Борис Леонидович Пастернак 1890 - 1960
Жизнь и творчество
Пастернак пишет так,
что прочтёшь
и задохнёшься
от удивления.
Л.Я. Гинзбург
Цель урока:
- познакомиться с основными этапами жизни и творчества поэта
Борис Леонидович Пастернак 1890 - 1960
Начальная пора
Отец – Л.О.Пастернак
Мать – Р.И. Кауфман
- Родился 29 января 1890 года в Москве в семье известного художника Л.О.Пастернака. Семья Пастернаков поддерживала дружбу с известными художниками (И.Левитаном,
В.Поленовым, М.Нестеровым, С.Ивановым, Н.Ге), в доме бывали музыканты и писатели, в том числе Л.Н.Толстой.
В 13 лет под влиянием композитора А.Н.Скрябина Пастернак увлекся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились две написанные им сонаты для фортепиано).
Скрябин – учитель музыки
Б. Пастернака
- В 1908 году поступил на юридический факультет, но затем перешёл на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета, затем, летом 1912 года изучал философию в Марбургском университете в Германии.
- В 1912 году вместе с родителями и сестрами посещает Венецию, что нашло отражение в его стихах того времени.
Пастернак начал печататься в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика»), а в 1914 году опубликовал сборник «Близнец в тучах» .
В 1917 году вышел сборник «Поверх барьеров» .
В 1922 году - сборник «Сестра моя - жизнь» .
После поездки в Марбург Пастернак начинает входить в круги московских литераторов. С 1914 поэт примыкал к содружеству футуристов «Центрифуга». В этом же году близко знакомится с другим футуристом — Владимиром Маяковским, чья личность и творчество оказали на него определённое влияние. Позже, в 1920-е, Пастернак поддерживал связи с группой Маяковского «Леф», но в целом после революции занимал независимую позицию, не входя ни в какие объединения.
- Родители Пастернака и его сёстры в 1921 году покидают советскую Россию и обосновываются в Берлине.
- В 1922 гoду Пастернак женится на художнице Евгении Лурье, с которой проводит в гостях у родителей в Берлине вторую половину года и всю зиму 1922-23 гoдoв. В следующем 1923 году в семье Пастернаков рождается сын Евгений.
(1)Февраль. (2)Достать чернил и плакать!
(3) Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
(4) Достать пролетку. (5)За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
(6) Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
(7) Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Работа с текстом
Выполнение заданий ЕГЭ
- Из предложений 4 – 7 выпишите наречия в сравнительной степени.
- Среди предложений 1 – 7 найдите сложные предложения, части которого представляют собой односоставные безличные предложения . Запишите номера этих предложений.
- Определите способ образования слова КРИКАМИ в предложении №7.
- Из предложений 6 – 7 выписать слово, образованное суффиксальным способом .
- В 8. Какие средства выразительности использованы поэтом в стихотворении «Февраль…»?:
1) анафора 2) сравнение 3) ассонанс 4) назывное предложение 5) инфинитив 6) безличные предложения 7) эпитет 8) метафора 9) аллитерация 10) литота
- АССОНАНС — повторение одинаковых гласных . Является могучим средством выразительности поэтического языка. Пример из «Цыган» Пушкина — отрывок:
Ах, быстро молодость моя
Звездой падучею мелькнула.
Но ты, пора любви минула
Еще быстрее; только год
Меня любила Мариула, —
Однажды, близ Кагульских вод
Мы чуждый табор повстречали…
- Во всем этом отрывке звучит «у» , придавая стиху унылую напевность.
- АЛЛИТЕРАЦИЯ — повторение одинаковых согласных . Конечно, не всякое повторение согласных придает речи эти качества. Неблагозвучен, несмотря на наличие одних и тех же согласных стих: «Не тлит ли тля сребро и злато». Аллитерация представляется художественным приемом, когда повторение одинаковых согласных усиливает впечатление, получаемое от известного сочетания слов, когда своим звучанием это повторение подчеркивает то или иное настроение. Например, в стихе Лермонтова «Руса л ка п л ы л а по реке го л убой» (повторяющееся « л » создает впечатление текучести и плавности).
- «Выразительность стихотворения, во-первых, создаётся за счёт использования … и … предложений ( предл. 1, 2 ). Быстрая смена …(предл. 1, 2) создаёт иллюзию движения, действия. Неожиданные … «грохочущая слякоть», «чёрная весна», «сухая грусть» и … «дно очей», «ветер криками изрыт» придают живость и образность стихотворению. … «грачи, как обугленные груши» дорисовывает общую картину. Несмотря на «чёрный» колорит («чернила», «чёрная весна», «проталины чернеют») создаётся впечатление яркости, блеска, бликов за счёт … (повторение громкого [р] и подчёркивающих [ч], [ш], [щ], [ж], [з], [с]).
В 1935 году Пастернак участвует в работе проходящего в Париже Международного конгресса писателей в защиту мира, где с ним случается нервный срыв (последняя его поездка за границу).
На конец 20-х — начало 30-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР и в 1934 году выступает с речью на его первом съезде, на котором Н. И. Бухарин призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза.
В 1935 году Пастернак заступился за мужа и сына Ахматовой. В 1937 году отказывается подписать письмо с одобрением расстрела Тухачевского и других, демонстративно посещает дом репрессированного Пильняка.
В 1952 году у Пастернака произошёл первый инфаркт.
Роман «Доктор Живаго» создавался в течение десяти лет, с 1945 по 1955 год. Роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Гражданской войны. Во время написания романа Пастернак не раз менял его название. Роман мог называться "Мальчики и девочки", "Свеча горела", "Опыт русского Фауста", "Смерти нет" .
Роман был напечатан в 1957 году в Италии, затем переведён на многие языки мира, а в 1958 году автору была присуждена Нобелевская премия «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы» .
- На родине Пастернака начали активно травить: исключили из членов Союза писателей, организовали в газетах, журналах, на радио целый поток оскорблений и обвинений, заставили отказаться от Нобелевской премии, раздавались требования покинуть родную землю.
- «Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне её», - заявлял Пастернак.
Нобелевская премия
Я пропал, как зверь в загоне,
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне на волю хода нет.
Тёмный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, всё равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придёт пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
1959 г.
Вся эта история подкосила писателя.
30 мая 1960 года Пастернака не стало. «Доктор Живаго» был опубликован на родине только в 1988 году, через 33 года после написания .
- В 1987 году решение об исключении Пастернака из Союза писателей было отменено, в 1988 году «Доктор Живаго» впервые был напечатан в СССР («Новый Мир»), в 1989 году диплом и медаль Нобелевского лауреата были вручены в Стокгольме сыну поэта — Е. Б. Пастернаку.
- У Бориса Пастернака 4 внука и десять правнуков.
- «Доктор Живаго» был экранизирован в США в 1965 гoду и в 2002 гoду, в России - в 2005 гoду.
- Подведение итогов урока.
- Выполнение письменной работы (тест).
Домашнее задание
- Подготовить выразительное чтение наизусть и разбор одного из стихотворений Пастернака. (С использованием цветописи (по желанию).)
- Подобрать 2 – 3 задания типа ЕГЭ по русскому языку на примере стихотворений поэта.
Использованы материалы презентаций, разработанных учителями русского языка и литературы М.И.Лопуховой (МКОУ «Хохловская СОШ», Омская область) и И.П.Белоконевой (МОУ лицей №9, г.Волгограда); материалы, опубликованные на http://prezentacii.com/literatura/