В презентации раскрываются страницы биографии Павла Петровича Бажова, его творческое своеобразие и особенноти сказов на примере анализа произведения «Синюшкин колодец».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация. Биография Бажова Павеа Петровича»
Бажов Павел Петрович (1879–1950)
«Тоже ведь сказы не зря придуманы. Иные — в покор, иные в наученье, а есть и такие, что вместо фонарика впереди».
Содержание
Страницы биографии;
Творческое своеобразие;
Особенности сказов Бажова П.П.
Анализ произведения «Синюшкин колодец»
Бажов Павел Петрович (1879–1950)
- Русский и советский революционер, писатель, фольклорист, публицист, журналист; впервые выполнил литературную обработку уральских сказов.
Страницыбиографии
Год
События
15 января 1879 год
Родился на Сысертском заводе близ Екатеринбурга в семье горнозаводских мастеров.
1889–1893 гг.
Учился вЕкатеринбургском духовном училище.
1893–1899 гг.
до 1917 года
Учился вПермской духовной семинарии.
Работалучителем русского языка в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова.
1918 год
Воевал вГражданской войнена стороне красных.
1924 год
Первая книга очерков«Уральские были».
1936 год
Был опубликован первый из уральских сказов«Девка Азовка».
1939 год
Вышло первое издание уральских сказов —«Малахитовая шкатулка».
«Колдун уральский бородатый»,— сказал о Павле Петровиче Бажове Демьян Бедный. Фамилия Бажов происходит от местного слова«бажить»—ворожить, предвещать. У Литературный псевдоним —Колдунков Егорша.
Бажовские места
Природный парк "Бажовские места"назван в честь знаменитого уральского писателя Павла Петровича Бажова.
Находится в Сысертском городском округе Свердловской области,эти места описаны в его произведениях.
Основной жанр
Сказ- эпическое прозаическое произведениефольклора, имеющееопределённую художественную форму, повествующее одействительных событиях и конкретных лицахнедавнего прошлого, нередко рассказываемое отпервого лица.
Многие из них (т. н. «тайные сказы»— старинные устные предания уральских горнорабочих) он слышал мальчиком отВ. А. Хмелининас Полевского завода.
Уральские сказы Бажова
«Медной горы хозяйка»
«Малахитовая шкатулка»
«Каменный цветок»
«Горный мастер»
« Хрупкая веточка»
«Две ящерки»
«Приказчиковы подошвы»
«Таюткино зеркальце»
«Богатырева рукавица»
«Васина гора»
«Дорогое имячко»
Живинка в деле
Золотой волос
Иванко-Крылатко
Кошачьи уши
Огневушка-поскакушка
Про Великого Полоза
Серебряное копытце
Синюшкин колодец
Солнечный камень
Хрустальный лак
Чугунная бабушка
В начальной школе изучают следующие сказ Бажова:
Малахитовая шкатулка
Горный мастер
Каменный цветок
Голубая змейка
Серебряное копытце
Золотой волос
Главная тема сказов
Простой человек и его труд, талант и мастерство.
Связь с природой, тайными основами жизни осуществляетсячерез могущественных представителей волшебного горного мира.
Хозяйка Медной горыпомогает герою сказа«Каменный цветок»Даниле раскрыть свой талант.
Особенности сказов Бажова
Место действия
Основным местом действия во всех сказах Бажова являютсяреальное географическое место: окрестности уральских заводов.
Главные герои произведений— мастера-горнодобытчики, резчики по камню, рабочие уральских заводов.
«В лесу-то хорошо. Пташки поют-радуются, от земли воспарение, дух легкий. Их, слышь-ко, и разморило. Дошли до Красногорского рудника. Там тогда железную руду добывали».
«Как отошёл надзиратель, стал Степан каелкой помахивать, а парень все ж таки проворный был. Глядит — ладно ведь. Так малахит и сыплется, ровно кто его руками подбрасывает. И вода куда-то ушла из забоя».
«Медной горы хозяйка»
Образы повествователей
Рассказчик в сказевыступает свидетелем и участникомтех событий, о которых повествует. Со многими героями своих сказов он знакомлично.
Сказы"Малахитовой шкатулки"объединены одним рассказчиком -В. А. Хмелининым- дедом Слышко; сборнику предпослана статья"У караулки на Думной горе", в которой уже содержатся необходимые сведения о рассказчике.
Мифологические персонажи сказов делятся на антропоморфных и зооморфных. Весьма образны представления природных сил:
Огневушка-Поскакушка, «девчоночка махонькая», танцующая над месторождением золота — персонаж, в основе которого лежит образ Золотой Бабы.
Серебряное копытце — волшебный «козёл».
Голубая змейка — волшебная маленькая змейка, персонификация самородного золота: «Когда она этак-то бежит, вправо от неё золотая струя сыплется, а влево чёрная-пречёрная».
Земляная кошка — персонаж сказа «Кошачьи уши», персонификация сернистого газа. Сернистый огонёк появляется там, где выходит сернистый газ. Он имеет широкоеоснование и поэтому напоминает ушко.
Хозяйка Медной горы —хранительница драгоценных пород и камней. Происхождение своё ведёт от «духа местности».
Великий Полоз — ответственен за золото («он тут всему золоту полный хозяин»). Возник на основе уральских легенд .
Бабка Синюшка — персонаж, родственный Бабе-Яге, персонификация болотного газа. «Сживи Синюшку с места, и откроется полный колодец золота да дорогих каменьев».
Герои сказов
Главное богатство в сказах Бажова —люди.Они великиетруженики, талантливые умельцы.
«Каменный цветок» , «Горный мастер», «Хрупкая веточка»составляюттрилогию, где главным героем являетсяДанила-мастер.
Главные герои сказов Бажова отличаются:профессиональным дарованием, смелостью, дерзостью, мужеством.Они хранят верность своему слову и на редкость преданы в любви.
Композиция сказов
Завязка –начало действия;
Развитие действия:реальные события перемежаются с фантастическими;
Развязка –конец действия, не всегда счастливый.
Финал: «Степан тоже счастья в жизни не поимел. Женился он, семью завёл, дом обстроил, всё как следует. Жить бы ровно да радоваться, а он невесёлый стал и здоровьем хезнул. Так на глазах и таял».
Особенности творчества
Основанность на известном, близком к действительным фактам содержании;
Наличие ограниченного числа персонажей;
Незначительное включение пейзажных зарисовок;
Небольшой объём и лаконичность;
Отсутствие традиционных сказочных присказок , зачинов и концовок;
Бажов – «краткослов»- ценил полноту и естественность русской речи;
Сказы Бажова тоже «населены» фантастическими существами, «ответственными» за сохранность земных недр.
Главное богатство в сказах Бажова — люди: старатели, рудокопы, литейщики;
Анализ сказа «Синюшкин колодец»
Сказ представляет собой миф о герое, который проходит обряд посвящения и получает награду. Илье, герою сказа, противостоят силы подземного мира (бабка Синюха) и зло земное (Кузька Двоерылко). Награда герою – это богатство, отданное бабкой Синюшкой.
Особенности жанра
«Синюшкин колодец» – это сказ, потому что Описывается жизнь реальных героев на прииске (Кузька Двоерылко , Илья), их отношения, занятия. Наряду с реальными событиями присутствует фантастика: волшебная бабка Синюшка с длинными руками, которая может затянуть в свой таинственный омут, перышки бабки Лукерьи обладали волшебной силой.
Описание в сказе:
Описание Синюшкиного колодца: «Окошко круглое, а в нем вода, как в ключе, только дна не видно. Вода будто чистая, только сверху синенькой тенеткой подернулась, а посередине паучок сидит, тоже синий .
Описание в сказе:
Описание бабки Синюшки: «Ростом не больше трех четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синехонька, да такая тощая, что вот подует ветерок – и разнесет старушонку. Однако глаза у нее молодые, синие да такие большие, будто им тут вовсе и не место.
Символизм
Лескак символзапутанности и тайны жизни, включает дорогу, которая приводит героя к Синюшкину колодцу.
Пауки: синенький паучок сидел на паутине над колодцем бабки Синюшки. Ониведут к земным богатствам.
Счастливое число три -пёрышек, которые оставила Лукерья своему внуку как оберег:« не простые они, а наговорённые. Белое вот - на весёлый день, чёрное - на спокойную ночь, а рыженькое - на красное солнышко» – так расшифровал их смысл Илья.
Илья
Божественный младенец Илья – сирота, по словам автора, «парень ядреный да могутный, крутой да веселый, - работа у него и шла податно. Кончил работу - поел да песню запел, а то и в пляс пошел».
«Жил в нашем заводе парень Илья. Вовсе бобылем остался — всю родню схоронил. И от всех ему наследство досталось.
От отца — руки да плечи, от матери — зубы да речи, от деда Игната — кайла да лопата, от бабки Лукерьи — особый поминок. Об этом и разговор сперва.
Вскорости умерла бабка… Остался Илюха один-одинешенек, сам большой, сам маленький.»
Синюшка
Босые ноги девушки в синем платочке – деталь примечательная: так связь с землёй-матушкой даёт энергию воплощения.
«Девчонка годов так восемнадцати. Платьишко на ней синее, платок на голове синий. И пригожая - сказать нельзя. Брови - дугой, глаза - звездой, губы - малина, руса коса трубчатая через плечо перекинута, а в ней лента синяя. Ну, вылитая та. Одна приметочка разнится: на той баретки синие были, а эта вовсе босиком»
Чему учат сказы Бажова?
Бажов ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о душевной красоте и достоинстве трудового человека , об эстетических и психологических законах творчества. Фантастические персонажи сказов олицетворяют стихийные силы природы, которая доверяет свои тайны только отважным, трудолюбивым и чистым душою.
Вопросы:
Этот драгоценный камень воспевал Павел Петрович Бажов в своих сказах.
(Малахит)
В неё превратилась Хозяйка Медной горы.
(Ящерица)
Этот мастер вызнал тайну цветка и смастерил каменный цветов невиданной красы.
(Данила)
Его можно найти в тех местах, где плясала Огневушка.
(Золото)
Вопросы:
Прозвище старика, приютившего девочку-сиротку в сказе «Серебряное копытце».
(Кокованя)
У этой горы нужно было искать камень для чаши Даниле-мастеру в сказе «Каменный цветок».