Урок в 5 классе
Сравним две современные сказки
«Ганц и Фея»
«Новые приключения Ивана- царевича»
С.П.Хасанова,
учитель русского языка
и литературы
г.Кунгур, МАОУ «СОШ №12 »
1 . Этап урока. Мотивация к учебной деятельности
*Книга «Волшебные сказки»
*Автор Анатолий Касьянов
*Читали книгу?
*Что знаете об авторе?
Анатолий Касьянов «Волшебные сказки»
Две сказки:
1.Сказка «Ганц и Фея»
2.Сказка «Новые приключения Ивана- царевича»
Какова тема
урока?
Каковы учебные задачи?
Учебные задачи:
*узнать о писателе…
*прочитать…
* выяснить, почему сказки волшебные…
* каковы признаки волшебства…
* проанализировать две сказки
* сравнить две сказки на основе признаков волшебства
Рассказ о писателе
Анатолий Касьянов, пермский писатель
«Волшебные сказки»
Анатолий Касьянов (1975 – 2009)
Анатолий Касьянов страдал ДЦП. Передвигался в инвалидной коляске. Имел дефект речи. Учился. Не сдавался. Работал корреспондентом. Защитил кандидатскую диссертацию. Писал сказки.
В.Е. Кайгородова:
«Сказки Анатолия Касьянова добрые.
В них зло можно победить невниманием к нему,
сосредоточенностью на хорошем».
В 2006 году вышел сборник текстов Анатолия Касьянова
«Волшебные сказки», который навсегда завоевал любовь и внимание маленьких пермских читателей и их родителей
Название книги
«Волшебные сказки»
2.Этап урока. Актуализация и фиксирование затруднений в пробном учебном действии
*Сказка – это… Дайте определение сказки
(произведение, переходящее из уст в уста; народные сказители повествовали о событиях, о героях;
сказки бытовые, о животных, волшебные; сказки народные и литературные)
3.Выявление места и причины затруднения
* Название книги «Волшебные сказки»
Каковы признаки волшебства? Вспомним признаки волшебства
(все признаки волшебства назвать не можем; это литературное произведение (автор А.Касьянов)
* Две сказки «Ганц и Фея», «Новые приключения Ивана царевича»
4.Построение проекта выхода из затруднения
* Каковы признаки волшебства…
(наличие волшебных существ, волшебных предметов, превращений, есть волшебные числа (три), особое построение сказки (начало, действие, конец), присутствует зачин (жили-были…), троекратные повторы, присказки и концовки; путешествие, в которое отправляется герой
Проект будущих учебных действий
* Сотрудничество в парах
*Составление таблицы (3 колонки: № по порядку, признаки волшебной сказки, строчки из «Волшебных сказок»)
* Смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации из текстов двух сказок
5. Реализация построенного проекта
* Смысловое чтение двух сказок
* Обсуждаем варианты ответов
* Заполнение таблицы (строчки из двух сказок)
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
1.Зачин
2.Волшебные числа
3.Троекратные повторы, присказки, сказочные топосы
4.Путешествие, в которое отправляется герой
5.Волшебные существа
6.Волшебные предметы
7.Волшебные превращения
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Сверяем записи с таблицей
Сравнение
Сказка «Новое приключение Ивана Царевича»
1.Зачин
«Жил да был в некотором царстве, в некотором государстве Иван Царевич»
2.Волшебные числа
«…тридцать три дня и тридцать три ночи сказки сказывал» «на всю Русь крещёную пир созвали, три дня пировали».
Сказка « Ганц и Фея »
1.Нет зачина
2.Нет волшебных чисел
сравнение
3.Троекратные повторы, присказки, сказочные топосы :
«унесла Ивана за тридевять земель, за тридевять морей, в место гиблое, во мрак погружённое»
4.Путешествие ,в которое отправляется герой. «Когда исполнилось Ивану семь лет, матушка и батюшка отдали сына в первый класс царской школы…»
- 4. «Ганц скитался, переходя из города в город, просил милостыню . Встретил бедняка , который продавал глиняные горшки».
Сравнение
Сказка «Новое приключение Ивана Царевича»
5.Волшебные герои-
Баба Яга, Кощей Бессмертный
6.Нет волшебных предметов
7.Нет превращения
8.Добро и зло
Добро- Алёнушка, Иван;
Зло-Баба яга, Кощей Бессмертный
Сказка « Ганц и Фея »
5.Фея –добрая;
колдунья Барбоса, бедняк
6.Золотая монета и горшочек глиняный
7. «…Слёзы ,пролитые Ганцом превратились в краски .Они были так прекрасны ,что Ганц от удивления даже плакать перестал…и нарисовал он девушку невиданной красоты.В тот же миг спало проклятие с колдуньи Барбосы,и превратилась она в прекрасную Фею.
8.Добро-Фея,зло –Барбоса.
9.Рефлексия учебной деятельности
* Каков продукт деятельности?
(таблица, сравнение двух сказок на основе признаков волшебства)
*Вывод (не все признаки волшебства присутствуют в этих сказках)
* Чему учат сказки Анатолия Касьянова?
(добро побеждает зло…)
*Оцените свою деятельность (вспомнили признаки волшебства, смогли найти в тексте, определили, заполнили…)
Сказки написаны в лучших традициях русских народных
и волшебных сказок.
После прочтения сказок
читатели становятся добрее.
«В людях просыпается дремавшая до того доброта»
Литература:
- Долгих Т.Д. Современная пермская детская литература // В измерении детства: Сборник статей по материалам Международного научного семинара: «Русская детская литература: Национальное и региональное». – Пермь, 2009.
- Зырянова А.И.В людях просыпается дремавшая до того доброта.
- Кайгородова В.Е. Сказки филолога, умные и трогательные. (А.Касьянов. «Сказки») // сборник статей Гуманитарная культура. – Пермь, 2007.
- Касьянов А.В. Вечернее раздумье. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://believe.net.ua/texts/tvor/akas21.html
- Касьянов А.В. Волшебные сказки. Пермь, 2006.
- Касьянов А.В. ДЦП - болезнь или форма жизни? (Взгляд на болезнь)// Здравствуй!, 1999. - №5.
- Касьянов А.В. ДЦП для дэцэпэшника// Вестник благотворительности, 2000. - №11.
- Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. – М., Лабиринт.