Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку в 10 классе по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" "Трагедия Базарова"»
МОУ Новгородская СОШим. В.Н. ЛесинаСвободненский районАмурская область
ГубановаН.Н.
Учитель русского языка и литературы
Высшей квалификационной категории
Трагедия Базарова
: « Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая,
до половины выросшая из почвы, сильная, честная –
и все-таки обреченная на гибель…
Я хотел сделать из него лицо трагическое…»
И.С.Тургенев.
Трагедия –
Трагедия – это гибель, тяжкие страдания личности. Трагедия, ставя человека перед лицом смерти, как бы освещает смысл его жизни и смысл жизни вообще. В трагедийном произведении развитие сюжета построено не только и не столько на столкновении каких-либо героев, сил, идей, принципов, сколько на борьбе героя с самим собой. Поэтому существуют такие понятия, как внешний конфликт – столкновения героев с противостоящими ему силами, и внутренний конфликт, психологический – борьба героя с самим собой, со своими заблуждениями, слабостями, борьба между разумом и чувством и т.п.
- Почему именно столкновения Базарова и Павла Петровича?
Внешний конфликт
это противопоставление Базарова всем остальным героям романа и столкновения Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым.
Внутренний конфликт Базарова.
Борьба с самим собой.
Цель- отрицание
Базаров называет себя нигилистом и выступает за полное и беспощадное отрицание существующего в России социального порядка. Однако он не говорит и не указывает, во имя кого оно должно состояться, поэтому его нигилизм имеет не столько демократический, сколько анархический характер:
« Сперва нужно место расчистить, а строить – это уже не наше дело…»
Взгляды Базарова на народ.
Базаров называет себя демократом и утверждает, что знает народ и его нужды, так как его «дед землю пахал».
Он не отворачивается, разговаривая с мужиком, и не нюхает наодеколоненный платок.
Базаров знает народный язык, речь его полна поговорок и пословиц,
Базаров не верит в Бога, в судьбу, рок
В центре мироздания он ставит себя, человека: « И ведь тоже думал: «Не умру, куда, задача есть, ведь я гигант!»
Базаров об искусстве.
Отрицая все идеалистическое, он отрицает и искусство, культурное наследие прошлого.
«Все это романтизм, чепуха, гниль, художество.»
Базаров о природе.
Подобным образом относится Базаров и к природе. Он отрицает эстетическое воздействие природы на человека. «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
Базаров о любви.
Любовь Базаров понимает как физическое влечение полов друг к другу :«Нравится тебе женщина – старайся добиться толку; а нет –ну, не надо, отвернись – земля клином не сошлась.»
Базаров, материалист, ученый-теоретик, начисто отказывает любви в каких-то духовных устремлениях, таинственности, загадочности: «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться… загадочному взгляду? И что за таинственность отношений между мужчиной и женщиной?Мы, физиологи, знаем, какие это отношения.»
Аркадий и Катя
Базаров проходит испытание любовью, и в этом испытании
рушатся его философия материалиста, на пути разгадывания
тайны любви он приходит у тому, что раньше отрицал.
Изменения, которые произошли в Базарове, происходили в жесточайшей борьбе!
Он пытается победить, одолеть в себе чувство к Одинцовой, понимая, что оно разрушает все, во что он раньше верил, чем жил.
2. Евгений сопротивляется охватившим его чувствам, старается отвлечься работой: « Базаров работал Упорно и угрюмо», немудреным флиртом с Фенечкой. Но вскоре все надежды одолеть любовь окончательно рассеялись: «…лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливой скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его твердая и стремительно смелая, изменилась.»
3. Равнодушием отвечал Базаров и на попытки отца развеять тоску сына «политическими намеками… по поводу близкого освобождения крестьян.»
Базаров производит впечатление человека, уверенно шедшего по дороге и вдруг обнаружившего, что дорога эта проходит вовсе не по земле, а по едва висящему над пропастью мосту.
Полюбив, как говорит Базаров, «глупо, безумно» он теряет почву под ногами и начинает падать в эту пропасть.
Смерть Базарова трагична
, и не только потому, что умер молодым ( это всегда трагедия), но и потому, что умер человек недюжинных способностей, силы, воли, а главное, сердца и души!
Перед лицом смерти Базаров проявляет все лучшее, человеческое, что раньше была скрыто под внешней суровостью: это нежность к родителям, поэтичность любви к Одинцовой, жажда жизни, труда, подвига во благо России.
«Умереть так, как умер Базаров, все равно, что совершить подвиг»