kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для урока литературы в 10 кл по творчеству А.П.Чехова "Вишневый сад".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен материал к 1-2 уроку по творчеству А.П.Чехова "Вишневый сад".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока литературы в 10 кл по творчеству А.П.Чехова "Вишневый сад".»

А.П. Чехов «Вишневый сад»

А.П. Чехов «Вишневый сад»

История создания пьесы  Весна 1901 г. – в письмах Чехова встречаются мысли о новой пьесе. Хотя первые заметки в записной книжке появились на шесть лет раньше. В письме О.Л. Книппер он сообщил, что собирается писать «4-актный водевиль или комедию». Март 1903 г. – начало работы над комедией. Октябрь 1903 г. – закончена основная работа над пьесой. 17 января 1904 г. – премьера на сцене Московского Художественного театра

История создания пьесы

Весна 1901 г. – в письмах Чехова встречаются мысли о новой пьесе. Хотя первые заметки в записной книжке появились на шесть лет раньше. В письме О.Л. Книппер он сообщил, что собирается писать «4-актный водевиль или комедию».

Март 1903 г. – начало работы над комедией.

Октябрь 1903 г. – закончена основная работа над пьесой.

17 января 1904 г. – премьера на сцене Московского Художественного театра

Жанровое своеобразие пьесы « Вышла у меня не драма , а комедия , местами даже фарс .»  А. П. Чехов  К удивлению А.П.Чехова, первые читатели увидели в пьесе драму и даже трагедию . Одна из причин – «драматический» сюжет взятый из реальной жизни. В 1880-90-х годах российская пьеса была полна объявлениями о заложенных имениях и аукционах за неуплату долгов. А.П.Чехов был свидетелем подобной истории еще в детстве. Его отец, таганрогский купец, в 1876 году обанкротился и бежал в Москву. Друг семьи Г.П.Селиванов, служивший в коммерческом суде, обещал помочь, но позднее сам купил дом Чеховых по низкой цене.

Жанровое своеобразие пьесы

« Вышла у меня не драма , а комедия , местами даже фарс А. П. Чехов

К удивлению А.П.Чехова, первые читатели увидели в пьесе драму и даже трагедию .

Одна из причин – «драматический» сюжет взятый из реальной жизни. В 1880-90-х годах российская пьеса была полна объявлениями о заложенных имениях и аукционах за неуплату долгов. А.П.Чехов был свидетелем подобной истории еще в детстве. Его отец, таганрогский купец, в 1876 году обанкротился и бежал в Москву. Друг семьи Г.П.Селиванов, служивший в коммерческом суде, обещал помочь, но позднее сам купил дом Чеховых по низкой цене.

Жанровое своеобразие пьесы М. Горький:  «Слушая пьесу Чехова – в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового – ни слова. Всё – настроение, идеи, – если можно говорить о них,– лица, все это уже было в его пьесах. Конечно, красиво, и – разумеется – со сцены повеет на публику зелёной тоской. А о чём тоска – не знаю».  К.Станиславский : «Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для простого человека это трагедия…я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь».  М.П.Лилина, актриса:  « …мне представилось, что «Вишнёвый сад» не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, без реальных грубостей».

Жанровое своеобразие пьесы

М. Горький: «Слушая пьесу Чехова – в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового – ни слова. Всё – настроение, идеи, – если можно говорить о них,– лица, все это уже было в его пьесах. Конечно, красиво, и – разумеется – со сцены повеет на публику зелёной тоской. А о чём тоска – не знаю».

К.Станиславский : «Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для простого человека это трагедия…я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь».

М.П.Лилина, актриса: « …мне представилось, что «Вишнёвый сад» не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, без реальных грубостей».

Смысл названия Вишневый сад Вишнёвый сад Послушайте, не В и шневый, а Вишн ё вый сад, - объявил он и закатился смехом. В первую минуту я даже не понял, о чем идет речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук

Смысл названия

Вишневый сад

Вишнёвый сад

Послушайте, не В и шневый, а Вишн ё вый сад, - объявил он и закатился смехом. В первую минуту я даже не понял, о чем идет речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук "ё" в слове «Вишн ё вый», точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: «В и шневый сад» — это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но «Вишн ё вый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого.

К. С. Станиславский: А. П. Чехов в Художественном театре. В книге «А. П. Чехов в воспоминаниях современников» .

Афиша пьесы Раневская Любовь Андреевна, помещица. Аня, ее дочь, 17 лет. Варя, ее приемная дочь, 24 года. Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской. Лопахин Ермолай Алексеевич, купец. Трофимов Петр Сергеевич, студент. Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик. Шарлотта Ивановна, гувернантка. Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик. Дуняша, горничная. Фирс, лакей, старик 87 лет. Яша, молодой лакей. Прохожий. Начальник станции. Почтовый чиновник. Гости, прислуга.

Афиша пьесы

Раневская Любовь Андреевна, помещица.

Аня, ее дочь, 17 лет.

Варя, ее приемная дочь, 24 года.

Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.

Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.

Трофимов Петр Сергеевич, студент.

Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.

Шарлотта Ивановна, гувернантка.

Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.

Дуняша, горничная.

Фирс, лакей, старик 87 лет.

Яша, молодой лакей.

Прохожий.

Начальник станции.

Почтовый чиновник.

Гости, прислуга.

Конфликт пьесы  Конфликт – острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия. Выражается в противоборстве, противоречии, столкновении между героями, группами героев, героем и обществом или во внутренней борьбе героя с самим собой. ? Ярко выраженного конфликта нет. В центре действия – вопрос о продаже  вишневого сада.

Конфликт пьесы

Конфликт – острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия. Выражается в противоборстве, противоречии, столкновении между героями, группами героев, героем и обществом или во внутренней борьбе героя с самим собой.

?

Ярко выраженного конфликта нет.

В центре действия – вопрос о продаже

вишневого сада.

Старые хозяева вишнёвого сада Раневская  М. Горький: это люди «эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя и ничего не понимая». Гаев

Старые хозяева вишнёвого сада

Раневская

М. Горький: это люди «эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя и ничего не понимая».

Гаев

Настоящее время в пьесе  А.П. Чехов:

Настоящее время в пьесе

А.П. Чехов: "Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, без фокусов".

Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадется ему на пути, так и ты нужен.

НО

У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа…

?

Лопахин

Будущее в пьесе  Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперед! Не отставай, друзья!  Вся Россия наш сад.  Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычным, непрерывным трудом.  Верьте мне, Аня, верьте! (…) душа моя всегда, во всякую минуту, и днем, и ночью, была полна неизъяснимых предчувствий. Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его… Петя Трофимов

Будущее в пьесе

  • Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперед! Не отставай, друзья!
  • Вся Россия наш сад.
  • Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычным, непрерывным трудом.
  • Верьте мне, Аня, верьте! (…) душа моя всегда, во всякую минуту, и днем, и ночью, была полна неизъяснимых предчувствий. Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его…

Петя Трофимов

Будущее в пьесе Аня:  Вишневый сад продан, его  уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа… (…) Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час…  Начинается новая жизнь, мама! Аня. Прощай, дом! Прощай, старая жизнь! Трофимов. Здравствуй, новая жизнь!.. (Уходит с Аней.)

Будущее в пьесе

Аня:

  • Вишневый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа… (…) Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час…
  • Начинается новая жизнь, мама!

Аня. Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!

Трофимов. Здравствуй, новая жизнь!.. (Уходит с Аней.)

Сцена пуста. (…) Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно… Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву.

Сцена пуста. (…) Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно…

Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву.

Образ вишнёвого сада Настоящее Будущее Прошлое Символ Родины Покупка/ продажа Имение Дачи Символ красоты

Образ вишнёвого сада

Настоящее

Будущее

Прошлое

Символ

Родины

Покупка/

продажа

Имение

Дачи

Символ

красоты

Драма – жанр, получивший особое распространение в литературе XVIII—XXI вв, постепенно вытеснив другой жанр драматургии — трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовой сюжет и более приближенную к обыденной реальности стилистику. Драмы изображают, как правило, частную жизнь человека, и его конфликт с обществом. При этом акцент - на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.

Комедия - (греч. «праздник в честь Диониса», «песня») — жанр, характеризу-ющийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей.

Различают комедию положений (источник смешного – события и обстоятель-ства) и комедию характеров (источник смешного – внутренняя суть характе-ров, смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток).

Фарс — комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами.

Трагедия - жанр, основанный на развитии событий, носящих, как правило, неизбежный характер и приводящих к катастрофическому для персонажей исхо-ду. Особенности: суровая серьёзность; изображение действительности наибо-лее заостренно, как сгусток внутренних противоречий; вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обре-тающей значение художественного символа.

Московский Художественный театр основан в 1898 году К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. Первоначально назывался Художественно-общедоступный театр. С 1901 года — Московский Художественный театр. С 1920 года — Московский Художественный академический театр (МХАТ). С 1932 года — МХАТ СССР им. М. Горького. В 1987 году разделился на два одноимённых театра. В настоящее время их официальные наименования: Московский Художественный академический театр имени М. Горького (МХАТ имени М. Горького). Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова (МХАТ имени А. П. Чехова).

Московский Художественный театр основан в 1898 году К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко.

Первоначально назывался Художественно-общедоступный театр.

С 1901 года — Московский Художественный театр.

С 1920 года — Московский Художественный академический театр (МХАТ).

С 1932 года — МХАТ СССР им. М. Горького.

В 1987 году разделился на два одноимённых театра.

В настоящее время их

официальные наименования:

Московский Художественный

академический театр имени

М. Горького (МХАТ имени М. Горького).

Московский Художественный

академический театр имени

А. П. Чехова (МХАТ имени А. П. Чехова).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация для урока литературы в 10 кл по творчеству А.П.Чехова "Вишневый сад".

Автор: Игонина Людмила Александровна

Дата: 29.08.2017

Номер свидетельства: 426670


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства