Презентация урока по технологии «Предметное рисование как способ проникновения в текст»
Презентация урока по технологии «Предметное рисование как способ проникновения в текст»
Н.М. Рубцов - один из "тихих" лириков, которых объединяло не только безусловное следование традициям русской классической поэзии, но и общность поэтической судьбы, выражавшаяся в поздней запоздалой известности. Поэты этого направления изображают картины неброского русского пейзажа, стремятся к традиционным стихотворным размерам, у них не встретишь разностопных строф, экзотических рифм. Даже метафоры и другие яркие тропы не занимают в их поэзии главного места. Поэтому "тихость" "тихих" лириков проявляется в негромкой задушевной прелести обычного русского слова, простоте поэтического синтаксиса, спокойствии интонации. Поистине "здесь мало увидеть - здесь надо всмотреться", "здесь мало услышать - здесь вслушаться нужно" (такими словами лаконично охарактеризовал среднерусский пейзаж поэт Николай Рыленков). В этом мы убедимся, познакомившись со стихотворением Н. Рубцова "В осеннем лесу".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация урока по технологии «Предметное рисование как способ проникновения в текст»»
Урок литературы в 7 классе по технологии «Предметное рисование как способ проникновения в текст»
Учитель русского языка и литературы – Тарабукина Н.В.
МБОУ «СОШ» с. Усть-Кулом
Тема: «Доволен я буквально всем...» (по стихотворению Н. Рубцова «В осеннем лесу»)
Цели урока:
научиться видеть то, что находится за строкой;
чувствовать и понимать тему и идею произведения через образы, звуки, цвет;
развивать образное мышление;
воспитывать любовь к природе и окружающему миру.
Оборудование
компьютер, компьютерная презентация;
распечатки текста стихотворения Н. Рубцова;
опорные таблицы для учащихся;
репродукции пейзажных картин;
сборник стихотворений Н. Рубцова;
краски, карандаши, фломастеры.
Н.М. Рубцов
Тихая моя родина
“Здесь для души моей родина!”, “здесь мне легче дышится, легче пишется, легче ходится”.
“Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной!”
Тотьма. Река Сухона
Биография
Николай родился
3 января 1936
в селе Емецк Архангельской области.
Дом, где родился Николай Рубцов
Детство
Детство Коли Рубцова пройдет в неизбывной любви к животным и птицам, травам, солнышку и свободе. Закрой его в комнате, где нет окон, и сердце его, как у ласточки, разорвется от несвободы.
С малых лет полюбил он ромашковый берег Емцы, ее поймы, церкви, лодки и тополя.
Сиротство
В 1940 переехал вместе с семьей в Вологду, где Рубцовых и застала война. Мальчик рано остался сиротой.
В 1942 умерла мать, и Николая направили в Никольский детский дом Тотемского района Вологодской области, где он окончил семь классов школы.
Николай Рубцов с воспитательницами детдома
Деревня
Никола
Хотя проклинает приезжийДороги моих побережий,Люблю я деревню Николу,Где кончил начальную школу!
Деревня Никола.
Здесь нравственные,
духовные истоки Рубцова.
Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением Н. Рубцова «В осеннем лесу», постараемся увидеть то, что находится за строкой (образы, мысли, чувства, цвет), и через эти открытия выйдем на тему и идею произведения.
Доволен я буквально всем!
На животе лежу и ем
Бруснику, крупную бруснику!
Пугаю ящериц на пне,
Потом валяюсь на спине,
Внимая жалобному крику
Болотной птицы... Надо мной
Между березой и сосной
В своей печали бесконечной
Плывут, как мысли, облака,
Внизу волнуется река,
Как чувство радости
беспечной...
Я так люблю осенний лес,
Над ним - сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Иль в дождевой веселый свист,
Но, превратившись, возродиться
И возвратиться в отчий дом,
Чтобы однажды в доме том
Перед дорогою большою
Сказать: - Я был в лесу листом!
Сказать: - Я был в лесу дождем!
Поверьте мне, я чист душою...
1967
Понравилось вам это стихотворение?
Какие чувства вы испытали, слушая его?
Каким настроением проникнуто это стихотворение?
Если бы вы были сценаристом, сколько картин-кадров вы бы выделили?
Заполните 1 колонку опорной таблицы, записав в нее названия картин.
Николай Рубцов «В осеннем лесу»
Картина, образ
Ключевые слова (действия, признаки)
Чувства, состояние
Цвет
Тема -
Идея -
Прочитаем еще раз строки, иллюстрирующие каждую картину, выделим ключевые слова – действие, чувства, цвет. Заполним 2, 3, 4 колонки опорной таблицы.
Понаблюдаем за цветовой палитрой строф, какие цвета вы выделили?
Символика цвета и цветолечение
зеленый – цвет жизни
синий (голубой) – успокаивает
оранжевый (красный) – цвет радости
желтый (золотой) - спокойствие
Физиологами давно доказано, что различные цвета по-разному воздействуют на эмоциональное состояние человека. Не случайно дорожные рабочие носят жилеты оранжевого цвета и не случайно хирурги поменяли белоснежные халаты на одежду более спокойного зеленого цвета.
Каждый из цветов обладает своимиособыми лечебными свойствами:
Красный цвет полезен при воспалительных заболеваниях. Особенно это относится к воспалительным заболеваниям кожи. Стены, где находится больной, должны быть покрашены в красный цвет, лампочка – тоже.
Синий цвет – успокаивающий. Люди, занимающиеся умственным трудом, отмечают, что в комнате, где преобладает синий цвет (это может быть даже абажур настольной лампы) чувствуют себя намного комфортней, меньше устают и работается легче. Этот цвет полезен для больных или слабых глаз.
Зеленый цвет – цвет жизни, это цвет окружающей нас природы. Эффективен при лечении воспалительных заболеваний глаз.
Оранжевый цвет – символ радости. Он является любимым у людей-мечтателей. Он улучшает аппетит.
Желтый цвет является хорошим помощником в борьбе с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Желтый цвет символизирует спокойствие.
Белый цвет – цвет духовной силы. Он объединяет в себе весь спектр цветов. Этот цвет никого не отталкивает и ему может отдать предпочтение любой человек с любым характером.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Обратимся к строчкам стихотворения, выделим ключевые слова:
Я так люблю осенний лес,
Над ним - сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Иль в дождевой веселый свист...
Люблю, хотел бы превратиться – любовь, гармония с природой.
Но, превратившись, возродиться И возвратиться в отчий дом, Чтобы однажды в доме том Перед дорогою большою Сказать: - Я был в лесу листом! Сказать: - Я был в лесу дождем! Поверьте мне, я чист душою...-Какие философские мысли поэта звучат в этих строчках?- Какова идея стихотворения?
Чувство единения с природой приближает человека к ощущению бессмертия, к возможности сказать:
- Я был в лесу листом!
- Я был в лесу дождем!
Поверьте мне, я чист душою...
Сам поэт ощущает счастливую полноту мира в единении с природой. Значит, и мы с вами должны жить в гармонии с природой, чтобы быть счастливыми, быть оптимистами и верить в будущее.
Работа в группах
Теперь возьмите карандаши, фломастеры и выразите в цвете или образах свои чувства.