Просмотр содержимого документа
«Презентация урока по творчеству М.Ю.Лермонтова»
Автор:
учитель русского языка и литературы первой категории
МОУ СОШ №4 с.Верхнеяркеево
Илишевского района РБ
Яхина Альмира Рафаиловна
Познакомить с исторической обстановкой и условиями, в которых задумывался и создавался роман
2. Показать трагедию поколения 30-х годовXIXвека, « эпохи безвременья»
3. Раскрыть тему, идею и смысл заглавия романа М.Ю.Лермонтова, показать связь романа с литературной традицией
4.Воспитывать у учащихся уважение к истории Отечества, к деяниям предшествующих поколений
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
М. Ю. Лермонтов « Дума»
Ф.О. Будкин.
Портет М.Ю. Лермонтова в мундире лейб-гвардии Гусарского полка.
1834 г .
Неизвестный художник.
М.Ю. Лермонтов в возрасте 6-8 лет.
1820-22 гг. Холст, масло.
К.А. Горбунов.
Портрет М.Ю. Лермонтова в армейском сюртуке с шашкой.
1840 г
М.Ю.Лермонтов. Автопортрет 1837
П.Е. Заболотский. 1940
Портрет М.Ю. Лермонтова в штатском платье.
(Копия с работы неизвестного художника. 1830-32 гг.)
Прошедшее России было удивительно, её настоящее великолепно, что же касается будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое светлое воображение…
Граф Алекса́ндр Христофо́рович Бенкендо́рф (1782—1844) — российский военачальник, шеф жандармов и главный начальник Третьего отделения (1826—1844 ).
Согласны ли вы с мнением графа? Как характеризуется 30-е годы XIX века в истории России?
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
«…Герой нашего времени», милостивые государи мои, точно портрет, но ни одного человека: это портрет, составленный из пороков нашего поколения в полном их развитии..»
М.Ю. Лермонтов
только немножко странен Да с, с большими был странностями,
Лермонтов Михаил Юрьевич
Герой нашего времени
Часть первая. Глава I. Бэла
Врубель. Иллюстрации к роману
« Герой нашего времени»
« Послушайте, Максим Максимыч, – отвечал он, –у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив;разумеется, это им плохое утешение – только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, – но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто… Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно… Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями – напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, – и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду…
Владимир Ивашов в фильме Станислава Ростоцкого « Геройнашеговремени »
Н.Карамзин «Рыцарь нашего времени» (1802–1803)
К.Батюшков«Прогулка по Москве» (1869)
К.Ф.Рылеев « Чудак»
А.С.Грибоедов « Горе от ума» (1812-1824)
А.С. Пушкин « Евгений Онегин» (1823—1831)
Человек, который не подчиняется диктату строя, общества, времени, берёт решение каждого случая в свои руки, испытывает всё своим умом и подчиняет всё своей воле, является подлинным героем времени
“ Герой нашего времени” состоит из пяти повестей. Однако В. Г. Белинский утверждал, что “это не собрание нескольких рассказов и повестей, а роман, в котором один главный герой и одна основная идея”. Роман имеет “кольцевую композицию”: сначала идут главы, посвященные последним событиям в жизни Печорина (“Бэла”, “Максим Максимыч”, предисловие к “Журналу Печорина”), затем рассказывается о более ранних эпизодах жизни героя (“Тамань”, “Княжна Мери”). В последней повести подводится своеобразный философский итог жизненных исканий Печорина: “Я вам предлагаю испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своей жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута” (“Фаталист”).