Просмотр содержимого документа
«Презентация "Дедушка Мазай и зайцы" Н.А.Некрасов»
Эпизод
Это случай, происшествие в череде событий произведения, помогающий нам понять что-то главное о герое, его характере.
Сопоставление предметов, явлений природы с другими, чем-то похожими.
Указывает на сходство, придают речи образность и выразительность.
Сравнение
Найди в тексте сравнения.
Лес сравнивается с мягкой постелью
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно. Покой и простор!
Листья поблекнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
Небольшое художественное произведение, в котором изображается какое-нибудь событие в жизни главных героев, называется …
Рассказ
Откуда эти строчки
Я и могилку нашёл по кресту, который хоть и пожелтел, но не свалился.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес…
Однажды, в студёную пору, Я из лесу вышел…
Рассказ«Перепёлка»,
Иван Сергеевич Тургенев
Стихотворение«Перед дождём»,
Н. А. Некрасов
Стихотворение«Мужичок с ноготок»,Н. А. Некрасов
1.Научить анализировать художественные произведения, выделяя в них основную мысль; учить составлять характеристику главного героя, пользуясь сплошным и выборочным чтением.
2. Развивать умения работать с текстом.
3. Воспитывать умение самостоятельно работать с книгой, воспитание бережного и чуткого отношения к природе, каждому живому существу.
Николай Алексеевич НЕКРАСОВ
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 октября) 1821 года в местечке Немирово Брацлавского уезда на Украине, где служил его отец. Когда мальчику исполнилось три года, семья переезжает в деревню Грешнево Ярославской губернии (области), что на реке Волга. Свои первые стихи будущий поэт написал в семь лет. Будучи мальчиком, он дружил с деревенскими детьми, любил бродить по лесу. Любовь к природе и родному краю поэт сохранил на всю жизнь и конечно отразил в своих произведениях. В поэзии, этого без сомнения великого русского поэта, звучит все богатство русского языка, его напевность, выразительность, отражаются традиции русского народа и красота русской природы. Одно из произведений поэта мы с вами и будем сегодня читать, называется оно "Дед Мазай и зайцы". Вы слушайте и следите по учебнику за моим чтением, после которого вы должны ответить на вопрос - "Какая ещё опасность подстерегает зайцев?" (Стихийные бедствия, наводнения).
Словарная работа
Силки - сачок, только больших размеров предназначен для вылавливания рыбы.
Багор – шест с металлическим крючком и остриём
Аршин – старая русская мера длины, равная 0,71м
Вершок - расстояние от конца указательного пальца до его второй фаланги (4,5 см.).
С ажень –старинная русская мера длины, равная трём аршинам
Чтобы понять главную мысль этого отрывка,
нужно разобраться в трудных словах и выражениях.
Старый Мазай разболтался в сарае:«В нашем болотистом, низменном краеВпятеро больше бы дичи велось,Кабы сетями её не ловили,Кабы силками её не давили;
Зайцы вот тоже, - их жалко до слёз!Только весенние волны нахлынут,И без того они сотнями гибнут, -
Нет! Ещё мало! Бегут мужики,Ловят, и топят, и бьют их баграми.Где у них совесть?..
Я раз за дровамиВ лодке поехал – их много с рекиК нам в половодье весной нагоняет –Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой –Зайцы на нем собралися гурьбой.С каждой минутой вода подбираласьК бедным зверькам;
Уж под ними осталосьМеньше аршина земли в ширину,Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,Сами ни с места; я взял одного,Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, - ничего!
Только уселась команда косая,Весь островочек пропал под водой.
То-то, - сказал я: - не спорьте со мной!Слушайтесь, зайчики , деда Мазая!»
Этак гуторя, плывём в тишине.Столбик не столбик, зайчишко на пнеЛапки скрестивши, стоит, горемыка,
Взял и его – тягота не велика!
Только что начал работать веслом,Глядь, у куста копошится зайчиха –Еле жива, а толста, как купчиха!
Я её, дуру, накрыл зипуном –Сильно дрожала…Не рано уж было,
Мимо бревно суковатое плыло,Сидя, и стоя, и лёжа пластом,Зайцев с десяток спасалось на нём.«Взял бы я вас – да потопите лодку!»
Жаль их, однако, да жаль и находку –Я зацепился багром за сучокИ за собою бревно поволок…
Было потехи у баб, ребятишек,Как прокатил я деревней зайчишек:«Глянь-ко: что делает старый Мазай!»Ладно! Любуйся, а нам не мешай!
Мы за деревней в реке очутились.Тут мои зайчики точно сбесились:Смотрят, на задние лапки встают,Лодку качают, грести не дают:
Берег завидели плуты косые,Озимь, и рощу, и кусты густые!..
К берегу плотно бревно я пригнал,Лодку причалил – и: «С богом!» - сказал…
Мигом команда моя разбежалась,
Только на лодке две пары осталось –Сильно измокли, ослабли;
В мешокЯ их поклал – и домой приволок;
За ночь больные мои отогрелись,Высохли, выспались, плотно наелись;
Вынес я их на лужок: из мешкаВытряхнул, ухнул -
и дали стречка!
Я проводил их всё тем же советом:«Не попадайтесь зимой!»Я их не бью ни весною, ни летом:Шкура плохая – линяет косой…»
Творческая работа. Составление характеристики Мазая.
План:
1.Кто такой Мазай?
2.Его отношение ко всему живому. (Какие слова говорят об этом?)
3.Черты его характера, речь.
4.Отношение автора и односельчан к Мазаю.
Игра-тест «Найди ошибки»
Впятеро больше бы дичи велось, Кабымешкамиее не ловили...
(сетями)
Толькоосенниеводы нахлынут...
(весенние)
Сами ни с места: я взял одного,
прочим скомандовал:плывите за нами...
(прыгайте сами)
Только уселась командабосая,
весь островок пропал под водой...
(косая)
(зайчиха)
Глядь, у куста копошитсялосиха...
Игра-тест.
мои зайчики точно сбесились,
Смотрят, на задние лапы встают,
Дружно кричат, грести не дают...
(лодку качают)
За ночьсоседимои отогрелись,Высохли, выспались, плотно наелись...
(больные)
Беседа по проблемным вопросам
(групповая работа).
Я считаю, что в отрывке Некрасова “Дед Мазай и зайцы” основная мысль – …
2. Мне кажется, что основная мысль заключается в том, как дед…
3. Я считаю, что основная мысль отрывка – доброе отношение деда Мазая к зайцам, потому, …
4. По моему глубокому убеждению, основная мысль – это описание ...
Анализ стихотворения.
• Скажите, ребята, от имени кого ведёт повествование поэт?
(от имени Мазая)
Какую историю рассказал нам Мазай?
(грустную)
Кто может подтвердить это, словами из текста?
(начало)
Дифференцированное домашнее задание.
«3» Выразительное чтение стихотворения или отрывок наизусть.
«4» Выразительное чтение стихотворения + характеристика главного героя с цитатами из текста.