kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку по творчеству А.И.Солженирцына "Один день Ивана Денисовича"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный материал может быть использован на протяжении всего времени изучения произведения Солженицына "Один день Ивана Денисовича"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по творчеству А.И.Солженирцына "Один день Ивана Денисовича"»

Александр Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Александр Солженицын

«Один день Ивана Денисовича»

Историю не перепишешь заново. Исторический путь нашей страны был труден, полон драматизма, напряженного труда, великих побед и достижений. Мы должны знать имена людей, с которыми связаны светлые страницы жизни нашей страны. Но нельзя не замечать просчеты и ошибки. Нельзя согласиться с теми, кто предлагает забыть историю или использовать какую-то ее часть.

Впервые за всю многовековую историю России правительство дало нам свободу слова и печати. Но, несмотря на огромную роль средств информации отечественная литература является властительницей дум, подымает пласт за пластом проблемы нашей истории и жизни.

Сейчас можно очень четко проследить художественное, историческое, общественно-политическое значение литературного произведения в связи с общественно-политической обстановкой эпохи. Все особенности эпохи отражаются на теме, избранной автором, его героях, художественных средствах. Эти особенности могут придать произведению большое общественное и политическое значение.

Современные произведения демонстрируют еще большую, чем прежде, связь эпохи и литературного произведения.

Огромное значение имеют рассказы и повести А.И.Солженицына, в них особо звучит тема безвинно репрессированных и замученных в годы сталинского террора.

“ Солженицын раскрыл нам глаза, наглухо зашитые идеологией, нечувствительные к террору и лжи” (Ж.Нива).

Солженицын раскрыл нам глаза, наглухо зашитые идеологией, нечувствительные к террору и лжи” (Ж.Нива).

Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в Кисловодске. В том же году отец его, подпоручик военного времени (добровольно ушедшего на войну из студентов Московского университета), погиб от несчастного случая на окоте. Мать, в войну кончавшая высшие голицынские курсы в Москве, после революции стала стенографисткой и поселилась с сыном в Ростове-на-Дону. Там Солженицын кончил среднюю школу, затем физмат университета (еще успев до войны пройти заочно два курса филфака МИФЛИ). С осени 1941 - в армии, осенью 1942 закончил ускоренный курс 3-го ЛАУ в Костроме. Затем назначен командиром разведывательной звукобатареи, и в этой должности прослужил непрерывно на разных фронтах до своего ареста на передовой в Восточной Пруссии в феврале 1945. Осужден по ОСО к 8 годам лагерей, а по окончании срока в марте 1953 сослан навечно в Казахстан (Кок-Терек Джамбульской области), Там преподавал математику, физику и астрономию. В 1956 ссылка была с него снята, возвратился в Среднюю Россию, преподавал во Владимирской области в сельской школе, а затем в Рязани - до конца 1962 года, когда был напечатан "Иван Денисович". После 1965 года Солженицына уже в СССР не печатали, он подвергался резким нападкам властей и газет; в 1974, после появления 1-го тома "Архипелага ГУЛАГа", обвинен в измене родине и выслан за границу. Женат, трое сыновей.

Другие его произведения: роман   « В круге первом», повесть "Раковый корпус ", очерки "Бодался теленок с дубом", киносценарии, пьесы, рассказы, публицистика и фундаментальный труд "Красное колесо" (к 1991 г вышло 10 томов). Таков нелегкий жизненный путь писателя. Его творчество возвращается на Родину. Хорошо, что это происходит при жизни Александра Исаевича.

«Щ-854. Один день зэка».

«Щ-854.

Один день зэка».

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ  Рассказ задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950 года.  Написан в 1959 году, имел первоначальное название «Щ-854.Один день зэка».  В 1962 году опубликован в переработанном виде в журнале «Новый мир» (гл. редактор А.Т.Твардовский).  Твардовский долго бился за право опубликовать рассказ, решение о его публикации было принято на Политбюро ЦК КПСС под личным давлением Хрущева.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Рассказ задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950 года.

Написан в 1959 году, имел первоначальное название «Щ-854.Один день зэка».

В 1962 году опубликован в переработанном виде в журнале «Новый мир» (гл. редактор А.Т.Твардовский).

Твардовский долго бился за право опубликовать рассказ, решение о его публикации было принято на Политбюро ЦК КПСС под личным давлением Хрущева.

Через один день героя рассказа проходит вся человеческая жизнь.» «День» и «Жизнь» становятся словами-синонимами. Один день, прожитый в лагере, – это один день отбываемого здесь «срока» - отмеренного заключённому наказания. «Срок» - синоним человеческой судьбы и напоминание о последнем сроке человеческой жизни, к которому приближает каждый прожитый день. День определяет и то, какими мы подойдём к этому последнему сроку. Смысл названия рассказа  Объясните смысл названия рассказа. Как оно сказалось на его сюжете?

Через один день героя рассказа проходит вся человеческая жизнь.» «День» и «Жизнь» становятся словами-синонимами. Один день, прожитый в лагере, – это один день отбываемого здесь «срока» - отмеренного заключённому наказания. «Срок» - синоним человеческой судьбы и напоминание о последнем сроке человеческой жизни, к которому приближает каждый прожитый день. День определяет и то, какими мы подойдём к этому последнему сроку.

Смысл названия рассказа

Объясните смысл названия рассказа. Как оно сказалось на его сюжете?

Время в рассказе  В тексте много хронологических подробностей. Временные рамки повествования раздвигаются в эпизодах воспоминаний героев. Время в лагере расписано режимом по минутам, оно не принадлежит человеку («и солнце ихним декретам подчиняется»), поэтому так важны и значимы для героя минуты «времени своего, не казённого», «КОГДА ЛАГЕРНИК ЖИВЁТ ДЛЯ СЕБЯ».

Время в рассказе

В тексте много хронологических подробностей. Временные рамки повествования раздвигаются в эпизодах воспоминаний героев. Время в лагере расписано режимом по минутам, оно не принадлежит человеку («и солнце ихним декретам подчиняется»), поэтому так важны и значимы для героя минуты «времени своего, не казённого», «КОГДА ЛАГЕРНИК ЖИВЁТ ДЛЯ СЕБЯ».

Где происходит действие рассказа? Дайте характеристику пространственной организации в рассказе. За счёт чего раздвигается пространство повествования?

Где происходит действие рассказа? Дайте характеристику пространственной организации в рассказе. За счёт чего раздвигается пространство повествования?

  • Пространство замкнуто, огорожено со всех сторон колючей проволокой, а сверху закрыто светом прожекторов и фонарей. Небольшие участки открытого пространства враждебны и опасны, они быстро преодолеваются, что передано глаголами движения(«спрятался», «трусцой побежал», «нагнулся, нагнал, прошмыгнул»). Остаётся лишь пространство памяти – в нём образы деревни, России, мира.
Проблематика  Перед героями рассказа стоит проблема: как выжить в ситуации, когда время тебе не принадлежит, а пространство враждебно?  Такая регламентированность всех сфер жизни – свойство не только лагеря, но и всей тоталитарной системы в целом.  Значит, проблема человек и государство, трагическая судьба человека в тоталитарном государстве -центральная, а образ лагеря символичен. Это символ несвободной жизни человека в России – тоталитарном государстве.

Проблематика

Перед героями рассказа стоит проблема: как выжить в ситуации, когда время тебе не принадлежит, а пространство враждебно?

Такая регламентированность всех сфер жизни – свойство не только лагеря, но и всей тоталитарной системы в целом.

Значит, проблема человек и государство, трагическая судьба человека в тоталитарном государстве -центральная, а образ лагеря символичен. Это символ несвободной жизни человека в России – тоталитарном государстве.

Как выживают герои рассказа? Чем жив человек?        Рассказывая о лагере и лагерниках, Солженицын пишет не о том, как там страдали, а о том, как удавалось выжить, сохранив себя как людей. Шухову навсегда запомнились слова первого его бригадира, старого лагерного волка Куземина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать».

Как выживают герои рассказа? Чем жив человек?

       Рассказывая о лагере и лагерниках, Солженицын пишет не о том, как там страдали, а о том, как удавалось выжить, сохранив себя как людей. Шухову навсегда запомнились слова первого его бригадира, старого лагерного волка Куземина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать».

