kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация урока по технологии «Предметное рисование как способ проникновения в текст»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Н.М. Рубцов - один из "тихих" лириков, которых объединяло не только безусловное следование традициям русской классической поэзии, но и общность поэтической судьбы, выражавшаяся в поздней запоздалой известности. Поэты этого направления изображают картины неброского русского пейзажа, стремятся к традиционным стихотворным размерам, у них не встретишь разностопных строф, экзотических рифм. Даже метафоры и другие яркие тропы не занимают в их поэзии главного места. Поэтому "тихость" "тихих" лириков проявляется в негромкой задушевной прелести обычного русского слова, простоте поэтического синтаксиса, спокойствии интонации. Поистине "здесь мало увидеть - здесь надо всмотреться", "здесь мало услышать - здесь вслушаться нужно" (такими словами лаконично охарактеризовал среднерусский пейзаж поэт Николай Рыленков). В этом мы убедимся, познакомившись со стихотворением Н. Рубцова "В осеннем лесу".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока по технологии «Предметное рисование как способ проникновения в текст»»

Урок литературы в 7 классе по технологии «Предметное рисование как способ проникновения в текст» Учитель русского языка и литературы – Тарабукина Н.В. МБОУ «СОШ» с. Усть-Кулом

Урок литературы в 7 классе по технологии «Предметное рисование как способ проникновения в текст»

Учитель русского языка и литературы – Тарабукина Н.В.

МБОУ «СОШ» с. Усть-Кулом

Тема: «Доволен я буквально всем...» (по стихотворению Н. Рубцова «В осеннем лесу») Цели урока:

Тема: «Доволен я буквально всем...» (по стихотворению Н. Рубцова «В осеннем лесу»)

Цели урока:

  • научиться видеть то, что находится за строкой;
  • чувствовать и понимать тему и идею произведения через образы, звуки, цвет;
  • развивать образное мышление;
  • воспитывать любовь к природе и окружающему миру.
Оборудование

Оборудование

  • компьютер, компьютерная презентация;
  • распечатки текста стихотворения Н. Рубцова;
  • опорные таблицы для учащихся;
  • репродукции пейзажных картин;
  • сборник стихотворений Н. Рубцова;
  • краски, карандаши, фломастеры.
Н.М. Рубцов

Н.М. Рубцов

Тихая моя родина “ Здесь для души моей родина!”, “здесь мне легче дышится, легче пишется, легче ходится”. “ Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной!”  Тотьма. Река Сухона

Тихая моя родина

  • Здесь для души моей родина!”, “здесь мне легче дышится, легче пишется, легче ходится”.
  • Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной!”

Тотьма. Река Сухона

Биография Николай родился  3 января 1936  в селе Емецк Архангельской области.  Дом, где родился Николай Рубцов

Биография

  • Николай родился

3 января 1936

в селе Емецк Архангельской области.

Дом, где родился Николай Рубцов

Детство Детство Коли Рубцова пройдет в неизбывной любви к животным и птицам, травам, солнышку и свободе. Закрой его в комнате, где нет окон, и сердце его, как у ласточки, разорвется от несвободы. С малых лет полюбил он ромашковый берег Емцы, ее поймы, церкви, лодки и тополя.

Детство

  • Детство Коли Рубцова пройдет в неизбывной любви к животным и птицам, травам, солнышку и свободе. Закрой его в комнате, где нет окон, и сердце его, как у ласточки, разорвется от несвободы.
  • С малых лет полюбил он ромашковый берег Емцы, ее поймы, церкви, лодки и тополя.

Сиротство В 1940 переехал вместе с семьей в Вологду, где Рубцовых и застала война. Мальчик рано остался сиротой. В 1942 умерла мать, и Николая направили в Никольский детский дом Тотемского района Вологодской области, где он окончил семь классов школы.

Сиротство

  • В 1940 переехал вместе с семьей в Вологду, где Рубцовых и застала война. Мальчик рано остался сиротой.
  • В 1942 умерла мать, и Николая направили в Никольский детский дом Тотемского района Вологодской области, где он окончил семь классов школы.

  • Николай Рубцов с воспитательницами детдома
Деревня Никола Хотя проклинает приезжий  Дороги моих побережий,  Люблю я деревню Николу,  Где кончил начальную школу! Деревня Никола. Здесь нравственные, духовные истоки Рубцова.

Деревня

Никола

  • Хотя проклинает приезжий Дороги моих побережий, Люблю я деревню Николу, Где кончил начальную школу!

Деревня Никола.

Здесь нравственные,

духовные истоки Рубцова.

Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением Н. Рубцова «В осеннем лесу», постараемся увидеть то, что находится за строкой (образы, мысли, чувства, цвет), и через эти открытия выйдем на тему и идею произведения.

Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением Н. Рубцова «В осеннем лесу», постараемся увидеть то, что находится за строкой (образы, мысли, чувства, цвет), и через эти открытия выйдем на тему и идею произведения.

Доволен я буквально всем! На животе лежу и ем Бруснику, крупную бруснику!  Пугаю ящериц на пне,  Потом валяюсь на спине,  Внимая жалобному крику  Болотной птицы... Надо мной  Между березой и сосной  В своей печали бесконечной  Плывут, как мысли, облака,  Внизу волнуется река,  Как чувство радости беспечной...  Я так люблю осенний лес, Над ним - сияние небес,  Что я хотел бы превратиться  Или в багряный тихий лист,  Иль в дождевой веселый свист,  Но, превратившись, возродиться  И возвратиться в отчий дом,  Чтобы однажды в доме том  Перед дорогою большою  Сказать: - Я был в лесу листом!  Сказать: - Я был в лесу дождем!  Поверьте мне, я чист душою...   1967

Доволен я буквально всем!

На животе лежу и ем

Бруснику, крупную бруснику! 

Пугаю ящериц на пне, 

Потом валяюсь на спине, 

Внимая жалобному крику 

Болотной птицы... Надо мной 

Между березой и сосной 

В своей печали бесконечной 

Плывут, как мысли, облака, 

Внизу волнуется река, 

Как чувство радости

беспечной... 

Я так люблю осенний лес,

Над ним - сияние небес, 

Что я хотел бы превратиться 

Или в багряный тихий лист, 

Иль в дождевой веселый свист, 

Но, превратившись, возродиться 

И возвратиться в отчий дом, 

Чтобы однажды в доме том 

Перед дорогою большою 

Сказать: - Я был в лесу листом! 

Сказать: - Я был в лесу дождем! 

Поверьте мне, я чист душою...

1967

Понравилось вам это стихотворение? Какие чувства вы испытали, слушая его? Каким настроением проникнуто это стихотворение? Если бы вы были сценаристом, сколько картин-кадров вы бы выделили?
  • Понравилось вам это стихотворение?
  • Какие чувства вы испытали, слушая его?
  • Каким настроением проникнуто это стихотворение?
  • Если бы вы были сценаристом, сколько картин-кадров вы бы выделили?

Заполните 1 колонку опорной таблицы, записав в нее названия картин.

Николай Рубцов «В осеннем лесу» Картина, образ Ключевые слова (действия, признаки) Чувства, состояние Цвет Тема - Идея -

Николай Рубцов «В осеннем лесу»

Картина, образ

Ключевые слова (действия, признаки)

Чувства, состояние

Цвет

Тема -

Идея -

Прочитаем еще раз строки, иллюстрирующие каждую картину, выделим ключевые слова – действие, чувства, цвет. Заполним 2, 3, 4 колонки опорной таблицы.  Понаблюдаем за цветовой палитрой строф, какие цвета вы выделили?
  • Прочитаем еще раз строки, иллюстрирующие каждую картину, выделим ключевые слова – действие, чувства, цвет. Заполним 2, 3, 4 колонки опорной таблицы.
  • Понаблюдаем за цветовой палитрой строф, какие цвета вы выделили?
Символика цвета и цветолечение

Символика цвета и цветолечение

  • зеленый – цвет жизни
  • синий (голубой) – успокаивает
  • оранжевый (красный) – цвет радости
  • желтый (золотой) - спокойствие
Физиологами давно доказано, что различные цвета по-разному воздействуют на эмоциональное состояние человека. Не случайно дорожные рабочие носят жилеты оранжевого цвета и не случайно хирурги поменяли белоснежные халаты на одежду более спокойного зеленого цвета.

Физиологами давно доказано, что различные цвета по-разному воздействуют на эмоциональное состояние человека. Не случайно дорожные рабочие носят жилеты оранжевого цвета и не случайно хирурги поменяли белоснежные халаты на одежду более спокойного зеленого цвета.

Каждый из цветов обладает своими  особыми лечебными свойствами:  Красный цвет полезен при воспалительных заболеваниях. Особенно это относится к воспалительным заболеваниям кожи. Стены, где находится больной, должны быть покрашены в красный цвет, лампочка – тоже.  Синий цвет – успокаивающий. Люди, занимающиеся умственным трудом, отмечают, что в комнате, где преобладает синий цвет (это может быть даже абажур настольной лампы) чувствуют себя намного комфортней, меньше устают и работается легче. Этот цвет полезен для больных или слабых глаз.

Каждый из цветов обладает своими особыми лечебными свойствами:

Красный цвет полезен при воспалительных заболеваниях. Особенно это относится к воспалительным заболеваниям кожи. Стены, где находится больной, должны быть покрашены в красный цвет, лампочка – тоже.

Синий цвет – успокаивающий. Люди, занимающиеся умственным трудом, отмечают, что в комнате, где преобладает синий цвет (это может быть даже абажур настольной лампы) чувствуют себя намного комфортней, меньше устают и работается легче. Этот цвет полезен для больных или слабых глаз.

Зеленый цвет – цвет жизни, это цвет окружающей нас природы. Эффективен при лечении воспалительных заболеваний глаз. Оранжевый цвет – символ радости. Он является любимым у людей-мечтателей. Он улучшает аппетит.  Желтый цвет является хорошим помощником в борьбе с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Желтый цвет символизирует спокойствие.  Белый цвет – цвет духовной силы. Он объединяет в себе весь спектр цветов. Этот цвет никого не отталкивает и ему может отдать предпочтение любой человек с любым характером.

Зеленый цвет – цвет жизни, это цвет окружающей нас природы. Эффективен при лечении воспалительных заболеваний глаз.

Оранжевый цвет – символ радости. Он является любимым у людей-мечтателей. Он улучшает аппетит.

Желтый цвет является хорошим помощником в борьбе с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Желтый цвет символизирует спокойствие.

Белый цвет – цвет духовной силы. Он объединяет в себе весь спектр цветов. Этот цвет никого не отталкивает и ему может отдать предпочтение любой человек с любым характером.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Обратимся к строчкам стихотворения, выделим ключевые слова:  Я так люблю осенний лес,  Над ним - сияние небес,   Что я хотел бы превратиться   Или в багряный тихий лист,   Иль в дождевой веселый свист...  Люблю, хотел бы превратиться – любовь, гармония с природой.

Обратимся к строчкам стихотворения, выделим ключевые слова:

Я так люблю осенний лес,

Над ним - сияние небес, 

Что я хотел бы превратиться 

Или в багряный тихий лист, 

Иль в дождевой веселый свист...

Люблю, хотел бы превратиться – любовь, гармония с природой.

Но, превратившись, возродиться   И возвратиться в отчий дом,   Чтобы однажды в доме том   Перед дорогою большою   Сказать: - Я был в лесу листом!   Сказать: - Я был в лесу дождем!   Поверьте мне, я чист душою...    - Какие философские мысли поэта звучат в этих строчках?   - Какова идея стихотворения?

Но, превратившись, возродиться  И возвратиться в отчий дом,  Чтобы однажды в доме том  Перед дорогою большою  Сказать: - Я был в лесу листом!  Сказать: - Я был в лесу дождем!  Поверьте мне, я чист душою... - Какие философские мысли поэта звучат в этих строчках? - Какова идея стихотворения?

Чувство единения с природой приближает человека к ощущению бессмертия, к возможности сказать: - Я был в лесу листом! - Я был в лесу дождем! Поверьте мне, я чист душою...

Чувство единения с природой приближает человека к ощущению бессмертия, к возможности сказать:

- Я был в лесу листом!

- Я был в лесу дождем!

Поверьте мне, я чист душою...

Сам поэт ощущает счастливую полноту мира в единении с природой. Значит, и мы с вами должны жить в гармонии с природой, чтобы быть счастливыми, быть оптимистами и верить в будущее.

Сам поэт ощущает счастливую полноту мира в единении с природой. Значит, и мы с вами должны жить в гармонии с природой, чтобы быть счастливыми, быть оптимистами и верить в будущее.

Работа в группах  Теперь возьмите карандаши, фломастеры и выразите в цвете или образах свои чувства.

Работа в группах

Теперь возьмите карандаши, фломастеры и выразите в цвете или образах свои чувства.

Рефлексия  Я оцениваю свою работу на уроке …

Рефлексия

  • Я оцениваю свою работу

на уроке …

  • Мне было (не)интересно, потому что ...


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Тарабукина Надежда Васильевна

Дата: 18.01.2015

Номер свидетельства: 157575


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства