Презентация по литературе в 6 классе по произведению Н.С.Лескова "Левша"
Презентация по литературе в 6 классе по произведению Н.С.Лескова "Левша"
Презентация разработана к первому уроку по произведению Н. С. Лескова "Левша".
Н. С. Лесков «Левша». История создания. Особенности жанра сказа.
Цели:
Обучающие:
помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание сказа, подвести к основной идее автора - патриотизму и талантливости народа противостоит безответственность и преступное отношение властей;
учить школьников анализу литературного произведения;
Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе в 6 классе по произведению Н.С.Лескова "Левша"»
Н. С. Лесков «Левша»
Творческий путь Николая Семеновича Лескова был сложным и противоречивым. Детские годы его прошли на Орловщине, в небольшом хуторе.
Первые детские впечатления, связанные с родительским домом и орловской землей, - самые теплые, самые радостные. Взрослая жизнь началась для Лескова рано, в 15 лет, и была наполнена многочисленными странствиями и общением с самыми разными людьми.
Н.С.Лесков в первых печатных редакциях предпослал рассказу такое «предисловие»: «Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого….».
Но вскоре автор сам «разоблачил» себя: «…я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное».
сюжет
Баснословная история стальной блохи кажется не очень замысловатой: получил император Александр I в подарок от англичан микроскопическую стальную блоху, привез ее домой и забыл. Нашел блоху его преемник, император Николай I и поручил атаману Платову передать ее в Тулу, а там тульским мастерам «подумать» о ней.
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером, складом речи.
Сказка - жанр эпоса, занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории. Главная отличительная черта сказки – присутствие чуда, фантастики, вымысла.
СКАЗ
род литературы
СКАЗКА
особенности ( определение)
событие
Герои
место действия
повествование
ведётся
СКАЗ
род литературы
эпос
особенности(определение)
СКАЗКА
опирается на народные предания и легенды
событие
эпос
реальное
занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории.
Герои
место действия
вымышленное
Исторические, реальные и вымышленные
Реальные города, страны (Англия, Россия , Тула)
повествование
ведётся
Вымышленные, фантастические существа
от лица рассказчика
Вымышленные (в некотором царстве, в некотором государстве)
не от лица рассказчика
Особенности речи рассказчика
просторечные, разговорные обороты
повторы
рифма
необычное употребление слов
словообразование
Император Александр I выделен «ласковостью» симпатиями к промышленному западу и недоверием к собственному народу («…Мы, русские, со своим значением никуда не годимся»).
Защитником нации во время заграничных экскурсий царя выступает Платов. В результате он попадает в опалу на «досадную укушетку».
«Ужасно какой замечательный и памятный» царь Николай I , напротив, превосходит патриотизм Платова, не теряя веры в русских мастеров даже в самые щекотливые моменты.
Синквейн
Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила составления синквейна
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза , несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).