kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для урока литературы в 11 классе "Философская и психологическая насыщенность лирики И.А. Бунина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок основан на анализе таких стихов И.А. Бунина, как  "Крещенская ночь", "Одиночество", "Последний шмель" и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока литературы в 11 классе "Философская и психологическая насыщенность лирики И.А. Бунина"»

 Философская и психологическая насыщенность лирики И.А. Бунина . Урок литературы в 11 классе Подготовила Андрюнина Е.Г.

Философская и психологическая насыщенность лирики И.А. Бунина .

Урок литературы в 11 классе

Подготовила Андрюнина Е.Г.

Стихотворение «Крещенская ночь»(1886-1901г.) Относится к раннему периоду творчества поэта. Название связано с православным праздником Крещения Господня. Но Бунин начинает описание крещенской ночи, не связывая ее с религиозным праздником. Кажется, это просто ночь в зимнем лесу, полная поэзии и очарования…

Стихотворение «Крещенская ночь»(1886-1901г.)

  • Относится к раннему периоду творчества поэта. Название связано с православным праздником Крещения Господня. Но Бунин начинает описание крещенской ночи, не связывая ее с религиозным праздником. Кажется, это просто ночь в зимнем лесу, полная поэзии и очарования…
 Аналитическая беседа 1. Найдите в первых 2-х строфах сравнения.Что общего между ними? Какой образ зимнего леса они создают? 2. Какую роль играют олицетворения в первых 4-х строфах? Найдите в последней строфе метафору? 3.Какие строфы начинаются одинаково? Зачем это нужно автору?

Аналитическая беседа

  • 1. Найдите в первых 2-х строфах сравнения.Что общего между ними? Какой образ зимнего леса они создают?
  • 2. Какую роль играют олицетворения в первых 4-х строфах? Найдите в последней строфе метафору?
  • 3.Какие строфы начинаются одинаково? Зачем это нужно автору?
4. Какие цвета присутствуют в бунинском пейзаже? 5. Кем чувствует себя лирический герой? Взрослым или ребенком? Какие чувства испытывает? Каким вы его представляете? 6.В чем необычность образа звезды в конце стихотворения? Какой образ появляется вместе со звездой?
  • 4. Какие цвета присутствуют в бунинском пейзаже?
  • 5. Кем чувствует себя лирический герой? Взрослым или ребенком? Какие чувства испытывает? Каким вы его представляете?
  • 6.В чем необычность образа звезды в конце стихотворения? Какой образ появляется вместе со звездой?
Обобщение   В этом стихотворении сочетаются христианское видение мира и крестьянское, народное восприятие природы. Бунин показывает нам красоту и величие природы, одухотворенной человеком и замыслом Бога.

Обобщение

  • В этом стихотворении сочетаются христианское видение мира и крестьянское, народное восприятие природы. Бунин показывает нам красоту и величие природы, одухотворенной человеком и замыслом Бога.
 «Одиночество» 1. Какие чувства вызвало у вас стихотворение? Какую картину вы представили? 2. Какова тема этого стихотворения? 3. Какова основная мысль? 4. Какие изобразительно-выразительные средства есть в этом стихотворении?

«Одиночество»

  • 1. Какие чувства вызвало у вас стихотворение? Какую картину вы представили?
  • 2. Какова тема этого стихотворения?
  • 3. Какова основная мысль?
  • 4. Какие изобразительно-выразительные средства есть в этом стихотворении?
 «Последний шмель» (1916) Блестящий образец натурфилософской лирики. Особенностью этой поэзии становится попытка познать смысл человеческой жизни через постижение философии природы, частью которой человек является. В начале стихотворения эпитет задает философскую тему смерти, которая является одной из определяющих в творчестве писателя. Она находит художественное воплощение в рассказе «Господин из Сан-Франциско», в цикле «Темные аллеи». В стихотворении «Последний шмель» эта тема раскрывается через обращение к природе.

«Последний шмель» (1916)

  • Блестящий образец натурфилософской лирики. Особенностью этой поэзии становится попытка познать смысл человеческой жизни через постижение философии природы, частью которой человек является. В начале стихотворения эпитет задает философскую тему смерти, которая является одной из определяющих в творчестве писателя. Она находит художественное воплощение в рассказе «Господин из Сан-Франциско», в цикле «Темные аллеи». В стихотворении «Последний шмель» эта тема раскрывается через обращение к природе.
 Аналитическая беседа 1. Какое настроение вызывает стихотворение? 2.Найдите эпитеты, относящиеся к шмелю. 3.Почему шмель стал золотым в конце стихотворения? 4.Почему в памяти лирического героя он остается золотым?

Аналитическая беседа

  • 1. Какое настроение вызывает стихотворение?
  • 2.Найдите эпитеты, относящиеся к шмелю.
  • 3.Почему шмель стал золотым в конце стихотворения?
  • 4.Почему в памяти лирического героя он остается золотым?
 Обобщение В первой строфе видна параллель между человеком и природой («И как будто тоскуешь со мной?»). Затем человек отъединяет себя от природы. Ей не дано понимание конечности жизни, потому что она бессмертна. Таким же спасительным незнанием обладает всякое живое существо. И лишь человек, самый разумный сын природы, приобрел ощущение конца, окрасившее его жизнь в трагические оттенки.

Обобщение

  • В первой строфе видна параллель между человеком и природой («И как будто тоскуешь со мной?»). Затем человек отъединяет себя от природы. Ей не дано понимание конечности жизни, потому что она бессмертна. Таким же спасительным незнанием обладает всякое живое существо. И лишь человек, самый разумный сын природы, приобрел ощущение конца, окрасившее его жизнь в трагические оттенки.
Задание  Сгруппируйте стихотворения И.А. Бунина по тематическому принципу . «Слово», «Вечер», «Настанет день, исчезну я..», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «Детство», «Родине», «Сумерки», «Седое небо надо мной..», «Помню - долгий зимний вечер…», «В дачном кресле, ночью, на балконе…».

Задание Сгруппируйте стихотворения И.А. Бунина по тематическому принципу .

«Слово», «Вечер», «Настанет день, исчезну я..», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «Детство», «Родине», «Сумерки», «Седое небо надо мной..», «Помню - долгий зимний вечер…», «В дачном кресле, ночью, на балконе…».

 Подведение итогов урока    Поэзия И.А. Бунина получила разноречивую оценку в современной ему критике. В его раннем творчестве ведущим началом была поэзия. Бунин стремится сблизить поэзию с прозой, последняя же приобретает у него своеобразный лирический характер, отмечена чувством ритма. О характере бунинской поэзии хорошо сказал Максим Горький: «Когда я буду писать о вашей книге стихов, я, между прочим, буду сравнивать Вас с Левитаном…»

Подведение итогов урока

Поэзия И.А. Бунина получила разноречивую

оценку в современной ему критике.

В его раннем творчестве ведущим началом

была поэзия. Бунин стремится сблизить

поэзию с прозой, последняя же приобретает

у него своеобразный лирический характер,

отмечена чувством ритма. О характере бунинской

поэзии хорошо сказал Максим Горький: «Когда я

буду писать о вашей книге стихов, я, между прочим,

буду сравнивать Вас с Левитаном…»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Андрюнина Екатерина Геннадьевна

Дата: 26.09.2016

Номер свидетельства: 345990


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства