kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку литературы" А.П.Чехов. Сведения из биографии. Юмор в рассказе "Толстый и тонкий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: А.П.Чехов. Сведения из биографии писателя. Юмор в рассказе Чехова «Толстый и тонкий».               

Цель урока.

  • Выяснить особенности стиля А.П.Чехова, раскрыть мастерство слова, детали.
  • Научить видеть красоту и меткость чеховского слова, авторское отношение к чинопочитанию.
  • Продолжать развивать навыки монологического высказывания.  
  • На примере рассказа «Толстый и тонкий» воспитывать в детях чувство собственного  ДОСТОИНСТВА.  

                                                 Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы и целей урока.
  3. Работа по теме:

     Вступительное слово учителя ( краткие сведения о жизни писателя).

Итак, запишем число, тему урока, эпиграф.

  Краткость – сестра таланта.

                                                                                               А.П.Чехов

  1. Проверка домашнего задания (пересказ содержания рассказа).
  2. Словарная работа:

Столоначальник, портсигар, флердоранж, херес.

  1. Работа с кроссвордом.   

Давайте проверим домашнее задание и убедимся, насколько вы внимательные читатели.

(Учитель читает значение слова, учащиеся называют ответ, затем ответ появляется на слайде).

1. Сколько героев присутствует в рассказе?  ( Четыре).

2. Назовите имя жены тонкого.  (Луиза).

3. Должность, которую занимает сейчас тонкий.  (Столоначальник).

4. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей.  (Тонкий).

5. Что тонкий делает из дерева?  (Портсигары).

6. Прозвище толстого в школе.  (Герострат).

7. Псевдоним А.П.Чехова.  (Чехонте).

8. Имя тонкого. (Порфирий).

9. Герой, от которого пахло хересом и флёрдоранжем.  (Толстый).

10. Место, где встретились друзья.  (Вокзал).

11. Как зовут сына тонкого?  (Нафанаил).

12. Прозвище тонкого в школе. ( Эфиальт).

13.Продолжи фразу: «Тонкий вдруг побледнел, …» ( окаменел).

     - А теперь скажите, какое слово выделено в кроссворде?  ( Чинопочитание).

     - Как вы понимаете значение этого слова? Посмотрим в словарики.

     - Это ключевое слово, которое раскрывает идею рассказа «Толстый и тонкий».

     4. Первичное осмысление.

  • Вам понравился рассказ? Чем?
  • Какие эмоции вызвал?
  • Смешным или грустным назвали бы рассказ?

Вывод. В своём рассказе писатель умело соединяет смешное и грустное. И в этом соединении проявляется неповторимая особенность его таланта.

5. Художественные особенности рассказа « Толстый и тонкий».   

- А сейчас, ребята, мы обратимся с вами к секретам писательского мастерства. И начнём мы с вами с заглавия.

1) - Как вы думаете, что должно отражать заглавие?   (Основную мысль).

По мнению А.П.Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Заглавие должно быть простым, ясным, кратким и скромным.

- Какой художественный приём обнаружен в заглавии?  (Антитеза).

Вывод 1. Итак, это первая особенность рассказа.

(Строка на слайде).

  • Простое, предельно краткое заглавие.

2) – Вы уже знакомы с понятием композиция. Перечислите основные компоненты  композиции.( Завязка – развитие действия – кульминация – развязка).

 - Найдите завязку в рассказе.  (« На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один толстый, другой тонкий».)

- Даёт ли автор длинное описание встречи? ( Нет, коротко и ясно говорит автор о месте встречи и главных действующих лицах).

Вывод 2. Перед нами вторая особенность стиля писателя.

  • Краткая завязка. (Вступление, начало).

3) – Представьте, что вы снимаете фильм по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев.

  -  Кого из представленных актеров вы бы выбрали на роль толстого и тонкого и почему?

(на слайде фото претендентов)

- найдите в тексте (1-й абзац) примеры, характеризующие толстого.

 

                            Сравнительная характеристика героев.

Толстый

Тонкий

1. « … только что пообедал на вокзале, губы лоснились, как спелые вишни…»

« Пахло от него хересом и флёрдоранжем».

2. «Ну, полно!.Для чего этот тон?»

«… тайного советника стошнило».

1. «… только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками».

«Пахло от него ветчиной и кофейной гущей».

2. «… побледнел, окаменел…лицо искривилось широчайшей улыбкой». «… съёжился, сгорбился, сузился…» « …ваше превосходительство…приятно-с, хи-хи-хи-с…»

- Одна-две детали и перед нами самостоятельный, довольный жизнью, богатый человек.

- Попробуйте составить словесный портрет тонкого. Как вы его себе представляете, его внешность, походку, одежду?

- А как сказано об этом у автора?

Назовите примеры, характеризующие тонкого.

- Какие детали наиболее значительны в описании тонкого?  ( Навьючен).

- О чём говорит эта деталь? ( Он бедный, нет денег на носильщика, поэтому сам несёт (навьючен) чемоданы).

- Какой художественный приём использует Чехов, рисуя главных героев?  (Антитеза).

Вы, наверное, заметили, ребята, что этот общий принцип противопоставления пронизывает весь рассказ: его название, речевые средства, систему образов.

- А теперь скажите, коротко или подробно описывает автор своих героев?

( Одно слово, одна деталь может рассказать о герое, дать представление о его положении в обществе).

Вывод 3. «Говорящая» деталь заменяет подробное описание.

 

4) – Итак, встретились два школьных товарища.

  • Какие чувства испытывают герои при встрече?
  • Из каких предложений по цели высказывания и интонации состоят предложения? (Вопросительных, восклицательных).
  • О чём это говорит? ( О неподдельном интересе друг к другу, герои интересуются жизнью друг друга).

    - Обратите внимание на то, что герои очень много говорят. Вспомните, как называется разговор двух и более лиц? ( Диалог).

- Диалог лежит в построении рассказа. И это ещё одна особенность произведений А.П.Чехова.

Вывод 4.  Построение рассказа – диалог.

5)  - Какое же слово изменило отношение друзей во время встречи? Когда, в какой момент происходит перелом ?

    

  • Что мы узнаём о материальном положении тонкого? ( Получает маленькое жалование, жена подрабатывает уроками, сам он делает дешёвые портсигары).
  • С каким чувством говорит об этом тонкий? ( С чувством гордости).
  • Какую роль играют жена и сын Нафанаил?  ( Это молчаливые персонажи. Они дорисовывают образ тонкого).
  • А как обстоят дела у толстого? ( Он стал тайным советником).
  • Итак, какое же предложение стало переломным в рассказе?
  • Как в литературе называется самый напряжённый момент в произведении?  (Кульминацией).

 - Как меняется поведение тонкого и толстого?

Найдите во 2-й части слова,  реплики, характеризующие героев,  

  • Какие слова тонкого выражают льстивость, угодливость?

- Итак, Чехов делает индивидуальной, неповторимой речь своих героев, а это ещё один секрет чеховского мастерства.

Вывод 5.  Индивидуальная речь героев как основа их неповторимости.

6. Осмысление идеи рассказа.

- Почему толстый отвернулся от тонкого и ушёл?  (Ему стало противно).

- Как об этом сказал толстый?   (« К чему это чинопочитание»).

- Это слово сегодня уже звучало в начале урока. Как вы понимаете значение этого слова?

(Лицемерное отношение к старшим по должности).

7.Вывод по уроку.

- Что хотел сказать нам А.П.Чехов своим рассказом?

- Какие человеческие качества высмеивает писатель?   ( Чинопочитание, угодничество, неискренность, подхалимство).

- Рассказ Чехова юмористический или сатирический?

(Рассказ сатирический, так как высмеивает пороки общества).

( Хочу прочитать вам продолжение этой фразы. «Краткость – сестра таланта… Умею коротко говорить о «длинных» вещах!»). Итак, великий писатель о серьёзных вещах говорит предельно кратко. Но они надолго оседают в душе читателя и не раз вспоминаются, когда в повседневной жизни встречаешься с такими как тонкий).

8. Рефлексия.

- Скажите, ребята, а можно ли сохранить школьную дружбу на долгие годы  

9. Заключительное слово учителя.

- Да, школьная дружба – это прежде всего общение на равных, она крепко соединяет людей. А человек в любой ситуации должен всегда оставаться человеком. Урок хочется закончить словами А.П.Чехова: « При любых обстоятельствах среди людей нужно осознавать своё достоинство».   

10.  Выставление оценок. Объявление домашнего задания.

 

??

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы" А.П.Чехов. Сведения из биографии. Юмор в рассказе "Толстый и тонкий"»

Короткое вступление. Нет подробного описания пейзажа, портрета. Яркие художественные детали. Основа рассказа – диалог.
  • Короткое вступление.
  • Нет подробного описания пейзажа, портрета.
  • Яркие художественные детали.
  • Основа рассказа – диалог.
«Краткость - сестра таланта». А.П. Чехов А.П. Чехов – мастер слова. Одной деталью, репликой он может сказать многое.

«Краткость - сестра таланта».

А.П. Чехов

А.П. Чехов – мастер слова. Одной деталью, репликой он может сказать многое.

№ 3

№ 3

№ 3

№ 3

Деталь  –  одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер героя. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.

Деталь одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер героя. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.

Как вы думаете, почему в тексте нет указания на то, когда происходит действие? По каким деталям текста можно определить историческое время ? Предположите, в каком городе происходит действие? Обоснуйте своё мнение.
  • Как вы думаете, почему в тексте нет указания на то, когда происходит действие?
  • По каким деталям текста можно определить историческое время ?
  • Предположите, в каком городе происходит действие? Обоснуйте своё мнение.
Найдите портрет Толстого. Какие детали портрета говорят о его высоком уровне на социальной лестнице? Найдите портрет Тонкого. Какие детали портрета говорят о его невысоком уровне на социальной лестнице?
  • Найдите портрет Толстого. Какие детали портрета говорят о его высоком уровне на социальной лестнице?
  • Найдите портрет Тонкого. Какие детали портрета говорят о его невысоком уровне на социальной лестнице?
Толстый Тонкий

Толстый

Тонкий

  • Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни.
  • Пахло от него хересом и флёрдоранжем.
  • Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками.
  • Пахло от него ветчиной и кофейной гущей.
Навьючен чемоданами «навьючен чемоданами» – не может позволить себе нанять носильщика. Значит, Тонкий – бедный, человек, неуверенный в себе.

Навьючен

чемоданами

«навьючен чемоданами» не может позволить себе нанять носильщика.

Значит, Тонкий бедный, человек, неуверенный в себе.

О чём говорят реплики Толстого и Тонкого в начале рассказа? Толстый Тонкий «Порфирий!.. Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!» «Батюшки!.. Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?» Выводы: В начале рассказа Толстый и Тонкий равны, они встретились как друзья детства. « Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз»
  • О чём говорят реплики Толстого и Тонкого в начале рассказа?
  • Толстый
  • Тонкий
  • «Порфирий!.. Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!»
  • «Батюшки!.. Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?»
  • Выводы: В начале рассказа Толстый и Тонкий равны, они встретились как друзья детства. « Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз»
Что изменилось в Тонком внешне и внутренне? Какова причина перемены настроения Тонкого? Является ли Толстый непосредственным начальником Тонкого? Есть ли у Тонкого какие-либо причины угодничать перед Толстым?  Зачем же он унижается?
  • Что изменилось в Тонком внешне и внутренне?
  • Какова причина перемены настроения Тонкого?
  • Является ли Толстый непосредственным начальником Тонкого?
  • Есть ли у Тонкого какие-либо причины угодничать перед Толстым?
  • Зачем же он унижается?

Изменения в Тонком

Изменения в Тонком

  • «съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились» ( гипербола -  стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности)
  • В конце слов приставляет «с»: «Хи-хи-с… Что вы-с…» ( раньше так было принято обращаться к высокопоставленным личностям)
  • Тонкий вдруг побледнел , окаменел , но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…
Найдите детали портрета жены и сына Тонкого. Что подчёркивает этими деталями автор в характере героев?  Как ведёт себя сын? Какие жесты показывают его рабское воспитание?
  • Найдите детали портрета жены и сына Тонкого. Что подчёркивает этими деталями автор в характере героев?

  • Как ведёт себя сын? Какие жесты показывают его рабское воспитание?
Нафанаил немного подумал и снял шапку.  Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.  Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул све пуговки своего мундира…  Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку.
  • Нафанаил немного подумал и снял шапку.

  • Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.

  • Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул све пуговки своего мундира…

  • Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку.
Что изменилось в героях к концу рассказа?
  • Что изменилось в героях к концу рассказа?
Толстый Тонкий «Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание!» Тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку… «Помилуйте… Что вы-с.. Милостивое внимание вашего превосходи-тельства… вроде как бы живительной влаги…» На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты…  Пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал…
  • Толстый
  • Тонкий
  • «Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание!»
  • Тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку…
  • «Помилуйте… Что вы-с.. Милостивое внимание вашего превосходи-тельства… вроде как бы живительной влаги…»
  • На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты… Пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал…
В начале рассказа Толстый испытывает удовольствие от обеда. Он рад встрече с Тонким. В конце рассказа его «стошнило» от лицемерия бывшего друга, но при прощании он подал руку приятелю, т.е остался человеком . Тонкий в начале рассказа показан человеком бедным, но он стремится похвастаться орденом Станислава, дополнительным доходом. В конце рассказа он раздавлен, ему «нечем крыть». Но он лишён чувства собственного достоинства, поэтому в его облике нет ничего человеческого. Он остался только мелким чиновником .
  • В начале рассказа Толстый испытывает удовольствие от обеда. Он рад встрече с Тонким. В конце рассказа его «стошнило» от лицемерия бывшего друга, но при прощании он подал руку приятелю, т.е остался человеком .
  • Тонкий в начале рассказа показан человеком бедным, но он стремится похвастаться орденом Станислава, дополнительным доходом. В конце рассказа он раздавлен, ему «нечем крыть». Но он лишён чувства собственного достоинства, поэтому в его облике нет ничего человеческого. Он остался только мелким чиновником .
Подобострастие  – льстивость, угодливость. Угодничество  - льстивое поведение. Самоуничижение - признание себя ничтожным. Чинопочитание – лицемерное отношение к старшим по должности, званию. Подхалимство  – стремление расположить к себе кого-то лестью.

Подобострастие – льстивость, угодливость. Угодничество - льстивое поведение. Самоуничижение - признание себя ничтожным. Чинопочитание – лицемерное отношение к старшим по должности, званию. Подхалимство – стремление расположить к себе кого-то лестью.

Как вы думаете, как вёл бы себя на месте тонкого другой мелкий чиновник? Что позволяет так думать? Почему персонажей рассказа автор не называет по именам, хотя с самого начала мы знаем, как их зовут?
  • Как вы думаете, как вёл бы себя на месте тонкого другой мелкий чиновник?
  • Что позволяет так думать?
  • Почему персонажей рассказа автор не называет по именам, хотя с самого начала мы знаем, как их зовут?
Рассказ занимает всего 2 страницы, а по глубине обличения пресмыкательства равен крупному произведению (лаконизм)  Отдельный случай приобретает в рассказе значение общего, в котором во всей уродливости раскрылась антитеза «начальствующей сферы» и подчинённых
  • Рассказ занимает всего 2 страницы, а по глубине обличения пресмыкательства равен крупному произведению (лаконизм)
  • Отдельный случай приобретает в рассказе значение общего, в котором во всей уродливости раскрылась антитеза «начальствующей сферы» и подчинённых
Ситуация доведена писателем до абсурда, именно это и позволяет лучше увидеть нелепость самой жизни, в которой царят низкопоклонство, чинопочитание, обожествление начальства и панический страх перед ним. Особую горечь и неприятие вызывают не просто отношения между чинами, но и добровольное самоуничижение, добровольное превращение в раба.
  • Ситуация доведена писателем до абсурда, именно это и позволяет лучше увидеть нелепость самой жизни, в которой царят низкопоклонство, чинопочитание, обожествление начальства и панический страх перед ним.
  • Особую горечь и неприятие вызывают не просто отношения между чинами, но и добровольное самоуничижение, добровольное превращение в раба.
Выводы по рассказу Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Проанализировав рассказ Чехова «Толстый и тонкий», мы можем определить емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, научиться вчитываться в текст.

Выводы по рассказу

Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Проанализировав рассказ Чехова «Толстый и тонкий», мы можем определить емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, научиться вчитываться в текст.

Герои и их характеристики Толстый Имя Тонкий Внешность в начале рассказа Внешность в конце рассказа Чем пахнут герои Семейное положение Должность Награды Поведение в начале и конце рассказа

Герои и их характеристики

Толстый

Имя

Тонкий

Внешность в начале рассказа

Внешность в конце рассказа

Чем пахнут герои

Семейное положение

Должность

Награды

Поведение в начале и конце рассказа

Иллюстрации к рассказам А.П Чехова. Подготовиться к внеклассному чтению по рассказам А.П Чехова «Смерть чиновника», «Пересолил» и другие.
  • Иллюстрации к рассказам А.П Чехова.
  • Подготовиться к внеклассному чтению по рассказам А.П Чехова «Смерть чиновника», «Пересолил» и другие.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Амедова Сусана Диляверовна

Дата: 18.03.2016

Номер свидетельства: 307457


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства