kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Природа в произведениях А. А. Севастьянова

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации «Природа в произведениях А.А. Севастьянова» вы найдете отрывки из повестей «Мой знакомый медведь», «Дикий урман» и сборника рассказов «Лесные происшествия». Представленные описания животных и природы можно использовать на уроках русского языка в 5-6 классах при изучении тем «Описание животных», «Описание природы». Презентация адресована всем, кто увлечен творчеством писателя и любит произведения о природе и животных. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературного праздника»

Сценарий литературного праздника, посвящённого дню рождения писателя-земляка

Анатолия Александровича Севастьянова

Оборудование: выставка книг писателя; журналы « Охота и охотничье хозяйство» с публикациями заметок и фотографий Севастьянова; стенд, посвящённый его творчеству; презентация « А. А. Севастьянов»

Форма проведения: музейный урок

Место проведения: музей « Живая старина» МБОУ СОШ п. Изоплит

Цель мероприятия: развивать интерес к истории родного края, его природе, людям, прославившим родную землю; пробуждать интерес к чтению ; воспитывать любовь к малой родине.


1 ведущий. Здравствуйте, ребята! Рады видеть вас в нашем музее именно сегодня.

2 ведущий. Сегодня 25 сентября. Это особенный день в истории нашей школы и нашего посёлка.

1ведущий. Кто из вас помнит, что это за день? (родился писатель А.А. Севастьянов, наш земляк)

2 ведущий. Вы правы, именно сегодня А. А. Севастьянову исполнилось 83 года.

1ведущий. Надеемся, что вы уже слышали об Анатолии Александровиче?

2ведущий. Попробуйте рассказать о нём вот по этому музейному стенду.

1ведущий. А какие книги написал А. А. Севастьянов? (« Дикий урман», « Мой знакомый медведь», « Лесной отшельник», « Зимовье на Тигровой», « Лесные происшествия» )

2ведущий. Молодцы! Теперь попробуем вспомнить, где учился А. А. Севастьянов, какое образование получил? ( школа – семилетка п. Изоплит, школа №1 п. Редкина, Московский пушно - меховой институт, литературный институт имени Горького)

1ведущий . Конечно, о писателе Севастьянове можно ещё очень много рассказать.

2ведущий. Например, в нашей школе он учился во время Великой Отечественной войны. Школа была одноэтажной , деревянной. Не было электрического освещения, школу отапливали дровами.

1ведущий. И было очень голодно, ребятишки всё лето и осень пропадали в лесу, собирали ягоды и грибы.

2ведущий. А у Толи Севастьянова было ещё и старенькое отцовское ружьишко.

1ведущий. Наверное, с охоты, с желания проникнуть в тайны лесной жизни началась будущая профессия Анатолия Севастьянова.

2ведущий. А ещё с желания увидеть живого медведя...

1ведущий. На сегодняшней встрече мы вспомним некоторые истории из произведений А. А. Севастьянова... У меня в руках книга «Зелёной серии» 2001 года, где переизданы три повести А. Севастьянова: « Дикий урман», «Зимовье на Тигровой», « Мой знакомый медведь». Чудный, прекрасный и яростный мир открывается читателю на страницах книг А. Севастьянова. Можно взахлёб читать о странной каменноберёзовой тайге, о горячих ручьях, в которых зимой можно греться, о тигровых тропинках... Но сегодня я хочу рассказать о другом. Дикая природа разнообразна и прекрасна сама по себе, человек ей не нужен: « Кедрач отступил, и в низине, как засыпанные снегом, показались заросли черёмухи. Не сломлена ни одна ветка. Только для себя цветёт тут черёмуха. Всё заливал пьянящий запах, особенный, смешанный с запахом кедров». С появлением человека жизнь дикой природы часто трагически меняется.

2ведущий. Небольшой отрывок из повести А. Севастьянова «Зимовье на Тигровой» прочитает ученик 8 класса Маслов Егор. Полтора года назад на районном конкурсе чтецов Егор занял призовое место.

Охота была удачной. Но пока мать волокла добычу на гору, тигренок вышел к автотрассе и нашел игрушку: у обочины валялась старая автомобильная шина. Он вце пился в нее и с трудом поставил, как стоит колесо. Шина стала падать. Тигренок не отскочил, а ловко выскользнул из-под нее и набросился как на добычу. Схватил передни­ми лапами, прижал к себе, а задними стал рвать когтями. Резко отпрыгнул, встал дыбом, перебирая лапами.

И в это время грянул выстрел. Тигренок упал, пытался встать, а его словно рвали на куски, дергали поспешными выстрелами. Он пронзительно закричал.

Тигрица прыжками бежала по склону к машине. Бра­коньеры увидели ее, грузовик взревел, громыхнул еще выстрел, уже по тигрице. Машина рычала шестернями — в спешке шофер тыкал куда попало ручку передач. Стара­ясь перехватить машину, срезать угол, тигрица не удержа­лась на крутом повороте и врастяжку покатилась вниз по склону.

Встала, сгорбилась от боли и пошла к тигренку, кото­рый, прикусив кончик розового языка, замер в предсмерт­ной судороге.

Она села на склоне немного повыше его, как будто по­дождать, когда он проснется и встанет. По дороге время от времени проезжали машины. Тигрица словно не видела их. Она привыкла и к шуму машин в тайге, и к дорогам, по которым так удобно ходить. Сидела долго. Иногда на­чинала быстро лизать рану на спине. Под вечер, не подхо­дя к тигренку, ушла.

Метался над тайгой ветер. Не спрятаться от него ни по ту, ни по другую сторону сопки. Деревья на вершине заде­вали низкие облака. Закружила снежная кутерьма, и к утру поседела тайга от снега...



1ведущий. Таким же пафосом предупреждения проникнута небольшая повесть А. Севастьянова «Лесной отшельник». Мир дикой природы существует по своим жестоким законам, но человек не зверь, и ему недопустимо жить по-волчьи.

2ведущий. Отрывок из повести «Лесной отшельник» читает ученик 6 класса Алексеев Дима

(« Волчий закон»)...

2ведущий. Ещё один отрывок из повести «Лесной отшельник» читает ученик 6 класса Штыркин Денис.

1ведущий. Посмотрите слайды, сделанные учеником 9класса Пилюгиным Дмитрием. Какую природу вы видите? Гейзеры, вулканы? Конечно, это Камчатка! Место действия повести « Мой знакомый Медведь»

2ведущий. В этой повести много интересных историй. Одна из них – история Букета. Читает ученик 6 класса Попов Денис.

Оказывается, когда-то Букет ходил в упряжке. Хозяин, уезжая с Камчатки, не захотел никому отдать собак. На­пился пьяным и всех перестрелял. Думал, и Букета тоже убил... Утром проспался, смотрит — Букет лежит на крыль­це, а через весь поселок — красная полоса. Второй раз ру­ка не поднялась. Улетел на материк. А Букет так один и живет в поселке.

Однажды Витька подходил к своему дому и вдруг по­чувствовал: в ладонь ткнулось что-то холодное, влажное. Он повернулся и увидел Букета. Это он ткнулся своим но­сом. Витька осторожно погладил собаку и сказал просто так, на всякий случай: «Рядом». К его удивлению и вос­торгу, Букет пошел рядом. Он знал эту команду и выпол­нил ее. Может быть, за то, что Витька когда-то оттащил от него разъяренных собак.

В дом Букет вошел осторожно, как вошел бы в него дикий зверь. Витька, будто невзначай, прикрыл дверь. Букет вопросительно посмотрел на него. Витька открыл дверь в комнату. Букет осторожно вошел, встал посредине и, не сходя с места, издали обнюхал каждый предмет. По­смотрел на Витьку, раскрыв пасть и часто дыша, — ему было жарко. Витька выпустил его в сени, снял с гвоздя старую телогрейку и положил в углу. Букет понял — это для него. Потоптался на телогрейке, но ложиться не стал. Подошел к двери, поскреб лапой. Не хотелось выпускать его из дома, но Витька все же открыл дверь. Букет вспрыг­нул на сугроб перед домом и, извещая всех о своем новом месте, слегка запрокинул голову и завыл. На его перелив­чатый и какой-то торжественный вой в разных концах отозвались ездовые упряжки, и воздух над поселком зако­лебали красивые в стройном, жутковатом хоре собачьи го­лоса.




1ведущий. И ещё одна « собачья» история. История лайки Шельмы из повести « Зимовье на Тигровой». Читают ученики 6 класса Маслова Дарья, Марьин Тарас, Казущик Дарья.(гл .7, 10)

Раньше с ней охотились на изюбрей. Охотник выхо­дил в тайгу, пускал собаку и ждал. Как только она находи­ла изюбря, сразу загоняла на скалу, на отстой, и начинала облаивать. Тут добыть изюбря ничего не стоило.

Однажды осенью хозяин Шельмы заметил, что она стала принюхиваться, жаться к ногам. Взял палку и на со­баку — работай! Та убежит, а на отстой никого не ставит. Выпал первый снежок. Разбирается охотник по следам и видит: отбежит Шельма и крутится поблизости, только чтобы на глаза не попадать. Тигр неподалеку прошел — напугалась. Охотник опять за пачку. А она спряталась под выворот и дрожит. Охотник подошел по следу. Шельма видит, карабин снимает — бежать. Он всю обойму разря­дил — не попал.

С тех пор ни разу ее не видел, хотя и жила она пер­вое время в том же поселке, на помойках корми­лась.

Потом ее приласкали два приезжих, взяли в тайгу. На­деялась — на охоту. А на нее надели прочный ошейник и стали привязывать на тигриной тропе.

Шельма испуганно заглядывала людям в глаза, беспо­койно перебирала лапами, как будто обутыми в белые та­почки...

Люди оставили собаку и пошли в обход скал.

Шельма села и стала ждать... Никто не возвращался к ней. Она поднимала нос, старалась по запаху понять, где люди. Садилась, вытягивалась столбиком и замирала, слу­шала острыми ушками. Потом попятилась, натянула цепь и покрутила из стороны в сторону головой, пытаясь ста­щить ошейник. Он не поддавался. Шельма села и начала поскуливать.

Где-то за сопками скрылось солнце. Море потемнело. Одинокий черный баклан пролетел низко над водой. Шельма завыла. Временами взлаивала, как будто причи­тала в плаче.

А в стороне, над тигриной тропой, прятались в скалах люди с фотоаппаратами и лампами-вспышками. Они спе­циально приехали фотографировать тифа.

Три дня и три ночи выла и ждала своей смерти Шель­ма. Но тигр так и не пришел. Недовольные люди выбра­лись из засады, подошли к собаке и стали отвязывать цепь, чтобы убрать ее до новой попытки.

Шельма стелилась возле их ног, лизала туристские, с крупным протектором ботинки. Ей отстегнули ошей­ник, и она принялась прыгать на людей, старалась лиз­нуть заросшие лица. Потом помчалась к ручью, напи­лась воды и опять подскакивала то к одному, то к дру­гому.

Люди шли молча. Три дня и три ночи дежурили в ска­лах — и зря.

Пошла ты! — крикнул один на Шельму и замах­нулся.

Та припала к земле, сжалась, ожидая удара.

Но другой бросил ей кусок черствого белого хлеба. Она схватила его, легла возле поваленной липы и, при­держивая лапами, стала торопливо есть.

Люди прогнали ее от себя возле кордона...

Олега, когда он искал собаку, послали к леснику. Оба остались довольны: лесник тем, что избавился от при­блудной собаки, а Олег, что нашел себе лайку.

Шельма, едва позвал ее, подбежала и стала ласкаться, уже понимая, что жизнь ее с этой минуты переменилась и не надо больше прятаться от лесника.

А теперь, в зимовье, ей. наверное, было хуже, чем ког­да-нибудь в ее собачьей жизни.

Ничего не сделается твоей собаке, — убежденно сказал Сандо.

Олег подходил к зимовью, и комок подступил к горлу.

«Жива ли? Шельма, жива ли ты?» — думал он, все ускоряя шаги.

Отпер и распахнул дверь... Никто не бросился к нему из темноты зимовья. Он включил фонарик и испугался. Перед ним стоял обтянутый шкурой скелет собаки. Толь­ко глаза были ее. Шельмы, и горели от радости. Она взглядывала в глаза Олегу и тут же опускала голову, считая себя виноватой во всем, что случилось. Он гладил, ласкал ее. Она лизала руки и покачивалась на дрожащих ногах.

В углу что-то зашевелилось. Удивленный, Олег повел лучом фонарика и увидел двух толстых щенят.

Ничего себе! Ну ты героиня. Шельма. — Он поша­рил лучом по зимовью. Старую тельняшку, которая при­крывала порог, Шельма оттащила в сторону, и в щель под дверью намело снега. — Хорошо, снег у тебя был. А что же ты ела?

Одна стена была исцарапана собачьими когтями. Смертным грехом считала Шельма стащить что-нибудь. Но когда появились два живых насоса, она преступила этот закон. Попыталась допрыгнуть до маленького, завя­занного узлом мешочка с остатками сухарей. Он висел под потолком на стене, и ей немалого труда стоило со­рвать его с гвоздя.

От пакета муки, который стоял на полке, остались только обрывки плотной бумаги.

Шельма положила на ладонь свой обтянутый кожей череп и уставилась в глаза Олегу, как будто спрашивала: «Что будем делать?» Он не знал, что делать, засуетился. Дать ли ей немного сырого мяса или воды или лучше за­топить печку и сварить мясо, дать с бульоном?





2ведущий. Подведём итог сегодняшней встречи. Произведения А.А. Севастьянова ждут своего внимательного читателя.

1ведущий. Надеемся, что этими читателями станете вы .

2ведущий. У нас есть электронный адрес журнала « Охота и охотничье хозяйство», где работает Анатолий Севастьянов. Предлагаем отправить писателю поздравительное письмо и нашу общую фотографию.

1ведущий. Письмо зачитает ученик 6 класса Алексеев Дима.

Дорогой Анатолий Александрович! Мы, учащиеся и учителя Изоплитовской средней школы сердечно поздравляем Вас с Днём рождения! Желаем Вам крепкого здоровья, интересных встреч, творческих удач.

В нашем школьном музее « Живая старина» есть стенд, посвящённый Вашему творчеству, несколько ваших книг и журналов с вашими публикациями. Ежегодно в день Вашего рождения мы проводим праздники в школе и поселковой библиотеке. Учащиеся нашей школы пишут о Вашем творчестве рефераты, сочинения, создают презентации. В конце2013 года, Года экологии, наши ребята на районном конкурсе устного рассказа заняли первые места. Прилагаем тексты их выступлений к нашему поздравлению.

Много лет назад мы посылали Вам поздравление со стихами, сочинёнными нашей учительницей Гончаровой Любовью Викторовной. И сейчас, заканчивая разговор о Ваших книгах, мы вспоминаем:



Мы благодарны Вам

за встречу на Тигровой

И за глухой таёжный Тарьёган.

Мы поплывём в долблёнке снова

На дикий неисхоженный урман.

Мы будем ночевать в ключе горячем.

И вместо огурца мы корюшку съедим.

При виде бурого медведя не заплачем,

А медвежонка с рваным ухом в обиду не дадим.

Мы знаем тайны Шельмы и Букета,

Голубке ( лошади) снесём конфет...

В день Вашего рожденья, с края света

Примите изоплитовский привет...


. Конкурс устного рассказа. Зарипова Эльвира, 8кл. МБОУ СОШ п. Изоплит

Любимые страницы произведений Анатолия Севастьянова

Здравствуйте, дорогие друзья, участники сегодняшнего конкурса, уважаемое жюри! Меня зовут Зарипова Эльвира, я учусь в 8 классе МБОУ СОШ п. Изоплит. Заканчивается Год экологии. И на сегодняшнем литературном конкурсе мы, изоплитовцы, просто обязаны рассказать о творчестве Анатолия Александровича Севастьянова. О писателе рассказал Русаков Денис. Моё выступление посвящается его творчеству.

У меня в руках книга «Зелёной серии» 2001 года, где переизданы три повести А. Севастьянова: « Дикий урман», «Зимовье на Тигровой», « Мой знакомый медведь». Чудный, прекрасный и яростный мир открывается читателю на страницах книг А. Севастьянова. Можно взахлёб читать о странной каменноберёзовой тайге, о горячих ручьях, в которых зимой можно греться, о тигровых тропинках... Но сегодня я хочу рассказать о другом. Дикая природа разнообразна и прекрасна сама по себе, человек ей не нужен: « Кедрач отступил, и в низине, как засыпанные снегом, показались заросли черёмухи. Не сломлена ни одна ветка. Только для себя цветёт тут черёмуха. Всё заливал пьянящий запах, особенный, смешанный с запахом кедров». С появлением человека жизнь дикой природы часто трагически меняется.

Небольшой отрывок из повести А. Севастьянова «Зимовье на Тигровой». Маленького тигрёнка, игравшего недалеко от дороги старой автомобильной шиной, расстреляли проезжающие по дороге браконьеры: « Тигрёнок упал, пытался встать, а его словно рвали на куски, дёргали поспешными выстрелами. Он пронзительно закричал...Тигрица по склону бежала к машине... Стараясь перехватить машину, срезать угол, тигрица не удержалась на крутом повороте и врастяжку покатилась вниз по склону». Горе тигрицы – матери А. Севастьянов очеловечивает. Невозможно без содрогания читать эти страницы: « В несколько дней свалились вдруг на неё все беды: повредила лапу в капкане, в спине застряла картечь, на лопатке рана от клыка кабана и, самое главное, не стало тигрёнка... Вечером тигрица услышала тот ненавистный звук, который был и тогда на дороге... Смерть тигрёнка и этот звук слились для неё воедино. Откуда ей было знать, что в распадке совсем другой лесовоз». Вывод, ставший уже аксиомой: злодеяние, совершённое человеком над природой, возвращается к людям возмездием.

Таким же пафосом предупреждения проникнута небольшая повесть А. Севастьянова «Лесной отшельник». Мир дикой природы существует по своим жестоким законам, но человек не зверь, и ему недопустимо жить по-волчьи.

Сегодня хочу поделиться с вами одним небольшим открытием (Слайд Е.И. Пискунов и 8кл. в музее) Это фотография сделана в нашем музее. Евгений Ильич Пискунов, ветеран Великой Отечественной войны, часто бывает в нашей школе. Оказывается, он тоже окончил после войны Московский пушно-меховой институт, получил профессию зоотехника. Так пересеклась судьба двух очень дорогих нам людей. И кажется не случайным, что люди , пережившие войну, видевшие много зла и горя, посвятили свою жизнь охране природы. Один своими книгами, другой беседами с нами учат нас с любовью смотреть на мир и беречь его.


Конкурс устного рассказа. Русаков Денис, 9кл. МБОУ СОШ п. Изоплит

Писатель, о котором хочу рассказать

Здравствуйте, Уважаемые участники сегодняшнего конкурса, многоуважаемое жюри! Меня зовут Русаков Денис, я учусь в 9 классе МБОУ СОШ п. Изоплит. Учусь по-всякому, постараюсь исправиться, но я очень общительный, любопытный. А сегодня хочу возбудить ваше любопытство и рассказать о человеке, писателе, который всю свою жизнь отдал изучению природы и её защите. 25 сентября этого года ему исполнилось 82 года. Вот так приблизительно выглядит сейчас Анатолий Александрович Севастьянов (слайд1).

Посмотрите на меня. Таким же примерно подростком был и Анатолий Севастьянов: невысокого роста, худощавый, симпатичный, улыбчивый и очень любознательный. Он родился и вырос в нашем посёлке Изоплит, где , по словам Константина Георгиевича Паустовского, «нет ничего, кроме лесов, болот да прозрачного воздуха»( слайд 2, родительский дом). До 7 класса Анатолий учился в той же школе, где сейчас учусь я (слайд 2, школа). Среднюю школу№1 заканчивал в п. Редкино. Каждое утро добирался до соседнего посёлка на дрезине по узкоколейке или пешком по грязи 7 километров туда и обратно. Учился, честно сказать, средне, как я. Но у него была страстная мечта: очень хотелось побывать на сказочной Камчатке, где «дышат» вулканы и парят гейзеры, и познакомиться с живым медведем. Он перебрал и прочитал в поселковой библиотеке все книжки журналы о медведях и Камчатке.

Отмечу, что детство А.А. было военным, голодным, отец его, Александр Иванович, прошёл войну. Излюбленным занятием всех мальчишек военного времени в нашем посёлке были походы в лес. Возвращались мальчишки не с пустыми руками, ягоды, грибы, а иногда заяц, утка, глухарь... Анатолий был счастливее многих: было у него старенькое отцовское ружьецо.

Мечта связать свою жизнь с природой, с Камчаткой и медведями привела Анатолия Севастьянова по окончании средней школы в Московский пушно-меховой институт, где он получил профессию биолога-охотоведа. Но человеку любознательному и творческому тесно в одной профессии. А.А. заочно заканчивает литературный институт имени Горького. Его первым наставником в литературе стал замечательный писатель-натуралист Виталий Бианки. Давняя мечта Анатолия увидеть Камчатку и живых медведей осуществилась. Об этом он написал в интереснейшей повести « Мой знакомый медведь». Кроме этого, он работал во многих заповедниках бывшего Советского Союза. Занимался разведением и расселением редких пушных зверей в Средней Азии, на Дальнем Востоке, в Приамурской тайге, в Ханты-Мансийском автономном округе, в Рязанской, Костромской, Тверской областях... А его повести « Дикий урман», «Зимовье на Тигровой», «Лесной отшельник», « Мой знакомый медведь»,рассказы для детей « Лесные происшествия» переведены на многие языки. В современной русской литературе Анатолий Александрович Севастьянов по праву считается одним из лучших писателей-натуралистов.

Но... это ещё не всё. Анатолий Севастьянов до сих пор работает в журнале « Охота и охотничье хозяйство». Там печатаются его фотографии и заметки о животных. Посмотрите не которые из них. (Слайды фотографий).

«У меня растут года, будет мне 17». Я вот думаю, куда мне пойти учиться? Может быть, тоже в пушно-меховой, как А.А. Севастьянов, потому что проблем в лесном хозяйстве, к сожалению, не стало меньше и кому- то надо заниматься охраной диких животных.





Просмотр содержимого презентации
«природа в произведениях Севастьянова»

Природа в произведениях А. А. Севастьянова Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ п. Изоплит Гончарова Любовь Викторовна

Природа

в произведениях

А. А. Севастьянова

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ п. Изоплит

Гончарова Любовь Викторовна

ЧЕРНАЯ  ВОРОНА “ Однажды у зарослей стланика чёрная ворона поймала крупную полёвку. Она едва прихватила её клювом за шкурку и боялась перехватить удобнее, потому что, стоило отпустить её, полёвка тут же пропала бы в сплетении ветвей. Тогда ворона, резко взмахивая крыльями, поднялась высоко в воздух и бросила оттуда полёвку на чистое место. Чётка было слышно, как шлёпнулась о землю толстая полёвка. Ворона не торопливо спустилась, уверенная, что незачем спешить, и деловито принялась расклевывать её.” (Севастьянов А.А. “Дикий урман”, М., “Молодая гвардия”, 1986).

ЧЕРНАЯ ВОРОНА

Однажды у зарослей стланика чёрная ворона поймала крупную полёвку. Она едва прихватила её клювом за шкурку и боялась перехватить удобнее, потому что, стоило отпустить её, полёвка тут же пропала бы в сплетении ветвей. Тогда ворона, резко взмахивая крыльями, поднялась высоко в воздух и бросила оттуда полёвку на чистое место. Чётка было слышно, как шлёпнулась о землю толстая полёвка. Ворона не торопливо спустилась, уверенная, что незачем спешить, и деловито принялась расклевывать её.”

(Севастьянов А.А. “Дикий урман”, М., “Молодая гвардия”, 1986).

ОКЕАН Витька засмотрелся на океан. Где-то там, не так уж далеко за горизонтом, проходила знаменитая линия перемены дат. По ту сторону от неё был ещё вчерашний день. Моряки, проходя эту линию, переставляют календарь на сутки назад или вперед. «Мой знакомый медведь»  Витька засмотрелся на океан. Где-то там, не так уж далеко за горизонтом, проходила знаменитая линия перемены дат. По ту сторону от неё был ещё вчерашний день. Моряки, проходя эту линию, переставляют календарь на сутки назад или вперед. «Мой знакомый медведь»

ОКЕАН

Витька засмотрелся на океан. Где-то там, не так уж далеко за горизонтом, проходила знаменитая линия перемены дат. По ту сторону от неё был ещё вчерашний день. Моряки, проходя эту линию, переставляют календарь на сутки назад или вперед.

«Мой знакомый медведь»

Витька засмотрелся на океан. Где-то там, не так уж далеко за горизонтом, проходила знаменитая линия перемены дат. По ту сторону от неё был ещё вчерашний день. Моряки, проходя эту линию, переставляют календарь на сутки назад или вперед.

«Мой знакомый медведь»

ЛИСЯТА “ У небольшого холмика возле норы затеяли возню пять шустрых остромордых лисят. Рыжий клубок вертелся перед норой, и было непонятно, чья голова, чей хвост, чьи ноги. В суматохе кто-то всерьёз пустил в ход зубы, кто-то огрызнулся, схватил невинного соседа, тот – другого, клубок рассыпался все врозь, и каждый скалил зубы. Вдруг самый маленький испугался – к норе, и все за ним! Мелькнули хвосты, лапки и нет лисят!..”  Севастьянов А.А. “Дикий урман”, М., “Молодая гвардия”, 1986).

ЛИСЯТА

У небольшого холмика возле норы затеяли возню пять шустрых остромордых лисят. Рыжий клубок вертелся перед норой, и было непонятно, чья голова, чей хвост, чьи ноги. В суматохе кто-то всерьёз пустил в ход зубы, кто-то огрызнулся, схватил невинного соседа, тот – другого, клубок рассыпался все врозь, и каждый скалил зубы. Вдруг самый маленький испугался – к норе, и все за ним! Мелькнули хвосты, лапки и нет лисят!..”

Севастьянов А.А. “Дикий урман”, М., “Молодая гвардия”, 1986).

Заснеженный посёлок «Хорошо, что дверь открывается внутрь», - подумал Витька, принес табуретку, взял лопату и стал пробивать вверху нору, сбрасывая снег прямо в коридор». «Мой знакомый медведь»

Заснеженный посёлок

«Хорошо, что дверь открывается внутрь», - подумал Витька, принес табуретку, взял лопату и стал пробивать вверху нору, сбрасывая снег прямо в коридор».

«Мой знакомый медведь»

БУРУНДУЧОК “ А там тайга жила своей обычной жизнью. Степенно покачивали верхушками старые ели, трепетали молодые листочки осин, полосатый бурундучок пробежал по прошлогодней хвое и юркнул в лапки маленькой елочки. Суетились на своих дорогах муравьи, тоненьким свистом перекликались рябчики.” “ На берегу, на поваленном дереве, сидел на задних лапках нахохлившийся полосатый бурундучок и время от времени трункал, не обращая внимания на людей.”

БУРУНДУЧОК

А там тайга жила своей обычной жизнью. Степенно покачивали верхушками старые ели, трепетали молодые листочки осин, полосатый бурундучок пробежал по прошлогодней хвое и юркнул в лапки маленькой елочки. Суетились на своих дорогах муравьи, тоненьким свистом перекликались рябчики.”

На берегу, на поваленном дереве, сидел на задних лапках нахохлившийся полосатый бурундучок и время от времени трункал, не обращая внимания на людей.”

ТУНДРА «Вдали по сухой тундре быстро мчался велосипедист «Но какой же может быть велосипедист?» «Вдруг как гром загремел над берегом. Это тысячекрылая стая гусей тучей поднялась над прибрежной поляной. Бросив в лодку весло, Росин торопливо щелкал фотоаппаратом. Федор что-то кричал, но Росин не слышал его: слишком велик этот шум. – В тундру, сказываю, летят! Там, поди, лед еще, так они пережидают» «Мой знакомый медведь»

ТУНДРА

«Вдали по сухой тундре быстро мчался велосипедист «Но какой же может быть велосипедист?»

«Вдруг как гром загремел над берегом. Это тысячекрылая стая гусей тучей поднялась над прибрежной поляной. Бросив в лодку весло, Росин торопливо щелкал фотоаппаратом. Федор что-то кричал, но Росин не слышал его: слишком велик этот шум.

В тундру, сказываю, летят! Там, поди, лед еще, так они пережидают»

«Мой знакомый медведь»

РЫСЬ “ Рысь насторожился. Пугающий незнакомый запах заставил ее вспрыгнуть на толстый сук кедра. Отсюда низкий утренний туман не мешал осмотреть поляну. Там, где ещё вчера не было ничего, стоял шалаш, плотно укрытый еловыми лапами. Вход был загорожен елочкой и заткнул травой.” (Севастьянов А.А “Дикий урман”М., “Молодая гвардия”, 1986)

РЫСЬ

Рысь насторожился. Пугающий незнакомый запах заставил ее вспрыгнуть на толстый сук кедра. Отсюда низкий утренний туман не мешал осмотреть поляну. Там, где ещё вчера не было ничего, стоял шалаш, плотно укрытый еловыми лапами. Вход был загорожен елочкой и заткнул травой.”

(Севастьянов А.А “Дикий урман”М., “Молодая гвардия”, 1986)

Гейзер «Это и есть знаменитый Фонтан - один из самых красивых гейзеров» «Когда он впервые услышал в школе о Долине гейзеров, она была для него чем-то вроде Моря Дождей на Луне — такой же недосягаемой. А получилась так, что через несколько минут он будет в этой долине». «Мой знакомый медведь»

Гейзер

«Это и есть знаменитый Фонтан - один из самых красивых гейзеров»

«Когда он впервые услышал в школе о Долине гейзеров, она была для него чем-то вроде Моря Дождей на Луне — такой же недосягаемой. А получилась так, что через несколько минут он будет в этой долине».

«Мой знакомый медведь»

ОРЛАН-БЕЛОХВОСТ “ Росин вздрогнул от резкого птичьего крика. Стая чаек шарахнулась в сторону, а мимо пронеслось что-то темное и с разлету ухнуло в воду, вздыбив каскады брызг. Через секунду громадная бурая птица поднялась в воздух с крупной, извивающейся в когтях щукой. “Орлан-белохвост”, - узнал Росин. Птица, подобрав лапы, прижимала к себе добычу. Тяжело махая широкими метровыми крыльями, орлан пролетел мимо и скрылся за соснами. Росин, пробираясь по мелколесью, направился к этим соснам.” «Дикий урман»

ОРЛАН-БЕЛОХВОСТ

Росин вздрогнул от резкого птичьего крика. Стая чаек шарахнулась в сторону, а мимо пронеслось что-то темное и с разлету ухнуло в воду, вздыбив каскады брызг. Через секунду громадная бурая птица поднялась в воздух с крупной, извивающейся в когтях щукой. “Орлан-белохвост”, - узнал Росин. Птица, подобрав лапы, прижимала к себе добычу.

Тяжело махая широкими метровыми крыльями, орлан пролетел мимо и скрылся за соснами. Росин, пробираясь по мелколесью, направился к этим соснам.” «Дикий урман»

ГОРНАЯ РЕКА  «Река текла без солнца. Текла не в берегах, а в стенах дикого, нетронутого леса. Громадные кедры уходили ввысь, и только где-то там, над ними, светлело небо… А тут, внизу, сплетались корни, чернели вывороты, стоял сумрак…» «Дикий урман»

ГОРНАЯ РЕКА

«Река текла без солнца. Текла не в берегах, а в стенах дикого, нетронутого леса. Громадные кедры уходили ввысь, и только где-то там, над ними, светлело небо… А тут, внизу, сплетались корни, чернели вывороты, стоял сумрак…» «Дикий урман»

УТКИ «Но кое-где поселились в искусственных гнездовьях и утки. В бинокль отец увидел утку в шалашике на белом плотике. Она прижала голову и шею к сену, когда услышала шорох на островке. Затаились. Утка успокоилась, клювом поправила соломинку в стенке гнезда. Вытащила из крыши шалашика сухие листочки и аккуратно положила их сбоку от себя - маскировала гнездо. Ловила клювом мух, когда те подлетали, склёвывала жучков, которые ползали по сухим прутьям. Была при деле, а не просто сидела в гнезде». «Лесные происшествия»

УТКИ

«Но кое-где поселились в искусственных гнездовьях и утки. В бинокль отец увидел утку в шалашике на белом плотике. Она прижала голову и шею к сену, когда услышала шорох на островке.

Затаились. Утка успокоилась, клювом поправила соломинку в стенке гнезда. Вытащила из крыши шалашика сухие листочки и аккуратно положила их сбоку от себя - маскировала гнездо. Ловила клювом мух, когда те подлетали, склёвывала жучков, которые ползали по сухим прутьям. Была при деле, а не просто сидела в гнезде».

«Лесные происшествия»

МЕДВЕДЬ «Медвежонок широко расставил лапы и скулил, боясь свалиться с плота. Разъяренная медведица, прижав уши, настигала. Росин отшвырнул ногой медвежонка - пусть забирает! Но тот, вместо того чтобы плыть к маме, карабкался на плот. Мохнатая фурия рядом! Росин бросил шест - и с головой в воду! Медведица ткнула мордой медвежонка и повернула к берегу. Малыш, вовсю работая лапами, торопился за ней. Звери выбрались на берег, отряхнулись. Медвежонок, получив для порядка затрещину, припустил с поляны. За ним вразвалку пошла мамаша» «Дикий уман»

МЕДВЕДЬ

«Медвежонок широко расставил лапы и скулил, боясь свалиться с плота. Разъяренная медведица, прижав уши, настигала. Росин отшвырнул ногой медвежонка - пусть забирает! Но тот, вместо того чтобы плыть к маме, карабкался на плот. Мохнатая фурия рядом! Росин бросил шест - и с головой в воду! Медведица ткнула мордой медвежонка и повернула к берегу. Малыш, вовсю работая лапами, торопился за ней.

Звери выбрались на берег, отряхнулись. Медвежонок, получив для порядка затрещину, припустил с поляны. За ним вразвалку пошла мамаша»

«Дикий уман»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Природа в произведениях А. А. Севастьянова

Автор: Гончарова Любовь Викторовна

Дата: 31.01.2015

Номер свидетельства: 164991


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства