kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по казахской литературе на тему "Тарихта ?ал?ан адам - Омар Хайям"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроженец города Нишапура в Хорасане. Омар был единственным сыном, и поэтому отец дал ему прекрасное образование.

В 8 лет знал Коран по памяти, глубоко занимался математикой, астрономией. Десятилетним Омар изучал арабский язык, а через два года стал учеником Нишапурского медресе.

Он блестяще закончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хакима, то есть врача.

Но медицинская практика мало интересовала Омара, и он решил продолжить образование.

Хайям занимался у известного деятеля мусульманской культуры Сабита ибн Харрани.

 Известно, что еще во время пребывания в Нишапуре он изучил труды греческих математиков и прочитал перевод знаменитых «Начал» Евклида.

В возрасте шестнадцати лет Хайям пережил первую в своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а потом и мать. Омар продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд.

В то время это был признанный на Востоке научный и культурный центр.В Самарканде Хайям поступает вначале учеником одного из медресе, но после нескольких выступлений на диспутах он настолько поразил всех своей ученостью, что его сразу же сделали наставником.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по казахской литературе на тему "Тарихта ?ал?ан адам - Омар Хайям" »

Великие люди прошлого. Омар Хайям

Великие люди прошлого.

Омар Хайям

Великие люди прошлого Абу–л–Фатх Омар ибн Ибрагим ал–Хайям 1048-1131 (?)

Великие люди прошлого

Абу–л–Фатх Омар ибн Ибрагим ал–Хайям

1048-1131 (?)

ПЛАН:

ПЛАН:

  • Этапы жизни великого ученого
  • Омар Хайям – математик
  • Высказывания об Омаре Хайяме
1. Этапы жизни великого ученого «Я познание  сделал  своим ремеслом…» Омар Хайям

1. Этапы жизни великого ученого

«Я познание

сделал

своим ремеслом…»

Омар Хайям

Ты вопрос задаешь мне: что есть человек? И вопрос непростой и нелегкий ответ. Человек - это знак из пучин мирозданья, Он всплывет на мгновенье и тонет навек. Омар Хайям

Ты вопрос задаешь мне: что есть человек?

И вопрос непростой и нелегкий ответ.

Человек - это знак из пучин мирозданья,

Он всплывет на мгновенье и тонет навек.

Омар Хайям

 

Дата рождения Омара Хайяма стала известна нам, благодаря его современнику Аль-Бейхаки , который по гороскопу, обнаруженному после смерти Хайяма в его бумагах, сообщил, что " в момент рождения Омара, Солнце и Меркурий находились в степени восхождения в 3-м градусе Близнецов, Меркурий - в перигелии, а Юпитер - в утроении ".

Гороскоп Омара Хайяма

Установить дату рождения Хайяма помог гороскоп, приведенный лично знавшим его историком Абу-л-Хасаном в книге « Дополнение к Охранителям мудрости»: его гороскопом были Близнецы. Первым анализ гороскопа выполнил индийский исследователь Свами Говинда Тиртха, получив точную дату рождения-18 мая 1048 года. В своем подсчете Говинда пользовался средневековыми индийскими таблицами движений планет. Позднее его расчеты неоднократно проверялись. До анализа гороскопа в большинстве источников указывался 1040 год рождения.

 

Индийский учёный Свами Говинда Тиртха , проанализировав эти данные по средневековым индийским таблицам эфемерид, пришёл к выводу, что планеты могли расположиться так только 18 мая 1048 года.

До анализа гороскопа в большинстве источников

(в том числе - во втором издании БСЭ) указывался 1040 год рождения.

Уроженец города Нишапура в Хорасане. Омар был единственным сыном, и поэтому отец дал ему прекрасное образование.

В 8 лет знал Коран по памяти, глубоко занимался математикой, астрономией. Десятилетним Омар изучал арабский язык, а через два года стал учеником Нишапурского медресе.

Он блестяще закончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хакима, то есть врача.

Но медицинская практика мало интересовала Омара, и он решил продолжить образование.

Хайям занимался у известного деятеля мусульманской культуры Сабита ибн Харрани.

Известно, что еще во время пребывания в Нишапуре он изучил труды греческих математиков и прочитал перевод знаменитых «Начал» Евклида.

В возрасте шестнадцати лет Хайям пережил первую в своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а потом и мать. Омар продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд.

В то время это был признанный на Востоке научный и культурный центр.В Самарканде Хайям поступает вначале учеником одного из медресе, но после нескольких выступлений на диспутах он настолько поразил всех своей ученостью, что его сразу же сделали наставником .

Как и другие крупные ученые того времени, Омар не задерживался подолгу в каком-то городе.

Всего через четыре года он покинул Самарканд и переехал в Бухару, где начал работать в хранилищах книг.

За десять лет, что ученый прожил в Бухаре, он написал четыре фундаментальных трактата по математике.

С группой учёных разработал солнечный календарь намного точнее Григорианского.

В 1074 его пригласили в Исфахан, центр государства Санджаров, ко двору султана Малик-шаха. По инициативе главного шахского визиря Омар становится духовным наставником Султана. Кроме того, Малик-шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, одной из крупнейших.

Он не только продолжал занятия математикой, но и стал известным астрономом. Даже В 1092 г., со смертью покровительствовавшего ему сельджукского султана Малик-шаха и его визиря Низам ал-Мулка его исфаханский период заканчивается.

Он снова скитается, иногда работает в Мерве при дворе преемников Малик-шаха, но восстановить обсерваторию ему не удаётся.

Известен благодаря своим четверостишиям — мудрым, полным юмора, лукавства и дерзости рубаи. Долгое время был забыт, но его творчество стало известным европейцам в новое время благодаря переводам Эдварда Фитцджеральда.

Вот что пишет об этом сам Хайям в предисловии к  своей «Алгебре»:  «Я был лишен возможности систематически заниматься вопросом, и не мог сосредоточиться на размышлении о нем, так как обстоятельства заставляли меня терять много времени. Мы были свидетелями гибели ученых, от которых осталась небольшая многострадальная кучка людей. Суровость судьбы в эти времена препятствует им всецело отдаться совершенствованию и углублению своей науки. Большая часть тех, которые в настоящее время имеют вид ученых,  одевают  истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и лицемерия. И если они встречают человека, отличающегося тем, что он ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и отказаться от хвастовства и обмана, они делают его предметом своего презрения и насмешек».

Вот что пишет об этом сам Хайям в предисловии к  своей «Алгебре»:

«Я был лишен возможности систематически заниматься вопросом, и не мог сосредоточиться на размышлении о нем, так как обстоятельства заставляли меня терять много времени. Мы были свидетелями гибели ученых, от которых осталась небольшая многострадальная кучка людей. Суровость судьбы в эти времена препятствует им всецело отдаться совершенствованию и углублению своей науки. Большая часть тех, которые в настоящее время имеют вид ученых,  одевают  истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и лицемерия. И если они встречают человека, отличающегося тем, что он ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и отказаться от хвастовства и обмана, они делают его предметом своего презрения и насмешек».

Около 1069  году в Самарканде, написан трактат  « О доказательствах задач алгебры и ал-мукабалы». А до этого были написаны два математических трактата. В середине 90-х годов 11века , Хайям совершил паломничество в Мекку. Около 1097 года Хайям работает врачом при наместнике Хорасана. Возможно, в это время он написал свой философский трактат на языке фарси – «О всеобщности бытия». В 1074  году возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфахане. В 1077 году завершил работу над книгой «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида». Последние 10-15 лет жизни Хайям провел в уединении в Нишапуре. Он мало общался с людьми, испытывал нужду, страдал из-за религиозных преследований. В 1079  году вместе со своими сотрудниками ввел в действие календарь.

Около 1069

году в Самарканде, написан трактат  « О доказательствах задач алгебры и ал-мукабалы».

А до этого были написаны два математических трактата.

В середине 90-х годов 11века ,

Хайям совершил паломничество в Мекку.

Около 1097 года

Хайям работает врачом при наместнике Хорасана. Возможно, в это время он написал свой философский трактат на языке фарси – «О всеобщности бытия».

В 1074

году возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфахане.

В 1077

году завершил работу над книгой «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида».

Последние 10-15 лет жизни Хайям провел в уединении в Нишапуре.

Он мало общался с людьми, испытывал нужду, страдал из-за религиозных преследований.

В 1079

году вместе со своими сотрудниками ввел в действие календарь.

Строящаяся обсерватория им. Омара Хайяма в Нишапуре (Иран)

Строящаяся обсерватория им. Омара Хайяма в Нишапуре (Иран)

Исфахан. Город, где жил и работал  Омар Хайям.

Исфахан.

Город, где жил и работал

Омар Хайям.

В последние часы своей жизни, как сообщает историк Бейхаки, Хайям читал «Книгу исцеления»  Ибн-Сины. Он дошел до раздела «О единстве и всеобщности»  философского сочинения, положил на место зубочистку, встал, помолился и умер. Он прожил долгую и очень плодотворную жизнь. Могила Хайяма находится в Нишапуре, около мечети памяти имама Махрука. На этой могиле в 1934 году был воздвигнут обелиск. Средства собирали почитатели творчества Хайяма в разных странах.

В последние часы своей жизни, как сообщает историк Бейхаки, Хайям читал

«Книгу исцеления»  Ибн-Сины.

Он дошел до раздела

«О единстве и всеобщности»

философского сочинения, положил на место зубочистку, встал, помолился и умер.

Он прожил долгую и очень плодотворную жизнь.

Могила Хайяма находится в Нишапуре, около мечети памяти имама Махрука.

На этой могиле в 1934 году был воздвигнут обелиск. Средства собирали почитатели творчества Хайяма в разных странах.

Долгое время самой вероятной датой смерти Омара Хайяма считался 1123 год. Имеется несколько дошедших до нас источников, частично противоречащих друг другу. Д Низами Самарканди рассказывает о посещении им могилы Хайяма через четыре года после смерти, из чего следует, что ученый умер в 1131-32 г.

С другой стороны в рукописи писателя Яр-Ахмеда Табризи "Дом радости" есть два указания на возможную дату смерти. "Продолжительность его жизни "ab" солнечных года. "ab" - две цифры, написанные неразборчиво, но первая из них выглядит как 7 или 8, а вторая как 2 или 3. Вторая фраза, по-видимому, относящаяся к Хайяму: он умер в "четверг 12 мухаррама 555 года в деревушке одной из волостей округа Фирузгонд близ Астрабада".

Этот ребус еще более осложняется вероятными ошибками в приведенных источниках. Возможны два решения, в зависимости от использования астрономических таблиц.

Если принять первый вариант - 23 марта 1122 г., то приходится допустить наличие ошибок в первых двух источниках.

Другой вариант 4 декабря 1131 г. - не противоречит ни одному из документов, и именно его, по-видимому, следует считать наиболее вероятной датой кончины.

Надпись на обелиске гласит: СМЕРТЬ МУДРЕЦА 516 г. ХИДЖРЫ  ПО ЛУННОМУ КАЛЕНДАРЮ. У могилы Хайяма присядь и свою цель потребуй,  Одно мгновенье досуга от горя мира потребуй.  Если ты хочешь знать дату построения обелиска,  Тайны души и веры у могилы Хайяма потребуй. Мемориал Омара Хайяма в Нишапуре.  (воздвигнут на средства почитателей его таланта)

Надпись на обелиске гласит:

СМЕРТЬ МУДРЕЦА 516 г. ХИДЖРЫ ПО ЛУННОМУ КАЛЕНДАРЮ.

У могилы Хайяма присядь и свою цель потребуй, Одно мгновенье досуга от горя мира потребуй. Если ты хочешь знать дату построения обелиска, Тайны души и веры у могилы Хайяма потребуй.

Мемориал Омара Хайяма в Нишапуре.

(воздвигнут на средства почитателей его таланта)

Нишапур. Мавзолей Омара Хайяма.

Нишапур.

Мавзолей Омара Хайяма.

2. ОМАР ХАЙЯМ - МАТЕМАТИК 1 МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ «Проблемы арифметики» Не обнаружен Из других работ известно, что он содержит сведения о разработанном им общем приеме извлечения корня любой степени с натуральным показателем «методом индийцев».

2. ОМАР ХАЙЯМ - МАТЕМАТИК

1 МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ

«Проблемы арифметики»

Не обнаружен

Из других работ известно, что он содержит сведения о разработанном им общем приеме извлечения корня любой степени с натуральным показателем

«методом индийцев».

Основываясь на известных фактах, ученые предполагают, что Хайям открыл формулу возведения  двучлена  a+b в степень n. Славу Омару Хайяму , как алгебраисту, принесла теория геометрических решений алгебраических уравнений. Он изложил ее в трактате  «О доказательствах задач алгебры и ал – мукабалы». Хайям впервые высказал мысль о том, что уравнения третьей степени не решаются с помощью «свойств круга» (т.е. с помощью циркуля и линейки), он подчеркивал, что их можно решить только с привлечением конических сечений. В трактате Омара Хайяма «Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле» рассматривается известная классическая задача, решенная Архимедом. Хайям дал полную классификацию кубических уравнений, имеющих положительные корни. Он выделил 19 классов; из них 5 сводятся к линейным и квадратным.. Для остальных 14 классов он указал метод решения с помощью конических сечений – параболы, равносторонней гиперболы, окружности.

Основываясь на известных фактах, ученые предполагают, что Хайям открыл формулу возведения  двучлена  a+b в степень n.

Славу Омару Хайяму , как алгебраисту, принесла теория геометрических решений алгебраических уравнений.

Он изложил ее в трактате

«О доказательствах задач алгебры и ал – мукабалы».

Хайям впервые высказал мысль о том, что уравнения третьей степени не решаются с помощью «свойств круга» (т.е. с помощью циркуля и линейки), он подчеркивал, что их можно решить только с привлечением конических сечений.

В трактате Омара Хайяма

«Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле»

рассматривается известная классическая задача, решенная Архимедом.

Хайям дал полную классификацию кубических уравнений, имеющих положительные корни. Он выделил 19 классов; из них 5 сводятся к линейным и квадратным.. Для остальных 14 классов он указал метод решения с помощью конических сечений – параболы, равносторонней гиперболы, окружности.

Трактат «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида» состоит из трех частей. Первая часть посвящена теории параллельных линий. Стремясь доказать 5 постулат Евклида, Хайям сформулировал принцип, на котором основано его доказательство: «Две сходящиеся прямые пересекаются, и невозможно  чтобы прямые расходились в направлении схождения». Во второй и третьей частях трактата О.Хайям анализирует античную теорию отношений и учение о числе. Средневековый ученый внес значительный вклад и создание понятия действительного числа. Понятие иррационального числа стало равноправным с числом рациональным. Кроме того, в первой части трактата рассматривается четырехугольник с двумя прямыми углами при основании и равными боковыми сторонами. Ученый исследовал величину двух других углов четырехугольника. Используя свой принцип, Омар Хайям опроверг гипотезу острого и тупого углов, а затем доказал  5 постулат. О взаимосвязи геометрии с арифметикой Хайям пишет так: «Геометрия нуждается в числах».

Трактат «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида»

состоит из трех частей.

Первая часть посвящена теории параллельных линий. Стремясь доказать

5 постулат Евклида, Хайям сформулировал принцип, на котором основано его доказательство:

«Две сходящиеся прямые пересекаются, и невозможно  чтобы прямые расходились в направлении схождения».

Во второй и третьей частях трактата О.Хайям анализирует античную теорию отношений и учение о числе.

Средневековый ученый внес значительный вклад и создание понятия действительного числа. Понятие иррационального числа стало равноправным с числом рациональным.

Кроме того, в первой части трактата рассматривается четырехугольник с двумя прямыми углами при основании и равными боковыми сторонами. Ученый исследовал величину двух других углов четырехугольника. Используя свой принцип, Омар Хайям опроверг гипотезу острого и тупого углов, а затем доказал  5 постулат.

О взаимосвязи геометрии с арифметикой Хайям пишет так: «Геометрия нуждается в числах».

Омар Хайям работал в крупнейших научных и культурных центрах Средней Азии – Балхе, Самарканде,  Исфахане,  Бухаре, где прославился как великий математик. Его приглашали ко двору многие властители Востока.  Правитель Бухары в знак наивысшего уважения сажал его для беседы рядом с собой на престол. В Исфахане  прошли наиболее плодотворные 18 лет жизни ученого. Он стал приближенным султана, но отказался принять власть над родным городом Нишапуром,  говоря, что «не хочет управлять людьми, приказывать и запрещать, а хочет посвятить себя науке и людям».

Омар Хайям работал в крупнейших научных и культурных центрах Средней Азии – Балхе, Самарканде,  Исфахане,  Бухаре, где прославился как великий математик.

Его приглашали ко двору многие властители Востока. 

Правитель Бухары в знак наивысшего уважения сажал его для беседы рядом с собой на престол.

В Исфахане  прошли наиболее плодотворные

18 лет жизни ученого.

Он стал приближенным султана, но отказался принять власть над родным городом Нишапуром,  говоря, что «не хочет управлять людьми, приказывать и запрещать, а хочет посвятить себя науке и людям».

Омар Хайям пишет: Хорошо, если платье твое  без прорех,  И о хлебе насущном подумать не грех.  А всего остального и даром не надо-  Жизнь дороже богатства и почестей всех.  О своих занятиях наукой он пишет так:  Не была познанья жажда чуждой сердца моего,  Мало тайн осталось в мире, недоступных для него.  Семьдесят два долгих года размышлял я дни ночи.  Лишь теперь уразумел я, что не знаю ничего . О том, как много работал ученый, видно из строк: Мне мудрость не была чужда земная.  Разгадки тайн  ища, не ведал сна я.

Омар Хайям пишет:

Хорошо, если платье твое  без прорех, И о хлебе насущном подумать не грех. А всего остального и даром не надо- Жизнь дороже богатства и почестей всех. О своих занятиях наукой он пишет так: Не была познанья жажда чуждой сердца моего, Мало тайн осталось в мире, недоступных для него. Семьдесят два долгих года размышлял я дни ночи. Лишь теперь уразумел я, что не знаю ничего .

О том, как много работал ученый, видно из строк:

Мне мудрость не была чужда земная. Разгадки тайн  ища, не ведал сна я.

Собрание восточной мудрости в переводах известных русских поэтов«Рубайят». Омар Хайям утвердил внутренние законы рубаи, выгранил и трансформировал эту форму в новый философско- афористический поэтический жанр. Каждое его четверостишие- это маленькая поэма.

Собрание восточной мудрости в переводах известных русских поэтов«Рубайят».

Омар Хайям утвердил внутренние законы рубаи, выгранил и трансформировал эту форму в новый философско- афористический поэтический жанр.

Каждое его четверостишие- это маленькая поэма.

Легенды об Омаре Хайяме

  • Однажды в городе Балы, на улице работорговцев, во дворце эмира, на пиру за веселой беседой наш учитель Омар Хайям сказал: "Меня похоронят в таком месте, где всегда в дни весеннего равноденствия свежий ветер будет осыпать цветы плодовых ветвей". Через двадцать четыре года я побывал в Нишапуре, где был похоронен этот великий человек, и попросил указать мне его могилу. Меня привели на кладбище Хайры,и я увидел могилу у подножия садовой стены, осененную грушевыми и абрикосовыми деревьями и осыпанную лепестками цветов так, что она была совершенно скрыта под ними. Я вспомнил слова, сказанные в Балхе, и заплакал. Нигде во всем мире до обитаемых его границ не бывало человека, подобного ему .

(рассказ современника)

2. Глава империи Великих сельджуков Низам-ул-мульк, образованнейший человек своего века, обладавший большим государственным талантом, предложил Хайяму управлять городом Нишапуром и всей прилегающей областью. Хайям ответил: "Не хочу управлять людьми, приказывать и запрещать, а хочу весь свой разум посвятить науке на пользу людям! « Его счастьем были Близнецы: Солнце и Меркурий находились в степени восхождения в третьем градусе Близнецов Меркурий был в перигелии, и Юпитер, смотря на них обоих, был в утроении.

(гороскоп Хайяма)

Имам Хорасана,  Ученейший Муж Века, Знаток  Истины, Царь Философов Востока и Запада – таков неполный список почетных титулов Омара Хайяма в зените славы .

Имам Хорасана, 

Ученейший Муж Века, Знаток  Истины,

Царь Философов Востока и Запада –

таков неполный список почетных титулов Омара Хайяма в зените славы .

Фрагменты видео- для возможного использования на уроках 1. Видео – великий мистик и мудрец Востока Омар Хайям. Знаменитые рубаи http://video.mail.ru/mail/tatianasuvac/229/941.html 2. Видео – Омар Хайям http://video.mail.ru/mail/feniks4726/4211/4239.html 3. Омар Хайям. Что мне ничего не известно http://www.youtube.com/watch?v=BsE-HBLN27Y&feature=related 4. Омар Хайям. Бытует мнение, что счастье-это дар http://www.youtube.com/watch?v=B4d7EP63wMc

Фрагменты видео-

для возможного использования

на уроках

1. Видео – великий мистик и мудрец Востока Омар Хайям. Знаменитые рубаи

http://video.mail.ru/mail/tatianasuvac/229/941.html

2. Видео – Омар Хайям

http://video.mail.ru/mail/feniks4726/4211/4239.html

3. Омар Хайям. Что мне ничего не известно http://www.youtube.com/watch?v=BsE-HBLN27Y&feature=related

4. Омар Хайям. Бытует мнение, что счастье-это дар

http://www.youtube.com/watch?v=B4d7EP63wMc

Список используемой литературы: Глейзер Г. И. История математики в школе VII-VIII кл. Пособие для учителей. –М.: Просвещение, 1982. Омар Хайям – математик и поэт.//Математика в школе. №17/ 1998. Юшкевич А. П.  История математики в средние века. М.: Просвещение, 1961 www.geocities.com/ www.sufism.ru/perssufi/images/omar www.rusk.ru www.easttime.ru foto.mail.ru www.it-n.ru/attachment.aspx?id=112686

Список используемой литературы:

  • Глейзер Г. И. История математики в школе VII-VIII кл. Пособие для учителей. –М.: Просвещение, 1982.
  • Омар Хайям – математик и поэт.//Математика в школе. №17/ 1998.
  • Юшкевич А. П.  История математики в средние века. М.: Просвещение, 1961

www.geocities.com/

www.sufism.ru/perssufi/images/omar

www.rusk.ru

www.easttime.ru

foto.mail.ru

www.it-n.ru/attachment.aspx?id=112686


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация по казахской литературе на тему "Тарихта ?ал?ан адам - Омар Хайям"

Автор: Кустумбаева Айдана

Дата: 28.04.2015

Номер свидетельства: 206601


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства