ТЕЗИСЫ
ТЕХНОЛОГИЯ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ЧЕРЕЗ- СИСТЕМУ ОБРАЗОВ
Уважаемые коллеги!
АНАЛИЗ - это открытие увлекательных и поражающих ценностей там, где дети их раньше не замечали . К.И.Чуковский.
Что есть чтение, как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками. М.И.Цветаева.
Приготовьтесь к труду, читатель. Анализы будут как раскопки…. Гачев «Поющие образы мира».
Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает
его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении вся-
кого другого предмета. К.Д.Ушинский.
Для древних мудрецов, толковавших тексты «Ветхого завета», существовало четыре уровня понимания текста:
- простой (на уровне сюжета);
- понимание намёков, заключённых в сюжете;
- свободные ассоциации, возникающие при чтении;
-тайна, открывающаяся людям, помогающая жить.
Чем богаче эстетический вкус человека, чем твёрже его вкус, чем чётче его нравственный выбор, тем он свободнее…. Именно в этом смысле …. следует понимать замечание Ф.М. Достоевского, что красота спасёт мир. Мир, вероятно, спасти не удастся, но отдельного человека можно. И.Бродский.
Проникнуть в смысл слова, открыть ценности, помогающие жить сейчас и во взрослой жизни - цель литературы, а задача учителя создать в учащемся привычку вникать в части и
во все подробности читаемого произведения, вызвать у детей эмоциональную реакцию.
Процесс чтения не заканчивается только пониманием текста, а продолжается принятием
со стороны читающего какого-либо решения, ведущего к совершенствованию его личности.
Идея – это главная мысль произведения, то, ради чего автор изображает определённые события, создаёт образы. Для того, чтобы понять автора, мы, с учениками – читателями,
продвигаясь по сюжету, должны выявлять систему образов произведения, его структурную схему. (с.3-эпос)
1.Посмотрим на примере «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.
2.Лирическое произведение – исповедь поэта, его переживанием согрето всё, о чём он говорит читателю. Как же происходит формирование умений воссоздать картины, нарисованные автором?
Покажем на примере всем знакомого стихотворения «Утёс».
-