Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока литературы в 11 классе "Философская и психологическая насыщенность лирики И.А. Бунина"»
Философская и психологическая насыщенность лирики И.А. Бунина.
Урок литературы в 11 классе
Подготовила Андрюнина Е.Г.
Стихотворение «Крещенская ночь»(1886-1901г.)
Относится к раннему периоду творчества поэта. Название связано с православным праздником Крещения Господня. Но Бунин начинает описание крещенской ночи, не связывая ее с религиозным праздником. Кажется, это просто ночь в зимнем лесу, полная поэзии и очарования…
Аналитическая беседа
1. Найдите в первых 2-х строфах сравнения.Что общего между ними? Какой образ зимнего леса они создают?
2. Какую роль играют олицетворения в первых 4-х строфах? Найдите в последней строфе метафору?
3.Какие строфы начинаются одинаково? Зачем это нужно автору?
4. Какие цвета присутствуют в бунинском пейзаже?
5. Кем чувствует себя лирический герой? Взрослым или ребенком? Какие чувства испытывает? Каким вы его представляете?
6.В чем необычность образа звезды в конце стихотворения? Какой образ появляется вместе со звездой?
Обобщение
В этом стихотворении сочетаются христианское видение мира и крестьянское, народное восприятие природы. Бунин показывает нам красоту и величие природы, одухотворенной человеком и замыслом Бога.
«Одиночество»
1. Какие чувства вызвало у вас стихотворение? Какую картину вы представили?
2. Какова тема этого стихотворения?
3. Какова основная мысль?
4. Какие изобразительно-выразительные средства есть в этом стихотворении?
«Последний шмель» (1916)
Блестящий образец натурфилософской лирики. Особенностью этой поэзии становится попытка познать смысл человеческой жизни через постижение философии природы, частью которой человек является. В начале стихотворения эпитет задает философскую тему смерти, которая является одной из определяющих в творчестве писателя. Она находит художественное воплощение в рассказе «Господин из Сан-Франциско», в цикле «Темные аллеи». В стихотворении «Последний шмель» эта тема раскрывается через обращение к природе.
Аналитическая беседа
1. Какое настроение вызывает стихотворение?
2.Найдите эпитеты, относящиеся к шмелю.
3.Почему шмель стал золотым в конце стихотворения?
4.Почему в памяти лирического героя он остается золотым?
Обобщение
В первой строфе видна параллель между человеком и природой («И как будто тоскуешь со мной?»). Затем человек отъединяет себя от природы. Ей не дано понимание конечности жизни, потому что она бессмертна. Таким же спасительным незнанием обладает всякое живое существо. И лишь человек, самый разумный сын природы, приобрел ощущение конца, окрасившее его жизнь в трагические оттенки.
Задание Сгруппируйте стихотворения И.А. Бунина по тематическому принципу .
«Слово», «Вечер», «Настанет день, исчезну я..», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «Детство», «Родине», «Сумерки», «Седое небо надо мной..», «Помню - долгий зимний вечер…», «В дачном кресле, ночью, на балконе…».
Подведение итогов урока
Поэзия И.А. Бунина получила разноречивую
оценку в современной ему критике.
В его раннем творчестве ведущим началом
была поэзия. Бунин стремится сблизить
поэзию с прозой, последняя же приобретает
у него своеобразный лирический характер,
отмечена чувством ритма. О характере бунинской
поэзии хорошо сказал Максим Горький: «Когда я
буду писать о вашей книге стихов, я, между прочим,