?Міржа?ып Дулатов - а?артушы, ?лт м?ддесі, т?уелсіздік жолында?ы жалынды к?рескер, Алаш ?оз?алысыны? ?айраткері бол?ан азамат. Осы жолда а?ынды?, жазушылы? аудармашылы?, журналшылы? ?абілеттерін барынша пайдалан?ан. Ал?аш?ы ?аза? романы - «Ба?ытсыз Жамалды?» авторы. Жалынды ?нге, жігерлі ша?ыру?а толы «Оян, ?аза?!» кітабын шы?арып, ?у?ын?а т?скен.
?Алаш ?дебиетіні? басы - Ахмет Байт?рсыновты? «Масасы» мен Міржа?ып Дулатовты? «Оян, ?аза?!» жина?тарына енген, ал?аш?ылары 1904-1905 жылдардан бастап жазыл?ан жалынды жырлар», - деп ?аза? ?дебиетіні? жа?а бір д?уіріні? басы деп ба?алайды
Многогранна, удивительно активна, деятельна жизнь Мыржакыпа Дулатова, трагически оборвавшаяся в 1935 году.
Жизнь и деятельность Мыржакыпа Дулатова, замечательного поэта, писателя, переводчика, журналиста, педагога также приходятся на начало XX века, время, когда казахское общество было в состоянии своеобразного вакуума, обострялись разного рода противоречия социального, политического и духовного характера.
Выйдя на общественную арену вместе с активной частью интеллигенции, среди которой выделяется А. Байтурсынов, М. Дулатов активно влиял на национальное самосознание народа и призывал к его освобождению. На сложном пути поиска истины были ошибки, неосторожные действия, но была и правда жизни и справедливые требования, созвучные сегодняшнему дню. К сожалению, жизнь этого человека насильственно оборвалась.
Жизненный путь. М. Дулатов родился 25 ноября 1885 года в местечке Сарыкеп Тургайского уезда, нынешней Кустанайской области, Б семье аульного мастера. Мать умерла, когда ему было всего два года, отца лишился в 12 лет. Учился в аульной школе, затем в Тургайском двухклассном русско-казахском училище. Окончив педагогические курсы, с 1902 года учительствует в ауле, посвящая свободное время самообразованию, освоению творческого наследия национальных, русских и зарубежных писателей. 148
Молодой учитель, в детстве видевший горькую долю и убогое положение бедноты, не мог стоять в стороне от бурлящих событий того времени. Определить форму участия в событиях времени Мыржакыпу помогла встреча с Ахметом Байтурсыновым, Алиханом Букейхановым, которые в то время активно занимались просветительской и общественной деятельностью. В дни революционных событий 1905 года он находится в рядах демонстрантов в Каркаралинске. В те годы в Уральске состоялся съезд областей и была образована "Казахская конституционно-демократическая партия". В работе съезда участвовали видные казахские и татарские прогрессивные деятели: А. Букейханов, М. Дулатов, Г. Тукай, А. Бримжанов, Б. Каратаев, М. Тухватуллин, А, Тынышпаев и другие. На съезде говорилось о свободе народа, о развитии национальной культуры, языка и литературы, свободе вероисповедания, была составлена петиция царскому правительству.
В 1906 году в составе группы делегатов М. Дулатов ездил в Петербург. В это время там было немало прогрессивных представителей казахской интеллигенции и учащейся молодежи. Исполненные желанием найти правду и справедливость, они решили создать свой печатный орган - газету под символическим названием "Серке" (вожак, который умеет вывести отару овец на дорогу во время степного бурана). В 1907 году в Петербурге выходит ее первый номер. В издании газеты самое деятельное участие принимал М. Дулатов. Здесь было опубликовано его стихотворение "К молодежи", во втором номере под псевдонимом Аргын он помещает статью "Наши задачи", в которой разоблачает политику царизма относительно национальных окраин. Однако номер газеты был конфискован, а дальнейшее издание ее запрещено.
М. Дулатов продолжает сочинять полные гражданского и призывного к борьбе духа стихи. Сборник стихов "Оян казак" ("Пробудись, казах!"), увидевший свет в Казани в 1909 году и дважды переиздававшийся за короткое время, также был конфискован, автора заключили в тюрьму. "Открой глаза, проснись, казах, подними голову, не теряй зря время в темноте.",- таковы были тогда дулатовские строки.
Его острое неприятие действительности было социально направленным и вызвано стремлением помочь родному народу, активно участвовать в его жизни, в его судьбе. В эти годы талант его достиг полной зрелости. В 1919 году в Казани выходит его роман "Несчастная Жамал", в котором автор показывает униженное положение женщины в казахском ауле. В 1913 году в Оренбурге выходит сборник стихов "Гражданин", Б 1915 году - литературно публицистическая книга "Терме", в эти же годы автор пишет учебники по литературе, арифметике, переводит на казахский язык ряд произведений Фирдоуси, Крылова, Пушкина, Лермонтова, Шиллера, Тукая. Одновременно вместе с А. Байтурсыновым издает в Оренбурге (1913- 1918 гг.) газету "Казах", на страницах которой помешает статьи на злободневные темы из жизни издательство Казахстана.
Понять и постигнуть действительный ход исторического развития сложно, трудно. Несмотря на то, что в канун октябрьских революционных бурь М. Дулатов и А. Байтурсынов и другие стояли на позициях трудового народа, поощряли его нужды и чаяния, стремление к свободе, духовно приобщались к демократическим, просветительским, отчасти и революционным идеям времени, тем не менее они попадают под влияние партии "Алаш-Орда", вёря в нее как в спасителя народа. Идейно-политическое лицо этой партии до сих пор не выяснено, предстоит тщательно изучить. Долгое время эта партия считалась буржуазно-националистической, реакционной. Об этой поре реакции и блужданий поэт с горечью пишет: Вошел в туман казахский народ, Позади пропасть, впереди - тьма, Среди заблудившихся собратьев, Мало тех, кто знает истинную дорогу.
Вскоре М. Дулатов отошел от партии "Алаш-Орда" и занялся журналистикой, научной в педагогической работой. В конце 1928 года в Казахстане началось преследование деятелей дореволюционной интеллигенции. М. Дулатову было предъявлено обвинение в нелегальной деятельности по возрождению буржуазно-националистического движения. Он был арестован и приговорен к расстрелу, который впоследствии был заменен заключением на 10 лет. Скончался М. Дулатов в лазарете Соловецкого лагеря 5 октября 1935 года. Имя и творчество М. Дулатова долго было запрещено. Лишь 4 ноября 1988 года был реабилитирован. В 1991 году было издано собрание его сочинений, Включающие в себя стихи, прозаические про изведения, журнально-газетные статьи.