Омар
Хайям
18.05.1048 год – 04.12.1131 год
Современники обращались к нему - "Величайший из мудрых!" , так же "Мудрейший из великих!"
Омар Хайям (Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим аль-Хайям Нишапури)
Хайям по – персидски - делающий палатки.
Детство провёл в Балхе. Уже в возрасте 8 лет Омар знал Коран по памяти. В 12 лет он стал учеником Нишапурского мед- ресе. Хаям блестяще закончил курс по мусульманскому праву и медицине, полу- чив квалификацию хакима (врача). Углуб- лённо занимался алгеброй, астрономией,
философией, правоведением, историей, литературой, физикой. Потеряв отца в 18 лет, был вынужден прервать учение и зарабатывать на жизнь. При жизни Его часто приглашали ко двору властители Востока, а правитель Бухары в знак наивысшего уважения сажал рядом с собой на престол. Он был приближённым султана, но отказался принять власть над родным городом, потому что не любил управлять и командовать людьми, а решил посвятить себя науке и людям.
Омар Хайям – математик
Хайям сыграл большую роль в создании и развитии алгебры. В своё время написал трактат «Трудности арифметики». Считается, что именно он открыл формулу возведения двучлена a+b степень n. Дал полную классификацию кубических уравнений. Доказал на примерах взаимосвязь арифметики и геометрии. «Геометрия нуждается в числах» огромный вклад внёс в решение квадратных уравнений. Лозунгом всей его научной деятельности можно считать слова: «…Я познание сделал своим ремеслом»
Омар Хайям – астроном
Хайям возглавлял группу астрономов Исфахана, которая в правление сельджукского султана Джалал ад-Дина Малик-шаха разработала принципиально новый солнечный календарь. Он был принят официально в 1079 г. Новый календарь стали называть по имени султана — «Джалали или «Малеки». Количество дней в месяцах календаря «Джалали» варьировало в зависимости от сроков вступления солнца в тот или иной зодиакальный знак и могло колебаться от 29 до 32 дней.
Проект Омара Хайяма был утверждён и лёг в основу иранского календаря, который вплоть до настоящего времени действует в Иране в качестве официального с 1079 года.
Омар Хайям – поэт и философ
Параллельно с занятиями наукой создавал бессмертные стихотворения, известные всему миру. Его излюбленные темы: темы любовь, дружба, поиск смысла жизни. Оптимистические и скорбные, практические и возвышенные, но всегда
наполненные глубоким смыслом. Его идеалы в стихах –справедливость, доброта, свобода, честность. Хайяма часто обвиняли в бунте против догм официальной религии, за это подвергался гонениям. Сохранил он свою жизнь только благодаря покровительству высоких правителей. На самом деле Омар Хайям был глубоко верующим человеком.
Последние годы жизни
Последние 10 – 15 лет жизни Хайям провёл в уединении, испытывал нужду. Дружил только с книгой. В последние часы жизни читал «Книгу исцеления» В какой – то момент захотелось взглянуть на закат солнца. Подошёл к окну, помолился и умер. Это был 1131 год. Сейчас среди грушевых и абрикосовых деревьев в Нишапуре стоит прекрасный Мавзолей, и жители города часто приходят сюда подумать о смысле своей жизни.
Бессмертие .
Могила Хайяма находится в Нишапуре около мечети памяти имама Махрука.На этой могиле в 1934г. на средства, собранные почитателями творчества Хайяма в разных странах, был воздвигнут обелиск.Надпись на обелиске гласит:
СМЕРТЬ МУДРЕЦА 516 г. ХИДЖРЫ ПО ЛУННОМУ КАЛЕНДАРЮ.
Памятник О.Хайяму в Нишапуре
Памятник О.Хайяму в Тегеране
Памятник О.Хайяму в Тегеране
Памятник О.Хайяму в Туркмении
остался в веках благодаря своим четверостишиям – мудрым, полным юмора, лукавства и дерзости рубаи . Долгое время был забыт, но его творчество стало известным европейцам в новое время благодаря переводам Эдварда Фитцджеральда.
Рубаи называли самой летучей формой персидской поэзии. Представляя собой одну из древнейших форм персидской поэзии, четверостишие пришло в письменную литературу из устного народного творчества. В фольклоре четверостишие — это, как правило, любовный куплет, исполняемый от лица юноши или девушки.
Анна
Ты просишь научить тебя любить? А я молчу, что толку в пустословье, Такому невозможно научить - Немыслимо заигрывать с любовью, Сказать - иди, сказать - не трусь, смелей! И стиснуть от бессилья кулаки... В любви не может быть учителей,
Мы навсегда ее ученики.
Восстановите четверостишия
Чтоб мудро жизнь , знать надобно немало. Две главных запомни для начала: Ты лучше , чем что – попало есть, И лучше будь , чем вместе с кем – попало.
Два яблока, два апельсина пошлю тебе,
И два граната в цвет рубина пошлю тебе,
А если буду знать наверно, что держишь слово,
И сердце собственное выну, пошлю тебе…
Омар Хайям Мудрый, пытливый Ищет, пишет, наблюдает, учится Этот человек заставляет думать. Мысль.
РЕФЛЕКСИЯ
Домашнее задание: ( одно на выбор) — создание обложки для сборника стихов поэта. (проиллюстрировать понравившееся стихотворение) — выучить наизусть любое стихотворение
— написать небольшое эссе по заданию: «Сформулируйте философию жизни, высказанную в стихотворении»
Спасибо за урок!
Презентацию подготовила:
Филиппова Т.В.
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Ежовская сош»
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%EC%E0%F0_%D5%E0%E9%FF%EC
- http://khajyam.ru/
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text= закат& fp=0&pos=5&uinfo=ww-1169-wh-802-fw-944-fh-596-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80%20%D1%85%D0%B0%D0%B9%D1%8F%D0%BC%20%D1%86%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B&uinfo=ww-1169-wh-802-fw-944-fh-596-pd-1
- http://www.stihi-rus.ru/love/hayyam.htm
- http://www.stihomaniya.ru/2011/12/omar-khayyam-stihi-o-ljubvi.html
- http://images.yandex.ru/yandsearch?stype=image&lr=47&source=psearch&text=%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80%20%D1%85%D0%B0%D0%B9%D1%8F%D0%BC%20%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8%20%D0%BE%20%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%B2%D0%B8
- http://images.yandex.ru/yandsearch?source=psearch&fp=2&uinfo=ww-1169-wh-802-fw-944-fh-596-pd-1&p=2&text=%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%83%20%D1%85%D0%B0%D0%B9%D1%8F%D0%BC%D1%83%20%D0%B2%20%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B5&pos=84&lr=47&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.torber.ru%2Fxml_my_shop_new%2Fimg%2F429389.jpg