Сценарий литературного праздника, посвящённого дню рождения писателя-земляка
Анатолия Александровича Севастьянова
Оборудование: выставка книг писателя; журналы « Охота и охотничье хозяйство» с публикациями заметок и фотографий Севастьянова; стенд, посвящённый его творчеству; презентация « А. А. Севастьянов»
Форма проведения: музейный урок
Место проведения: музей « Живая старина» МБОУ СОШ п. Изоплит
Цель мероприятия: развивать интерес к истории родного края, его природе, людям, прославившим родную землю; пробуждать интерес к чтению ; воспитывать любовь к малой родине.
1 ведущий. Здравствуйте, ребята! Рады видеть вас в нашем музее именно сегодня.
2 ведущий. Сегодня 25 сентября. Это особенный день в истории нашей школы и нашего посёлка.
1ведущий. Кто из вас помнит, что это за день? (родился писатель А.А. Севастьянов, наш земляк)
2 ведущий. Вы правы, именно сегодня А. А. Севастьянову исполнилось 83 года.
1ведущий. Надеемся, что вы уже слышали об Анатолии Александровиче?
2ведущий. Попробуйте рассказать о нём вот по этому музейному стенду.
1ведущий. А какие книги написал А. А. Севастьянов? (« Дикий урман», « Мой знакомый медведь», « Лесной отшельник», « Зимовье на Тигровой», « Лесные происшествия» )
2ведущий. Молодцы! Теперь попробуем вспомнить, где учился А. А. Севастьянов, какое образование получил? ( школа – семилетка п. Изоплит, школа №1 п. Редкина, Московский пушно - меховой институт, литературный институт имени Горького)
1ведущий . Конечно, о писателе Севастьянове можно ещё очень много рассказать.
2ведущий. Например, в нашей школе он учился во время Великой Отечественной войны. Школа была одноэтажной , деревянной. Не было электрического освещения, школу отапливали дровами.
1ведущий. И было очень голодно, ребятишки всё лето и осень пропадали в лесу, собирали ягоды и грибы.
2ведущий. А у Толи Севастьянова было ещё и старенькое отцовское ружьишко.
1ведущий. Наверное, с охоты, с желания проникнуть в тайны лесной жизни началась будущая профессия Анатолия Севастьянова.
2ведущий. А ещё с желания увидеть живого медведя...
1ведущий. На сегодняшней встрече мы вспомним некоторые истории из произведений А. А. Севастьянова... У меня в руках книга «Зелёной серии» 2001 года, где переизданы три повести А. Севастьянова: « Дикий урман», «Зимовье на Тигровой», « Мой знакомый медведь». Чудный, прекрасный и яростный мир открывается читателю на страницах книг А. Севастьянова. Можно взахлёб читать о странной каменноберёзовой тайге, о горячих ручьях, в которых зимой можно греться, о тигровых тропинках... Но сегодня я хочу рассказать о другом. Дикая природа разнообразна и прекрасна сама по себе, человек ей не нужен: « Кедрач отступил, и в низине, как засыпанные снегом, показались заросли черёмухи. Не сломлена ни одна ветка. Только для себя цветёт тут черёмуха. Всё заливал пьянящий запах, особенный, смешанный с запахом кедров». С появлением человека жизнь дикой природы часто трагически меняется.
2ведущий. Небольшой отрывок из повести А. Севастьянова «Зимовье на Тигровой» прочитает ученик 8 класса Маслов Егор. Полтора года назад на районном конкурсе чтецов Егор занял призовое место.
Охота была удачной. Но пока мать волокла добычу на гору, тигренок вышел к автотрассе и нашел игрушку: у обочины валялась старая автомобильная шина. Он вце пился в нее и с трудом поставил, как стоит колесо. Шина стала падать. Тигренок не отскочил, а ловко выскользнул из-под нее и набросился как на добычу. Схватил передними лапами, прижал к себе, а задними стал рвать когтями. Резко отпрыгнул, встал дыбом, перебирая лапами.
И в это время грянул выстрел. Тигренок упал, пытался встать, а его словно рвали на куски, дергали поспешными выстрелами. Он пронзительно закричал.
Тигрица прыжками бежала по склону к машине. Браконьеры увидели ее, грузовик взревел, громыхнул еще выстрел, уже по тигрице. Машина рычала шестернями — в спешке шофер тыкал куда попало ручку передач. Стараясь перехватить машину, срезать угол, тигрица не удержалась на крутом повороте и врастяжку покатилась вниз по склону.
Встала, сгорбилась от боли и пошла к тигренку, который, прикусив кончик розового языка, замер в предсмертной судороге.
Она села на склоне немного повыше его, как будто подождать, когда он проснется и встанет. По дороге время от времени проезжали машины. Тигрица словно не видела их. Она привыкла и к шуму машин в тайге, и к дорогам, по которым так удобно ходить. Сидела долго. Иногда начинала быстро лизать рану на спине. Под вечер, не подходя к тигренку, ушла.
Метался над тайгой ветер. Не спрятаться от него ни по ту, ни по другую сторону сопки. Деревья на вершине задевали низкие облака. Закружила снежная кутерьма, и к утру поседела тайга от снега...
1ведущий. Таким же пафосом предупреждения проникнута небольшая повесть А. Севастьянова «Лесной отшельник». Мир дикой природы существует по своим жестоким законам, но человек не зверь, и ему недопустимо жить по-волчьи.
2ведущий. Отрывок из повести «Лесной отшельник» читает ученик 6 класса Алексеев Дима
(« Волчий закон»)...
2ведущий. Ещё один отрывок из повести «Лесной отшельник» читает ученик 6 класса Штыркин Денис.
1ведущий. Посмотрите слайды, сделанные учеником 9класса Пилюгиным Дмитрием. Какую природу вы видите? Гейзеры, вулканы? Конечно, это Камчатка! Место действия повести « Мой знакомый Медведь»
2ведущий. В этой повести много интересных историй. Одна из них – история Букета. Читает ученик 6 класса Попов Денис.
Оказывается, когда-то Букет ходил в упряжке. Хозяин, уезжая с Камчатки, не захотел никому отдать собак. Напился пьяным и всех перестрелял. Думал, и Букета тоже убил... Утром проспался, смотрит — Букет лежит на крыльце, а через весь поселок — красная полоса. Второй раз рука не поднялась. Улетел на материк. А Букет так один и живет в поселке.
Однажды Витька подходил к своему дому и вдруг почувствовал: в ладонь ткнулось что-то холодное, влажное. Он повернулся и увидел Букета. Это он ткнулся своим носом. Витька осторожно погладил собаку и сказал просто так, на всякий случай: «Рядом». К его удивлению и восторгу, Букет пошел рядом. Он знал эту команду и выполнил ее. Может быть, за то, что Витька когда-то оттащил от него разъяренных собак.
В дом Букет вошел осторожно, как вошел бы в него дикий зверь. Витька, будто невзначай, прикрыл дверь. Букет вопросительно посмотрел на него. Витька открыл дверь в комнату. Букет осторожно вошел, встал посредине и, не сходя с места, издали обнюхал каждый предмет. Посмотрел на Витьку, раскрыв пасть и часто дыша, — ему было жарко. Витька выпустил его в сени, снял с гвоздя старую телогрейку и положил в углу. Букет понял — это для него. Потоптался на телогрейке, но ложиться не стал. Подошел к двери, поскреб лапой. Не хотелось выпускать его из дома, но Витька все же открыл дверь. Букет вспрыгнул на сугроб перед домом и, извещая всех о своем новом месте, слегка запрокинул голову и завыл. На его переливчатый и какой-то торжественный вой в разных концах отозвались ездовые упряжки, и воздух над поселком заколебали красивые в стройном, жутковатом хоре собачьи голоса.
1ведущий. И ещё одна « собачья» история. История лайки Шельмы из повести « Зимовье на Тигровой». Читают ученики 6 класса Маслова Дарья, Марьин Тарас, Казущик Дарья.(гл .7, 10)
Раньше с ней охотились на изюбрей. Охотник выходил в тайгу, пускал собаку и ждал. Как только она находила изюбря, сразу загоняла на скалу, на отстой, и начинала облаивать. Тут добыть изюбря ничего не стоило.
Однажды осенью хозяин Шельмы заметил, что она стала принюхиваться, жаться к ногам. Взял палку и на собаку — работай! Та убежит, а на отстой никого не ставит. Выпал первый снежок. Разбирается охотник по следам и видит: отбежит Шельма и крутится поблизости, только чтобы на глаза не попадать. Тигр неподалеку прошел — напугалась. Охотник опять за пачку. А она спряталась под выворот и дрожит. Охотник подошел по следу. Шельма видит, карабин снимает — бежать. Он всю обойму разрядил — не попал.
С тех пор ни разу ее не видел, хотя и жила она первое время в том же поселке, на помойках кормилась.
Потом ее приласкали два приезжих, взяли в тайгу. Надеялась — на охоту. А на нее надели прочный ошейник и стали привязывать на тигриной тропе.
Шельма испуганно заглядывала людям в глаза, беспокойно перебирала лапами, как будто обутыми в белые тапочки...
Люди оставили собаку и пошли в обход скал.
Шельма села и стала ждать... Никто не возвращался к ней. Она поднимала нос, старалась по запаху понять, где люди. Садилась, вытягивалась столбиком и замирала, слушала острыми ушками. Потом попятилась, натянула цепь и покрутила из стороны в сторону головой, пытаясь стащить ошейник. Он не поддавался. Шельма села и начала поскуливать.
Где-то за сопками скрылось солнце. Море потемнело. Одинокий черный баклан пролетел низко над водой. Шельма завыла. Временами взлаивала, как будто причитала в плаче.
А в стороне, над тигриной тропой, прятались в скалах люди с фотоаппаратами и лампами-вспышками. Они специально приехали фотографировать тифа.
Три дня и три ночи выла и ждала своей смерти Шельма. Но тигр так и не пришел. Недовольные люди выбрались из засады, подошли к собаке и стали отвязывать цепь, чтобы убрать ее до новой попытки.
Шельма стелилась возле их ног, лизала туристские, с крупным протектором ботинки. Ей отстегнули ошейник, и она принялась прыгать на людей, старалась лизнуть заросшие лица. Потом помчалась к ручью, напилась воды и опять подскакивала то к одному, то к другому.
Люди шли молча. Три дня и три ночи дежурили в скалах — и зря.
— Пошла ты! — крикнул один на Шельму и замахнулся.
Та припала к земле, сжалась, ожидая удара.
Но другой бросил ей кусок черствого белого хлеба. Она схватила его, легла возле поваленной липы и, придерживая лапами, стала торопливо есть.
Люди прогнали ее от себя возле кордона...
Олега, когда он искал собаку, послали к леснику. Оба остались довольны: лесник тем, что избавился от приблудной собаки, а Олег, что нашел себе лайку.
Шельма, едва позвал ее, подбежала и стала ласкаться, уже понимая, что жизнь ее с этой минуты переменилась и не надо больше прятаться от лесника.
А теперь, в зимовье, ей. наверное, было хуже, чем когда-нибудь в ее собачьей жизни.
— Ничего не сделается твоей собаке, — убежденно сказал Сандо.
Олег подходил к зимовью, и комок подступил к горлу.
«Жива ли? Шельма, жива ли ты?» — думал он, все ускоряя шаги.
Отпер и распахнул дверь... Никто не бросился к нему из темноты зимовья. Он включил фонарик и испугался. Перед ним стоял обтянутый шкурой скелет собаки. Только глаза были ее. Шельмы, и горели от радости. Она взглядывала в глаза Олегу и тут же опускала голову, считая себя виноватой во всем, что случилось. Он гладил, ласкал ее. Она лизала руки и покачивалась на дрожащих ногах.
В углу что-то зашевелилось. Удивленный, Олег повел лучом фонарика и увидел двух толстых щенят.
— Ничего себе! Ну ты героиня. Шельма. — Он пошарил лучом по зимовью. Старую тельняшку, которая прикрывала порог, Шельма оттащила в сторону, и в щель под дверью намело снега. — Хорошо, снег у тебя был. А что же ты ела?
Одна стена была исцарапана собачьими когтями. Смертным грехом считала Шельма стащить что-нибудь. Но когда появились два живых насоса, она преступила этот закон. Попыталась допрыгнуть до маленького, завязанного узлом мешочка с остатками сухарей. Он висел под потолком на стене, и ей немалого труда стоило сорвать его с гвоздя.
От пакета муки, который стоял на полке, остались только обрывки плотной бумаги.
Шельма положила на ладонь свой обтянутый кожей череп и уставилась в глаза Олегу, как будто спрашивала: «Что будем делать?» Он не знал, что делать, засуетился. Дать ли ей немного сырого мяса или воды или лучше затопить печку и сварить мясо, дать с бульоном?
2ведущий. Подведём итог сегодняшней встречи. Произведения А.А. Севастьянова ждут своего внимательного читателя.
1ведущий. Надеемся, что этими читателями станете вы .
2ведущий. У нас есть электронный адрес журнала « Охота и охотничье хозяйство», где работает Анатолий Севастьянов. Предлагаем отправить писателю поздравительное письмо и нашу общую фотографию.
1ведущий. Письмо зачитает ученик 6 класса Алексеев Дима.
Дорогой Анатолий Александрович! Мы, учащиеся и учителя Изоплитовской средней школы сердечно поздравляем Вас с Днём рождения! Желаем Вам крепкого здоровья, интересных встреч, творческих удач.
В нашем школьном музее « Живая старина» есть стенд, посвящённый Вашему творчеству, несколько ваших книг и журналов с вашими публикациями. Ежегодно в день Вашего рождения мы проводим праздники в школе и поселковой библиотеке. Учащиеся нашей школы пишут о Вашем творчестве рефераты, сочинения, создают презентации. В конце2013 года, Года экологии, наши ребята на районном конкурсе устного рассказа заняли первые места. Прилагаем тексты их выступлений к нашему поздравлению.
Много лет назад мы посылали Вам поздравление со стихами, сочинёнными нашей учительницей Гончаровой Любовью Викторовной. И сейчас, заканчивая разговор о Ваших книгах, мы вспоминаем:
Мы благодарны Вам
за встречу на Тигровой
И за глухой таёжный Тарьёган.
Мы поплывём в долблёнке снова
На дикий неисхоженный урман.
Мы будем ночевать в ключе горячем.
И вместо огурца мы корюшку съедим.
При виде бурого медведя не заплачем,
А медвежонка с рваным ухом в обиду не дадим.
Мы знаем тайны Шельмы и Букета,
Голубке ( лошади) снесём конфет...
В день Вашего рожденья, с края света
Примите изоплитовский привет...
. Конкурс устного рассказа. Зарипова Эльвира, 8кл. МБОУ СОШ п. Изоплит
Любимые страницы произведений Анатолия Севастьянова
Здравствуйте, дорогие друзья, участники сегодняшнего конкурса, уважаемое жюри! Меня зовут Зарипова Эльвира, я учусь в 8 классе МБОУ СОШ п. Изоплит. Заканчивается Год экологии. И на сегодняшнем литературном конкурсе мы, изоплитовцы, просто обязаны рассказать о творчестве Анатолия Александровича Севастьянова. О писателе рассказал Русаков Денис. Моё выступление посвящается его творчеству.
У меня в руках книга «Зелёной серии» 2001 года, где переизданы три повести А. Севастьянова: « Дикий урман», «Зимовье на Тигровой», « Мой знакомый медведь». Чудный, прекрасный и яростный мир открывается читателю на страницах книг А. Севастьянова. Можно взахлёб читать о странной каменноберёзовой тайге, о горячих ручьях, в которых зимой можно греться, о тигровых тропинках... Но сегодня я хочу рассказать о другом. Дикая природа разнообразна и прекрасна сама по себе, человек ей не нужен: « Кедрач отступил, и в низине, как засыпанные снегом, показались заросли черёмухи. Не сломлена ни одна ветка. Только для себя цветёт тут черёмуха. Всё заливал пьянящий запах, особенный, смешанный с запахом кедров». С появлением человека жизнь дикой природы часто трагически меняется.
Небольшой отрывок из повести А. Севастьянова «Зимовье на Тигровой». Маленького тигрёнка, игравшего недалеко от дороги старой автомобильной шиной, расстреляли проезжающие по дороге браконьеры: « Тигрёнок упал, пытался встать, а его словно рвали на куски, дёргали поспешными выстрелами. Он пронзительно закричал...Тигрица по склону бежала к машине... Стараясь перехватить машину, срезать угол, тигрица не удержалась на крутом повороте и врастяжку покатилась вниз по склону». Горе тигрицы – матери А. Севастьянов очеловечивает. Невозможно без содрогания читать эти страницы: « В несколько дней свалились вдруг на неё все беды: повредила лапу в капкане, в спине застряла картечь, на лопатке рана от клыка кабана и, самое главное, не стало тигрёнка... Вечером тигрица услышала тот ненавистный звук, который был и тогда на дороге... Смерть тигрёнка и этот звук слились для неё воедино. Откуда ей было знать, что в распадке совсем другой лесовоз». Вывод, ставший уже аксиомой: злодеяние, совершённое человеком над природой, возвращается к людям возмездием.
Таким же пафосом предупреждения проникнута небольшая повесть А. Севастьянова «Лесной отшельник». Мир дикой природы существует по своим жестоким законам, но человек не зверь, и ему недопустимо жить по-волчьи.
Сегодня хочу поделиться с вами одним небольшим открытием (Слайд Е.И. Пискунов и 8кл. в музее) Это фотография сделана в нашем музее. Евгений Ильич Пискунов, ветеран Великой Отечественной войны, часто бывает в нашей школе. Оказывается, он тоже окончил после войны Московский пушно-меховой институт, получил профессию зоотехника. Так пересеклась судьба двух очень дорогих нам людей. И кажется не случайным, что люди , пережившие войну, видевшие много зла и горя, посвятили свою жизнь охране природы. Один своими книгами, другой беседами с нами учат нас с любовью смотреть на мир и беречь его.
Конкурс устного рассказа. Русаков Денис, 9кл. МБОУ СОШ п. Изоплит
Писатель, о котором хочу рассказать
Здравствуйте, Уважаемые участники сегодняшнего конкурса, многоуважаемое жюри! Меня зовут Русаков Денис, я учусь в 9 классе МБОУ СОШ п. Изоплит. Учусь по-всякому, постараюсь исправиться, но я очень общительный, любопытный. А сегодня хочу возбудить ваше любопытство и рассказать о человеке, писателе, который всю свою жизнь отдал изучению природы и её защите. 25 сентября этого года ему исполнилось 82 года. Вот так приблизительно выглядит сейчас Анатолий Александрович Севастьянов (слайд1).
Посмотрите на меня. Таким же примерно подростком был и Анатолий Севастьянов: невысокого роста, худощавый, симпатичный, улыбчивый и очень любознательный. Он родился и вырос в нашем посёлке Изоплит, где , по словам Константина Георгиевича Паустовского, «нет ничего, кроме лесов, болот да прозрачного воздуха»( слайд 2, родительский дом). До 7 класса Анатолий учился в той же школе, где сейчас учусь я (слайд 2, школа). Среднюю школу№1 заканчивал в п. Редкино. Каждое утро добирался до соседнего посёлка на дрезине по узкоколейке или пешком по грязи 7 километров туда и обратно. Учился, честно сказать, средне, как я. Но у него была страстная мечта: очень хотелось побывать на сказочной Камчатке, где «дышат» вулканы и парят гейзеры, и познакомиться с живым медведем. Он перебрал и прочитал в поселковой библиотеке все книжки журналы о медведях и Камчатке.
Отмечу, что детство А.А. было военным, голодным, отец его, Александр Иванович, прошёл войну. Излюбленным занятием всех мальчишек военного времени в нашем посёлке были походы в лес. Возвращались мальчишки не с пустыми руками, ягоды, грибы, а иногда заяц, утка, глухарь... Анатолий был счастливее многих: было у него старенькое отцовское ружьецо.
Мечта связать свою жизнь с природой, с Камчаткой и медведями привела Анатолия Севастьянова по окончании средней школы в Московский пушно-меховой институт, где он получил профессию биолога-охотоведа. Но человеку любознательному и творческому тесно в одной профессии. А.А. заочно заканчивает литературный институт имени Горького. Его первым наставником в литературе стал замечательный писатель-натуралист Виталий Бианки. Давняя мечта Анатолия увидеть Камчатку и живых медведей осуществилась. Об этом он написал в интереснейшей повести « Мой знакомый медведь». Кроме этого, он работал во многих заповедниках бывшего Советского Союза. Занимался разведением и расселением редких пушных зверей в Средней Азии, на Дальнем Востоке, в Приамурской тайге, в Ханты-Мансийском автономном округе, в Рязанской, Костромской, Тверской областях... А его повести « Дикий урман», «Зимовье на Тигровой», «Лесной отшельник», « Мой знакомый медведь»,рассказы для детей « Лесные происшествия» переведены на многие языки. В современной русской литературе Анатолий Александрович Севастьянов по праву считается одним из лучших писателей-натуралистов.
Но... это ещё не всё. Анатолий Севастьянов до сих пор работает в журнале « Охота и охотничье хозяйство». Там печатаются его фотографии и заметки о животных. Посмотрите не которые из них. (Слайды фотографий).
«У меня растут года, будет мне 17». Я вот думаю, куда мне пойти учиться? Может быть, тоже в пушно-меховой, как А.А. Севастьянов, потому что проблем в лесном хозяйстве, к сожалению, не стало меньше и кому- то надо заниматься охраной диких животных.