kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку литературы "Творчество Ф.И.Тютчева"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работн представлены материалы, которые помогут учителю литературы подготовиться к уроку в 10 классе по творчеству Ф.И.тютчева

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы "Творчество Ф.И.Тютчева"»

«Как слово наше отзовется…» Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева

«Как слово наше отзовется…»

Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева

Федор Иванович Тютчев. 1803 – 1873 гг. Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется,- И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать...  Ф.И.Тютчев  27 февраля 1869   Вот наш патент на благородство,- Его вручает нам поэт; Здесь духа мощного господство, Здесь утонченной жизни цвет. В сыртах не встретишь Геликона, На льдинах лавр не расцветет, У чукчей нет Анакреона, К зырянам Тютчев не придет. Но муза, правду соблюдая, Глядит - а на весах у ней Вот эта книжка небольшая Томов премногих тяжелей.   А.Фет. На книжке стихотворений  Тютчева. Декабрь 1883 Ф. И. Тютчев. Портрет работы художника С. Александровского. 1876

Федор Иванович Тютчев.

1803 – 1873 гг.

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,-

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...

Ф.И.Тютчев

27 февраля 1869

Вот наш патент на благородство,-

Его вручает нам поэт;

Здесь духа мощного господство,

Здесь утонченной жизни цвет.

В сыртах не встретишь Геликона,

На льдинах лавр не расцветет,

У чукчей нет Анакреона,

К зырянам Тютчев не придет.

Но муза, правду соблюдая,

Глядит - а на весах у ней

Вот эта книжка небольшая

Томов премногих тяжелей.

А.Фет. На книжке стихотворений

Тютчева. Декабрь 1883

Ф. И. Тютчев. Портрет работы

художника С. Александровского. 1876

Тютчевы принадлежали к старинному русскому дворянству Екатерина Львовна Тютчева, мать поэта. Неизвестный художник. Конец XVIII в.века Мать поэта принадлежала к известному в летописях роду графов Топстых. Иван Николаевич Тютчев, отец поэта. Художник Ф. Кюнель. 1801 Герб рода Тютчевых  Федор Иванович был второй, или меньший, сын Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых и родился в 1803 г. 23 ноября, в родовом тютчевском имении, селе Овстуг Орловской губернии Брянского уезда. Тютчевы принадлежали к старинному русскому дворянству. Хотя в родословной и не показано, откуда

Тютчевы принадлежали к старинному русскому дворянству

Екатерина Львовна Тютчева, мать поэта. Неизвестный художник. Конец XVIII в.века

Мать поэта принадлежала к известному в летописях роду графов Топстых.

Иван Николаевич Тютчев, отец

поэта. Художник Ф. Кюнель. 1801

Герб рода Тютчевых

Федор Иванович был второй, или меньший, сын Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых и родился в 1803 г. 23 ноября, в родовом тютчевском имении, селе Овстуг Орловской губернии Брянского уезда. Тютчевы принадлежали к старинному русскому дворянству. Хотя в родословной и не показано, откуда "выехал" их первый родоначальник, но семейное предание выводит его из Италии, где, говорят, и поныне, именно во Флоренции, между купеческими домами встречается фамилия Dudgi. В Никоновской летописи упоминается "хитрый муж" Захар Тутчев, которого Дмитрий Донской, пред началом Куликовского побоища, подсылал к Мамаю со множеством золота и двумя переводчиками для собрания нужных сведений, - что "хитрый муж" и исполнил очень удачно.

Аксаков И. С. Федор Иванович Тютчев. Биографический очерк

Итак, опять увиделся я с вами, Места немилые, хоть и родные, Где мыслил я и чувствовал впервые И где теперь туманными очами, При свете вечереющего дня, Мой детский возраст смотрит на меня .  Ф.И. Тютчев Детство Овстуг Орловской губернии – родовая усадьба Ф.И.Тютчева Ф.И. Тютчев в детстве.  Копия с портрета К. Барду. 1805–1806 Раннее детство Федора прошло в Овстуге. Домашним учителем русской словесности и воспитателем Тютчева с 1813 по 1819 год был поэт, переводчик и журналист С. Раич (Семен Егорович Амфитеатров), тогда студент Московского университета, по словам И.С. Аксакова, «человек в высшей степени оригинальный, бескорыстный, чистый, вечно пребывающий в мире идиллических мечтаний, сам олицетворенная буколика, соединявший солидность ученого с каким-то девственным поэтическим пылом и младенческим незлобием». С.Е. Раич, домашний учитель Ф.И. Тютчева. Художник Б. Бельтюков. 1985

Итак, опять увиделся я с вами,

Места немилые, хоть и родные,

Где мыслил я и чувствовал впервые

И где теперь туманными очами,

При свете вечереющего дня,

Мой детский возраст смотрит на меня .

Ф.И. Тютчев

Детство

Овстуг Орловской губернии – родовая усадьба Ф.И.Тютчева

Ф.И. Тютчев в детстве. Копия с портрета К. Барду. 1805–1806

Раннее детство Федора прошло в Овстуге. Домашним учителем русской словесности и воспитателем Тютчева с 1813 по 1819 год был поэт, переводчик и журналист С. Раич (Семен Егорович Амфитеатров), тогда студент Московского университета, по словам И.С. Аксакова, «человек в высшей степени оригинальный, бескорыстный, чистый, вечно пребывающий в мире идиллических мечтаний, сам олицетворенная буколика, соединявший солидность ученого с каким-то девственным поэтическим пылом и младенческим незлобием».

С.Е. Раич, домашний учитель Ф.И. Тютчева. Художник Б. Бельтюков. 1985

Годы учебы  В 1821 году Ф.И. Тютчев досрочно окончил словесное отделение Московского университета со степенью кандидата. 18 марта 1822 года его зачислили на службу в Государственную коллегию иностранных дел. 11 июня он отправился в Мюнхен, на должность сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии. Московский университет Более 20 лет поэт провел в Германии  и Италии на дипломатической службе … Граф А. И. Остерман-Толстой посадил его с собой в карету и увез за границу, где и пристроил сверхштатным чиновником к русской миссии в Мюнхене.

Годы учебы

В 1821 году Ф.И. Тютчев досрочно окончил

словесное отделение Московского университета

со степенью кандидата. 18 марта 1822 года его

зачислили на службу в Государственную коллегию

иностранных дел. 11 июня он отправился

в Мюнхен, на должность сверхштатного чиновника

русской дипломатической миссии в Баварии.

Московский университет

Более 20 лет поэт провел в Германии

и Италии на дипломатической службе

Граф А. И. Остерман-Толстой посадил его с собой в карету и увез за границу, где и пристроил сверхштатным чиновником к русской миссии в Мюнхене. "Судьбе угодно было вооружиться последней рукой Толстого(вспоминает Федор Иванович в одном из писем своих к брату лет 45 спустя), чтоб переселить меня на чужбину".

Аксаков И. С. Федор Иванович

Тютчев. Биографический очерк

Государственная коллегия иностранных дел

... Тютчев один, без руководителя, переживает на чужбине весь процесс внутреннего развития,  от юности до зрелого мужества,  и возвращается в Россию на водворение, когда ему пошел уже пятый десяток лет.  Аксаков И. С. Федор Иванович  Тютчев. Биографический очерк На чужбине... Природа – это жизнь, мертвой природы нет. И в неорганической материи бьется пульс жизни, теплится Мировая Душа  Ф.В. Шеллинг В Мюнхене он познакомился и подружился с Генрихом Гейне Генрихом Гейне, часто беседовал с философом  Ф.В. Шеллингом и другими учеными из Мюнхенского университета. В дневнике П.В. Киреевского сохранился отзыв Шеллинга о Тютчеве:  «Это превосходнейший человек, очень образованный человек, с которым всегда охотно беседуешь». Ф.В. Шеллинг  Мюнхен. Фотооткрытка 1890 –х годов Генрих Гейне

... Тютчев один, без руководителя, переживает на чужбине весь процесс внутреннего развития,

от юности до зрелого мужества,

и возвращается в Россию на водворение, когда ему пошел уже пятый десяток лет.

Аксаков И. С. Федор Иванович

Тютчев. Биографический очерк

На чужбине...

Природа – это жизнь, мертвой природы нет. И в неорганической материи бьется пульс жизни, теплится Мировая Душа

Ф.В. Шеллинг

В Мюнхене он познакомился и подружился с Генрихом Гейне Генрихом Гейне, часто беседовал с философом Ф.В. Шеллингом и другими учеными из Мюнхенского университета. В дневнике П.В. Киреевского сохранился отзыв Шеллинга о Тютчеве: «Это превосходнейший человек, очень образованный человек, с которым всегда охотно беседуешь».

Ф.В. Шеллинг

Мюнхен. Фотооткрытка

1890 –х годов

Генрих Гейне

Семья

Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край. День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай. И на холму, там, где, белея, Руина замка вдаль глядит, Стояла ты, младая фея, На мшистый опершись гранит.

Ногой младенческой касаясь Обломков груды вековой; И солнце медлило, прощаясь С холмом, и с замком, и тобой.

И ветер тихий мимолетом Твоей одеждою играл И с диких яблонь цвет за цветом На плечи юные свевал.

Ты беззаботно вдаль глядела… Край неба дымно гас в лучах; День догорал; звучнее пела Река в померкших берегах.

И ты с веселостью беспечной Счастливый провожала день; И сладко жизни быстротечной Над нами пролетала тень.

Ф.И. Тютчев. Неизвестный

художник. 1819–1820

Элеонора Ботмер, первая жена поэта. Художник И. Штилер. 1830-е

Окунувшись разом в

атмосферу стройного и

строгого немецкого

мышления, Тютчев

быстро отрешается от

всех недостатков,

которыми страдало

тогда образование у

нас в России, и

приобретает обширные

и глубокие сведения.

И.С.Аксаков

В 1826 г. Ф.И. Тютчев

женился на баварской

аристократке, графине

Ботмер, их салон

сделался средоточием

местной интеллигенции…

«Мне благодатью ты б была…»

Эрнестина Дернбер – вторая жена Ф.И.Тютчева

В 1837 Тютчев был назначен первым секретарем Русской

миссии в Т у рине, где пережил первую тяжелую утрату: умерла

жена. В 1839 он вступил в новый брак с Эрнестиной Дернберг,

с которой прожил до конца дней своих и посвятил ей немало

произведений…

К.В. Пигарев. выдающийся тютчевед, писал о создании стихотворения «Не знаю я, коснется ль благодать…»: «Листок бумаги, на котором были написаны эти стихи, Тютчев вложил в принадлежащий его жене альбом-гербарий. Не замеченные ею, эти стихи много лет пролежали между страницами альбома, и лишь в 1875 году, через четверть века после их написания и через два года после смерти их автора были случайно обнаружены той, к которой они относились». В нем, в период накала любовной страсти к Денисьевой, Тютчев называет жену свою, Эрнестину Федоровну- земною благодатью. Истерзанный противоречиями, Тютчев пишет: Не знаю я, коснется ль благодать, Моей души, болезненно- греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать, Пройдет ли обморок духовный? Но если бы душа могла Здесь, на земле, найти успокоенье, Мне благодатью ты б была…

Эрнестина Федоровна Тютчева -

Дернбер. Портрет работы

Й. Штилера. Мюнхен. 1833

Именно Эрнестине Дернберг посвящены стихотворения Ф.И.Тютчева:

«1-е декабря 1837 г.», «Итальянская Villa», «С какою негою, с какой тоской

влюбленной…», «Не знаю я,

коснется ль благодать…».

«Его скорбь для меня священна, какова бы ни была ее причина»

Из письма Э. Дернбер к дочери

Тютчева Д.Ф. Тютчевой

Начало творчества:

А.С. Пушкин и Ф.И. Тютчев:

В поле литературного зрения Пушкина Тютчев попадает в 1826- 1827 гг. когда в 1827 г. в альманахе Раича и Ознобишина "Северная лира« Тютчев помещает пять стихотворений за своей полной подписью и одно за подписью Т

Уже в  1836 году, в III и IV томах пушкинского «Современника» были опубликованы 16 стихотворений Тютчева под заглавием «Стихотворения, присланные из Германии» и подписанные «Ф.Т.»

Тропинин В. А.

Портрет А. С. Пушкина. 1827.

Пушкинский журнал «Современник»

Издание 1836 года

        ... Я передал несколько ваших вещей, тщательно мною разобранных и переписанных. Вяземскому; несколько дней спустя неожиданно захожу к нему около полуночи и нахожу его вдвоем с Жуковским; они читают ваши стихи и находятся под впечатлением поэтического чувства, которым дышат ваши стихи. Я был восхищен, очарован: каждое слово, каждое размышление, Жуковского в особенности, доказывали все больше, как хорошо они почувствовали все оттенки и всю прелесть мысли простой и глубокой. Во время этой встречи было решено отобрать пять или шесть стихотворений для опубликования их в одном из номеров пушкинского журнала, т. е. три или четыре месяца спустя, а потом постараться опубликовать стихи отдельным томиком. Через день со стихами познакомился также Пушкин; я его потом видел, - он ценит их как должно и отзывался мне о них весьма сочувственно".    Ив. Гагарин "Русский архив", 1879, кн. II, стр. 120-121.

Невторостепенный  «второстепенный» поэт 1844 год — возвращение в Петербург. Публикация политических статей «Россия и Германия», «Россия и революция»,  «Папство и римский вопрос».   1854 год — выход первого сборника стихотворений Тютчева. Ф.И. Тютчев. Художник И. Рехберг. 1838   Если стихи его увидели свет, так только благодаря случайному, постороннему вмешательству; в появлении их в печати бывали пропуски в пять и в четырнадцать лет, хотя в поэтическом его творчестве и не было перерыва. Самая известность его как поэта начинается собственно с 1854 года, то есть когда ему пошел уже шестой десяток лет, именно со времени первого издания его стихотворений редакцией журнала

Невторостепенный «второстепенный» поэт

  • 1844 год — возвращение в Петербург. Публикация политических статей «Россия и Германия», «Россия и революция»,

«Папство и римский вопрос». 1854 год — выход первого сборника стихотворений Тютчева.

Ф.И. Тютчев. Художник

И. Рехберг. 1838

Если стихи его увидели свет, так только благодаря случайному, постороннему вмешательству; в появлении их в печати бывали пропуски в пять и в четырнадцать лет, хотя в поэтическом его творчестве и не было перерыва. Самая известность его как поэта начинается собственно с 1854 года, то есть когда ему пошел уже шестой десяток лет, именно со времени первого издания его стихотворений редакцией журнала "Современник" при содействии И. С. Тургенева.

И.С.Аксаков, первый биограф Тютчева

муж старшей дочери поэта — Анны.

Лирика Ф.И. Тютчева Философичность – основа лирики поэта Философская или метафизическая лирика Silentium! «Летний вечер» «Как океан объемлет шар земной...»  «Проблеск»  «Фонтан», «На камень жизни роковой...»,  «Сон на море»,  «Безумие», «Видение»         Денисьевский  цикл «Она сидела на полу…»  «О, как убийственно  мы любим…» «Последняя любовь» «Близнецы» «Когда в кругу убийственных забот». «На Неве» «Как ни дышит полдень  знойный» «Предопределение»  Политическая  лирика  1. Знамя и слово  2. Глядел я, сто я над  Невой  3. Русская география  4. Рассвет  5. Ужасный сон  отяготел над нами  6. Ты долго ль будешь за туманом  7. Славянам Лирика (от греч. lyrikos - произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого - содержание внутренней жизни, собственное

Лирика Ф.И. Тютчева

Философичность – основа лирики поэта

Философская или метафизическая лирика

Silentium!

«Летний вечер»

«Как океан объемлет шар земной...»

«Проблеск»

«Фонтан»,

«На камень жизни роковой...»,

«Сон на море»,

«Безумие»,

«Видение»

Денисьевский

цикл

«Она сидела на полу…»

«О, как убийственно

мы любим…»

«Последняя любовь» «Близнецы»

«Когда в кругу

убийственных забот».

«На Неве»

«Как ни дышит полдень

знойный»

«Предопределение»

Политическая

лирика

1. Знамя и слово 2. Глядел я, сто я над

Невой 3. Русская география 4. Рассвет 5. Ужасный сон

отяготел над нами 6. Ты долго ль будешь за туманом 7. Славянам

Лирика (от греч. lyrikos - произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого - содержание внутренней жизни, собственное "я" поэта Большой Энциклопедический словарь (БЭС )

Как шатко все, в чем правды нет! - политическая лирика  Русская география  Москва и град Петров, и Константинов град-  Вот царства русского заветные столицы...  Но где предел ему? и где его границы-  На север, на восток, на юг и на закат?  Грядущим временам судьбы их обличат...  Семь внутренних морей и семь великих рек...  От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,  От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная...  Вот царство русское... и не прейдет вовек,  Как то провидел Дух и Даниил предрек.  Принципы власти как единства интересов личности, народа, государства, основанного на духовно-нравственных и исторических началах («Божественная власть, Божья правда») отражены в одном из последних стихотворений Тютчева:   Лишь там, лишь в той семье народной,  Где с властью высшею живая связь слышна  И где она закреплена,  Взаимной верою и совестью свободной,  Где святы все ее условья  И ей народ одушевлен.. .  «Наполеон III» (1872). «Град Петров…»

Как шатко все, в чем правды нет! - политическая лирика

Русская география

Москва и град Петров, и Константинов град- Вот царства русского заветные столицы... Но где предел ему? и где его границы- На север, на восток, на юг и на закат? Грядущим временам судьбы их обличат... Семь внутренних морей и семь великих рек... От Нила до Невы, от Эльбы до Китая, От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная... Вот царство русское... и не прейдет вовек, Как то провидел Дух и Даниил предрек.

Принципы власти как единства интересов личности, народа, государства, основанного на духовно-нравственных и исторических началах («Божественная власть, Божья правда») отражены в одном из последних стихотворений Тютчева: Лишь там, лишь в той семье народной, Где с властью высшею живая связь слышна И где она закреплена, Взаимной верою и совестью свободной, Где святы все ее условья И ей народ одушевлен.. .

«Наполеон III» (1872).

«Град Петров…»

«В стихотворении «Как океан объемлет шар земной...» сны названы особой «стихией», неодолимо влекущей к себе человека».

В.Я. Брюсов (Изд. Маркса. С. XLII)

Философская лирика

«Как океан объемлет шар земной….»

хаос и космос в лирике Тютчева

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами; Настанет ночь — и звучными волнами ‎Стихия бьет о берег свой. То глас её: он нудит нас и просит... Уж в пристани волшебный ожил чёлн; Прилив растет и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн. Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, — И мы плывем, пылающею бездной ‎Со всех сторон окружены. 828–1830 гг.

«Последние четыре стиха удивительны:

читая их, чувствуешь невольный трепет»

Н.А. Некрасов

В знаменитом стихотворении «Как океан объемлет шар земной...» (1830) спящее человечество приобщается к космосу и постигает красоту и гармонию мирозданья. Стихотворение это начинается уподоблением жизни человечества, «объятой снами», земному шару – сфере, охваченной, «объятой» океаном. Восприятие духовной сферы как обладающей материальными свойствами нередко

проявляется в творчестве Тютчева

Лотман Л.М. Тютчев // История русской

литературы: в 4 томах. – Л.: Наука, 1982. –

Т. 3: Расцвет реализма. – С. 403–426.

Красота мирозданья и здесь воплощается в образе сферы.

… Сферический образ космоса призрачен, – ведь небо лишь отражается в воде, и полное совпадение верха и низа сферы – иллюзия. Однако эта иллюзия, этот созданный мечтой образ соответствует реальности. Подобно тому как «океан объемлет шар земной», а сны и мечты – земную жизнь, звездное небо составляет оболочку земного шара с его материальным бытием и духовной сферой,

окружающей человека. Для самого Тютчева космическая тема была естественным и необходимым порождением его взгляда на природу и взаимоотношения человека с нею

Лотман Л.М

Летний вечер Уж солнца раскаленный шар С главы своей земля скатила, И мирный вечера пожар Волна морская поглотила.  Уж звезды светлые взошли  И тяготеющий над нами  Небесный свод приподняли  Своими влажными главами. Река воздушная полней Течет меж небом и землею, Грудь дышит легче и вольней, Освобожденная от зною.  И сладкий трепет, как струя,  По жилам пробежал природы,  Как бы горячих ног ея  Коснулись ключевые воды.  1928 «Грудь дышит легче и вольней…»  Статья Некрасова «Русские второстепенные поэты» (1850), – первый критический очерк о творчестве Тютчева, появившийся в печати, – содержала утверждение, что Тютчев, волею обстоятельств оказавшийся в положении второстепенного поэта, по сути дела является первоклассным художником, уход которого из литературы должен расцениваться как большая потеря. Некрасов заявлял: «Мы решительно относим талант г. Ф. Т–ва к русским первостепенным поэтическим талантам»  Лотман Л.М. Тютчев // История русской литературы: В 4 томах. – Л.:  Наука, 1982. – Т. 3: Расцвет реализма. – С. 403–426.

Летний вечер

Уж солнца раскаленный шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила. Уж звезды светлые взошли И тяготеющий над нами Небесный свод приподняли Своими влажными главами.

Река воздушная полней

Течет меж небом и землею,

Грудь дышит легче и вольней,

Освобожденная от зною. И сладкий трепет, как струя, По жилам пробежал природы, Как бы горячих ног ея Коснулись ключевые воды.

1928

«Грудь дышит легче и вольней…»

Статья Некрасова «Русские второстепенные поэты» (1850), – первый критический очерк о творчестве Тютчева, появившийся в печати, – содержала утверждение, что Тютчев, волею обстоятельств оказавшийся в положении второстепенного поэта, по сути дела является первоклассным художником, уход которого из литературы должен расцениваться как большая потеря. Некрасов заявлял: «Мы решительно относим талант г. Ф. Т–ва к русским первостепенным поэтическим талантам»

Лотман Л.М. Тютчев // История русской литературы: В 4 томах. – Л.:

Наука, 1982. – Т. 3: Расцвет реализма. – С. 403–426.

Ф. И. Тютчев как поэт - философ  Silentium!*  Молчи, скрывайся и таи  И чувства и мечты свои –  Пускай в душевной глубине  Встают и заходят оне  Безмолвно, как звезды в ночи, - Любуйся ими - и молчи.  Как сердцу высказать себя?  Другому как понять тебя?  Поймет ли он, чем ты живешь?  Мысль изреченная есть ложь.  Взрывая, возмутишь ключи, -  Питайся ими - и молчи.  Лишь жить в себе самом умей –  Есть целый мир в душе твоей  Таинственно-волшебных дум;  Их оглушит наружный шум,  Дневные разгонят лучи, -  Внимай их пенью - и молчи!..  * Молчание! (лат.). М.Чюрленис. Истина Соотнесите стихотворение Ф.И.Тютчева  «Silentium!» и картину  М.Чюрлениса «Истина» Стихотворение написано ямбом, но три строки в нём амфибрахические. Подобные ритмические перебои придают стихотворению особую выразительность.  У него не то что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее – а мысль чувствующая и живая. От этого внешняя художественная форма не является у него надетой на мысль, как перчатка на руку, а срослась с нею, как покров кожи с телом… это сама плоть мысли.  И.С.Аксаков.

Ф. И. Тютчев как поэт - философ

Silentium!*

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, - Любуйся ими - и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, -

Питайся ими - и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, -

Внимай их пенью - и молчи!..

* Молчание! (лат.).

М.Чюрленис. Истина

Соотнесите стихотворение Ф.И.Тютчева «Silentium!» и картину М.Чюрлениса «Истина»

Стихотворение написано ямбом, но три строки в нём амфибрахические.

Подобные ритмические перебои придают стихотворению особую выразительность. 

У него не то что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее – а мысль чувствующая и живая. От этого внешняя художественная форма не является у него надетой на мысль, как перчатка на руку, а срослась с нею, как покров кожи с телом… это сама плоть мысли.

И.С.Аксаков.

Вопросы и задания к стихотворению «Silentium»

Определите, к какому жанру лирики относится данное стихотворение?

Какова, по – вашему, его главная мысль?

Что характерно для внутреннего мира лирического героя? Что его тревожит ?

« Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?» «Есть целый мир в душе

твоей…» - для поэта важны чувства, мечты, мысли, душевные движения.

Каковы приметы мира внешнего? Какие картины природы важны поэту для создания образа

внешнего мира?

Звезды в ночи, ключи, наружный шум, дневные лучи.

Почему внешний мир мешает человеку сосредоточиться на своей внутренней жизни?

Почему лейтмотивом стихотворения становится слово «молчи»?

Какой поэтический смысл выявляется в том, что стихотворение названо по-латыни?

Почему внутреннюю жизнь человека может спасти только молчание?

Какие средства художественной выразительности использует поэт?

Какой характер придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?

Как и с какой целью противопоставлены в стихотворении образы ночи и дня?

Почему все же образы стихотворения от картин ночи движутся к «дневным лучам»?

Вывод: В тютчевской парадигме слово — это “мысль изречённая”, но слово человеческое всё же не Божественное, а “наше”: оно не может выразить всей полноты мира. Но даже несовершенное “слово наше” — “благодать”, ниспосланная свыше сила, дарованная человеку. Благодать, сила выразить свою мысль словом, даётся человеку вместе со способностью “сочувствия”, то есть умения со-чувствовать , проникать в чувства других живых существ, принимать в себя их радость и боль. “Слово наше” появляется только благодаря “сочувствию” и несёт в себе отзвук переживаний всего мира. “Мысль изречённая”, ставшая “словом нашим”, отзовётся в другом разумном существе, но каким будет этот отзвук — человеку предугадать не дано. В стихотворении, по словам И.С. Аксакова, «так хорошо выражена вся эта немощь поэта - передать точными словами, логической формулой речи внутреннюю жизнь души в ее полноте и правде…» Стихотворение написано ямбом, но три строки в нём амфибрахические. Подобные ритмические перебои придают стихотворению особую выразительность.

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить.  28 ноября 1866 Эти бедные селенья, Эта скудная природа – Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной. Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исходил, благословляя.  13 августа 1855 З. Серебрякова. Пейзаж. Село Нескучное Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствии этого… мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно.  И.С.Тургенев Глубокое постижение жизни России, вера в духовные силы народа, обострённое патриотическое чувство свойственно гражданской лирике Тютчева. Родина, народ, родной язык становятся духовно-нравственной опорой для личности.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

28 ноября 1866

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа –

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

Исходил, благословляя.

13 августа 1855

З. Серебрякова. Пейзаж. Село Нескучное

Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствии этого… мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно.

И.С.Тургенев

Глубокое постижение жизни России, вера в духовные силы народа, обострённое патриотическое чувство свойственно гражданской лирике Тютчева. Родина, народ, родной язык становятся духовно-нравственной опорой для личности.

Стихи о природе  Есть в осени первоначальной  Короткая, но дивная пора –  Весь день стоит как бы хрустальный,  И лучезарны вечера...  Где бодрый серп гулял и падал колос,  Теперь уж пусто всё - простор везде,-  Лишь паутины тонкий волос  Блестит на праздной борозде.  Пустеет воздух, птиц не слышно боле,  Но далеко ещё до первых зимних бурь –  И льётся чистая и тёплая лазурь  На отдыхающее поле...  22 августа 1857   О Тютчеве не спорят; тот, кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии.  И.С.Тургенев Гр. Мясоедов. Осенний пейзаж ...Стихотворения г. Ф.Т. принадлежат к немногим блестящим явлениям в русской поэзии. Г. Ф.Т.  написал очень немного; но всё написанное им носит на себе печать истинного и  прекрасного  таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и  неподдельного чувства  Н.А. Некрасов «Русские второстепенные поэты». «Современник». 1850 г

Стихи о природе

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё - простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле...

22 августа 1857

О Тютчеве не спорят; тот, кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии.

И.С.Тургенев

Гр. Мясоедов. Осенний пейзаж

...Стихотворения г. Ф.Т. принадлежат к немногим блестящим явлениям в русской поэзии. Г. Ф.Т.

написал очень немного; но всё написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного

таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства

Н.А. Некрасов «Русские второстепенные поэты». «Современник». 1850 г

«В ней есть душа, в ней есть свобода…» Не то, что мните вы, природа:  Не слепок, не бездушный лик –  В ней есть душа, в ней есть свобода,  В ней есть любовь, в ней есть язык... Вы зрите лист и цвет на древо:  Иль их садовник приклеил?  Иль зреет плод в родимом чреве  Игрою внешних, чуждых сил?  1836  Неспособность проникнуться любовью к природе и стремлением понять ее язык Тютчев рассматривает как убожество, признак нравственной неполноценности.  Стихотворение утверждает идею суверенности природы и направлено как против вульгарных материалистов, проповедующих безоглядное произвольное вторжение человека в мир природы, подчинение ее воле человека, так и против церковного догмата о природе как «слепке» воли бога .  Лотман Л.М. Тютчев // История русской  литературы: в 4 томах. – Л.: Наука, 1982. Г. Мясоедов. Лесной ручей.

«В ней есть душа,

в ней есть свобода…»

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...

Вы зрите лист и цвет на древо: Иль их садовник приклеил? Иль зреет плод в родимом чреве Игрою внешних, чуждых сил?

1836

Неспособность проникнуться любовью к природе и стремлением понять ее язык Тютчев рассматривает как убожество, признак нравственной неполноценности.

Стихотворение утверждает идею суверенности природы и направлено как против вульгарных материалистов, проповедующих безоглядное произвольное вторжение человека в мир природы, подчинение ее воле человека, так и против церковного догмата о природе как «слепке» воли бога .

Лотман Л.М. Тютчев // История русской

литературы: в 4 томах. – Л.: Наука, 1982.

Г. Мясоедов. Лесной ручей.

ПОЛДЕНЬ  Лениво дышит полдень мглистый;  Лениво катится река;  И в тверди пламенной и чистой  Лениво тают облака.  И всю природу, как туман,  Дремота жаркая объемлет;  И сам теперь великий Пан  В пещере нимф покойно дремлет.  Ф.И. Тютчев, конец 1820-х гг  Тютчевские стихи о природе наполнены неожиданными олицетворениями, эпитетами и метафорами и лишены будничных слов и красок. Природа для Тютчева — это что-то величественное, бесконечное. С. Брусилов. Подмосковный полдень

ПОЛДЕНЬ Лениво дышит полдень мглистый; Лениво катится река; И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака. И всю природу, как туман, Дремота жаркая объемлет; И сам теперь великий Пан В пещере нимф покойно дремлет. Ф.И. Тютчев, конец 1820-х гг

Тютчевские стихи о природе наполнены неожиданными олицетворениями, эпитетами и метафорами и лишены будничных слов и красок. Природа для Тютчева — это что-то величественное, бесконечное.

С. Брусилов. Подмосковный полдень

МОРЕ И УТЕС    И бунтует, и клокочет,  Хлещет, свищет, и ревет,  И до звезд допрянуть хочет,  До незыблемых высот...  Ад ли, адская ли сила  Под клокочущим котлом  Огнь геенский разложила -  И пучину взворотила  И поставила вверх дном?   Волн неистовых прибоем  Беспрерывно вал морской  С ревом, свистом, визгом, воем  Бьет в утес береговой,-  Но, спокойный и надменный,  Дурью волн не обуян,  Неподвижный, неизменный,  Мирозданью современный,  Ты стоишь, наш великан!    И, озлобленные боем,  Как на приступ роковой,  Снова волны лезут с воем  На гранит громадный твой.  Но, о камень неизменный  Бурный натиск преломив,  Вал отбрызнул сокрушенный,  И клубится мутной пеной  Обессиленный порыв...   Стой же ты, утес могучий!  Обожди лишь час-другой -  Надоест волне гремучей  Воевать с твоей пятой...  Утомясь потехой злою,  Присмиреет вновь она -  И без вою, и без бою  Под гигантскою пятою  Вновь уляжется волна...

МОРЕ И УТЕС

И бунтует, и клокочет, Хлещет, свищет, и ревет, И до звезд допрянуть хочет, До незыблемых высот... Ад ли, адская ли сила Под клокочущим котлом Огнь геенский разложила - И пучину взворотила И поставила вверх дном? Волн неистовых прибоем Беспрерывно вал морской С ревом, свистом, визгом, воем Бьет в утес береговой,- Но, спокойный и надменный, Дурью волн не обуян, Неподвижный, неизменный, Мирозданью современный, Ты стоишь, наш великан!

И, озлобленные боем, Как на приступ роковой, Снова волны лезут с воем На гранит громадный твой. Но, о камень неизменный Бурный натиск преломив, Вал отбрызнул сокрушенный, И клубится мутной пеной Обессиленный порыв... Стой же ты, утес могучий! Обожди лишь час-другой - Надоест волне гремучей Воевать с твоей пятой... Утомясь потехой злою, Присмиреет вновь она - И без вою, и без бою Под гигантскою пятою Вновь уляжется волна...

И.К.Айвазовский. Восход луны

И.К.Айвазовский. Восход луны

«Денисьевский цикл»

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело...

О, сколько жизни было тут, Невозвратимо пережитой!

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне

И пасть готов был на колени,-

И страшно грустно стало мне,

Как от присущей милой тени.

Ф.И. Тютчев.

Не раз ты слышала признанье: "Не стою я любви твоей". Пускай мое она созданье - Но как я беден перед ней...

Перед любовию твоею Мне больно вспомнить о себе - Стою, молчу, благоговею И поклоняюся тебе...

Когда, порой, так умиленно, С такою верой и мольбой Невольно клонишь ты колено Пред колыбелью дорогой,

Где спит она - твое рожденье - Твой безыменный херувим,- Пойми ж и ты мое смиренье Пред сердцем любящим твоим.

1851

Е.И. Денисьева. Художник Иванов. 1850-е

«Денисьевский цикл» это лирический дневник о самой глубокой и трагической, «последней любви» Тютчева к молоденькой, только что окончившей институт благородных девиц Елене Александровне Денисьевой. Этот роман 47 –летнего поэта, не скрываемый от света, принес много страданий любящим, но особенно горестной и тяжелой в этой ситуации была участь несчастной женщины. Рождались дети, и хотя Тютчев законно усыновил их, перед Денисьевой были закрыты двери всех бывших друзей и знакомых, она была изгнана из света и своей среды. Все перипетии этого бурного и трагического романа, который длился с 1851 года и до самой смерти Денисьевой в 1864 году, стали лирическим откровением поэта. Лучшие стихи, входящие в этот цикл, написаны уже после смерти Елены Александровны

«Но в сердце не скудеет нежность...»

ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ

0, как на склоне наших лет Нежней мы любим в суеверней... Сияй, сияй, прощальный  свет Любви последней, зари вечерней! Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье, Помедли, помедли, вечерний  день, - Продлись, продлись, очарованье. Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность... О ты, последняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность.

С.Ю. Жуковский. Печальные думы

Талант Тютчева, по самому свойству своему, не обращен к толпе и не от нее ждет отзыва и одобрения; для того, чтобы вполне оценить его, надо самому читателю быть одаренным некоторой тонкостью понимания, некоторой гибкостью мысли, не остававшейся слишком долго праздной

Аксаков И. С. Ф. И. Тютчев.

Биографический очерк

Исследователь Г.А. Гуковский писал, что любовная лирика Тютчева тяготеет к объединению «в своего

рода роман, близко подходящий по манере, смыслу, характеру, «сюжету», к прозаическому роману той же эпохи»

«Мучительной отрадой» становится любовь в изображении Тютчева. Любовь светлая и

благодатная оборачивается мучением «судьбы ужасным приговором» «и

незаслуженным позором…» Судьба женщины, отдавшейся страсти, прослеживается в

истории лирической героини «Денисьевского цикла».

«Толпа, нахлынув, в грязь втоптала / То, что в душе её цвело». «убийственно мы любим…», «вернее губим», «все опалили, выжгли слезы» – таков словарь любовной лексики поэта

Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была, И незаслуженным позором На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья…

Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало, Очарование ушло… Толпа, нахлынув, в грязь втоптала То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья, Как пепл, сберечь ей удалось? Боль, злую боль ожесточенья, Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим! Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!…( 1851)

О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя… Год не прошел - спроси и сведай, Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горячей влагою своей.

Ты помнишь ли, при нашей встрече, При первой встрече роковой, Ее волшебный взор, и речи, И смех младенчески-живой?

И что ж теперь? И где все это? И долговечен ли был сон? Увы, как северное лето, Был мимолетным гостем он!

«Толпа вошла, толпа вломилась…» Чему молилась ты с любовью, Что, как святыню, берегла, Судьба людскому суесловыо На поруганье предала. Толпа вошла, толпа вломилась В святилище души твоей,  И ты невольно устыдилась И тайн и жертв, доступных ей. Ах, если бы живые крылья Души, парящей над толпой, Ее спасали от насилья Бессмертной: пошлости людской!  Между июлем 1850 и серединой 1851 Е.И. Денисьева с дочерью Еленой Тютчевой. Фото 1862–1863 Этот удивительный  лирический роман

«Толпа вошла, толпа вломилась…»

Чему молилась ты с любовью,

Что, как святыню, берегла,

Судьба людскому суесловыо

На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась

В святилище души твоей,

И ты невольно устыдилась

И тайн и жертв, доступных ей.

Ах, если бы живые крылья

Души, парящей над толпой,

Ее спасали от насилья

Бессмертной: пошлости людской!

Между июлем 1850 и серединой 1851

Е.И. Денисьева с дочерью Еленой Тютчевой. Фото 1862–1863

Этот удивительный  лирический роман "на склоне лет" к Елене Александровне Денисьевой длился 14 лет. И после смерти любимой женщины от чахотки в 1864 году Тютчев продолжал винить себя в ее страданиях, в том, что не сумел оградить ее от "суда людского". «Во мне все убито: мысль, чувства, память, все не заживает»,-

писал Ф.И.Тютчев к А.И. Георгиевском (мужу сестры Е..Денисьевой)  

Два лика любви…

Весной 1823 года Тютчев

влюбился в совсем ещё юную

Амалию фон Лерхенфельд.

К. Б.

Я встретил вас - и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло...

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас,-

Так, весь обвеян духовеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты...

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне,-

И вот - слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне...

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь,-

И то же в нас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

26 июля 1870

Е.А. Денисьева. Фото начала 1860-х

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел - спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.

Амалия Крюденер. Художник И.Штилера. 1838 г.

1 апреля 1873 года в Петербурге тяжело больной Тютчев собственноручно написал дочери Дарье: «Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В ее лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй».

Романс «Я встретил вас…»

Музей-усадьба Мураново  имени Ф.И.Тютчева  Музей-усадьба Мураново имени Ф.И.Тютчева – уникальный памятник русской культуры XIX – начала XX веков. С 1816 по 1918 гг. Мурановым владели, последовательно сменяя друг друга, четыре семейства, связанные родственными узами, – Энгельгардты, Боратынские, Путяты и Тютчевы. Каждое из них было причастно к литературной жизни России.   Кабинет Ф.И. Тютчева  Лишь после смерти Ф. И. Тютчева этому месту суждено было стать хранилищем его наследия. В разное время сюда привезены автографы, книги, портреты, вещи поэта и членов его семьи из Петербурга, Москвы и Овстуга, родового имения Тютчевых в Орловской губернии Усадьба Мураново - музей-заповедник Ф.И. Тютчева

Музей-усадьба Мураново имени Ф.И.Тютчева

Музей-усадьба Мураново имени Ф.И.Тютчева – уникальный памятник русской культуры XIX – начала XX веков. С 1816 по 1918 гг. Мурановым владели, последовательно сменяя друг друга, четыре семейства, связанные родственными узами, – Энгельгардты, Боратынские, Путяты и Тютчевы. Каждое из них было причастно к литературной жизни России.

Кабинет Ф.И. Тютчева

Лишь после смерти Ф. И. Тютчева этому месту суждено было стать хранилищем его наследия. В разное время сюда привезены автографы, книги, портреты, вещи поэта и членов его семьи из Петербурга, Москвы и Овстуга, родового имения Тютчевых в Орловской губернии

Усадьба Мураново -

музей-заповедник Ф.И. Тютчева

«Самобытный, глубокий мыслитель…» 15 июля (27 н.с.) 1873 в Царском Селе Ф.И.Тютчев скончался. Ф.И. Тютчев. Фото 1860–1861  Тютчев был не только самобытный, глубокий мыслитель, не только своеобразный, истинный художник-поэт, но и один из малого числа носителей, даже двигателей нашего русского, народного самосознания.  И.С. Аксаков Могила Фёдора Ивановича Тютчева на Новодевичьем кладбище в Санкт - Петербурге

«Самобытный, глубокий мыслитель…»

15 июля (27 н.с.) 1873 в Царском Селе Ф.И.Тютчев скончался.

Ф.И. Тютчев. Фото 1860–1861

Тютчев был не только самобытный, глубокий мыслитель, не только своеобразный, истинный художник-поэт, но и один из малого числа носителей, даже двигателей нашего русского, народного самосознания.

И.С. Аксаков

Могила Фёдора Ивановича Тютчева на Новодевичьем кладбище в Санкт - Петербурге


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Презентация к уроку литературы "Творчество Ф.И.Тютчева"

Автор: Беллаш Елена Владимировна

Дата: 30.10.2016

Номер свидетельства: 353465

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства