kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект урока литературы "Поэты-шестидесятники".Презентация к уроку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

П

«Поэты - «шестидесятники»

Цель:познакомить учащихся с творчеством поэтов периода оттепели

Задачи: - представить поэтов- «шестидесятников», их жизненный и творческий путь;

 - выявить основные направления в творчестве поэтов периода  « оттепели»;                  

 - проследить, современны ли их произведения в настоящее время.

 -  показать роль поэзии периода «оттепели» в общественной жизни страны

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План урока»



Поэты «оттепели»Е.Евтушенко,А.Вознесенский,Р.Рождественский.Б Ахмадулина Б.Окуджава

«Поэты - «шестидесятники».

Цель:Познакомить учащихся с творчеством поэтов периода оттепели

Задачи: - представить поэтов- «шестидесятников», их жизненный и творческий путь;

- выявить основные направления в творчестве поэтов периода « оттепели»;

- проследить, современны ли их произведения в настоящее время.

- показать роль поэзии периода «оттепели» в общественной жизни страны.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы представим поэтов-«шестидесятников» и ответим на основополагающий вопрос: « Почему молодые поэты 60-х приобрели широкую популярность в период» оттепели» и остались признанными мэтрами российской литературы?

Вопросы для беседы.

  • Какие ассоциации вызывает у вас слово «поэт»? Поэт-облако, полет ветра, шепот листвы в кронах деревьев, бушующее море». «Поэт- божий посланник».

  • Что такое, по-вашему, поэзия? Поэзия- молитва, песня, шепот, голос души. Поэзия- зарифмованная жизнь..

  • Речь на уроке пойдет, как вы понимаете, о поэзии, о поэтах. И теперь уточним: о поэтах особой эпохи - «оттепели».

*Обращаем внимание на портреты А.Вознесенского,Е,Евтушенко, Б.Окуджавы,Р.Рождественского (1слайд)

  • Как вы понимаете слово «оттепель»?Когда оно появилось?

  • Индивидуальное задание (Бахлов Сергей)

Слово «оттепель» - по названию одноименной повести И.Эренбурга, ставшему образным определением веяний нового времени, символом начавшихся перемен во всех областях жизни.

Хрущевская «оттепель» - один из стремительных по своим темпам и противоречивых периодов отечественной истории и культуры. Оттепель”, доказывающее, что это именно оттепель, период с определённой долей свободы и ограничений. Относительно поэзии это слово приобрело особый смысл, и употребляется оно в особом контексте. Поговорим об этом конкретнее. Обратимся к нашим «историкам».

2. Историческая страница.

Сообщения учащихся..

  • О культе личности Сталина.

  • Хрущев с решениями XX съезда КПСС.


  • Первые несколько лет “оттепели” действительно стали настоящим “поэтическим бумом”. Открытие памятника В. В. Маяковскому в Москве летом 1958г. превратилось в событие литературное – люди выходили из толпы и читали свои стихи. Такие собрания тех, кто хотел читать и слушать стихи, стали регулярными. Другим поэтическим центром стал зал Политехнического музея. Зал не вмещал всех желающих, и поэтические вечера переместились в Лужники, на стадионы. В десятки, в сотни раз увеличились тиражи поэтических книг. Всё это было выражением бурной активизации духовной жизни, стремлением услышать новое и быть услышанным, духовным раскрепощением.

Поэтов по стране было множество, но основными возмутителями поэтического спокойствия явились четверо: Б.Ахмадулина, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский.



-Чем вызван поэтический бум этого времени?

Новое время предъявило спрос на иную поэзию – яркую, декларативную, склонную к максимализму. На смену «тихим» поэтам пришли «громкие» - публицисты, ораторы, трибуны, среди них – Е.Евтушенко, Р.Рождественский, А.ВознесенскийБ.Ахмадулина Б.Окуджава, напротив, со своей проникновенной лирикой заняли свою, особую нишу, завоевав необыкновенную популярность у истинных ценителей поэзии.

-Чьи традиции продолжили Е.Евтушенко, Р.Рождественский, А.Вознесенский?

Названные поэты продолжили традиции В.Маяковского, А.Н.Некрасова, С.Есенина, Б.Слуцкого, Е.Мартынова. Их поэзия была «авангардистской», что имело свои плюсы и минусы.

- Что, по-вашему, сближает стихи поэтов «Оттепели»?

Лирический максимализм героев, репортажность стихов, некоторая декларативность и даже пафос. Они проявили себя как экспериментаторы, сделав много интересных находок в области поэтики. Главное –это их гражданская и поэтическая смелость.


-Какие черты поэзии Е.Евтушенко привлекли внимание читателей? Что нового, неожиданного привнес он в нашу поэзию?

(Показ слайдов)

Перемены в жизни обусловили разнообразие тематики творчества Е.Евтушенко.Поэт стремился откликнуться на все происходящее в жизни общества. Внимание читателей и слушателей Евтушенко привлек своей откровенностью, остротой, лиризмом, гражданским темпераментом. Е.Евтушенко одним из первых осознал себя поэтом нового, вступающего в жизнь поколения. Многие его стихи подчеркнуто гражданского звучания. Также заметен интерес поэта к человеческой душе, к судьбам обыкновенных людей («Людей неинтересных в мире нет…», «Я жаден до людей…)

5) Проанализируйте одно из стихотворений Е.Евтушенко.(д/з)

Далее учащиеся читают наизусть стихотворения поэта, которые они готовили в качестве домашнего задания.Альбом «Любимые стихотворения 20 века»

Почему А.Вознесенского называли вождем поэтического авангарда своего времени?


В лирике А.Вознесенского сосуществует две противоположные тенденции – установка на творческий эксперимент и стремление к демократичности и доступности широкому читателю. Стихи поэта полны неологизмами, принесенными веком НТР. Для Вознесенского свойственны мировоззренческий максимализм, пристрастие к разного рода оригиналам и чудакам, некоторая фамильярность. Как экспериментатор А.Вознесенский в своей поэтике часто прибегает к использованию оксюморона («Оглянись вперед», «Реквием оптимистический»)

Каковы были трудности восприятия поэзии 60-х гг.?

– Вознесенский прославляет предметный мир современности,её жаргон, её брань. Он использует метафоры, которые трудны для восприятия, в его строках далековатые предметы. Вознесенский буквально ошарашил читателей немыслимой вязью метафор, сплетённых из самых современных на то время техническихтерминов. Эти стихи требуют предметного комментария. У Евтушенко много афоризмов, которые также бывают трудны для восприятия.


8) Определите основные темы и проблемы творчества А.Вознесенского.

(Показ слайда)

Гражданственные темы, культ настоящего, философские проблемы, тема любви, в 70-80 годах звучат мотивы несвободы, больной совести, растраченного таланта («Автопортрет», «Плач по двум нерожденным поэмам» «Мадригал».. Вознесенский хорошо известен как поэт-песенник, а также автор текста к опере А.Рыбникова «Юнона» и «Авось»

Чтение наизусть стихотворений А.Вознесенского.

Мгновения" Роберта Рождественского"

Поэт Роберт Рождественский - это целая эпоха в русской советской поэзии. Своими стихами он смог рассказать о великой стране России, о героях и простых людях, о грандиозных свершениях и делах малых. И все у Рождественского получалось удивительно талантливо и искренно. В автобиографии он писал: "Поэт всегда говорит в стихах о себе, о своих мыслях, о своих чувствах. Даже когда он пишет о космосе". Только вот Роберт Рождественский никогда не отделял свою жизнь от жизни страны и сопереживал всему происходящему. Он был воистину публичным человеком. Много ездил по России, часто выступал, общался с самыми разными людьми. И весь этот жизненный опыт фиксировал стихотворными строками. Для Рождественского не существовало понятия "непоэтическая тема". Все им увиденное и прочувствованное - в его поэзии.
Прослушивание «Не успеваю»
Роберт Рождественский родился в Сибири, до 13 лет жил в Омске, потом часто менял города: отец его был военным, и семья постоянно переезжала. Поэтический дар проснулся в нем очень рано. Лет в 8 Роберт написал свое первое стихотворение. И связано это было с началом Великой Отечественной войны в 1941 году - стрессовая ситуация сыграла свою роль. С этого момента и до конца жизни Роберт Рождественский со стихами не расставался. Его первые серьезные публикации появились во время учебы в Литературном институте в Москве. Очень скоро он становится популярным поэтом, один за другим выходят его сборники "Флаги весны", "Испытание", "Ровеснику", "Необитаемые острова", "Дрейфующий проспект", посвященный полярникам, поэма "Моя любовь". Особое место в творчестве Роберта Рождественского занимает "Реквием", посвященный павшим в годы войны с гитлеровским фашизмом. "Он оставил нам свою поэзию на века. И я не боюсь пафосности: именно на века, - говорит певец Иосиф Кобзон. - У Роберта Рождественского есть бессмертное творение: "Реквием". В нем он проклинает войны. Уже одним только этим произведением поэт увековечил себя в памяти потомков!".
Никифоров С. читает «Реквием»

Бахлов С «Хотят ли русские войны»

Поэзия Роберта Рождественского слишком яркое явление, чтобы не находилось желающих так или иначе бросить тень на его творчество. В советский период ему нередко доставалось за так называемое "мелкотемье": власти не устраивало, что такой талантливый человек вдруг перестает писать о великих стройках пятилеток и переключается, к примеру, на любовную лирику. А после распада Советского Союза Рождественского много ругали именно за советские темы
Еще одна область творчества Роберта Рождественского, которую обычно отмечают, - стихи для песен, хотя подобное разделение выглядит искусственно. Поэт никогда не писал специальных текстов к песням. Роберт Рождественский писал стихи, а уж композиторы воплощали их в песни.

Прослушивание «17 мгновений весны» Песня о Родине



Что отличает поэзию Б.ОкуджавыБ.Ахмадулинойот поэзии названных поэтов?

Прослушивание «Чистые пруды»(голос БеллыА)

Их поэзия лирична , не носит декларативного характера, поэтические интонации мягкие, ненавязчивые. Б.Окуджава приобщает нас к своему чувству, своему настроению, своим эстетическим оценкам. Ему не свойственен ораторский стиль, пафос. Для его его поэтики характерноолицетворение отвлеченных понятий: любви, надежды, разлуки, судьбы.

«Я часто была под запретом. Под запретом. Но это и были мои минуты покоя. Никто меня не снимал, никто у меня интервью не брал. Зато я писала хорошо»

Бе́лла (Изабе́лла) Аха́товнаАхмаду́лина

Эта хрупкая и нежная женщина никогда не будет идти на компромисс ради собственного профессионального успеха, всегда будет твердо отстаивать свои убеждения, приходить на помощь,  подписывать петиции в защиту  А. Синявского и  Ю. Даниэля,   Л. Копелева,  Г. Владимова,  В. Войновича, навещать сосланного в ссылку академика Сахарова, обращаться к главе КГБ Андропову, пытаясь облегчить участь сидевшего в тюрьме Параджанова. Именно Белла Ахмадулина написала в «Нью-Йо́ркта́ймс»  письмо в защиту Сахарова.

О творчестве Беллы Ахмадулиной Андрей Битов написал: «Критикам нечего сказать».

Белла Ахатовна считала дружбу одним из самых сильных и ценных человеческих чувств, этой дружбой  дорожила как ничем другим. Именно дружба стала одной из главных тем творчества Беллы Ахмадулиной. Для Ахмадулиной дружба- воплощение благородства и жертвенности, спасение от всех зол. Булат Окуджава видел в ней удивительное сочетание доброты, великодушия с нравственной стойкостью.

Прослушивание «Друзей моих прекрасные черты»
Терять их страшно, Бог не приведи!
( 7 слайд) У Ахмадулиной есть стихи, написанные в разные годы, которые посвящены друзьям, ушедшим и окружающим, здесь и за рубежом. Они вошли в сборник « Друзей моих прекрасные черты». Стихотворение
Изысканно, легко и, вместе с тем чувственно и метафорично описывает Белла Ахмадулина окружающую ее повседневность, переплетая модернизм и классические традиции, добавляя собственную неповторимость.

Удивительный голос, исключительная, изящная манера чтения немало способствовали популярности Беллы Ахатовны.

Она читала стихи  по-особому, с трепетом и придыханием. В ее стихах слышали и слова и музыку, и  голос. Эта особенность нашла свое отражение и в названиях знаменитых сборников: «Уроки музыки», «Струна», «Тайна».

«Я слышала не чтение, а пение, это был какой-то особый вид пения и как бы стоял, не стоял на сцене человек, а летел. Это был полет» - из воспоминаний зрителей.

Композиторы не могли не заметить проникновенных, мелодичных стихов Ахмадулиной. Песни на ее слова звучат в художественных фильмах:«Ирония судьбы или с легким паром!», «Жестокий романс», «Служебный роман»…

Особым вниманием переводчика  Ахмадулиной пользовались грузинские поэты:
Г. Табидзе, Н. Бараташвили, С. Чиковани и др.

Поэтический мир Грузии отвечал ей взаимностью. В журнале «Литературная Грузия» публиковались стихи Беллы Ахатовны в то время, когда в России из-за идеологических запретов это было невозможно.


Бродский и Окуджава, Вознесенский и Светлов, Рождественский и Евтушенко, они сразу признали в ней восходящую звезду русской изящной словесности. На официальную критику, называвшую поэзию Ахмадулиной упаднической,  она отвечала аншлагами в Политехническом музее, тысячи поклонников брали его штурмом.

Белла Ахмадулина  долго находилась под запретом за свою непреодолимую тягу к свободе.

Союз писателей  СССР предлагал выгнать поэта Ахмадулину не только из своего союза, но и из Советского. Сегодня изданы десятки ее сборников: поэзия, переводы, эссэ... Стихи Беллы Ахмадулиной переведены более чем на 20 языков мира.

Член Союза писателей, Почетный член всевозможных академий искусств и литературы, лауреат Государственных, Президентских, международных и независимых премий. Награждена орденами  "За заслуги перед Отечеством"  (1997), Дружбы народов (1984) и всенародной любовью и восхищением.

Белла Ахмадулина ушла от нас 29 ноября 2010 года

Эльдар Рязанов: «Белла в юности безо всяких практически усилий, кроме того, что она просто писала стихи, поднялась, взошла на Парнас, на Олимп, на Эверест, на Монблан, на Эльбрус и на все остальное. И осталась там великая, непревзойденная , недосягаемая и прекрасная.»

Белла Ахмадулина не только поэт- переводчик, но и актриса, поэт-песенник. Она снялась в фильме « Живёт такой парень» вместе с Леонидом Куравлёвым и Василием Шукшиным.


К сожалению, в 2010 году ушли из жизни Андрей Вознесенский и Белла Ахмадулина, но их слово востребовано. В наше время, когда мы всё ещё переживаем дефицит доброты, сочувствия, сопереживания, стихи кумиров тех лет, по-прежнему, звучат, потому что несут в себе заряд человечности, доброты.

( 9 слайд) И мне хочется закончить урок стихотворением - песней Булата Окуджавы « Пожелание друзьям», в котором звучит объяснение любви к ближнему, к людям, к жизни.

Давайте восклицать, друг другом восхищаться

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплементы,-

Ведь это всё любви счастливые моменты.

( со 2 куплета коллективно подпеваем песню)

Давайте горевать и плакать откровенно

То вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не нужно придавать значения злословью-

Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить во всём, друг другу потакая,-

Тем более что жизнь короткая такая.





Просмотр содержимого презентации
«Презентация( Поэты оттепели.Приложение №9)»

« «Шестидесятники»-поэты оттепели» Кто были мы, Шестидесятники? На гребне вала пенного В двадцатом веке, Как десантники Из двадцать первого. Мы легендарные, оплёванные,  но бессмертные!  Е.Евтушенко Б.Окуджава, А.Вознесенский, Р.Рождественский, Е.Евтушенко

« «Шестидесятники»-поэты оттепели»

Кто были мы,

Шестидесятники?

На гребне вала пенного

В двадцатом веке,

Как десантники

Из двадцать первого.

Мы легендарные, оплёванные,

но бессмертные!

Е.Евтушенко

Б.Окуджава, А.Вознесенский, Р.Рождественский, Е.Евтушенко

Евгений Евтушенко Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы -как истории планет…… У каждого - свой тайный личный мир. Есть в мире этом самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный час, но это всё неведомо для нас.  Е. Евтушенко

Евгений Евтушенко

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы -как истории планет……

У каждого - свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час, но это всё неведомо для нас.

Е. Евтушенко

О времени и о себе Идут белые снеги…. И я тоже уйду. Не печалюсь о смерти и бессмертья не жду...  Пусть я прожил нескладно – для России я жил.  Е.Евтушенко

О времени и о себе

Идут белые снеги….

И я тоже уйду.

Не печалюсь о смерти

и бессмертья не жду...

Пусть я прожил нескладно –

для России я жил.

Е.Евтушенко

Признание Меня не станет – солнце встанет, И будут люди и земля, И если кто меня вспомянет, То это – Родина моя.  Е.Евтушенко

Признание

Меня не станет – солнце встанет,

И будут люди и земля,

И если кто меня вспомянет,

То это – Родина моя.

Е.Евтушенко

Андрей Вознесенский Я не знаю, как остальные, Но я чувствую жесточайшую Не по прошлому ностальгию – ностальгию по настоящему.  А.Вознесенс кий

Андрей Вознесенский

Я не знаю, как остальные,

Но я чувствую жесточайшую

Не по прошлому ностальгию – ностальгию по настоящему.

А.Вознесенс кий

Булат Шалвович Окуджава (9 мая 1924 – 12 июня 1997)

Булат Шалвович Окуджава

(9 мая 1924 – 12 июня 1997)

Булат Окуджава Виноградную косточку в теплую землю зарою, И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву, И друзей созову, на любовь своё сердце настрою….. А иначе зачем на земле этой вечной живу? Собирайтесь-ка, гости мои, на моё угощенье, Говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву, Царь небесный пошлет мне прощение за прегрешенья…… А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Булат Окуджава

Виноградную косточку в теплую землю зарою,

И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,

И друзей созову, на любовь своё сердце настрою…..

А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Собирайтесь-ка, гости мои, на моё угощенье,

Говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву,

Царь небесный пошлет мне прощение за прегрешенья……

А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Живописцы, окуните ваши кисти В суету дворов арбатских и в зарю, Чтобы были ваши кисти словно листья, словно листья  к ноябрю.

Живописцы, окуните ваши кисти

В суету дворов арбатских и в зарю,

Чтобы были ваши кисти словно листья,

словно листья

к ноябрю.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Проект урока литературы "Поэты-шестидесятники".Презентация к уроку.

Автор: Шевченко Лариса Михайловна

Дата: 12.11.2015

Номер свидетельства: 251876


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства