«Певучих линий тоненькие струнки...»  (« Пушкиниана» глазами Нади Рушевой) 
Надя Рушева 
    
«Пера разбег – как будто взмах крыла…» 
 
6 марта 2014 года исполнилось 45 лет со дня смерти юной художницы Нади Рушевой. Прожив всего лишь 17 лет, эта необыкновенная девочка оставила после себя огромное духовное наследие – около 12 000 потрясающих рисунков! Выполняя свои композиции в технике линейной графики (преимущественно чернилами и тушью), Надя подарила нам зримые образы художественных произведений более 50 авторов. Одним из любимых поэтов Нади Рушевой был А.С.Пушкин . С творчеством великого поэта связано более 300 рисунков Надежды, удивительно точно передающих пушкинский дух...  
    
  Надя Рушева  –   «девочка  по имени Жизнь...» 
 Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха.   Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа. Она работала почти с отчаянием, стремясь сказать людям как можно больше.   Откуда у 16-летней девочки такое знание людей, эпох? Это загадка, которая никогда не будет разгадана...                           
(Д.С.Лихачёв)  
    
Удивительная семья... 
Родители Нади - московский театральный художник Николай Рушев и прекрасная тувинская балерина Наталья Ажикмаа  - познакомились в Туве в 1945 году. Вскоре состоялась свадьба, а 
31 января 1951 года в Монголии, куда получила назначение молодая семья, у них родилась дочь Надежда  (по-монгольски Найдан , что значит «вечно живущая»). Имя, данное девочке монгольским мудрецом, стало пророческим... 
    
Ростки таланта... 
Вскоре после рождения дочери семья Рушевых уезжает в Москву. У Нади очень рано обнаружился художественный талант, и девочка стала заниматься в студии Дворца пионеров у педагога Людмилы Алексеевны Магницкой. 
Рисунки маленькой художницы потрясали своей чистотой, изяществом и недетской мудростью... 
    
Картинки с выставки... 
Первая выставка рисунков маленькой художницы была организована журналом «Юность» в мае 1964 года , когда девочка училась в 5 классе. За эту короткую жизнь у Надежды было 15  персональных выставок : в Москве, Ленинграде, Варшаве. Её рисунки полюбили в Польше, Чехословакии, Индии, Румынии. 
Многие из них были навеяны пушкинской поэзией... 
    
«Самый-самый родной поэт...» 
Пушкина художница называла «самым-самым родным поэтом»: 
«Сначала были рисунки к сказкам Пушкина: папа читал книжки, а я рисовала в это время». Так, за один вечер, пока отец читал вслух «Сказку о царе Салтане» , семилетняя девочка нарисовала 36 иллюстраций к своей любимой сказке! 
    
 «Есть ценности, которым нет цены:  Клочок бумаги с пушкинским рисунком...» 
 
Пушкин  – особый мир Нади, её особая любовь, особая её Вселенная... Войдя в жизнь маленькой девочки своими чудесными сказками, Поэт остался в её жизни навсегда. Сначала были рисунки к стихам и сказкам Пушкина, потом на листах альбома появились раздумья о жизни Поэта. 
    
«Пречуткое сердце...» 
Известный скульптор и график, академик Василий Алексеевич Ватагин, хорошо знавший Надю Рушеву, сказал о ней: «У неё пречуткое сердце. Она не повторяет жизнь, а воссоздаёт её...» 
Надя воссоздавала жизнь Пушкина чуть ли не с младенчества: 
Четырёхлетний Саша с сестрой 
Пушкин во младенчестве 
На руках 
у Надежды Осиповны 
    
«...и скромная семьи моей обитель...» 
Родители Пушкина 
Саша и Оля Пушкины 
Поэт в 10 лет 
Саша Пушкин 
с сестрой 
    
«...и скромная семьи моей обитель...» 
Родители поэта, Сергей Львович и Надежда Осиповна 
Танцующий Саша Пушкин 
    
«Благослови, ликующая муза.  Благослови: да здравствует лицей!» 
Надя посещает город  Пушкин и оказывается в комнате, где 6 лет жил юный Александр-лицеист. Девочка чувствует эту непередаваемую атмосферу пушкинской эпохи, ощущает особый её колорит... 
    
«Воображаю день счастливый,  Когда средь вас возник Лицей...» 
Затем Надя создаёт серию лицейских рисунков : портреты Пушкина-лицеиста, его товарищей по Лицею – Дельвига, Пущина, Кюхельбекера. Под изящным пером Надежды возникают миниатюрные жанровые сценки лицейского быта... 
    
«Тебя зову...в приют поэзии счастливой...» 
Лицейская серия рисунков была одной из 
любимых Надиных работ. В этой серии она 
изображает и счастливый круг друзей, 
и уединённые занятия в студенческой келье. 
В портретах лицеистов – и лёгкая грусть, и насмешливость, и юношеская восторженность. 
Надя чудесным образом словно продолжает 
пушкинские зарисовки на полях его тетрадей... 
Саша Пушкин читает стихи перед Г.Р.Державиным 
Пушкин и Кюхельбекер(Кюхля) 
    
«Чистейшей прелести чистейший образец...» 
Вслед за лицейской серией появляется цикл эскизов, посвящённых Натали...  
    
«Я влюблён, я очарован, я совсем огончарован…» 
 
 
О, как милее ты, смиренница моя!  О, как мучительно тобою счастлив я,  Когда, склоняяся на долгие моленья,  Ты предаешься мне нежна без упоенья... 
    
«В обитель дальную трудов и чистых нег...» 
    
«Я женат – и счастлив...» 
Детский праздник в доме Пушкиных 
    
«При детях и жене сначала  я был тих...» 
Надя Рушева рисует портреты Наталии Николаевны, её изображения с детьми... 
Тончайшее проникновение художницы в жизнь семьи Пушкиных кажется мистическим. Так и видится, что жизнь Пушкина и Натали, быт их дома, детали взаимоотношений описывает в рисунках человек, хорошо знакомый с жизнью великого Поэта. 
    
«...ясновидящее проникновение...» 
В 60-е годы у Нади состоялось знакомство 
 со старейшим пушкинистом 
Арнольдом Гессеном. 
Накануне с успехом прошла выставка «Лицейской серии» рисунков в Музее 
  Пушкина на Мойке. А.И.Гессен в это   время готовил к изданию книгу    «Жизнь поэта». Потрясённый    творчеством       гениальной  девочки, пушкинист    предложил Надежде      проиллюстрировать первые главы. 
    
Из воспоминаний А.И.Гессена: 
« На 95-ом году своей жизни я привык ничему не удивляться. Но - Надя Рушева! Откуда у этой девочки такое глубокое и изящное чувство художника? Откуда такое ясновидящее проникновение в дух и настроения Пушкина и его эпохи? Я работал над новой книгой «Жизнь поэта", которую задумал иллюстрировать рисунками самого поэта. Но до двадцати лет Пушкин не рисовал! 
   "Надя, восполните этот его невольный    пробел?" И я дал ей почитать в рукописи   первые главы "Детство" и «Лицейский    Парнас". Через месяц мы снова встретились.   В папке ее лежало больше семидесяти    рисунков. Они 
  были совершеннее прежних, перенесли нас 
  в знакомый пушкинский мир…» 
    
«И пальцы просятся  к перу, перо к бумаге...» 
 Чтобы постичь особый мир Поэта, Надя делала рисунки пушкинского цикла гусиным пером. Она постоянно возилась в эти дни с гусиными перьями, зачинивала их, обжигала в пламени свечи, делала бесчисленные срезы, чтобы достичь определённой, нужной для рисунка гибкости оконечья пера.          В пушкинском цикле Нади явно ощущается созвучие с манерой рисунка самого Поэта - лёгкого, непринуждённого, изящного, как бы летучего. Но в то же время в этих рисунках – сама Надежда: её лаконичная   компановка, уверенная определённость линий,  импровизационнаясвобода…    
Автопортрет 
Пушкина 
Н.Рушева 
Портрет 16-летнего Пушкина 
    
«Союз волшебных звуков, чувств и дум…» 
Надя продолжает погружаться в пушкинскую эпоху, много читает и работает над иллюстрациями к произведениям Пушкина: «Пиковая дама», «Бахчисарайский фонтан», «Повести Белкина», «Маленькие трагедии»,  «Евгений Онегин» . И вновь – красота свободных и гибких линий пера на бумаге…И вновь – глубокое проникновение в душу Поэта, в его сердце и мысли… 
    
«Но скорбь час от часу меня стесняла боле...» 
   Всё чаще притягивают к себе Надю Пушкинский музей, выставки, спектакли и связанные с именем Поэта места: Михайловское, Захарово, Остафьево, Суханово… Девочка старается взглянуть на Поэта по-новому, прикоснуться к тайне творчества и человеческой жизни Пушкина-писателя, супруга, папы… 
 Особенно трогательны рисунки Нади, связанные с последними днями жизни Александра Сергеевича..    
Убит поэт – отец четырёх детей 
Н.Пушкина и А.Пушкин накануне дуэли 
    
«Драгоценный слиток...» 
Вы помните, 
у Пушкина есть строки-  "Виденья мимолетного черты"?  Как песенные пушкинские строфы,  Рисунки Нади Рушевой чисты... 
  
 
 Вячеслав Щепкин,  историк и журналист 
 (из стихотворения  «Рисунки Нади  Рушевой»)    
    
«Моцарт рисунка…» 
 Надя Рушева в своих композициях почти не использует перспективу и масштаб. В графике Нади люди всегда в экспрессивном движении, в фигурах и лицах героев отражены их психологическое состояние и эмоциональное напряжение. Фантазия в ее рисунках свободна и не знает границ.           "Я убежден, что линейный рисунок имеет 
специфику: в нем больше лаконизма, ясности, 
прямоты мысли… Все рисунки Нади Рушевой 
были линейными, певучими и красивыми," – 
 таково мнение известного художника 
Н.Н.Жукова. 
 
«Надя – Моцарт 
рисунка» , - написали 
посетители её выставки 
в Москве. 
  
 
Автопортрет 
    
«Я живу жизнью тех, которых рисую...» 
 Уникальна была техника исполнения Надиных рисунков. Надя не пользовалась карандашом и ластиком, не намечала предварительных линий будущего рисунка - линия её всегда была единична и окончательна, у нее была удивительная способность к импровизации - тушь, перо, фломастер, лишь изредка подцвеченные пастелью или акварелью. Сама Надя говорила так: "Я вижу, как на бумаге проступают контуры будущего рисунка - мне остаётся только обвести их…« 
  Но прежде чем создать такую вот 
артистически законченную импровизацию, 
Надя вбирала в себя тот мир, живой пульс 
которого она отобразит в своём рисунке: 
«Я живу жизнью тех, которых рисую…» 
 
    
«Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха…»  Д.С.Лихачёв 
«Гениальная девочка обладала 
поразительным даром 
проникновения в область 
человеческого духа…». 
академик Д.С.Лихачёв 
 
 
 
«Её рисунки далеко выходят за пределы детского творчества, но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с лёгкостью ее техники, чувством композиции, с остротой её образов, с её творческим восприятием мира». 
художник В.А.Ватагин  
«То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка. 
Они не требуют доказательств своей первозданности». 
писатель И.Л.Андроников 
    
 «Пушкиниана» Нади останется  во времени, как её самознак!»      Н.А.Дёмина. искусствовед   
“ Пушкиниана”Нади Рушевой 
 является вершиной её творчества. Подобно самому Пушкину, художница создавала эту серию от радостного творческого избытка. Её слияние с образами А.С.Пушкина, Наталии Гончаровой, их детей, с внутренним миром их семьи необыкновенно глубоко и реально! 
Она как бы срисовывала с натуры самые проникновенные кадры из жизни Поэта и его семьи.   
    
«Тебя, как первую любовь...» 
В 1969 г. на «Ленфильме» начались съёмки документального фильма "Тебя, как первую любовь...", посвящённого пушкинской теме в творчестве Нади. Во время съёмок Надежда вновь оказывается в столь дорогой её сердцу квартире Пушкина на набережной Мойки, 12 
    
«...рисовать сколько душе  угодно!» 
Падал снег. Пушистый, мягкий, мартовский. Девочка бежала по аллее пушкинского парка, и на её пути возникали наброски - веткой по снегу наносились изящные линии... 
 « Эрмитаж, Зимний дворец, квартира Пушкина на Мойке...- и всё это можно рисовать сколько душе угодно!» - говорила она. 
Приехала из любимого Пушкинского Петербурга жизнерадостная, полная творческих сил! 
 
А через три дня 
Нади Рушевой не стало... 
 
    
«Пока не меркнет свет, пока горит свеча...» 
Собираясь в школу утром 6 марта 1969 года , Надя неожиданно потеряла сознание. Она умерла в больнице из-за разрыва сосуда головного мозга и кровоизлияния в мозг. Врождённый дефект сосуда головного мозга оборвал её жизнь в 17 лет... 
Из воспоминаний мамы Нади, Натальи Дойдаловны: 
«Дочь была оживленная, радостная. В руке она держала горящую красную свечу, по которой стекал белый воск. 
«Мама, посмотри, как красиво!» Я ушла, 
а через несколько минут она потеряла 
сознание...» 
 
Та свеча, с застывшими восковыми 
слезами, до сих пор стоит на столе 
юной художницы... 
    
     «Она рисовала     сердцем...»   Л.Кассиль       
 Как реквием по умершей девушке и как гимн ее таланту звучат слова художника В.А.Ватагина: "Беспощадная жестокость судьбы вырвала из жизни только что расцветший талант гениальной московской девочки Нади Рушевой...» 
Она подарила миру потрясающие 
рисунки, в которых – лёгкость 
 пера, мудрость и 
 то чувство соразмерности, 
которое в нашем представлении 
неразрывно связано с образом, 
поэзией и графикой Пушкина... 
    
«Божественный Дар Человечеству...» 
«Искупительное творчество Надежды Рушевой! Её рисунки − бесконечной чистоты и гармонии, невероятной глубины психологического проникновения в образ являются Божественным Даром человечеству. Они питают и нравственно обогащают тысячи людей во всем мире...» 
    Н.В.Маслова, кандидат исторических     наук, доктор психологических наук 
Наследие Нади Рушевой хранится в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Музее Пушкина в Москве. В московской школе 470, где училась художница (теперь имени Нади Рушевой), 
а также в Туве, на родине Надиной мамы, работают музеи, хранящие множество 
её работ. 
    
«...Но в сердце память искрой брезжит...» 
21 октября 1982 года крымский астроном 
Л. Г. Карачкина открыла малую планету № 3516, которую назвала в честь Нади — 
3516 Рушева.    
На Кавказе есть перевал Нади Рушевой.    
Надя похоронена на Покровском кладбище в Москве. На памятнике высечен её любимый «Кентаврёнок» 
    
Светлый дар Надежды... 
Недетский почерк детского рисунка. 
Пера разбег - как будто взмах крыла. 
Певучих линий тоненькие струнки 
Звенят, срываясь с кончика пера. 
Вальсирует свободно по паркету 
Листа рука. 
Душе дар богом дан провидеть. 
Проступают силуэты 
Сквозь плотный белый ватмана туман. 
И очертанья чудного мгновенья 
Встают из пепла, возвещая вновь, 
Что живы божество и вдохновенье... 
И вечны жизнь, и слёзы, и любовь... 
 ...Нам сквозь туман неверья и  сомнений, 
 Из тайников бессмертного  вчера, 
 Протягивает вечно юный гений 
 Нить Ариадны с кончика пера. 
 Эдэль