Просмотр содержимого документа
«Презентация к урокам по творчеству А.Н.Островского»
«Глубокое понимание русской жизни».
Жизнь и творчествоА.Н.Островского
Александр Николаевич Островский
(1823– 1886)
Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского».
ГончаровИ. А. Письмо к А. Н. Островскому,12 февр., 1882
Для того, чтобы быть народным писателем, мало одной любви к родине, - любовь дает только энергию, чувство, а содержания не дает; надобно еще знать хорошо свой народ, сойтись с ним покороче, сродниться. Самая лучшая школа для художественного таланта есть изучение своей народности, а воспроизведение ее в художественных формах - самое лучшее поприще для творческой деятельности.
А.Н. Островский. О романе
Ч. Диккенса "Домби исын"
А.Н. Островский. Художник В. Перов.1871
В его облике как будто ни капливозвышенного: спокойно сидит Островский в шубейке на беличьем меху, запечатленный точной кистью Перова, и только глаза его, голубые, умные и острые, отнюдь не самоуверенные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые и не дающие солгать, только эти глаза его – свидетели совершающейся в нем горячей внутренней жизни.
В.Лакшин. По книге: Наумович В.Л.
Лицо времени. М. Детская лит., 1965
Музыка из спектакля "Гроза« по пьесе А.Н.Островского ДонецкогоТЮЗа
Александр Николаевич Островский родился 31марта (12 апреля) 1823 года в Замоскворечье, в самом центре Москвы, в колыбели славной российской истории,
о которой вокруг говорило все, даже названия замоскворецких улиц. Так Большая Ордынка название свое получила потому, что несколько веков назад по ней
проходили татары за данью к великим московским князьям.
Дом на Малой Ордынке в Москве, в котором родился А.Н.Островский, ныне музей-усадьба великого драматурга
В.Д.Поленов. Московский дворик.1878 г.
Какую роль в творческой судьбе Островского
сыграла жизнь в Замоскворечье?
Какую роль в творческой судьбе Островскогосыграла жизнь в Замоскворечье?
Смирнов С.И. Март в Замоскворечье
Н. Маковский. Замоскворечье. 1873
Детство
Отец драматурга, Николай Фёдорович, был сыном священника, сам окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию, однако стал практиковать как судебный стряпчий, занимаясь имущественными и коммерческими делами; дослужился до чина титулярного советника, а в 1839 году получил дворянство. Мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря, ушла из жизни, когда Александру шёл всего восьмой год
В семье было четверо детей. Большое внимание уделялось учёбе детей, их домашнему образованию. Через пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери обрусевшего шведского дворянина.
Музей-усадьба А.Н.Островского
в Москве на Малой Ордынке
Образование
В 1835 году Островский поступил в 1-ю Московскую гимназию, по окончании которой
в 1840 году стал студентом юридического факультета Московского университета, но окончить курс ему не удалось, так как он поругался с одним из преподавателей (учился до 1843). По желанию отца Островский поступил на службу писцом в суд и служил в московских судах до 1851 года.
Здание бывшего окружного
коммерческогосудав Москве
Служба в совестном суде, а позднее в коммерческом , где будущий драматург служит чиновником стола "для дел
словесной расправы ", дала возможность А.Н.Островскому познакомиться с большим количеством гражданских дел о
злостных банкротах (несостоятельных должниках), об уловках с кpeдиторами. Здесь он встретился с героями
своих будущих комедий
Старое здание Московского университета на ул. Моховой. Восстановлено в 1817‑1819 гг. после пожара 1812 г. по проекту Д. Жилярди
Семья
Александр Николаевич рано женился; в 1840-е его
гражданской женой (то есть без таинства церковного
венчания) стала мещанка Агафья Ивановна
(фамилия ее неизвестна). Не обладая каким-либо
образованием, она была умна и сердечна, сумела
наладить быт Островского, замечательно пела
русские песни. Лишь после ее смерти в 1867-м
драматург вступит в церковный брак с актрисой
Малого театра Марией Васильевой.
А.Н. Архангельский
Милочка Маша, напрасно ты, мой ангельчик, беспокоишься! Я затем и живу в Петербурге, чтоб устроить дела как можно лучше. Пьеса сегодня вышла из цензуры, пропущена вся. Остается окончательно переговорить с Борхом,получить с Некрасова деньги и ехать. Ты пишешь, что тебе пора выходить, — яэтому очень рад, значит ты поправилась — выходи, мой ангел! Из письма кМ. В. Васильевой 25 января 1865. Петербург.
Жена А.Н.Островского
М.В.Васильева с дочерью Любой
Дети Островского. Слева направо:
Александр, Сергей Любовь,
Мария, Михаил
Начало творчества
Еще с гимназических лет Островский посещаетПетровский (ныне Большой) и Малый театры, восхищается игрой Щепкина и Мочалова, читает статьиВ. Г. Белинского о литературе и театре.
В конце 40-х годов Островский публикует в "Московском городском листке" за 1847 год "Сцены из комедии "Несостоятельный должник", "Картину семейного счастья" и очерк "Записки замоскворецкого жителя".
Щепкин Михаил,
актер Малого театра. Портрет работы художника Н.В. Неврева
Начав печататься в 1847 году, Островский написал 47 оригинальных пьес, 7 пьес в сотрудничестве с другими драматургами, перевел 22 пьесы ситальянского, испанского, французского, английского и латинского языков.
Музей-усадьба А. Н. Островского. Спектакль благотворительного театра «Глагол»
«Картина семейного счастья».
Литературную известность Островскому
приносит комедия "Банкрот", над которой он работает в 1846-1849 годах и публикует в 1850
году в журнале "Москвитянин" под
измененным заглавием "Свои люди - сочтемся!".
Почему Островского считают создателем
русского национального театра?
«С этого дня я стал считать себя русским писателем…»
1856 год – важнейший для А.Н. Островского – он переехал
в Петербург, где становится постоянным сотрудником журнала «Современник»
Этапы творческого пути:
1847—1851 гг. — ранний период творчества. Поиски пути. Влияние «натуральной» школы. Пьесы «Свои люди — сочтемся», «Бедная невеста», «Не сошлись характерами», «Утро молодого человека». 1852—1854 гг. — «москвитянинский период». Сотрудничество с журналом «Москвитянин». Славянофильские настроения. Пьесы «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется». 1855—1860 гг . — предреформенный период. Сближение с журналом «Современник» и революционерами-демократами. Пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза».
А.Н. Островский.Фото 1856
Самый памятный для меня день в моей жизни 14 февраля 1847 года. С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание.
А.Н.Островский
Начиная с 1853 и на протяжении более чем 30 лет новые пьесы Островского появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах почти каждый сезон.
Сотрудничество А.Н. Островского
с журналом «Современник»
Непросто складывалось отношения
А.Н.Островского с журналом «Современник ,
сотрудничество с которым длилось в течение 10 лет.. Знакомство с сотрудниками журнала началось после публикации пьесы «Свои люди – сочтемся!». С 1856г. Островский становится постоянным сотрудником журнала. В годы общественного подъёма перед крестьянской реформой 1861 социальная критика в творчестве драматурга усиливается , («В чужом пиру похмелье» (1855), «Доходное место» (1856),
«Гроза» (1859).
Группа сотрудников журнала «Современник». Сидят слева направо: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев,А.В. Дружинин, А.Н. Островский. Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович. Фото С.Л. Левицкого. 1856
Он открыл миру человека новой формации:
купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в „тройке“, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз»
В. Г. Маранцман
Как отразилось на творчестве
А.Н.Островского сотрудничество
с журналом «Современник»?
С Островского
начинается русский театр
Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки. Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.
Пров Садовский,
актер Малого театра
Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островский создает актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Мартынов Сергей Васильев, Евгений Самойлов, Пров Садовский. Естественно, что нововведения встречали противников. Им был, например, Щепкин. Драматургия Островского требовала от актёра отрешенности от своей личности, чего М. С. Щепкин не делал. Он, например, покинул генеральную репетицию «Грозы», будучи очень недоволен автором пьесы.
Идеи Островского были доведены до логического конца Станиславским и М. А. Булгаковым
Москва, Театральная площадь. Памятник А.Н.Островскому у здания Малого театра. Скульптор Андреев Н. А. 1929 бронза. Теперь Малый театр, по праву, называют Домом Островского
А.Н. Островский и
Малый театр
Здание
Малого театра
в Х l Х веке
Любовь Павловна Косицкая
(Любовь Павловна Никулина-Косицкая;
по мужу - Никулина) актриса Малого театра
1840–1860-х., создавшая в своем
творчестве образ простой русской женщины,
показав ее непростую человеческую судьбу,
полную драматизма и глубоких переживаний.
А.Н. Островский среди артистов. Слева направо: А. Бурдин,А. Островский, К. Полтавцев, И. Горбунов, Л. Никулина- Косицкая, А. Нильский. Фото 1863
Почему Малый театр
называют «Домом Островского»?
Народная комедия "Свои люди – сочтемся "
Осенью 1849 года комедия «Свои люди — сочтёмся!» (первоначальное название — «Банкрот»), была послана в драматическую цензуру. Цензор Гедеонов, раскрывая содержание, особо указал, что все действующие лица - «отъявленные мерзавцы» , вся пьеса - «обида для русского купечества». Комедия, опубликованная в 1850 году в журнале "Москвитянин ", принесла литературную известность Островскому. Она вызвала одобрительные отклики
H. В. Гоголя, И. А. Гончарова. Влиятельное московское купечество, обиженное за своё сословие, пожаловалось «начальству»; в результате комедия была запрещена к постановке, а автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после воцарения Александра II, а пьеса допущена к постановке только в 1861 году.
В пьесе Островского сталкиваются два купеческих поколения: "отцы" в лице Большова и "дети" в лице Липочки и Лазаря. Купец Большов, решаясь на мошенническую махинацию, искренне верит, что со стороны Лазаря Подхалюзина и дочери Липочки не может быть никакого подвоха, что "свои люди сочтутся". Тут-то жизнь и готовит ему злой урок.
К. Н. Рыбаков (Большов) и
М. П. Садовский (Подхалюзин)
в постановке Малого театра
1892 года.
Отражает ли название комедии сущность
ее основного конфликта?
Я считаю, на Руси три трагедии: "Недоросль", "Горе от ума",
"Ревизор". На "Банкроте" я ставлю номер четвертый.
В. Ф. Одоевский
"Свои люди - сочтемся!" - комедия
«гоголевского направления».
Пьесу Островского ставили в ряд гоголевских произведений иназывали купеческими "Мертвыми душами". Влияние гоголевской традиции в "Своих людях..." действительно велико. Молодой драматург избирает сюжет, в основе которого лежит довольно распространенный случай мошенничества в купеческой среде. Самсон Силыч Большов занимает большой капитал у своих собратьев-купцов и, поскольку возвращать долги ему не хочется, объявляет себя обанкротившимся человеком, несостоятельным должником. Свое состояние он переводит на имя приказчика Лазаря Подхалюзина, а для крепости мошеннической сделки отдает за него замуж свою дочь Липочку. Большова сажают в долговую тюрьму, но он не унывает, поскольку верит, что Лазарь внесет для его освобождения небольшую сумму от полученного капитала. Однако он ошибается: "свой человек" Лазарь и родная дочь Липочка не дают отцу ни копейки
Б.Кустодиев. Купец. 1918
. Большов.Чай, брат, знаешь, как немцы в магазинах наших бар обирают. Положим, что мы -- не немцы, а христиане православные, да тоже пироги-то с начинкой едим. Так ли, а?
Подхалюзин. Дело понятное-с. И мерять-то, говорю, надо тоже поестественнее, тяни да потягивай, только чтоб, боже сохрани, как не лопнуло; ведь не нам, говорю, после носить. Ну, а зазеваются, так никто не виноват, -- можно, говорю, и просто через руку лишний аршин шмыгнуть.
Большов.Все единственно: ведь портной украдет же. Эх, Лазарь, плохи нонче барыши: не прежние времена
. Большов.Чай, брат, знаешь, как немцы в магазинах наших бар обирают. Положим, что мы -- не немцы, а христиане православные, да тоже пироги-то с начинкой едим. Так ли, а? Подхалюзин. Дело понятное-с. И мерять-то, говорю, надо тоже поестественнее, тяни да потягивай, только чтоб, боже сохрани, как не лопнуло; ведь не нам, говорю, после носить. Ну, а зазеваются, так никто не виноват, -- можно, говорю, и просто через руку лишний аршин шмыгнуть. Большов.Все единственно: ведь портной украдет же. Эх, Лазарь, плохи нонче барыши: не прежние времена
А.Н.Островский. «Свои люди – сочтёмся».
«Напрасно печатано, играть же запретить…»
Классицизм предписывал комедиографу жесткие правила. Зритель должен был заранее знать, как относится автор к тому или иному герою, следовательно, имена и фамилии подбирались говорящие. Стародум и Скотинины в фонвизинском «Недоросле» — яркие примеры такого рода. Ранний Островский не отступает от этого правила. Если в центре действия мелкий пройдоха (в словаре Владимира Даля именуемыйподхалюзой), то фамилия Подхалюзин напрашивается сама собой. А главному персонажу, богатому и сильному купцу, естественно дать кичливую фамилиюБольшое,библейское имяСамсон(в Библии это могучий герой, который утратил свою силу) и насмешливо-горделивое отчествоСилыч.
А.Н. Архангельский
Классицизм предписывал комедиографу жесткие правила. Зритель должен был заранее знать, как относится автор к тому или иному герою, следовательно, имена и фамилии подбирались говорящие. Стародум и Скотинины в фонвизинском «Недоросле» — яркие примеры такого рода. Ранний Островский не отступает от этого правила. Если в центре действия мелкий пройдоха (в словаре Владимира Даля именуемыйподхалюзой), то фамилия Подхалюзин напрашивается сама собой. А главному персонажу, богатому и сильному купцу, естественно дать кичливую фамилиюБольшое,библейское имяСамсон(в Библии это могучий герой, который утратил свою силу) и насмешливо-горделивое отчествоСилыч.А.Н. Архангельский
Художник П. Боклевский«Свои люди – сочтемся!». Большов и Подхалюзин.
"Удостоив прочтения Журнал Комитета", переданный ему без промедления, НиколайIна другой же день "соизволил положить на оном собственноручную Высочайшую резолюцию: "Совершенно справедливо, напрасно печатано, играть же запретить, во всяком случае уведомя об этом Князя Волконского" .
Лакшин В. Я. А. Н. Островский.
Какие приемы классицизма
использованы в комедии?
Пошлая и достойная осмеяния
купеческая среда
Драматург не изобретает сюжетов…
Их дает жизнь, история, рассказ знакомого,
порою газетная заметка. У меня… все сюжеты
заимствованы
А.Н.Островский
Подобно гоголевскому "Ревизору", в комедии Островского изображается пошлая и достойная осмеяния купеческая среда. Липочка, мечтающая о женихе "из благородных": "Ничего и потолще, был бы собою не мал. Конечно, лучше уж рослого, чем какого-нибудь мухортика. И пуще всего, Устинья Наумовна, чтоб не курносого, беспременно чтобы был бы брюнет; ну, понятное дело, чтоб и одет был по-журнальному..." Ключница Фоминична со своим взглядом на достоинства женихов: "Да что их разбирать-то! Ну, известное дело, чтоб были люди свежие, не плешивые, чтоб не пахло ничем, а там какого ни возьми, все человек".
Художник П. Боклевский.Иллюстрация к
пьесе А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся!» Большов, Подхалюзин и Липочка.
Подхалюзин . Что ж, нет-то не выучимся; еще как выучимся-то – важнейшим манером. Зимой в Купеческое собрание будем ездить-с. Вот и знай наших-с! Польку станем танцевать .
А.Н.Островский. «Свои люди – сочтёмся».
Почему комедия из жизни купечества приобретает общечеловеческое звучание?
«А они-то разве благородные?»
Большов - от крестьянского"большак", глава семьи, купец первого поколения, мужик в недалеком прошлом. Сваха Устинья Наумовна так говорит о семействе Большовых: "А они-то разве благородные? То-то и беда, яхонтовый! Нынче заведение такое пошло, что всякая тебе лапотница в дворянство норовит. Вот хоть бы и Алимпияда-то Самсоновна... происхождения-то небось хуже нашего. Отец-то, Самсон Силыч, голицами торговал на Балчуге; добрые люди Самсошкою звали, подзатыльниками кормили. Да и матушка-то Аграфена Кондратьевна чуть-чуть не паневница - из Преображенского взята. А нажили капитал да в купцы вылезли, так и дочка в прынцессы норовит. А все это денежки".
Дикой.Важное дело! Не плясать же мне по ее дудочке на старости лет. За кого велю, за того и пойдет. Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю... "Даром что ли я ее кормил!"
А.Н.Островский. «Свои люди – сочтёмся».
Купец Большов - И.А.Любезнов.
Сцена из спектакля Малого театра
"Свои люди - сочтемся"
Пьесой «Свои люди — сочтемся» А. Н. Островский выводит на русскую сцену новый социальный тип, еще неизвестный в русской драматургии. Это купец-самодур. Комедия носит резко обличительный, в духе гоголевской традиции, характер и относится к раннему периоду творчества А. Н. Островского, когда тот только искал свой путь в литературе
Утрата народного
нравственного "капитала",
Разбогатев, Большов порастратил народный нравственный "капитал", доставшийся ему по наследству. Став купцом, он готов на любую подлость и мошенничество по отношению к чужим людям. Он усвоил торгашеско-купеческое "не обманешь - не продашь". Но кое-что из прежних нравственных устоев в нем еще теплится. Большов еще верит в искренность семейных отношений: свои люди сочтутся, друг друга не подведут.
Ю.В.Лебедев
Как вы понимаете выражение
«типы Островского»?
В. Перов. Портрет купца
Ивана Степановича Камынина
Большов. А вы подумайте, каково мне теперь в яму-то идти. Что ж мне, зажмуриться, что ли? Мне Ильинка-то теперь за сто верст покажется. Вы подумайте только, каково по Ильинке-то идти. Это все равно, что грешную душу дьяволы, прости господи, по мытарствам тащат. А там мимо Иверской, как мне взглянуть-то на нее, на матушку?.. Знаешь, Лазарь, Иуда – ведь он тоже Христа за деньги продал, как мы совесть за деньги продаем… А что ему за это было?» А там Присутственные места, Уголовная палата… Ведь я злостный – умышленный… ведь меня в Сибирь сошлют. Господи!.. Коли так не дадите денег, дайте Христа ради! (Плачет.)
А.Н.Островский. «Свои люди – сочтёмся».
«Оберут тебя дочиста…»
Но то, что живо в купцах старшего поколения, совершенно не властно над детьми. На смену самодурам большовым идут самодуры подхалюзины. Для них уже ничто не свято, они с легким сердцем растопчут последнее прибежище нравственности - крепость семейных уз. И Большов - мошенник, и Подхалюзин - мошенник, но выходит у Островского, что мошенник мошеннику рознь. В Большове еще есть наивная, простодушная вера в "своих людей", в Подхалюзине осталась лишь изворотливость и гибкость прощелыги-дельца. Большов наивнее, но крупнее. Подхалюзин умнее, но мельче, эгоистичнее.
Ю.В.Лебедев
Подхалюзин . Да это что-с, Алимпияда Самсоновна, нешто мы в эдаком доме будем жить? В Каретном ряду купим-с, распишем как: на потолках это райских птиц нарисуем, сиренов, капидонов разных – поглядеть только будут деньги давать
А.Н.Островский. «Свои люди – сочтёмся».
Сцена из спектакля Московского академического
театра им. Е. Вахтангова «Банкрот» по пьесе А.Островского «Свои люди – сочтёмся».
Липочка . Ах, какой вздор! Это тебе так показалось, Устинья Наумовна. Я все хирею: то колики, то сердце бьется, как маятник; все как словно тебя подмывает али плывешь по морю, так вот и рябит меланхолия в глазах
Перов В. Г. Приезд гувернантки в купеческий дом. 1866
Герои картины словно бы сошли со страниц
комедий А.Н.Островского
В центре картины глава купеческого семейства, толстый и плотоядный «Самсон Силыч» - это «грубое животное, в котором смолоду заглушены все симпатические стороны натуры и не развиты никакие нравственные понятия». «Моему нраву не препятствуй» - читается во всей его самодовольной фигуре. Широко расставив ноги, тучный хозяин нагло рассматривает девушку - как товар, добротность которого он желает определить. Что-то бычье есть во всем его облике, бесконечное самодовольство разлито по всей его тучной фигуре и выражено в заспанных, бессмысленно устремленных на девушку глазах. Самым сильным по глубине характеристик оказывается образ гувернантки. Молодая девушка, скромно, но со вкусом одетая в темно-коричневое платье и капор с голубой шелковой ленточкой. В руках у нее ридикюль, и она вынимает из него аттестат на звание домашней учительницы. Стройная фигура, обрисованный тонкой линией изящный профиль нежного лица - все находится в разительном контрасте с очертаниями приземистых фигур купеческого семейства, на лицах которых отразились и любопытство, и удивление, и подозрительная недоброжелательность, и цинично-самодовольная усмешка.
В.Г. Перов. Фрагмент картины «Приезд гувернантки в купеческий дом»
В образе «безответной» (по знамени тому выражению Н.А.Добролюбова) девушки попавшей в глухой закоулок «темного царствах собственно, и концентрируется все содержание картины. Знаменитый критик В.В.Стасов так определил идею картины:
«Не трагедия покуда, но настоящий пролог к трагедии».
Мотивы каких произведений А.Н.Островского можно уловить в картине В.Г. Перова?
«… Всеми признан был писателем
необычайно талантливым "
Ни один из современных русских писателей не подвергался, в своей литературной деятельности, такой странной участи, как Островский. Первое произведение его ("Картина семейного счастья") не было замечено решительно никем, не вызвало в журналах ни одного слова -- ни в похвалу, ни в порицание автора2. Через три года явилось второе произведение Островского: "Свои люди -- сочтемся"; автор встречен был всеми как человек совершенно новый в литературе, и немедленно всеми признан был писателем необычайно талантливым, лучшим, после Гоголя, представителем драматического искусства в русской литературе…
Затем каждое новое произведение Островского возбуждало в журналистике некоторое волнение, и вскоре по поводу их образовались даже две литературные партии, радикально противоположные одна другой. Одну партию составляла молодая редакция "Москвитянина" , провозгласившая, что Островский "четырьмя пьесами создал народный театр в России«
Н. А. Добролюбов. «Темное царство»
Н. А. Добролюбов.
Портрет работы В. Щербакова.
Он (Большов) даже старается уверить, что это не он, собственно, решил, а что "такова уж воля божия: против ее не пойдешь". Эта черта, чрезвычайно распространенная в нашем обществе, и у Островского она подмечена весьма тонко и верно. Она одна говорит нам очень многое и рисует характер Большова лучше, чем могли бы обрисовать его несколько длинных монологов. Эта темнота разумения, отвращение от мышления, бессилие воли пред всяким рискованным шагом, порождающая этот тупоумный, отчаянный фатализм и самодурство, противное даже личной выгоде
Н. А. Добролюбов. «Темное царство»
Драма "Гроза" и её творческая история
Созданию самого знаменитого произведения Островского –драмы "Гроза« предшествовала экспедиция драматурга по Верхней Волге, предпринятая по заданию Морского министерства в 1856-1857 годах. Она оживила и воскресила в памяти юношеские впечатления, когда в 1848 году Островский впервые отправился с домочадцами в увлекательное путешествие на родину отца, в волжский город Кострому и далее, в приобретенную отцом усадьбу Щелыково. "
Ниминущий В.Н. Верхневолжский сюжет.
С Переяславля начинается Меря, земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку. Это земляки мои возлюбленные, с которыми я, кажется, сойдусь хорошо. Здесь уж не увидишь маленького согнутого мужика или бабу в костюме совы, которая поминутно кланяется и приговаривает: "а батюшка, а батюшка..." "И все идет кресчендо, и города, и виды, и погода, и деревенские постройки, и девки. Вот уж восемь красавиц попались нам на дороге.
Из дневника А.Н.Островского
Волжские зарисовки
К.И. Горбатов. Торжок
А.Н.Островский
Недолго нужно жить в Торжке, чтобы заметить в обычаях и костюме его жителей некоторую разницу против обитателей других городов. Девушки пользуются совершенной свободой; вечером на городском бульваре и по улицам гуляют одни или в сопровождении молодых людей, сидят с ними на лавочках у ворот, и не редкость встретить пару, которая сидит обнявшись и ведет сладкие разговоры, не глядя ни на кого. Почти у каждой девушки есть свой кавалер, который называетсяпредметом. Этот предмет впоследствии времени делается большею частью мужем девушки. В Торжке еще до сей поры существует обычайумыканьяневест. Считается особым молодечеством увезти невесту потихоньку, хотя это делается почти всегда с согласия родителей. Молодые на другой день являются с повинной к разгневанным будто бы родителям, и тут уж начинается пир горой. Такой способ добывать себе жен не только не считается предосудительным, но, напротив, пользуется почетом. «Значит, уж очень любит, коли увез потихоньку», — говорят в Торжке. Не иметьпредметасчитается неприличным для девушки; такая девушка легко может засидеться в девках.
А.Н.Островский. Дневник 1856 года
"Грозу" не Островский написал...
"Грозу" Волга написала… "
С драмой «Гроза» произошла удивительная история: сразу три города - Торжок, Кострома и Кинешма - спорили о том, что именно их город изображен в пьесе, каждый из городов приводил свои доводы. Актеры Костромы даже гримировались под Клыковых, в семье которых произошла похожая история. Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи Островского точно установили, что "Гроза" была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Работу над "Грозой" Островский начал в июне - июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в январском номере журнала "Библиотека для чтения" за 1860 год. Первое представление "Грозы" на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в Малом театре, в бенефис С. В. Васильева с Л. П. Никулиной-Косицкой в роли Катерины. Версия о костромском источнике "Грозы" оказалась надуманной. Однако сам факт удивительного совпадения говорит о многом: он свидетельствует о прозорливости национального драматурга, уловившего нараставший в купеческой жизни конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста увидел "что-то освежающее и ободряющее", а известный театральный деятель С. А. Юрьев сказал: "Грозу" не Островский написал... "Грозу" Волга написала".
Художник Чернецов Н.Г. Кострома
Б.Кустодиев. Купчихи в Кинешме
Два исконных начала русского строя, русской
жизни — „понизовая вольница“ и „домострой“».
Написанная в предреформенный период, когда драматург был тесно связан с редакцией журнала «Современник», представлявший лагерь революционеров-демократов, драма «Гроза» определила новаторский путь А. Н. Островского в русской драматургии: во-первых, автор показывает героиню из народной среды, глубоко раскрывая основы ее характера; во-вторых, драматург стремится передать атмосферу той среды, в которой разворачивается действие; в-третьих, он вводит в свою пьесу пейзаж, который является живым действующим лицом. Действие драмы «Гроза» разворачивается в вымышленном городе Калинове
Головин А. Я. «Берег Волги».
Эскиз декорации к драме А.Н.Островского «Гроза».1916
Трактовка драмы «Гроза» существенно обогащается в XX веке. Таиров длительное время вынашивал постановку «Грозы» и, ставя ее вровень с великими произведениями классической драматургии, трактовал ее как «трагедию русскую, народную». «Это подлинная трагедия, приближающаяся к лучшим пьесам Софокла и Шекспира. Она отвечает всем законам высокой трагедии. В этой пьесе бушует исконная для России тема: анархический бунт против вековых рабских устоев», — пишет в своих мемуарах А. Коонен. Исходный конфликт режиссер видел в том, что в пьесе «сталкиваются и вступают в борьбу два исконных начала русского строя, русской жизни — „понизовая вольница“ и „домострой“».
С вечевых, некогда вольных, новгородских
пригородов повеяло переходным временем
О большом влиянии «литературной экспедиции» по Волге на последующее творчество драматурга друг Островского С. В. Максимов:«Сильный талантом художник не в состоянии был упустить благоприятный случай... Он продолжал наблюдения над характерами и миросозерцанием коренных русских людей, сотнями выходивших к нему навстречу... Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила его на те из них, которые составляют честь и гордость отечественной литературы.
К.И. Горбатов. Старый город
С вечевых, некогда вольных, новгородских пригородов повеяло тем переходным временем, когда тяжелая рука Москвы сковала старую волю и наслала воевод в ежовых рукавицах на длинных загребистых лапах. Приснился поэтический «Сон на Волге», и восстали из гроба живыми и действующими «воевода» Нечай Григорьевич Шалыгин с противником своим, вольным человеком, беглым удальцом посадским Романом Дубровиным, во всей той правдивой обстановке старой Руси, которую может представить одна лишь Волга, в одно и то же время и богомольная, и разбойная, сытая и малохлебная... Наружно красивый Торжок, ревниво оберегавший свою новгородскую старину до странных обычаев девичьей свободы и строгого затворничества замужних, вдохновил Островского на глубоко поэтическую «Грозу» с шаловливою Варварой и художественно-изящною Катериной»
Максимов С.В. Литературные путешествия. М. 1986.
«Какая красота в природе разлита…»
Драма «Гроза». Действие первое
Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов.
Явление первое
Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. Кудряш и Шапкин прогуливаются.
Кулигин(поет). "Среди долины ровныя, на гладкой высоте..." ' (Перестает петь.) Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу.
Кудряш . А что?
Кулигин. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.
Кудряш. Нешто!
Кулигин . Восторг! А ты "нешто"! Пригляделись вы либо не понимаете, какая красота в природе разлита.
Кудряш . Ну, да ведь с тобой что толковать! Ты у нас антик, химик. Кулигин. Механик, самоучка-механик.
Кудряш . Все одно.
Б.М. Кустодиев. Гуляние на Волге. 1909
Народная песня литературного происхождения (на слова А. Ф. Мерзлякова) «Среди долины ровныя…»
Исп. Ю.Гуляев
Фильм «Гроза».
Б.Телегина. 1977
- Хороша тоже и Кабаниха!... Ну, да та хоть, по крайности, все
под видом благочестия…(Кудряш)
Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем.
(Кулигин)
- Не уважишь тебя, как же… (Варвара)
-…поедом ест, проходу не дает… (Тихон)
Точит она его (Тихона) теперь, как ржа железо… У нее сердце
все изноет, что он на своей воле гуляет.(Варвара)
- Коли маменька посылает, как же я не поеду. (Тихон)
- Ну, я Богу молиться пойду, не мешайте мне…(Кабанова)
-Молодость-то что значит… Смешно смотреть-то даже на
них!... ничего-то не знают, ни какогопорядку. Проститься –
то путем не умеют… Так – то вот старина и выводится(Кабанова)
- Не очень-то нынче старших уважают…(Кабанова)
- «Давно вижу, что вам воли хочется». «Вот куда воля-
то ведет». «тебя не станет бояться, меня и подавно»;
«должен исполнять, что мать говорит». (Кабаниха)
Марфа Игнатьевна Кабанова
(Кабаниха), богатая купчиха, вдова.
Кабаниха - В.Н.Пашенная в спектакле
Малого театра "Гроза" по пьесе А.Н.Островского. Постановка В.Н.Пашенной . 1962 г.
Почему Кабаниха так упорно держится за старину?
Властная, деспотичная Кабаниха непрерывно точит домашних. Основой семьи Кабаниха видит домостроевские, освященные стариной законы жизни. Кабаниха убеждена, что если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет. Она говорит от лица целого поколения, постоянно употребляя нравоучительные фразы. Ее образ вырастает до символа патриархальной старины. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой — ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить своей волей.
- Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит…(Кудряш)
- Уж такого-то ругателя, как наш Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет. (Шапкин)
- Пронзительный мужик. (Кудряш)
-Унять-то его некому, вот он и воюет… (Шапкин)
- Как не ругать! Он без этого дышать не может… (Кудряш)
- Он прежде наломается ад нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего…(Борис)
- У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. (Кудряш)
- На него-то и свои никак угодить не могут, а где уж мне…(Борис)
Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве
А уж пуще всего из-за денег. Ни одного расчета без ругательств не обходится. (Кудряш)
- Одно слово: воин! (Шапкин)
- А вот беда-то, когда обидит его такой человек, которого он обругать не смеет, тут уж домашние держись! (Борис)
- А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами… (Кабанова)
-Уж немало я дивлюсь на тебя: сколько у тебя народу в доме,
а на тебя одного угодить не могут. (Кабанова)
-Нет над тобой старших, вот ты и куражишься…(Кабанова)
Дикой,купец,
значительное
лицо в городе.
На чем основано самодурство Дикого?
Самодурство Дикого основано на власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев. Откровенно обсчитывает мужиков. Сознает свою силу – это сила денежного мешка. Дорожит каждой копейкой и раздражается при встрече с Борисом, претендующим на часть наследства. Материальная зависимость – вот основа взаимоотношений героев пьесы. Дикой выступает «героем» только перед подчиненными: по сути он малодушен и труслив. Речь Дикого груба, насыщенна грубой просторечной лексикой и обилием ругательств: «Дармоед! Пропади ты пропадом!... Тьфу ты, проклятый! Что как столб стоишь-то!... Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу с иезуитом!)
Дикой - М.Жаров вспектакле Малого театра "Гроза" по пьесе А.Н.Островского. Постановка В.Н.Пашенной . 1962 г.
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…»
Кулигин, мещанин, часовщик - самоучка,
отыскивающий перпетуум-мобиле
Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать.
Монолог Кулигина
Дикой - Борис Телегин, Кулигин – Б.Смирнов - сцена из фильма – спектакля «Гроза». Режиссеры: Феликс Глямшин,
Борис Бабочкин. 1977
Кулигин – Б.Бабочкин в спектакле
Малого театра
Тихон, Варвара и Кудряш
«Да мы об вас, маменька, денно и нощно бога молим, чтобы вам, маменька, бог дал здоровья и всякого благополучия и в делах успеху».
«Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить?»
«…А с этакой-то неволи от какой
хочешь красавицы жены убежишь».
Тихон - В.Доронин . Сцена из спектакля
Малого театра «Гроза» по пьесе
А.Н.Островского в постановке В.Н.Пашенной . 1962 г.
Первая исполнительница — Л. Б. Косицкая, которая готовила роль с Островским. Это порыв к мечте. Главное в образе — «отчего люди не летают?».
Г. Н. Федотова не расставалась с ролью Катерины 35 лет. Ее стиль — задушевность и поэтичность.
П. А. Стрепетова — «создала нам мученицу, русскую женщину. И мы видели это мученичество во всем его ужасе, но и во всей его нетленной красоте» (В. Дорошевич). О последней сцене писал Суворин: «Так это просто случилось! Ни крика, ни отчаяния… Сколько их умирает так просто, молчаливо».
М. Н. Ермолова подчеркивала внутреннюю энергию, готовность к протесту. Это мужественная женщина — «луч света в темном царстве».
«Такая уж я зародилась горячая…»
Отчего люди не летают! Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела.
(Катерина)
Там родная Волга-матушка, Там звучна так песнь разгульная!.. Скучно, душно,ветры буйные, Жить в темнице разукрашенной …
Рвутся, грохочут, тонут в огне; Бурные волны стелются, скачут; Гром, непогода, буря, гроза.
Ветер хохочет
Катерина
Катерина - Людмила Щербинина в фильме – спектакле «Гроза». Режиссеры: Ф. Глямшин,Б. Бабочкин. 1977
«Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что
сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно,
я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега». (Катерина)
Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня… от нее мне
и дом-то опостылел; стены-то даже противны…
(Катерина)
В чем суть конфликта между
Катериной и свекровью?
Вопросы для исследования
образа Катерины
Какие черты характера Катерины проявляются уже в первых её репликах?
(Неспособность лицемерить, лгать, прямота. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.)
2. Сравните атмосферу, которая окружала Катерину в детстве, с атмосферой в семье мужа.
Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность ипоэтичность (рассказ опосещении церкви, оснах); религиозность; решительность (рассказ опоступке слодкой)
«Яувас завяла совсем»,«даздесь все как будтоиз-подневоли».Атмосфера дома —страх.«Тебя нестанет бояться, меня иподавно. Какойже это порядок-товдоме будет?»
Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ отсвоей воли; унижение попреками иподозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие
Для Катерины главное —жить согласно своей душе
Для Кабанихи главное —подчинить, недать житьпо-своему
1.В чем сложность внутреннего состояния героини?
(Любовь к Борису — это: свободный выбор, диктуемый сердцем; обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви — это подчинение миру Кабанихи. Любовь-выбор обрекает Катерину на мучения.)
2.Как в сцене с ключом и сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила? Проанализируйте лексику, найдите фольклорные элементы, связь с народной песней.
Сцена с ключом:«Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его».
Сцена свидания:«Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»
Сцена прощания:«Друг мой! Радость моя! Прощай!»
Все три сцены показывают решительность героини.Она нигде не изменила себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь — всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за нее.
В. Г. Маранцман
Вопросы к анализу образа Катерины
Нажмите на
Монолог Катерины
В исполнении А.Тарасовой
Кадры из фильма «Гроза». Режиссер:
Владимир Петров. 1933Катерина - Алла Тарасова,
Варвара Кабанова - Ирина Зарубина- ),
Борис- Михаил Царев
пленку
«Обычаев я здешних
не знаю».
Борис Григорьевич, племянник Дикого,
молодой человек, порядочно образованный.
Борис - Владимир Сафронов в фильме – спектакле «Гроза». Режиссеры: Ф. Глямшин, Б. Бабочкин. 1977
Каковы главные черты характера Бориса?
«Уж ведь совсем убитый хожу… Загнан, забит…» «Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой!
Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было,
как мне теперь… Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!»
Борис
Борис - Н. Афанасьев. Сцена
из спектакля Малого театра «Гроза» по пьесе А.Н.Островского
в постановке В.Н.Пашенной . 1962
Катерина и Борис
Вот жизнь-то! Живем в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю, и то в церкви либо на дороге, вот и все! Здесь что вышла замуж, что схоронили - все равно. (Борис)
Нет у меня воли. Кабы была у меня
своя воля, не пошла быя к тебе. (Катерина)
Нельзя мне, Катя. Не по своей
воле еду: дядя посылает. (Борис)
А горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня. Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны.
(Катерина; жена Тихона Кабанова)
Илья Глазунов. Катерина и Борис
Можно ли утверждать, что смерть
Катерины — это её протест?
(Смерть Катерины — это протест, бунт,
призыв к действию: Варвара сбежала из
дома, Тихон обвинил мать в смерти жены,
Кулигин бросил упрек в немилосердности.)
Сможет ли город
Калинов жить по-старому?
Традиционный подход к изучению драмы «Гроза»
Система образов в драме А.Н.Островского «Гроза»
Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе… самый сильный протест бывает тот, который поднимается… из груди самых слабых и терпеливых.
Н.А. Добролюбов. «Луч света
в темном царстве»
«самодуры русской жизни»
«Жестокие нравы ,
сударь, в нашем
городе, жестокие …»
Дикой
Кабаниха
смирившиеся
Тихон
Борис
«Где уж мне своей
волей жить…»
приспособившиеся
Варвара
«Лишь бы все
шито- крыто было …»
Кудряш
несмирившиеся
Кулигин
Катерина
Ну, чего вы боитесь, скажите на
милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется,а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!
А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой…
«Такая я уж зародилась горячая…»
Н.А. Добролюбов
Драма «Гроза» в русской критике
Н.А. Добролюбов
«Луч света в темном царстве»
1. Характер Катерины составляет шаг
впередво всей нашей литературе
Д.И. Писарев«Мотивы русской драмы»
2. Решительный, цельный русский
характер
1. Добролюбов принял личность Катерины за светлое
явление
3. Это характер по преимуществу
созидательный, любящий, идеальный
2. Ни одно светлое явление не может возникнуть в
«темном царстве»
4. У Катерины все делается по влечению
натуры
5. В Катерине видим мы протест против
кабановских понятий о нравственности,
протест, доведенный до конца…
3. Что это за суровая добродетель, сдающаяся при
первом удобном случае? Что за самоубийство,
вызванное такими мелкими неприятностями?
4. Добролюбов отыскал привлекательные стороны
Катерины, сложил их вместе, составил идеальный
образ, увидел вследствие этого луч света в темном
царстве
6 Горько такое освобождение; но что же
делать, когда другого выхода нет. В
том и сила ее характера.
7 «Решительный, цельный русский
5. Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни
твердого характера, ни развитого ума
6. Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым
средством - самоубийством.
характер, действующий в среде Диких
и Кабановых, является у Островского
в женском типе… самый сильный
протест бывает тот, который
поднимается… из груди самых слабых
и терпеливых
7. Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и
чужих страданий, тот не может быть назван
светлым явлением
Точка зрения какого критика вам ближе?
«…Как будто не художник,
а целый народ создавал тут!»
Критик и поэт А.Григорьев написал о «Грозе» статью, «После «Грозы» Островского», исполненную лиризма, он попытался увидеть в «Грозе» прежде всего произведение искусства. В своей статье он указал, что достоинством Островского является способность достоверно и поэтично изобразить национальную русскую жизнь: «Имя этого писателя - не сатирик, а народный поэт». Критику интересны были не глухие заборы г. Калинова, а живописный обрыв над Волгой. Там, где Добролюбов искал обличения, поэт Григорьев старался найти восхищение. Григорьев замечал в «Грозе» лишь красоту русской природы и прелесть провинциального быта, как будто забывая о трагизме изображенных в пьесе событий. Писатель считал ошибкой мнение некоторых «теоретиков» «подводить мгновенные итоги под всякую полосу жизни». Такие «теоретики», считал он, мало уважают жизнь и ее безграничные тайны Согласно Григорьеву, Островский не ставит перед собой никаких сатирических целей, изображает быт с наивно-эпической непосредственностью; сцена в овраге исполнена настоящей страсти и нежности: «Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал тут!»
Григорьев Аполлон Александрович
(1822-1864) - поэт, литературный и театральный критик. Возглавил молодую редакцию журнала «Москвитянин», будучи ведущим критиком. Григорьев называл себя «последним романтиком».
Драме Островского «Гроза» он
посвятил статью «После «Грозы» Островского», 1860
В чем особенности взгляда Аполлона
Григорьева? Близки ли вам его мысли?
Драма «Бесприданница» (1878)
Действие разворачивается на берегу Волги в провинциальном городе Бряхимове в третьей четверти XIX века. Харита Игнатьевна Огудалова — обедневшая дворянка, вдова с тремя дочерьми. В отсутствие средств, она всё-таки держит открытый дом, не без оснований рассчитывая, что общество красивых и музыкальных барышень привлечет холостых мужчин, которые женятся по любви на бесприданницах. Двух старших дочерей ей удаётся выдать замуж, осталась младшая, Лариса . За ней ухаживает барин, богач и пароходчик, Сергей Сергеевич Паратов, который, очевидно, влюблён в девушку. Лариса также безумно влюбляется в красавца Паратова, но именно тогда, когда, по мнению Огудаловых и всех их знакомых, Паратов должен сделать предложение, Сергей Сергеевич спешно уезжает из города — спасать своё состояние.
Психологическая драма «Бесприданница» написана уже в пореформенный период,
когда в жизнь вошли новые общественные явления. Уходит в прошлое мир «Грозы», мир патриархальных нравов, домостроя и самодуров, на пороге стоит мир чистогана, мир холодных дельцов, в котором все продается и покупается.
Лариса Огудалова – Л. Гузеева,
Харита Игнатьевна Огудалова – А.Фрейндлих. Кадр из фильма «Жестокий романс» по пьесе А.Н.Островского
«Бесприданница». Режиссер: Эльдар Рязанов. 1984 г.
Имение обедневших дворян
Чевакинских в городе Торжке
Лариса Огудалова -
главная героиня
драмы «Бесприданница»
Выросшая в мире мещанства, где процветает дух торгашества (все покупается и продается, даже человек), Лариса Огудалова – главная героиня драмы «Бесприданница» - сумела сохранить в своей душе поэтическую мечтательность, душевную красоту, богатство чувств. В отличие от других персонажей драмы — она любит и тонко понимает природу: «Я сейчас на Волгу смотрела: как там хорошо…» Дорога нам героиня и своей большой чистой любовью, которая возвышает ее над пошлостью окружающей жизни. Она готова на все ради счастья быть рядом с любимым человеком. С решительной гордостью говорит она Паратову: «А всякие другие цепи — не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя». Но нет, в душной атмосфере «темного царства» исключается возможность человеческого счастья, и, подобно «Грозе», пьеса заканчивается гибелью героини, гибелью, явившейся для нее спасением.
Лариса Огудалова – Л. Гузеева. Кадр из фильма «Жестокий романс» по пьесе А.Н.Островского
«Бесприданница». Режиссер: Эльдар Рязанов. 1984 г.
Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота.
Лариса Огудалова
Нажмите на
Фильм Э.Рязанова
«Жестокий романс»
пленку
«…Я вещь, а не человек…»
Кнуров и Вожеватов мечут жеребий, кому вы достанетесь, играют в орлянку - и это не оскорбление? Хороши ваши приятели! Какое уважение к вам! Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, - человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь. Ну, если вы вещь, - это другое дело. Вещь, конечно, принадлежит тому, кто ее выиграл, вещь и обижаться не может. –
(Карандышев Юлий Капитоныч; молодой человек, небогатый чиновник, жених Ларисы)
Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. (...) Наконец слово для меня найдено, вы нашли его. (...) Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину.
Лариса Огудалова
Лариса Огудалова – Л. Гузеева. Паратов –
Н. Михалков. Кадр из к/ф «Жестокий романс»
по пьесе А.Н.Островского «Бесприданница». Режиссер: Эльдар Рязанов. 1984 г.
В чем суть конфликта в
пьесе «Бесприданница»?
Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. (...) А ведь есть люди, для которых это легко. Видно, уж тем совсем жить нельзя; их ничто не прельщает, им ничто не мило, ничего не жалко. (...) Да ведь и мне ничто не мило, и мне жить нельзя, и мне жить незачем! Что ж я не решаюсь? (...) Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить... когда нельзя жить и не нужно. (...) Как хорошо умереть... пока еще упрекнуть себя не в чем.
Лариса Огудалова
Кадр из к/ф «Жестокий романс» по пьесе А.Н.Островского
«Бесприданница». Режиссер: Эльдар Рязанов. 1984 г.
"Моя задача - служить русскому
драматическому искусству»
Я сам уже давно мечтаю, что вот я буду писать свои воспоминания, как это будет мне приятно, как это будет живо и правдиво, сколько нового я скажу… Но я знаю в то же время, что мечты мои так мечтами и останутся. Чтобы привести в порядок свои воспоминания и хоть только начать их как следует, нужны покой и досуг; а ничего этого у меня нет, не будет и быть не может!.. Я только и делаю, что или работаю для театра, или обдумываю … сюжеты вперёд, в постоянном страхе остаться к сезону без новых пьес, т.е. без хлеба , с огромной семьёй, - так уж не до воспоминаний тут!
А.Н.Островский
"Моя задача - служить русскому драматическому искусству»
А. Н. Островский.
"Автобиографическая заметка"
Полн. собр. соч., т. XII, М. 1952,
стр. 246.},
К. Е. Маковский. Портрет писателя
Александра Николаевича Островского
Спокойная зоркость и спокойные чувства, умудренная и умиротворенная любовь к жизни (…)
—таким глядит художник из своих драм (…)
Н. Е. Эфрос
Мемориальный дом-музей А.Н. Островского в Щелыкове. Гостиная
Мемориальный дом-музей А.Н. Островского в Щелыкове. Северный фасад
Памятник на могиле А.Н. Островского в Щелыкове
2 (14) июня 1886 года А.Н. Островский скончался в своём костромском имении Щелыково.
Похоронили писателя рядом с отцом, на церковном кладбище у Храма во имя Святителя
Николая Чудотворца в селе Николо-Бережки Костромской губернии.
Тест по творчеству А.Н. Островского.
1. К какому литературному направлению относится творчество А.Н. Островского?
Иншаковой Т.П., преподавателя русского языка и литературы
высшей категории
Литература
1. Журавлева А.И. Театр А.Н.Островского: кн.для учителя / А.И. Журавлева, В.Н. Некрасов. - М. : Просвещение, 1986. - 207 с. 2. Журавлева А.И. Церковь и христианские ценности в художественном мире А.Н. Островского // Рус. словесность. - 1995. - № 3. - С. 13-17. 3. Ищук-Фадеева Н.И. «Гроза» А.Островского - христианская трагедия? : [религиозная тема в драме А.Н. Островского] // Литературный текст: проблемы и методы исследования. - Тверь, 1998. – Вып. 4. - С. 36-44. 4. Кокшенева К.А. Идеал святости и идеал прогресса: драматургия А.Н.Островского 1860-х годов в оценке Д.И. Писарева и его современников // Писарев Д.И. Исследования и материалы. - М., 1995. - Вып. 1. - С. 161-184. 5. Лакшин В.Я. Александр Николаевич Островский. М., 1982
6. Писарев Д. И . Литературная критика. В 3-х т. — М.: Художественная литература, 1981.