Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему Л.Н.Толстой "После бала", 8 класс»
Контраст как основа
композиции рассказа
Абульева Мунира Тухтаровна ,
учитель русского языка и литературы
ЛГ МАОУ «СОШ №1»г. Лангепас
Цель урока:
расширить представление учащихся о творчестве Л.Н.Толстого
познакомить с его взглядами на ближайшую историю
Задачи:
рассмотреть сюжет и композицию рассказа
дать представление о контрасте как художественном приёме, на котором строится рассказ
Перед нами портрет Л.Н. Толстого работы художника Н.Н.Ге (1884)."Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни... Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям... Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни... Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника".
Из дневника Л.Н.Толстого 1903г.
18 июня. …веселый бал в Казани, влюблен в Корейшу, красавицу, дочь воинского начальника — поляка, танцую с нею; ее красавец старик-отец ласково берет ее и идет мазурку. И наутро, после влюбленной бессонной ночи, звуки барабана, и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить. (Очень бы хорошо.)
9 августа .Написал в один день «Дочь и отец». Не дурно.
9 августа .Написал в один день «Дочь и отец». Не дурно.
9 августа .Написал в один день «Дочь и отец». Не дурно.
9 августа .Написал в один день «Дочь и отец». Не дурно.
9 августа .Написал в один день «Дочь и отец». Не дурно.
20августа.Только нынче кончил сказки, и не три, а две. Недоволен. Зато “А вы говорите” недурно. Здоровье все хорошо. Нынче еду в Пирогово. [..]
История создания рассказа
Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем.
Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования НиколаяI. Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить шпицрутинами по голому телу. Человека нередко забивали насмерть.
Перекличка эпох в рассказе
«После бала»
40-е годы 19в,время Николая1 (события, изображённые в рассказе)
1900-е годы, время Николая2
(современная автору эпоха)
21век
(эпоха, в которой
живёт читатель)
Автор подчёркивает контраст
в композиции рассказа
в системеобразов
в языковыхсредствах
в описаниях
Контраст
как композиционный приём
В рассказе выделяются следующие основные части:
после бала
заключение
вступление
на балу
Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется"рассказ в рассказе",потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика
добродушный старичок, богач -хлебосол , жена его добродушная
Варенька
в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза
полковник
Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами
Иван Васильевич
Доволен, счастлив, блажен, добр,
Экзекуция:
улица
Что-тобольшое, чёрное, жёсткое, нехорошаямузыка
солдаты
Много чёрных людей, в чёрных мундирах,
наказываемый
Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное
полковник
Высокий военный, шёл твёрдойподрагивающей походкой
Иван Васильевич
Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска
Контраст в системе образов
Полковник
На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?
Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу?
В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого?
Иван Васильевич
Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?
Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»?
Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?
Вывод
В чём вы видите критическую силу рассказа?
В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: "Дочь и отец", "А вы говорите". Почему писатель отдал предпочтение заглавию "После бала?"
Значение рассказа «После бала»
Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Если мы только перестанем слепить себе глаза выдуманными государственными пользами и благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло жизни людей, нам все станет ясно. Если мы назовем настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью, прокуроров, жандармов.
Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем заслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций, мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь. (Л.Н.Толстой. Николай Палкин)