Расскажите о его товарищах по бригаде.   . 1. 0 каких праздных воспоминаниях не хочется думать Шухову? Здешняя жизнь трепала его от подъема до отбоя, не оставляя праздных воспоминаний

Расскажите о его товарищах по бригаде.

.

1. 0 каких праздных воспоминаниях не хочется думать Шухову? Здешняя жизнь трепала его от подъема до отбоя, не оставляя праздных воспоминаний".

2.За что уважают Ивана Денисовича его товарищи?

3. 0ком это говорится? " Разобраться, так жаль его. Срока ему не дожить. Не умеет он себя поставить". "Пока в бараке живешь - молись от радости и не попадайся."

4. Получает ли ответ Иван Денисович на свой вопрос? "Христос тебе сидеть велел, за Христа ты и сел. А я за что сел? За то, что в сорок первом к войне не приготовились. За это? А я при чем?"

Герои рассказа. Докажите, что большинство героев и в нечеловеческих условиях жизни остаются людьми. Кто из них вызывает ваше уважение? Хотят ли они вернуться на волю?  О чем мечтают? 4. Есть ли у них свободное время? Как они его используют? 5. Что им помогает выжить?

Герои рассказа.

  • Докажите, что большинство героев и в нечеловеческих условиях жизни остаются людьми.
  • Кто из них вызывает ваше уважение?
  • Хотят ли они вернуться на волю?

О чем мечтают?

4. Есть ли у них свободное время? Как они его используют?

5. Что им помогает выжить?

Иван Денисович Шухов.  Щ-854 По отдельным деталям восстановите его прошлое. Что дорого писателю в своем герое? Какие уроки лагерной жизни извлекает Шухов?  Крестьянин, простой человек. Воевал, попал в окружение, арестован за измену Родине. Трудолюбив , бережлив, мастер своего дела, даже здесь сам зарабатывает на хлеб. Честен, порядочен, живет по совести . Живет в лагере и остается  ЧЕЛОВЕКОМ!

Иван Денисович Шухов. Щ-854

  • По отдельным деталям восстановите его прошлое. Что дорого писателю в своем герое? Какие уроки лагерной жизни извлекает Шухов? Крестьянин, простой человек.
  • Воевал, попал в окружение, арестован за измену Родине.
  • Трудолюбив , бережлив, мастер своего дела, даже здесь сам зарабатывает на хлеб.
  • Честен, порядочен, живет по совести .
  • Живет в лагере и остается ЧЕЛОВЕКОМ!

В основе его нравственных представлений лежат традиционные, христианские ценности.  Мы видим незлобивость, услужливость Шухова, его мужицкое лукавство, умение приспособиться к невыносимым условиям и быть довольным малым. Доброта и жалость главного героя к окружающим проявляется не только по отношению к Алёшке и кавторангу, но и к потерявшему чувство человеческого достоинства Фетюкову. Способность понять даже своих конвоиров и надзирателей (люди подневольные) и посочувствовать им — всё это свидетельствует о возвращении русской литературы к вечным гуманистическим ценностям.

В основе его нравственных представлений лежат традиционные, христианские ценности.

Мы видим незлобивость, услужливость Шухова, его мужицкое лукавство, умение приспособиться к невыносимым условиям и быть довольным малым. Доброта и жалость главного героя к окружающим проявляется не только по отношению к Алёшке и кавторангу, но и к потерявшему чувство человеческого достоинства Фетюкову. Способность понять даже своих конвоиров и надзирателей (люди подневольные) и посочувствовать им — всё это свидетельствует о возвращении русской литературы к вечным гуманистическим ценностям.

В лице тихого и терпеливого Ивана Денисовича Солженицын воссоздал почти символический в своей обобщённости образ русского народа, способного перенести страдания, издевательства коммунистического режима и блатной беспредел Архипелага и, несмотря на это, выстоять в этом “десятом круге «ада»”, сохранить при этом доброту к людям, человечность, снисходительность к человеческим слабостям и непримиримость к подлости.
  • В лице тихого и терпеливого Ивана Денисовича Солженицын воссоздал почти символический в своей обобщённости образ русского народа, способного перенести страдания, издевательства коммунистического режима и блатной беспредел Архипелага и, несмотря на это, выстоять в этом “десятом круге «ада»”, сохранить при этом доброту к людям, человечность, снисходительность к человеческим слабостям и непримиримость к подлости.
Иван Денисович за восемь лет каторги научился повседневной борьбе за существование: припрятать мастерок, вырвать поднос у зэка пощуплей, “закосить” пару мисок баланды, научился хранить запрещённые вещи: иголку — в шапке, нож — в щели, деньги — в подкладке. Постиг он и ту премудрость, что зэку, чтобы выжить, надо оставить гордость: “...кряхти да гнись. А упрёшься — переломишься”. Но при всём этом Шухов не потерял главного — чувства человеческого достоинства. Он твёрдо знает, что за пайку и за глоток махорочного дыма нельзя пресмыкаться. “Он не был шакал даже после восьми лет каторжных работ — и чем дальше, тем крепче утверждался”.

Иван Денисович за восемь лет каторги научился повседневной борьбе за существование: припрятать мастерок, вырвать поднос у зэка пощуплей, “закосить” пару мисок баланды, научился хранить запрещённые вещи: иголку — в шапке, нож — в щели, деньги — в подкладке. Постиг он и ту премудрость, что зэку, чтобы выжить, надо оставить гордость: “...кряхти да гнись. А упрёшься — переломишься”. Но при всём этом Шухов не потерял главного — чувства человеческого достоинства. Он твёрдо знает, что за пайку и за глоток махорочного дыма нельзя пресмыкаться. “Он не был шакал даже после восьми лет каторжных работ — и чем дальше, тем крепче утверждался”.

Сила героя Солженицына в том, что при всех неизбежных для зэка моральных потерях он сумел сохранить живую душу. Такие нравственные категории, как совесть, человеческое достоинство, порядочность, определяют его жизненное поведение. Иван Денисович не поддался процессу расчеловечивания, даже в лагере он остался человеком.  Так рассказ о советских лагерях вырастает до масштабов рассказа об извечной силе человеческого духа.

Сила героя Солженицына в том, что при всех неизбежных для зэка моральных потерях он сумел сохранить живую душу. Такие нравственные категории, как совесть, человеческое достоинство, порядочность, определяют его жизненное поведение. Иван Денисович не поддался процессу расчеловечивания, даже в лагере он остался человеком.

Так рассказ о советских лагерях вырастает до масштабов рассказа об извечной силе человеческого духа.

  Что же спасает Шухова? Чем, по мнению Солженицына, держится человек в лагере?    На каторге трудно сохранить жизнь, но ещё труднее сохранить “душу живу”. В «Архипелаге ГУЛАГ» Солженицын посвящает проблеме нравственного выбора каждого , оказавшегося за колючей проволокой, отдельную главу «Душа и колючая проволока». Писатель перемещает нас из политической плоскости в духовную: “Не результат важен… а ДУХ!”  В лагере человек оказывается перед великим выбором. Если он выбирает жизнь “любой ценой”, то в результате теряет совесть: “Это великий развилок лагерной жизни. Отсюда — вправо и влево пойдут дороги; одна будет набирать высоты, другая низеть. Пойдёшь направо — жизнь потеряешь, налево — потеряешь совесть”.

  Что же спасает Шухова? Чем, по мнению Солженицына, держится человек в лагере?

На каторге трудно сохранить жизнь, но ещё труднее сохранить “душу живу”. В «Архипелаге ГУЛАГ» Солженицын посвящает проблеме нравственного выбора каждого , оказавшегося за колючей проволокой, отдельную главу «Душа и колючая проволока». Писатель перемещает нас из политической плоскости в духовную: “Не результат важен… а ДУХ!”

В лагере человек оказывается перед великим выбором. Если он выбирает жизнь “любой ценой”, то в результате теряет совесть: “Это великий развилок лагерной жизни. Отсюда — вправо и влево пойдут дороги; одна будет набирать высоты, другая низеть. Пойдёшь направо — жизнь потеряешь, налево — потеряешь совесть”.

В чём своеобразие главного героя?  В речи Ивана Денисовича много диалектных слов и всего 16 слов лагерного жаргона. Он сохранил свою выразительную крестьянскую речь, а сохранение языка для Солженицына – один из факторов сохранения личности.  Солженицын создал особый тип героя. Это не борец с системой, он не задумывается над «проклятыми» вопросами: почему так много людей сидит в лагерях? В чём причина их возникновения? Он не пытается даже осмыслить, за что сидит сам. Он простой, природный, естественный человек, всегда живший в лишениях и недостатке. Он ценит прежде всего саму жизнь, удовлетворение простых потребностей – еды, тепла, сна.

В чём своеобразие главного героя?

В речи Ивана Денисовича много диалектных слов и всего 16 слов лагерного жаргона. Он сохранил свою выразительную крестьянскую речь, а сохранение языка для Солженицына – один из факторов сохранения личности.

Солженицын создал особый тип героя. Это не борец с системой, он не задумывается над «проклятыми» вопросами: почему так много людей сидит в лагерях? В чём причина их возникновения? Он не пытается даже осмыслить, за что сидит сам. Он простой, природный, естественный человек, всегда живший в лишениях и недостатке. Он ценит прежде всего саму жизнь, удовлетворение простых потребностей – еды, тепла, сна.

Критерием оценки человека у Солженицына является не его социальная значимость, а способность пронести через все испытания чистую душу. Не участвуя в творимом зле, он остался он остался внутренне свободным в обстановке тотальной несвободы, сохранил своё имя, свой язык, свою индивидуальность. Подводя итог прожитому дню, Шухов отмечает не то, что с ним произошло, а то, что не произошло: «не посадили», «не выгнали», «не попался». Главное, что в этот день он не перестал быть человеком.

Критерием оценки человека у Солженицына является не его социальная значимость, а способность пронести через все испытания чистую душу. Не участвуя в творимом зле, он остался он остался внутренне свободным в обстановке тотальной несвободы, сохранил своё имя, свой язык, свою индивидуальность. Подводя итог прожитому дню, Шухов отмечает не то, что с ним произошло, а то, что не произошло: «не посадили», «не выгнали», «не попался». Главное, что в этот день он не перестал быть человеком.

Проблема нравственного выбора и сохранения внутренней свободы  Человек, решивший выжить любой ценой, неизбежно оподляется: становится стукачом, попрошайкой, блюдолизом, добровольным надсмотрщиком. Другой путь приводит к нравственному восхождению и внутренней свободе : “Перестав бояться угроз и не гонясь за наградами, стал ты самым опасным типом на совиный взгляд хозяев. Ибо чем тебя взять?”

Проблема нравственного выбора и сохранения внутренней свободы

Человек, решивший выжить любой ценой, неизбежно оподляется: становится стукачом, попрошайкой, блюдолизом, добровольным надсмотрщиком. Другой путь приводит к нравственному восхождению и внутренней свободе : “Перестав бояться угроз и не гонясь за наградами, стал ты самым опасным типом на совиный взгляд хозяев. Ибо чем тебя взять?”

В «Одном дне…» есть лица, о которых автор рассказывает с большой симпатией: это бригадир Тюрин, Шухов, кавторанг Буйновский, латыш Кильдигс, Сенька Клевшин. Писатель выделяет еще одного героя, не названного по имени. Всего полстраницы занимает рассказ о «высоком молчаливом старике». Сидел он по тюрьмам и лагерям несчетное число лет, и ни одна амнистия его не коснулась. Но себя не потерял. «Лицо его вымотано было, но не до слабости фитиля-инвалида, а до камня тесаного, темного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что не много выпало ему за все годы отсиживаться придурком».

В «Одном дне…» есть лица, о которых автор рассказывает с большой симпатией: это бригадир Тюрин, Шухов, кавторанг Буйновский, латыш Кильдигс, Сенька Клевшин. Писатель выделяет еще одного героя, не названного по имени. Всего полстраницы занимает рассказ о «высоком молчаливом старике». Сидел он по тюрьмам и лагерям несчетное число лет, и ни одна амнистия его не коснулась. Но себя не потерял. «Лицо его вымотано было, но не до слабости фитиля-инвалида, а до камня тесаного, темного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что не много выпало ему за все годы отсиживаться придурком».

“ За что отбывают срок герои повести?”  Одно только перечисление совершённых героями “преступлений” в сопоставлении со сроками, полученными за них, представляет собой потрясающий обвинительный акт государственной системе, безжалостно уничтожающей собственный народ.

За что отбывают срок герои повести?”

Одно только перечисление совершённых героями “преступлений” в сопоставлении со сроками, полученными за них, представляет собой потрясающий обвинительный акт государственной системе, безжалостно уничтожающей собственный народ.

Как вы понимаете, что лагерь делает с человеком? В чем трагедия зэков? Почему стало возможным такое насилие над людьми? Кто виноват в этом? Зачем мы должны знать об ужасе тех времен? Что мы должны сделать, чтобы этого больше никогда не случилось?
  • Как вы понимаете, что лагерь делает с человеком?
  • В чем трагедия зэков?
  • Почему стало возможным такое насилие над людьми?
  • Кто виноват в этом?
  • Зачем мы должны знать об ужасе тех времен?
  • Что мы должны сделать, чтобы этого больше никогда не случилось?
Авторская позиция и официальная идеология  К ак и в чём проявились расхождения А.И. Солженицына с официальной идеологией 60-х годов в повести «Один день Ивана Денисовича»?  К ритика всей системы законодательства  («Это полоса была раньше такая счастливая: всем под гребёнку десять лет давали. А с сорок девятого такая полоса пошла — всем по двадцать пять, не взирая. Десять ещё можно прожить, не околев, — а ну, двадцать пять проживи?!”); —   неверие в справедливость и возможность свободной жизни в стране (Шухов срок кончает, но не верит в возможность освобождения: “Да ещё пустят ли на волю? Не навесят ли ещё десятки ни за так?” Ведь “конца срока в этом лагере ни у кого ещё не было”. “Закон — он выворотной. Кончится десятка — скажут, на тебе ещё одну”);

Авторская позиция и официальная идеология

К ак и в чём проявились расхождения А.И. Солженицына с официальной идеологией 60-х годов в повести «Один день Ивана Денисовича»?

К ритика всей системы законодательства («Это полоса была раньше такая счастливая: всем под гребёнку десять лет давали. А с сорок девятого такая полоса пошла — всем по двадцать пять, не взирая. Десять ещё можно прожить, не околев, — а ну, двадцать пять проживи?!”);

  неверие в справедливость и возможность свободной жизни в стране (Шухов срок кончает, но не верит в возможность освобождения: “Да ещё пустят ли на волю? Не навесят ли ещё десятки ни за так?” Ведь “конца срока в этом лагере ни у кого ещё не было”. “Закон — он выворотной. Кончится десятка — скажут, на тебе ещё одну”);

—   радикальное неприятие всей государственной системы  (герой Солженицына ощущает если не враждебность, то уж во всяком случае чуждость ему советской власти: везде мы видим употребление местоимений третьего лица “они”, “ихние”, когда речь заходит о государственных распоряжениях: “Неуж и солнце ихним декретам подчиняется?”, “Миллионы уже через трубу спустили, так они щепками наверстать думают”);

  радикальное неприятие всей государственной системы (герой Солженицына ощущает если не враждебность, то уж во всяком случае чуждость ему советской власти: везде мы видим употребление местоимений третьего лица “они”, “ихние”, когда речь заходит о государственных распоряжениях: “Неуж и солнце ихним декретам подчиняется?”, “Миллионы уже через трубу спустили, так они щепками наверстать думают”);

—   духовная оппозиция писателя, религиозная основа его мироощущения (взгляды верующего автора проявляются не только в симпатии к Алёшке-баптисту, за свою веру отбывающему срок, но и в замечании бригадира Тюрина: “Всё ж Ты есть, Создатель, на небе. Долго терпишь, да больно бьёшь”; и в укоре Ивану Денисовичу, прошедшему шмон с ножовкой и забывшему помолиться с благодарностью, хотя в трудный момент он “возносчиво” обратился к Богу с молитвой: “Господи! Спаси! Не дай мне карцера!”; и в самой орфографии (с прописной буквы не только имя Божие, но и местоимение, к Нему относящееся);

  духовная оппозиция писателя, религиозная основа его мироощущения (взгляды верующего автора проявляются не только в симпатии к Алёшке-баптисту, за свою веру отбывающему срок, но и в замечании бригадира Тюрина: “Всё ж Ты есть, Создатель, на небе. Долго терпишь, да больно бьёшь”; и в укоре Ивану Денисовичу, прошедшему шмон с ножовкой и забывшему помолиться с благодарностью, хотя в трудный момент он “возносчиво” обратился к Богу с молитвой: “Господи! Спаси! Не дай мне карцера!”; и в самой орфографии (с прописной буквы не только имя Божие, но и местоимение, к Нему относящееся);

Таким образом, мы можем утверждать, что уже первое печатное произведение Солженицына — это рассказ не об “отдельных нарушениях социалистической законности”, а о противозаконности, точнее — противоестественности самой государственной системы.

Таким образом, мы можем утверждать, что уже первое печатное произведение Солженицына — это рассказ не об “отдельных нарушениях социалистической законности”, а о противозаконности, точнее — противоестественности самой государственной системы.

Выводы о значении повести Солженицына в истории русской литературы    1.  Солженицын первым начал тему сталинских лагерей. Вслед «Колымские рассказы» В.Шаламова, «Погружение во тьму» О.Волкова, «Верный Руслан» Г.Владимова и др. произведения на эту тему.

Выводы о значении повести Солженицына в истории русской литературы

1.  Солженицын первым начал тему сталинских лагерей. Вслед «Колымские рассказы» В.Шаламова, «Погружение во тьму» О.Волкова, «Верный Руслан» Г.Владимова и др. произведения на эту тему.

  • 2.  Писатель создал почти символический в своей обобщённости образ русского народа, способного перенести невиданные страдания и сохранить живую душу.
  • 3.  Солженицын дал урок смелости и мужества всем советским писателям. “Он доказал, что можно и должно писать, не думая ни о внутреннем, ни о внешнем цензоре” (В.Каверин). “Писать так, как писали ещё недавно, уже нельзя” (Г.Бакланов). “Когда явился Солженицын и спас честь русской литературы, его явление было как чудо” (А.Якобсон).
4.  Повестью Солженицына был намечен поворот к традиционным нравственным ценностям, забытым советской литературой. “Талант и смелость А.Солженицына проявились в том, что он стал говорить голосом великой литературы, главное отличие которой от литературы незначительной в том, что она занята категориями добра и зла, жизни и смерти, взаимоотношений человека и общества, власти и личности” (А.Белинков).

4.  Повестью Солженицына был намечен поворот к традиционным нравственным ценностям, забытым советской литературой. “Талант и смелость А.Солженицына проявились в том, что он стал говорить голосом великой литературы, главное отличие которой от литературы незначительной в том, что она занята категориями добра и зла, жизни и смерти, взаимоотношений человека и общества, власти и личности” (А.Белинков).

5.  Впервые в советской литературе прозвучала критика всей системы, “передовой идеологии”. “Солженицын раскрыл нам глаза, наглухо зашитые идеологией, нечувствительные к террору и лжи” (Ж.Нива).

5.  Впервые в советской литературе прозвучала критика всей системы, “передовой идеологии”. “Солженицын раскрыл нам глаза, наглухо зашитые идеологией, нечувствительные к террору и лжи” (Ж.Нива).

6.  Повесть обнаруживала духовное противостояние писателя, возврат к религиозным основам мировоззрения .
  • 6.  Повесть обнаруживала духовное противостояние писателя, возврат к религиозным основам мировоззрения .

Это было поворотным событием не только в истории русской литературы, но и в истории духовного развития каждого из нас” (М.Шнеерсон).

Как вы понимаетевысказывание А.И. Солженицына:

Как вы понимаетевысказывание

А.И. Солженицына: "А едва развеяна будет ложь -отвратительно откроется нагота насилия - и насилие дряхлое падет".

Домашнее задание.  Написать мини-сочинение  «Лагерная жизнь глазами мужика».

Домашнее задание.

  • Написать мини-сочинение

«Лагерная жизнь глазами мужика».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к уроку по творчеству А.И.Солженирцына "Один день Ивана Денисовича"

Автор: Игонина Людмила Александровна

Дата: 29.08.2017

Номер свидетельства: 426673

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства