kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по литературе на тему: "М. Горький "Челкаш""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта презентация будет в помощь как студентам, так и преподавателям при подготовке к занятиям по литературе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: "М. Горький "Челкаш""»

Антитеза как средство  раскрытия образов главных героев

Антитеза как средство раскрытия образов главных героев

Цель урока  Через антитезу сопоставить образы главных героев рассказа М.Горького «Челкаш».

Цель урока

Через антитезу сопоставить образы главных героев рассказа М.Горького «Челкаш».

Эпиграф  «Очень многие потянулись к живому облику горьковского босяка, потому что говорят, что в сердце каждой домашней утки лежит отголосок того, когда она была дикой, и уверяют... что когда дикие утки летят по поднебесью, то домашние утки приходят в волнение. И таких диких уток Горький показал одомашненным уткам».  (А.В.Луначарский)

Эпиграф

«Очень многие потянулись к живому облику горьковского босяка, потому что говорят, что в сердце каждой домашней утки лежит отголосок того, когда она была дикой, и уверяют... что когда дикие утки летят по поднебесью, то домашние утки приходят в волнение. И таких диких уток Горький показал одомашненным уткам».

(А.В.Луначарский)

«Странные были люди среди босяков, и многого я не понимал в них, но меня очень подкупало в их пользу то, что они не жаловались на жизнь, а о благополучной жизни «обывателей» говорили насмешливо, иронически»,- писал М.Горький.

«Странные были люди среди босяков, и многого я не понимал в них, но меня очень подкупало в их пользу то, что они не жаловались на жизнь, а о благополучной жизни «обывателей» говорили насмешливо, иронически»,- писал М.Горький.

«Радует меня удача ваша…» В.Г.Короленко

«Радует меня удача ваша…»

В.Г.Короленко

Зачем Короленко настоял на написании рассказа «Челкаш»? Почему его порадовал рассказ М.Горького?
  • Зачем Короленко настоял на написании рассказа «Челкаш»?
  • Почему его порадовал рассказ М.Горького?
ПОРТРЕТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  Гаврила Челкаш  «Здоровый», «широкоплечий», «добродушный», «светлые глаза», «тупые глаза», «жадные глаза», «жадно сощурив глаза»,  «безумное лицо».  «Острое хищное лицо», «длинный, костлявый, сутулый»; «горбатый, хищный нос»; «кот», «степной ястреб», «хищная худоба», «хищная птица», «волчьи лапы».

ПОРТРЕТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Гаврила

Челкаш

«Здоровый», «широкоплечий», «добродушный», «светлые глаза», «тупые глаза», «жадные глаза», «жадно сощурив глаза»,

«безумное лицо».

«Острое хищное лицо», «длинный, костлявый, сутулый»;

«горбатый, хищный нос»;

«кот»,

«степной ястреб»,

«хищная худоба»,

«хищная птица»,

«волчьи лапы».

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Челкаш Гаврила «Бедный крестьянин», вынужден «пойти в зятья».    «Отец у меня умер. Хозяйство малое, мать старуха, земля высосана» «Босяк», «бывший крестьянин», «потерял связь со своим сословием и опустился».  «Было когда-то своё гнездо… Отец-то был из первых богатеев на селе».

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Челкаш

Гаврила

«Бедный крестьянин», вынужден «пойти в зятья».

«Отец у меня умер. Хозяйство малое, мать старуха, земля высосана»

«Босяк», «бывший крестьянин», «потерял связь со своим сословием и опустился».

«Было когда-то своё гнездо… Отец-то был из первых богатеев на селе».

ОДЕЖДА Челкаш Гаврила «Пестрядинная рубаха» «Грязная ситцевая рубаха»

ОДЕЖДА

Челкаш

Гаврила

«Пестрядинная рубаха»

«Грязная ситцевая рубаха»

ЧУВСТВА И ОЩУЩЕНИЯ Челкаш «Ему сразу понравился этот здоровый добродушный парень»; «презрительно сплюнул и отвернулся от парня»; «в нём этот здоровый деревенский парень что-то будил»; «смутное, медленно назревавшее чувство»; «почувствовал вроде ожога в груди»; «с холодной злобой»; «он вздрагивал и кипел от оскорбления»; «презирал»; «завидовал и сожалел»; «посмеивался и огорчался». «И все чувства в конце концов слились в одно – нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко. И малый был нужен».

ЧУВСТВА И ОЩУЩЕНИЯ

Челкаш

«Ему сразу понравился этот здоровый добродушный парень»;

«презрительно сплюнул и отвернулся от парня»;

«в нём этот здоровый деревенский парень что-то будил»;

«смутное, медленно назревавшее чувство»;

«почувствовал вроде ожога в груди»;

«с холодной злобой»;

«он вздрагивал и кипел от оскорбления»;

«презирал»;

«завидовал и сожалел»;

«посмеивался и огорчался».

«И все чувства в конце концов слились в одно – нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко. И малый был нужен».

ЧУВСТВА И ОЩУЩЕНИЯ Гаврила «Недоумевающее восхищение»; «у него даже лицо печально тускнело»; «он, очевидно, не ожидал, что разговор с этим усатым оборванцем кончится так быстро и обидно»; «чувствовал в нём хозяина»; «вспыхнуло недоверие и подозрительность»; «сразу преисполнился уважением к своему хозяину».

ЧУВСТВА И ОЩУЩЕНИЯ

Гаврила

«Недоумевающее восхищение»;

«у него даже лицо печально тускнело»;

«он, очевидно, не ожидал, что разговор с этим усатым оборванцем кончится так быстро и обидно»;

«чувствовал в нём хозяина»;

«вспыхнуло недоверие и подозрительность»;

«сразу преисполнился уважением к своему хозяину».

КАК ОПРЕДЕЛЯЮТ ДРУГ ДРУГА ЧЕЛКАШ о Гавриле ГАВРИЛА о Челкаше «Сосунок» «Оборванец» «Дурак» «Драный» «Телёнок» «Пьяница» «Собака» «Тёмный» «Гнус»

КАК ОПРЕДЕЛЯЮТ ДРУГ ДРУГА

ЧЕЛКАШ о Гавриле

ГАВРИЛА о Челкаше

«Сосунок»

«Оборванец»

«Дурак»

«Драный»

«Телёнок»

«Пьяница»

«Собака»

«Тёмный»

«Гнус»

ИМУЩЕСТВО  Челкаш Гаврила «Разорванная рубаха да грязные штаны» «Котомка, коса, немного денег, в деревне – мать, хозяйство, земля»   СВОБОДЕН  ЕСТЬ ЧТО ТЕРЯТЬ

ИМУЩЕСТВО

Челкаш

Гаврила

«Разорванная рубаха да грязные штаны»

«Котомка, коса, немного денег, в деревне – мать, хозяйство, земля»

СВОБОДЕН

ЕСТЬ ЧТО ТЕРЯТЬ

«Моё святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютная свобода, свобода от силы и лжи, в чём бы последние две не выражались».  А.П.Чехов   Челкаш Гаврила «Главное в крестьянской жизни – это, брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе…» «Сам себе хозяин, пошёл – куда хошь, делай – что хошь. Гуляй знай, как хошь, Бога только помни…»

«Моё святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютная свобода, свобода от силы и лжи, в чём бы последние две не выражались». А.П.Чехов

Челкаш

Гаврила

«Главное в крестьянской жизни – это, брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе…»

«Сам себе хозяин, пошёл – куда хошь, делай – что хошь. Гуляй знай, как хошь, Бога только помни…»

Становится очевидным заданное автором   противопоставление  Гаврила Челкаш «Босяк» «Крестьянин» «Хищник» «Дитятко» «Волк» «Теля» «Сосунок» «Ястреб» «Раб» «Хозяин» «Жертва» «Охотник»

Становится очевидным заданное автором противопоставление

Гаврила

Челкаш

«Босяк»

«Крестьянин»

«Хищник»

«Дитятко»

«Волк»

«Теля»

«Сосунок»

«Ястреб»

«Раб»

«Хозяин»

«Жертва»

«Охотник»

В конце рассказа: «Лицо Челкаша было вровень с лицом Гаврилы» Оба – хищники!

В конце рассказа:

«Лицо Челкаша было вровень с лицом Гаврилы»

Оба – хищники!

«Гаврила кошкой изогнулся» У Гаврилы – желание «убить и ограбить» Челкаш отдаёт Гавриле «заработанное» Когда началось это дьявольское превращение? «Старый травленый волк и предположить не мог, кого он вырастил»

«Гаврила кошкой изогнулся»

У Гаврилы – желание «убить и ограбить»

Челкаш отдаёт Гавриле «заработанное»

Когда началось это дьявольское превращение?

«Старый травленый волк и предположить не мог, кого он вырастил»

Будет гулять, «как хошь», но будет ли помнить Бога? Не остановится Ощутил преступную сладость обладания богатством Кто же из двоих страшнее? Челкаш Гаврила На дне жизни – это плохо, но ниже уже нельзя Человек в стремлении к освобождению принёс в жертву другого

Будет гулять, «как хошь», но будет ли помнить Бога?

Не остановится

Ощутил преступную сладость обладания богатством

Кто же из двоих страшнее?

Челкаш

Гаврила

На дне жизни – это плохо, но ниже уже нельзя

Человек в стремлении к освобождению принёс в жертву другого

О ком и о чём рассказ?  О двух несчастных людях  О совести

О ком и о чём рассказ?

  • О двух несчастных людях

  • О совести

  • О свободе
На чьей стороне автор?

На чьей стороне автор?

  • Челкаш – романтический герой.
  • Горький идеализирует своего героя, он хочет реабилитировать вора и убийцу, увидев в его душе цветы бескорыстия, свободы от власти денег над личностью, и показать простого человека, который может легко перейти от добродушия к хищничеству.
Зачем В.Г.Короленко настоял  на написании рассказа? «Босяцкая» тема была актуальна на рубеже веков, но никто до М.Горького не обращался к ней. В.Г.Короленко порадовался за героя рассказа, потому что тот своим поступком показал, что даже босяк может обладать прекрасными человеческими качествами.

Зачем В.Г.Короленко настоял на написании рассказа?

  • «Босяцкая» тема была актуальна на рубеже веков, но никто до М.Горького не обращался к ней.
  • В.Г.Короленко порадовался за героя рассказа, потому что тот своим поступком показал, что даже босяк может обладать прекрасными человеческими качествами.

Домашнее задание Подготовиться к контрольной работе за четверть. Написать сочинение-миниатюру  на тему «О чём меня заставил задуматься рассказ М.Горького «Челкаш»?»

Домашнее задание

  • Подготовиться к контрольной работе за четверть.
  • Написать сочинение-миниатюру

на тему «О чём меня заставил задуматься рассказ М.Горького «Челкаш»?»

РЕФЛЕКСИЯ сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрёл… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

РЕФЛЕКСИЯ

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрёл…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Использованные ресурсы:

Использованные ресурсы:


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация по литературе на тему: "М. Горький "Челкаш""

Автор: Кривенко Олеся Викторовна

Дата: 20.01.2017

Номер свидетельства: 381551


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства