kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по литературе. Урок анализа эпизода по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка" -"Расскажу я тебе сказку"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 30-е годы Александр Сергеевич много размышлял о судьбах своих друзей-декабристов,

о русской истории и путях развития России.

К этому времени в мировоззрении Пушкина уже произошёл перелом:

поэт «перерос» свои революционные настроения,

 он пришёл к выводу о необходимости ненасильственных изменений в обществе —

путём исправления нравов. В произведении две сюжетные линии:

 Гринёв — Маша Миронова

 Гринёв — Пугачёв.

 Завязка второй— встреча в степи во время бурана с вожатым,

 кульминация — отказ Петруши Гринёва давать присягу самозванцу Петру III,

развитие действия — спасение Марьи Ивановны (калмыцкая сказка, поведанная Пугачёвым Гринёву)

развязка — казнь Пугачёва, реабилитация Петра. Пугачёв рассказывает Петру Гринёву сказку.Сказка имеет иносказательный смысл, она о возможности выбора жизненного пути: долгого, размеренного, не богатого яркими событиями

 и другого: яркого, насыщенного, но краткого.

Символическую роль играют герои сказки: орёл - птица вольная, царственная, любящая высоту, простор,

 ворон - земная птица, мудрая, но прозаичная.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«презентация по литературе. Урок анализа эпизода по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка" -"Расскажу я тебе сказку"»

Расскажу тебе сказку… Урок по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (глава XI «Мятежная слобода» Анализ эпизода) Светлана Тимофеевна Лапшина

Расскажу тебе сказку…

Урок по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

(глава XI «Мятежная слобода»

Анализ эпизода)

Светлана Тимофеевна Лапшина

В 30-е годы Александр Сергеевич много размышлял о судьбах своих друзей-декабристов, о русской истории и путях развития России. К этому времени в мировоззрении Пушкина уже произошёл перелом: поэт «перерос» свои революционные настроения,  он пришёл к выводу о необходимости ненасильственных изменений в обществе — путём исправления нравов.

В 30-е годы Александр Сергеевич много размышлял о судьбах своих друзей-декабристов,

о русской истории и путях развития России.

К этому времени в мировоззрении Пушкина уже произошёл перелом:

поэт «перерос» свои революционные настроения,

он пришёл к выводу о необходимости ненасильственных изменений в обществе —

путём исправления нравов.

Роман «Капитанская дочка»   (1836 г.)  —  последнее крупное произведение А.С. Пушкина

Роман «Капитанская дочка»   (1836 г.)  —

последнее крупное произведение А.С. Пушкина

В произведении две  сюжетные  линии:  Гринёв — Маша Миронова  Гринёв — Пугачёв.   З авязка  второй— встреча в степи во время бурана с вожатым,  кульминация  — отказ Петруши Гринёва давать присягу самозванцу Петру III, развитие действия — спасение Марьи Ивановны (калмыцкая сказка, поведанная Пугачёвым Гринёву) развязка  — казнь Пугачёва, реабилитация Петра.

В произведении две  сюжетные  линии:

Гринёв — Маша Миронова

Гринёв — Пугачёв.

З авязка  второй— встреча в степи во время бурана с вожатым,

кульминация  — отказ Петруши Гринёва давать присягу самозванцу Петру III,

развитие действия — спасение Марьи Ивановны (калмыцкая сказка, поведанная Пугачёвым Гринёву)

развязка  — казнь Пугачёва, реабилитация Петра.

Идея чести как высшей ценности Человеком чести оказывается не только главный герой Пётр Гринёв, но и бунтовщик и самозванец Пугачёв. Однако следование героев законам чести не является самоцелью.

Идея чести как высшей ценности

Человеком чести оказывается не только главный герой Пётр Гринёв, но и бунтовщик и самозванец Пугачёв.

Однако следование героев законам чести не является самоцелью.

Оказавшись перед выбором: как поступить? —  так, как предписывает сословная честь, положение, или как велит сердце? — они прислушиваются к зову сердца. Для Пушкина  Емельян Пугачёв — трагическая фигура  в истории России (вспомним калмыцкую сказку, рассказанную Пугачёвым Петруше Гринёву).

Оказавшись перед выбором: как поступить? —

так, как предписывает сословная честь, положение, или как велит сердце? —

они прислушиваются к зову сердца.

Для Пушкина 

Емельян Пугачёв — трагическая фигура  в истории России (вспомним калмыцкую сказку, рассказанную Пугачёвым Петруше Гринёву).

Образы орла и ворона встречаются в мифологии Ворон, хотя и наделён мудростью, символизирует смерть, а также войну и разрушение — кельтская богиня войны нередко появлялась на поле битвы в облике ворона . В орла превращался Зевс (Юпитер). Орёл традиционно связывается со светом, с солнцем, на которое, согласно легендам, он может смотреть, не отводя взора .

Образы орла и ворона встречаются в мифологии

Ворон, хотя и наделён мудростью, символизирует смерть, а также войну и разрушение — кельтская богиня войны нередко появлялась на поле битвы в облике ворона .

В орла превращался Зевс (Юпитер). Орёл традиционно связывается со светом, с солнцем, на которое, согласно легендам, он может смотреть, не отводя взора .

- Расскажу тебе сказку,  которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка: «Однажды орёл спрашивал у ворона: - Скажи, ворон-птица, отчего живёшь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года?

- Расскажу тебе сказку,

которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка:

«Однажды орёл спрашивал у ворона:

- Скажи, ворон-птица, отчего живёшь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года?

Оттого, батюшка,- отвечал ему ворон,- что ты пьёшь живую кровь,
  • Оттого, батюшка,- отвечал ему ворон,- что ты пьёшь живую кровь,

а я питаюсь мертвечиной .

Орёл подумал: давай попробуем и мы питаться тем же.  Хорошо. Полетели орёл да ворон.

Орёл подумал:

давай попробуем и мы питаться тем же.

Хорошо. Полетели орёл да ворон.

Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать.

Вот завидели палую лошадь; спустились и сели.

Ворон стал клевать да похваливать.

Орёл клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: -Нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью,  а там что Бог даст!

Орёл клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону:

-Нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью,

а там что Бог даст!

Какова
  • Какова

калмыцкая сказка?

На чьей стороне симпатии героев?

В повести «Капитанская дочка» образы калмыцкой сказки

обретают символическое значение

Симпатии Пугачёва и Гринёва, конечно, на стороне орла, а не ворона-долгожителя, питающегося падалью.

Однако необходимо подчеркнуть различие в понимании этими двумя людьми одних и тех же образов.

Если для Пугачёва в образе орла, пьющего «живую кровь», воплотился образ дикой вольницы, дух дерзкого авантюризма  и разбойничьей удали,

Если для Пугачёва в образе орла, пьющего «живую кровь», воплотился образ дикой вольницы, дух дерзкого авантюризма

и разбойничьей удали,

то, по мнению Гринёва, подобный образ жизни соответствует повадкам ворона, зловещей птицы смерти: «...Жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину».

то, по мнению Гринёва, подобный образ жизни соответствует повадкам ворона, зловещей птицы смерти:

«...Жить убийством и разбоем значит,

по мне, клевать мертвечину».

Однако образы орла и ворона в калмыцкой сказке отнюдь не однозначны.  Позиция Пугачёва тоже не лишена оснований, ведь орёл — хищная птица, а восстание народа против угнетателей — разве это не порыв к свободе, так ценимой орлами, строящими гнёзда на горных уступах и поднимающимися высоко в небо?   Симпатизируя одному из персонажей сказки, Пугачёв и Гринёв тем самым подсознательно соотносят себя с ним. Как орёл, Пугачёв «раз напился живой крови» и распрощался с жизнью в возрасте тридцати трёх лет.

Однако образы орла и ворона в калмыцкой сказке отнюдь не однозначны.

Позиция Пугачёва тоже не лишена оснований, ведь орёл — хищная птица, а восстание народа против угнетателей — разве это не порыв к свободе, так ценимой орлами, строящими гнёзда на горных уступах и поднимающимися высоко в небо? Симпатизируя одному из персонажей сказки, Пугачёв и Гринёв тем самым подсознательно соотносят себя с ним.

Как орёл, Пугачёв «раз напился живой крови» и распрощался с жизнью в возрасте тридцати трёх лет.

Сказка имеет иносказательный смысл, она о возможности выбора жизненного пути: долгого, размеренного, не богатого яркими событиями  и другого: яркого, насыщенного, но краткого. Символическую роль играют герои сказки: орёл - птица вольная, царственная, любящая высоту, простор,  ворон - земная птица, мудрая, но прозаичная.

Сказка имеет иносказательный смысл, она о возможности выбора жизненного пути: долгого, размеренного, не богатого яркими событиями

и другого: яркого, насыщенного, но краткого.

Символическую роль играют герои сказки: орёл - птица вольная, царственная, любящая высоту, простор,

ворон - земная птица, мудрая, но прозаичная.

подумаем Мудрый ворон и гордый и хищный орёл  Повстречались. И ворон спросил у орла:  - Там, где небо пробито вершинами гор,  Что, царь-птица, среди облаков ты нашла?   Что дарует тебе поднебесный полёт?  - Он даёт мне свободу! Взгляни на восход!  Тот, кто падаль в долине всю жизнь клюёт,  Будет жить триста лет, но меня не поймёт!   И крылами взмахнув, взмыл над морем степей,  В поднебесье, к свободе. Но дело не в ней.  Просто свежая плоть мертвечины вкусней…

подумаем

Мудрый ворон и гордый и хищный орёл Повстречались. И ворон спросил у орла: - Там, где небо пробито вершинами гор, Что, царь-птица, среди облаков ты нашла? Что дарует тебе поднебесный полёт? - Он даёт мне свободу! Взгляни на восход! Тот, кто падаль в долине всю жизнь клюёт, Будет жить триста лет, но меня не поймёт! И крылами взмахнув, взмыл над морем степей, В поднебесье, к свободе. Но дело не в ней. Просто свежая плоть мертвечины вкусней…

Калмыцкая ли это сказка?

Калмыцкая ли это сказка?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Светлана Тимофеевна Лапшина

Дата: 06.11.2015

Номер свидетельства: 249099


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства