь со мной знаком:

Чеширский Кот - совсем не тот, что чешет языком…»

Фразеологизмы (от греч. phrasis - выражение и logos - слово) – это устойчивые по составу словосочетания, смысл которых принципиально не выводим из значений составляющих их слов. Я не люблю, когда мне лезут в душу , Тем более - когда в неё плюют ; К позорному столбу я пригвождён, К барьеру вызван я - языковому. Парадокс (от греч. parádoxes - неожиданный, странный), неожиданное, непривычное (хотя бы по форме) суждение (высказывание, предложение), резко расходящееся с общепринятым, традиционным мнением по данному вопросу.  «…Вот и ношусь я взад-вперед, как заяц угорелый, -  За два кило пути я на два метра похудел …» Антонимы (от греч. anti - против и onyma - имя) - слова, противоположные по значению, помогающие лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления.
  • Фразеологизмы (от греч. phrasis - выражение и logos - слово) – это устойчивые по составу словосочетания, смысл которых принципиально не выводим из значений составляющих их слов.

Я не люблю, когда мне лезут в душу ,

Тем более - когда в неё плюют ;

К позорному столбу я пригвождён,

К барьеру вызван я - языковому.

  • Парадокс (от греч. parádoxes - неожиданный, странный), неожиданное, непривычное (хотя бы по форме) суждение (высказывание, предложение), резко расходящееся с общепринятым, традиционным мнением по данному вопросу.

«…Вот и ношусь я взад-вперед, как заяц угорелый, -

За два кило пути я на два метра похудел …»

  • Антонимы (от греч. anti - против и onyma - имя) - слова, противоположные по значению, помогающие лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления.

Если друг оказался вдруг

И не друг , и не враг , а — так,

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош,

Парня в горы тяни — рискни!

Метафора – означает употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению, в силу того или иного сходства сближаемых явлений. Вдоль дороги все не так,  А в конце - подавно… А в конце дороги той- Плаха с топорами.  Гипербола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности.
  • Метафора – означает употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению, в силу того или иного сходства сближаемых явлений.

Вдоль дороги все не так,

А в конце - подавно…

А в конце дороги той-

Плаха с топорами.

  • Гипербола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности.

Но в сумерках морского дна -

В глубинах тайных кашалотных -

Родится и взойдет одна неимоверная волна , -

На берег ринется она

И наблюдающих поглотит.

Анафора (от греч. anaphora - вынесение вверх) - стилистическая фигура: единоначатие, повторение слова или группы слов в начале стихотворных строк или прозаических фраз; одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций. «Мы славно поработали и славно отдохнем!» Эпифора (от греч. epophora - добавка) - стилистическая фигура: повторение слова или группы слов в конце стихотворных строк или прозаических фраз.  Почему всё не так? Вроде всё — как всегда:  То же небо — опять голубое,  Тот же лес, тот же воздух и та же вода...  Только он не вернулся из боя. Риторическое обращение (от греч. rhetor - оратор) – стилистическая фигура: подчеркнутое, однако имеющее условный характер обращение к кому-либо, чему-либо.
  • Анафора (от греч. anaphora - вынесение вверх) - стилистическая фигура: единоначатие, повторение слова или группы слов в начале стихотворных строк или прозаических фраз; одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций.

«Мы славно поработали и славно отдохнем!»

  • Эпифора (от греч. epophora - добавка) - стилистическая фигура: повторение слова или группы слов в конце стихотворных строк или прозаических фраз.

Почему всё не так? Вроде всё — как всегда:

То же небо — опять голубое,

Тот же лес, тот же воздух и та же вода...

Только он не вернулся из боя.

  • Риторическое обращение (от греч. rhetor - оратор) – стилистическая фигура: подчеркнутое, однако имеющее условный характер обращение к кому-либо, чему-либо.

Нынче вырвалась будто из плена весна.

По ошибке окликнул его я:

« Друг ! Оставь покурить!» — А в ответ — тишина...

Он вчера не вернулся из боя.

Практическая часть: анализ стихов. Наиболее ярко мотив пути проявляется в стихотворении «Чужая колея». В данном стихотворении мотив дороги раскрывается через образы колеи и колеса .

Практическая часть: анализ стихов.

Наиболее ярко мотив пути проявляется в стихотворении «Чужая колея».

В данном стихотворении мотив дороги раскрывается через образы колеи и колеса .

Анализ стихотворения «Чужая колея». Средства художественной изобразительности Примеры из стихотворения Эпитеты «Уютная колея», «чужая колея», «весенние ручьи» и т.д. Метафоры «Сжег запас тепла души», «Я грязью из-под шин плюю» и т.д. Сравнения «И склоняю я, как школьник плохой..» Восклицания «Так держать! Колесо в колесе!..», «Колея эта – только моя!..» Глаголы действия «Охаю», «двигаться», «доеду», «крикнул», «спорить» и т.д.

Анализ стихотворения «Чужая колея».

Средства художественной изобразительности

Примеры из стихотворения

Эпитеты

«Уютная колея», «чужая колея», «весенние ручьи» и т.д.

Метафоры

«Сжег запас тепла души», «Я грязью из-под шин плюю» и т.д.

Сравнения

«И склоняю я, как школьник плохой..»

Восклицания

«Так держать! Колесо в колесе!..», «Колея эта – только моя!..»

Глаголы действия

«Охаю», «двигаться», «доеду», «крикнул», «спорить» и т.д.

Анализ стихотворения «Из дорожного дневника». Средства художественной изобразительности Примеры из стихотворения Метафоры «Залоснилось шоссе и штыком заострилось вдали …», « Полоснули морозом по коже..». Эпитеты «Голые березы», «причудливый мертвый покров», « дорожный шедевр» и т.д. Метонимия «И четыре страны предо мной расстелили дороги, и четыре границы шлагбаумы подняли вверх..». Олицетворения «Тени голых берез добровольно легли под колеса…». Сравнения «Превращая стекло лобовое в картину Дали…».

Анализ стихотворения «Из дорожного дневника».

Средства художественной изобразительности

Примеры из стихотворения

Метафоры

«Залоснилось шоссе и штыком заострилось вдали …», « Полоснули морозом по коже..».

Эпитеты

«Голые березы», «причудливый мертвый покров», « дорожный шедевр» и т.д.

Метонимия

«И четыре страны предо мной расстелили дороги, и четыре границы шлагбаумы подняли вверх..».

Олицетворения

«Тени голых берез добровольно легли под колеса…».

Сравнения

«Превращая стекло лобовое в картину Дали…».

Заключение. Я пришла к выводу:

Заключение.

Я пришла к выводу:

  • За содержанием привычных словосочетаний и предложений всегда скрывается глубокий смысл.
  • Посредством текстов стихов В. Высоцкого раскрывается многообразие использованных автором средств речевой выразительности. Выделили фонетические, лексические, синтаксические, фразеологические изобразительные средства, тропы.
  • Стихотворения В. Высоцкого - являются настоящим кладом для учебников русской литературы, а смысл, вложенный в их содержание, способен найти своё понимание в сердце каждого человека.
Возвращаются все, кроме лучших друзей,  Кроме самых любимых и преданных женщин.  Возвращаются все, кроме тех, кто нужней. Я не верю судьбе, а себе - еще меньше. Я, конечно, вернусь, весь в друзьях и мечтах. Я, конечно, спою, - не пройдет и полгода.

Возвращаются все, кроме лучших друзей, Кроме самых любимых и преданных женщин. Возвращаются все, кроме тех, кто нужней.

Я не верю судьбе, а себе - еще меньше.

Я, конечно, вернусь, весь в друзьях и мечтах.

Я, конечно, спою, - не пройдет и полгода.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Проектная работа про В.В.Высоцкого по литературе

Автор: Попкова Татьяна Николаевна

Дата: 26.03.2018

Номер свидетельства: 463523

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства