kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Формирование читательской грамотности и духовно-нравственное воспитание семиклассников нп примере произведений русской литературы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект является материалом наблюдений и работы учителя по формированию читательской грамотности учащихся, по развитию навыка работы с текстом, умению выделять из него информацию.  Материал - обобщение опыта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Формирование читательской грамотности и духовно-нравственное воспитание семиклассников нп примере произведений русской литературы"»

Итоговая практико-значимая работа «Формирование читательской грамотности и духовно-нравственное воспитание семиклассников на примере урока по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…» Подготовил: Учитель русского языка и литературы Ерастова Л.Н.

Итоговая практико-значимая работа

«Формирование читательской грамотности и духовно-нравственное воспитание семиклассников на примере урока по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…»

Подготовил:

Учитель русского языка и литературы Ерастова Л.Н.

Цель практико-значимой работы - расширение кругозора и предметных понятий, осмысливание содержания произведения, нравственная оценка поведения и поступков героев.

Цель практико-значимой работы - расширение кругозора и предметных понятий, осмысливание содержания произведения, нравственная оценка поведения и поступков героев.

  • Образовательные:
  • развивать навыки анализа лиро-эпического произведения; раскрыть смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и выяснить идейно-композиционное значение этого эпизода; совершенствование выразительного чтения и монологического высказывания; развитие умения сравнивать героев и на этом основании проникать в глубины их характеров; объяснить, как картины быта помогают понять характеры и идею произведения;
  • развивать навыки анализа лиро-эпического произведения;
  • раскрыть смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и выяснить идейно-композиционное значение этого эпизода;
  • совершенствование выразительного чтения и монологического высказывания;
  • развитие умения сравнивать героев и на этом основании проникать в глубины их характеров;
  • объяснить, как картины быта помогают понять характеры и идею произведения;
Цель практико-значимой работы - расширение кругозора и предметных понятий, осмысливание содержания произведения, нравственная оценка поведения и поступков героев.

Цель практико-значимой работы - расширение кругозора и предметных понятий, осмысливание содержания произведения, нравственная оценка поведения и поступков героев.

  • Развивающие и коррекционные:
  • развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них; способствовать развитию умений работы со справочной и дополнительной литературой по предмету; способствовать развитию логического мышления; развивать речевую деятельность - самостоятельные связные высказывания в устной форме;
  • развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;
  • способствовать развитию умений работы со справочной и дополнительной литературой по предмету;
  • способствовать развитию логического мышления;
  • развивать речевую деятельность - самостоятельные связные высказывания в устной форме;
  • Воспитательные: воспитывать у учащихся нравственные качества через образы поэмы Лермонтова; побудить учащихся обдумать и пережить конфликт, связанный с защитой чести и человеческого достоинства, выразить своё отношение; воспитывать высокие нравственные качества (благородство, уважения к семье, к национальным традициям) в работе с художественным текстом.
  • воспитывать у учащихся нравственные качества через образы поэмы Лермонтова;
  • побудить учащихся обдумать и пережить конфликт, связанный с защитой чести и человеческого достоинства, выразить своё отношение;
  • воспитывать высокие нравственные качества (благородство, уважения к семье, к национальным традициям) в работе с художественным текстом.
Текст №1

Текст №1

  • По выходе из школы гвардейских подпрапорщиков Лермонтов окунулся в литературную жизнь. Это было время, когда всколыхнулся интерес к народной жизни, народному поэтическому творчеству. Занятия Лермонтова историей и стариной России подтолкнули его к написанию поэмы из русской жизни, в которой действующим лицом является боярин времен Ивана Грозного. Личность царя всегда занимала поэта. Над поэмой «Боярин Орша» он работает в 1835–1836 годах.
  • Лермонтов заинтересовался русской стариной, народными поверьями, песнями. Его увлекает характер и лад русской былины. Зарождается замысел песни, в которой выразилась бы русская жизнь периода, который особенно интересовал поэта, – времени царствования Ивана Грозного. Хотя «Песня про царя Ивана Васильевича…» появилась в печати в начале 1838 года, уже в 1836 году поэт начал работать над ней (а, может быть, и написал ее). Привычкой Лермонтова было дать вылежаться написанным произведениям. Датой создания «Песни…» считается 1837 год.
Текст №1

Текст №1

  • Возможно, на выбор сюжета «Песни…» повлиял случай, о котором Лермонтов услышал еще во время своего пребывания в университете: гусар, тщетно ухаживавший за приглянувшейся ему женой купца, похитил ее с улицы, когда она возвращалась из церкви. Этот купец жил в Замоскворечье, по-старинному, торговал в Гостином дворе. Муж отомстил за поругание семьи и затем, арестованный, наложил на себя руки. Возможно, что сюжет позаимствован поэтом из какого-либо рассказа о грозном царе.
Текст №2

Текст №2

  • Вдруг толпа раздалась в обе стороны — И выходит Степан Парамонович, Молодой купец, удалой боец, По прозванию Калашников. Поклонился прежде царю грозному, После белому Кремлю да святым церквам, А потом всему народу русскому. Горят очи его соколиные, На опричника смотрит пристально. Супротив него он становится, Боевые рукавицы натягивает, Могутные плечи распрямливает Да кудряву бороду поглаживает. И сказал ему Кирибеевич: «А поведай мне, добрый молодец, Ты какого роду-племени, Каким именем прозываешься?
Текст №2

Текст №2

  • Чтобы знать, по ком панихиду служить, Чтобы было чем и похвастаться». Отвечает Степан Парамонович: «А зовут меня Степаном Калашниковым, А родился я от честнова отца, И жил я по закону господнему: Не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью темною, Не таился от свету небесного... И промолвил ты правду истинную: По одном из нас будут панихиду петь, И не позже как завтра в час полуденный; И один из нас будет хвастаться, С удалыми друзьями пируючи... Не шутку шутить, не людей смешить К тебе вышел я теперь, басурманский сын, — Вышел я на страшный бой, на последний бой!»
Вопросы и задания к текстам 1 и 2

Вопросы и задания к текстам 1 и 2

  • Задания на формирование 1 группы читательских умений (нахождение информации)
  • Когда появилась в печати «Песня про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова?
  • Какая эпоха изображена в этом произведении?
  • Какие события повлияли на создание «Песни про купца Калашникова»? Найдите в тексте ответ на этот вопрос.
  • Задания на формирование 2 группы читательских умений (понимание и интерпретация текста)
  • Почему Степан Парамонович вышел на кулачный бой с Кирибеевичем? Почему не побоялся одного из самых сильных и любимых опричников Ивана Грозного?
  • Как речь Степана Парамоновича характеризует его? Аргументируйте свой ответ. Найдите в тексте подтверждение своим словам.
  • Сравните тексты 1 и 2 и дайте обоснование того, почему Калашников убил Кирибеевича?
Вопросы и задания к текстам 1 и 2

Вопросы и задания к текстам 1 и 2

  • Задания на формирование 3 группы читательских умений (умение анализировать и оценивать содержание текста, рефлексировать на его основе)
  • Какие средства художественной выразительности и с какой целью использует Лермонтов в приведенном отрывке? Каким образом они определяют жанр Песни?
  • Какие слова из текста вам непонятны? Найдите их в справочной литературе, объясните их значение.
  • Найдите иллюстрации разных художников, изображающие сцену кулачного боя. Кому из них удалось наиболее точно передать решительность и мужество Калашникова? Обоснуйте свой ответ.
Словарная статья   Панихида  —  панихиды , ж. (церк.) (от греч. pannychis - всенощная служба). Церковная служба по умершем. Гражданская  панихида  - устраиваемое при  похоронах  собрание, посвященное памяти умершего.  Толковый   словарь  Ушакова.  

Словарная статья

  • Панихида  —  панихиды , ж. (церк.) (от греч. pannychis - всенощная служба). Церковная служба по умершем. Гражданская  панихида  - устраиваемое при  похоронах  собрание, посвященное памяти умершего.  Толковый   словарь  Ушакова.

 

  • Басурманский сын . Слово имеет множество значений и смысловых оттенков. Басурманин – это, прежде всего, чужеземец, человек иного, нехристианского вероисповедания. Сегодня слово считается устаревшим. В связи с различными историческими фактами и событиями, оно носило отрицательную окраску, применялось в качестве ругательства.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ерастова Людмила Николаевна

Дата: 29.08.2021

Номер свидетельства: 585978


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства