kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация научно-исследовательской работы "Документальная проза писателя-дальневосточника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация научно-исследовательской работы литературного творчества Геннадия Николаевича Хлебникова, значимость и актуальность жизни которого во всем его наследии. Исследованы истоки жанра документальной прозы в творчестве Хлебникова, время начала строительства города, прослежена связь поколений, открыт художественный мир писателя.

Почему именно документальная проза, спросите вы? Потому, что сама биография человека, причем Человека с большой буквы,- это уже исторический документ, а творчество этого человека это исторический процесс складывания великого наследия для будущего поколения, который требует глубокого анализа и осмысления.

Из-под пера Г.Н. Хлебникова вышли повести и романы, прославляющие трудовой подвиг его современников на великой молодёжной стройке века в 30-40-ые годы XX столетия(«Алый цвет зари», «Испытание доверием», «На пределе»)

Так, с лёгкостью и интересом читается первая повесть этого замечательного прозаика «В долине Желтуги» (написанная в 1959 году), потому что автор рассказывает о мало известном эпизоде из истории дальнего Востока, эпизоде ярком и трагичном. 

Писатель открывает в знакомом мире незнакомые картины истории, дарит людям прекрасный мир человеческих взаимоотношений.Трудно найти слова, подобрать краски, чтобы выразить своё отношение к Г.Н.Хлебникову, человеку, который, опираясь на документальную основу, создаёт свою державу, свою комсомолиаду. Эта держава существует вокруг нас, рядом, в нас самих. Хлебников помогает нам попасть туда, рассказывая в своих книгах о причудливых сталактитах и мужественном охотнике Чубе, о злом духе и Желтугинской республике, о ØТрудно найти слова, подобрать краски, чтобы выразить своё отношение к Г.Н.Хлебникову, человеку, который, опираясь на документальную основу, создаёт свою державу, свою комсомолиаду. Эта держава существует вокруг нас, рядом, в нас самих. Хлебников помогает нам попасть туда, рассказывая в своих книгах о причудливых сталактитах и мужественном охотнике Чубе, о злом духе и Желтугинской республике, о строителях и защитниках Отечества, о милосердии, страданиях и радости.строителях и защитниках Отечества, о милосердии, страданиях и радости.

А каких трудов стоило Геннадию Николаевичу собрать этот ценный материал, чтобы создавать художественно документальные произведения. В поисках материала была исхожена и изъезжена вся округа. По сей день в систематизированном архиве писателя хранится множество рассказов старожилов, первостроителей обо всём, что касается Приамурья, его людей. Поэтому Геннадий Николаевич по достоинству заслужил и заслуживает до сих пор и уважение, и доверие. Он посвятил Комсомольску-на-Амуре всю свою судьбу. Только он да его ближайшие друзья знают сколько сил, здоровья было положено на создание каждой книги. Да, создать книгу художественно-документального жанра тяжело, но ради этого стоит жить! Ради этого и жил Геннадий Николаевич Хлебников, первостроитель, прозаик, скромный человек, почетнейший гражданин своего любимого города.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«презентация научно-исследовательской работы "Документальная проза писателя-дальневосточника" »

Научно-исследовательская работа учащихся 10а класса, руководитель Коконова Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы

Научно-исследовательская работа

учащихся 10а класса,

руководитель Коконова Любовь Ивановна,

учитель русского языка и литературы

I часть 1.1 Введение II Основная часть 2.1 Первые годы строительства города. Приезд Г.Н. Хлебникова в Комсомольск 2.2 Литературное наследие Хлебникова 2.3 По следам написанных произведений III часть 3.1 Отношение к творчеству Хлебникова его соратников по перу и критиков 3.2 Заключение Список используемой литературы
  • I часть
  • 1.1 Введение
  • II Основная часть
  • 2.1 Первые годы строительства города. Приезд Г.Н. Хлебникова в Комсомольск
  • 2.2 Литературное наследие Хлебникова
  • 2.3 По следам написанных произведений
  • III часть
  • 3.1 Отношение к творчеству Хлебникова его соратников по перу и критиков
  • 3.2 Заключение
  • Список используемой литературы
Цель: исследовать истоки жанра документальной прозы в творчестве Хлебникова. Задачи: -изучить время: начало строительства города, биографию писателя -изучить литературно-критические работы о творчестве Хлебникова -возбудить интерес к творчеству писателя-комсомольчанина -проследить связь поколений -открыть художественный мир Хлебникова -поразмышлять о патриотизме, о долге    Почему именно документальная проза, спросите вы? Потому, что сама биография человека, причем Человека с большой буквы,- это уже исторический документ, а творчество этого человека это исторический процесс складывания великого наследия для будущего поколения, который требует глубокого анализа и осмысления.
  • Цель: исследовать истоки жанра документальной прозы в творчестве Хлебникова.
  • Задачи:
  • -изучить время: начало строительства города, биографию писателя
  • -изучить литературно-критические работы о творчестве Хлебникова
  • -возбудить интерес к творчеству писателя-комсомольчанина
  • -проследить связь поколений
  • -открыть художественный мир Хлебникова
  • -поразмышлять о патриотизме, о долге
  •   Почему именно документальная проза, спросите вы? Потому, что сама биография человека, причем Человека с большой буквы,- это уже исторический документ, а творчество этого человека это исторический процесс складывания великого наследия для будущего поколения, который требует глубокого анализа и осмысления.
  • Любой исторический документ содержит в себе память о тех или иных событиях, фактах, процессах или явлениях. А память, в свою очередь, является угрожающей силе времени. Если мы будем уважать труд наших предков, чтить их традиции, обычаи даже песни и развлечения, то на Земле не будет места таким отрицательным чертам человеческой личности, как беспамятству, безответственности и бессовестности. Ведь изучая документальный материал, мы извлекаем опыт, постигаем мудрые заповеди старины, красоты и нравственных сил. И это всё сейчас очень актуально для нас сейчас, людей, живущих в этом бушующем и агрессивным двадцать первом веке.
  • Но если прокрутить все годы назад и повторить сначала, то можно остановиться на имени одного из живших в то время и живущего в XXI столетии человеке Геннадии Николаевиче Хлебникове, значимость и актуальность жизни которого во всем его наследии. Из-под пера вышли повести и романы, прославляющие трудовой подвиг его современников на великой молодёжной стройке века в 30-40-ые годы XX столетия(«Алый цвет зари», «Испытание доверием», «На пределе»)
Среди молодёжи, приехавшей строить город на Амуре, был парнишка, с обыкновенной славянской внешностью, с обыкновенной русской фамилией – Геннадий Хлебников, который родился 23 декабря 1915 года в селе Кипень Гатчинского района Ленинградской области. До приезда на новостройку он учился в ФЗУ в Павловске, получил профессию слесаря, затем путевку на Путиловский завод, а 27 июля 1934 года путёвку на строительство города Комсомольска. Как сам позже вспоминал сам Геннадий Николаевич: «19 сентября 1934 года я вступил в новое землячество, как вступили в него на всю жизнь парни и девушки, приехавшие на Амур из разных сёл и городов страны…»
  • Среди молодёжи, приехавшей строить город на Амуре, был парнишка, с обыкновенной славянской внешностью, с обыкновенной русской фамилией – Геннадий Хлебников, который родился 23 декабря 1915 года в селе Кипень Гатчинского района Ленинградской области. До приезда на новостройку он учился в ФЗУ в Павловске, получил профессию слесаря, затем путевку на Путиловский завод, а 27 июля 1934 года путёвку на строительство города Комсомольска.
  • Как сам позже вспоминал сам Геннадий Николаевич: «19 сентября 1934 года я вступил в новое землячество, как вступили в него на всю жизнь парни и девушки, приехавшие на Амур из разных сёл и городов страны…»
Вот и сбылась мечта нескольких тысяч молодых людей о создании прекрасного города на Амуре, на том месте, где когда-то стояло глухое таёжное село Пермское. Да, тяжело тогда приходилось: опытных кадров не хватало, хорошего оборудования не было, а работа была всегда разная и изнурительная. Но труды комсомольцев не оставались бесследными: город с каждым годом рос и набирал свою могущественность,- а вместе с ним богатели и силы духовности, литературные силы его жителей. Роль города в литературном процессе очевидна. Как из жёлудя вырастает могучее дерево, так из скромного кружка любителей словесности, из сборников, отпечатанных на обёрточной бумаге, вырастает крепкая ветвь древа отечественной литературы. Так, в Комсомольске профессиональными прозаиками, поэтами стали Н. Зодорнов, В. Ажаев, П. Воронин, А. Грачев, Н. Поварёнкин, Р. Агишёв, А. Демченко и другие. В эту великолепную плеяду вошел и Г. Хлебников.
  • Вот и сбылась мечта нескольких тысяч молодых людей о создании прекрасного города на Амуре, на том месте, где когда-то стояло глухое таёжное село Пермское. Да, тяжело тогда приходилось: опытных кадров не хватало, хорошего оборудования не было, а работа была всегда разная и изнурительная. Но труды комсомольцев не оставались бесследными: город с каждым годом рос и набирал свою могущественность,- а вместе с ним богатели и силы духовности, литературные силы его жителей. Роль города в литературном процессе очевидна. Как из жёлудя вырастает могучее дерево, так из скромного кружка любителей словесности, из сборников, отпечатанных на обёрточной бумаге, вырастает крепкая ветвь древа отечественной литературы. Так, в Комсомольске профессиональными прозаиками, поэтами стали Н. Зодорнов, В. Ажаев, П. Воронин, А. Грачев, Н. Поварёнкин, Р. Агишёв, А. Демченко и другие. В эту великолепную плеяду вошел и Г. Хлебников.
Так, с лёгкостью и интересом читается первая повесть этого замечательного прозаика «В долине Желтуги» (написанная в 1959 году), потому что автор рассказывает о мало известном эпизоде из истории дальнего Востока, эпизоде ярком и трагичном. Эта повесть говорит о том, как в 80-ых годах XIX столетия в бассейне Амура возникло вольное поселение золотоискателей - Желтугинская республика. В истории дальнего Востока события, которые произошли в долине реки Желтуги, естественно, не заняли заметного места, но с точки зрения стремления обездоленных людей создать своё независимое ни от кого поселение,- эти события представляют несомненный интерес.
  • Так, с лёгкостью и интересом читается первая повесть этого замечательного прозаика «В долине Желтуги» (написанная в 1959 году), потому что автор рассказывает о мало известном эпизоде из истории дальнего Востока, эпизоде ярком и трагичном. Эта повесть говорит о том, как в 80-ых годах XIX столетия в бассейне Амура возникло вольное поселение золотоискателей - Желтугинская республика. В истории дальнего Востока события, которые произошли в долине реки Желтуги, естественно, не заняли заметного места, но с точки зрения стремления обездоленных людей создать своё независимое ни от кого поселение,- эти события представляют несомненный интерес.
«Награда»

«Награда»

  • Ещё одним из произведений Хлебникова, в котором заключён интерес к коренным жителям Амура, их судьбам, проблемам, является повесть «Награда», которая была напечатана в Хабаровском книжном издательстве в 1966 году. Когда читаешь эту повесть, невольно вспоминаются другие, близкие ей по теме повести, романы, рассказы, и мысль, что история возрождения малых народов Дальнего Востока даёт богатейший материал для писателей, возникает сама собой. Тема дружбы народов в Русской литературе всегда будет находить своего художника, чуткого тем сложным переменам в сознание людей, которыми сопровождается отступление старого мира, поэтому, естественно, что всякая новая книга должна быть в той или иной мере открытием нового. Чем же порадовал в этом смысле читателей Геннадий Хлебников? Удалось ли ему сказать своё слово?
  • Повесть Геннадия Хлебникова рассказывает нам о жизни нанайцев - коренных обитателях Амура - в первые годы Советской власти, когда среди рыбаков и охотников, жителей мелких, разрозненных стойбищ, где ещё держались старые порядки, верования, шаманство, частная торговля китайских купцов, началась оздоровительная, культурная работа, принёсшая, как известно, свои замечательные плоды.
Книга «Хождение за горизонт» (1987 год), как и все произведения Геннадия Николаевича, не маловажна. И в этой повести наш прозаик-земляк изменяет себе. Это художественно-документальная повесть, повесть о друге, известном дальневосточном писателе Александре Матвеевиче Грачёве, авторе нескольких интересных книг, в том числе и романе о первостроителях нашего города «Первая Просека». В этой книге Г.Н.Хлебникову не только удалось дать правдивый колоритный образ Александра Матвеевича, который прошёл путь от простого паренька, сына донского казака-хлебороба, до известного писателя, а также показать его становление, как писателя, но и приоткрыть занавес над той школой мастерства, которую проходит, видимо, каждый писатель, начиная свой путь с первого своего удивления миру прекрасного.
  • Книга «Хождение за горизонт» (1987 год), как и все произведения Геннадия Николаевича, не маловажна. И в этой повести наш прозаик-земляк изменяет себе. Это художественно-документальная повесть, повесть о друге, известном дальневосточном писателе Александре Матвеевиче Грачёве, авторе нескольких интересных книг, в том числе и романе о первостроителях нашего города «Первая Просека». В этой книге Г.Н.Хлебникову не только удалось дать правдивый колоритный образ Александра Матвеевича, который прошёл путь от простого паренька, сына донского казака-хлебороба, до известного писателя, а также показать его становление, как писателя, но и приоткрыть занавес над той школой мастерства, которую проходит, видимо, каждый писатель, начиная свой путь с первого своего удивления миру прекрасного.
В 1979 году под редакцией журнала «Дальний  Восток» печатается повесть Хлебникова «Алый цвет зари». Эта повесть автобиографична. В ней автор делится своими воспоминаниями о том, как он вместе с другими комсомольцами-добровольцами по второму призыву прибыл на строительство города на Амуре, рассказывает автор о тяжёлой жизни и изнурительной работе, но, несмотря на все эти невзгоды и трудности, о тёплой дружеской атмосфере в рабочем коллективе. «Я сейчас удивляюсь той отчаянной смелости, с которой мы, комсомольцы тридцатых годов, брались за любое дело. Долго не раздумывая, я согласился бригадирить у монтажников. Опалубку и заливку бетона в то время вели бригады Алексея Смородова и Андрея Гоменька. Были это настоящие парни, ударники первых пятилеток. Даже в те героические дни они казались богатырями. На них мы равнялись, гордились ими и не перестаём гордится и сейчас…»
  • В 1979 году под редакцией журнала «Дальний Восток» печатается повесть Хлебникова «Алый цвет зари». Эта повесть автобиографична. В ней автор делится своими воспоминаниями о том, как он вместе с другими комсомольцами-добровольцами по второму призыву прибыл на строительство города на Амуре, рассказывает автор о тяжёлой жизни и изнурительной работе, но, несмотря на все эти невзгоды и трудности, о тёплой дружеской атмосфере в рабочем коллективе.
  • «Я сейчас удивляюсь той отчаянной смелости, с которой мы, комсомольцы тридцатых годов, брались за любое дело. Долго не раздумывая, я согласился бригадирить у монтажников. Опалубку и заливку бетона в то время вели бригады Алексея Смородова и Андрея Гоменька. Были это настоящие парни, ударники первых пятилеток. Даже в те героические дни они казались богатырями. На них мы равнялись, гордились ими и не перестаём гордится и сейчас…»
В повести «На пределе», как и в выше перечисленных повестях, проявилась особенность прозы Г. Хлебникова – строгая документальная основа, что особенно важно в изучении подлинной истории города. Это произведение посвящено военному времени, когда с первых же дней войны тысячи комсомольчан ушли на фронт, а оставшиеся в городе трудились с удвоенной силой, воодушевленные призывом: «Всё для фронта, всё для победы!». Полным ходом продолжалось строительство промышленных предприятий, расширение уже действующих: судостроительного и авиационного. В годы войны построены и вступили в строй первенец Дальневосточной металлургии завод «Амурсталь», заводы: нефтеперерабатывающий, «Амурлитмаш» , электротехнический, сернокислотный. Для сооружения только этих объектов оборонного значения потребовались десятки миллионов кирпичей. Эту задачу выполнил в основном кирпичный завод №1 Стройтреста №6, который стоял когда-то возле озера Мылки.
  • В повести «На пределе», как и в выше перечисленных повестях, проявилась особенность прозы Г. Хлебникова – строгая документальная основа, что особенно важно в изучении подлинной истории города.
  • Это произведение посвящено военному времени, когда с первых же дней войны тысячи комсомольчан ушли на фронт, а оставшиеся в городе трудились с удвоенной силой, воодушевленные призывом: «Всё для фронта, всё для победы!». Полным ходом продолжалось строительство промышленных предприятий, расширение уже действующих: судостроительного и авиационного. В годы войны построены и вступили в строй первенец Дальневосточной металлургии завод «Амурсталь», заводы: нефтеперерабатывающий, «Амурлитмаш» , электротехнический, сернокислотный. Для сооружения только этих объектов оборонного значения потребовались десятки миллионов кирпичей. Эту задачу выполнил в основном кирпичный завод №1 Стройтреста №6, который стоял когда-то возле озера Мылки.
Сунгурова Маша- дозировщица на прессе. Лохтина Валя- бригадир садчиков кирпича. Авдеева Маша- садчица кирпича в печь. Яфясова Зина- дозировщица глины. Разоренова Александра- бухгалтер Сидорова Зина- сушильщица кирпича Фролова Клава- сушильщица кирпича Никитина Христина- садчица кирпича

Сунгурова Маша- дозировщица на прессе.

Лохтина Валя- бригадир садчиков кирпича.

Авдеева Маша- садчица кирпича в печь.

Яфясова Зина-

дозировщица глины.

Разоренова Александра- бухгалтер

Сидорова Зина- сушильщица кирпича

Фролова Клава- сушильщица кирпича

Никитина Христина- садчица кирпича

трудом которого построены заводы и жилые кварталы города Юности.

трудом которого построены заводы и жилые кварталы города Юности.

  • Можно смело утверждать, что произведения «Алый цвет зари», «Испытание доверием», «На пределе» представляют собой трилогию. Их объединяют одни и те же герои, одно и тоже художественное пространство и стиль писателя.
Если книга - это золотая нить, связывающая два поколения - поколение, уходящее в прошлое, и будущее молодое поколение,- значит, выходит, что эта связь нарушается, и между этими двумя поколениями происходит разрыв. А если нет этой тонкой нити, то тогда откуда мы, молодёжь, должны извлекать мудрость и опыт? И как мы можем развить себя духовно, не зная ничего о наших предшественниках, об их судьбах и подвигах? Очень обидно за то, что мы теряем истоки нашей, духовности, которые невозвратно уходят в прошлое.
  • Если книга - это золотая нить, связывающая два поколения - поколение, уходящее в прошлое, и будущее молодое поколение,- значит, выходит, что эта связь нарушается, и между этими двумя поколениями происходит разрыв. А если нет этой тонкой нити, то тогда откуда мы, молодёжь, должны извлекать мудрость и опыт? И как мы можем развить себя духовно, не зная ничего о наших предшественниках, об их судьбах и подвигах? Очень обидно за то, что мы теряем истоки нашей, духовности, которые невозвратно уходят в прошлое.
Соратники по перу - Георгий Лоншаков и Владимир Коренев - в своих разговорах с другими людьми очень тепло отзывались о Геннадии Николаевиче Хлебникове, как о человеке и писателе, который всегда придёт на помощь. Но не только коллеги по писательской деятельности выражали хорошее отношение к Г.Хлебникову, а ещё простые жители Комсомольска и разные критики.
  • Соратники по перу - Георгий Лоншаков и Владимир Коренев - в своих разговорах с другими людьми очень тепло отзывались о Геннадии Николаевиче Хлебникове, как о человеке и писателе, который всегда придёт на помощь. Но не только коллеги по писательской деятельности выражали хорошее отношение к Г.Хлебникову, а ещё простые жители Комсомольска и разные критики.
  • В одной из своих статей Юрий Говердовский отметил, что когда в сентябре 1982 года в Комсомольске, в Доме Молодёжи проводился день Советской литературы, самые горячие и продолжительные аплодисменты выпали на долю писателя - комсомольчанина Геннадия Хлебникова. И это было сердечным признанием своему земляку за его верность городу, с которым связана вся его жизнь, за верность теме - все книги Геннадия Николаевича о Комсомольске и родном крае. Также на этой встрече сваи симпатии к творчеству Геннадия Николаевича высказали председатель литобъединения Г.Козлов, библиотекарь С.Вишнякова, журналисты А.Лозинов и Г.Куниловский, учителя А.Краснов и Н.Масловская, старейший участник литературного объединения Т.Н.Бородина и многие другие
  • Как-то в один из своих приездов к нам в город украинский литературный критик Н.Т.Равлюк, человек причастный к нашей земле, сказал, что произведения Хлебникова - это «добрые книги... со своим секретом... ». Эти слова о нашем писателе земляке в своей статье «За рабочим столом» (в газете «ДВК» ) подтвердил Геннадий Козлов, отметив, что они «Справедливы во всех отношениях».
  • Трудно найти слова, подобрать краски, чтобы выразить своё отношение к Г.Н.Хлебникову, человеку, который, опираясь на документальную основу, создаёт свою державу, свою комсомолиаду. Эта держава существует вокруг нас, рядом, в нас самих. Хлебников помогает нам попасть туда, рассказывая в своих книгах о причудливых сталактитах и мужественном охотнике Чубе, о злом духе и Желтугинской республике, о строителях и защитниках Отечества, о милосердии, страданиях и радости...
  • Писатель открывает в знакомом мире незнакомые картины истории, дарит людям прекрасный мир человеческих взаимоотношений.
  • А каких трудов стоило Геннадию Николаевичу собрать этот ценный материал, чтобы создавать художественно документальные произведения. В поисках материала была исхожена и изъезжена вся округа. По сей день в систематизированном архиве писателя хранится множество рассказов старожилов, первостроителей обо всём, что касается Приамурья, его людей. Поэтому Геннадий Николаевич по достоинству заслужил и заслуживает до сих пор и уважение, и доверие. Он посвятил Комсомольску-на-Амуре всю свою судьбу. Только он да его ближайшие друзья знают сколько сил, здоровья было положено на создание каждой книги. Да, создать книгу художественно-документального жанра тяжело, но ради этого стоит жить! Ради этого и жил Геннадий Николаевич Хлебников, первостроитель, прозаик, скромный человек, почетнейший гражданин своего любимого города.
  • Но, к сожалению, с этим человеком я встретиться не смог, его не стало с нами…
  • В ходе создания реферата я работал в литературных отделах краевого и городского музеев. Огромную помощь мне оказали сотрудники музеев: Ирина Владимировна и Ольга Николаевна, поэт комсомольчанин.
  • В процессе работы над рефератом я понял, что город строился в очень тяжёлых условиях, и в этих условиях закалялись характеры людей, рождались таланты. Теперь я иначе смотрю на город, на людей, лица которых исчерчены морщинами, и ловлю себя на мысли, что передо мной живая история Комсомольска. Я по праву чувствую себя достойным человеком, ибо соприкоснулся с этой историей, историей своего родного города, открыл для себя истоки мудрости, красоты и нравственных сил. И кто знает, может, ещё не одно поколение будет извлекать опыт, и постигать мудрые заповеди старины. изучая документальный материал.
  • Савичев Владимир Петрович, который на добровольных началах сплотил вокруг себя коллектив кирпичного завода, через администрацию города решает разные проблемы коллектива; в том числе и социальные.
  • Я думаю материал данной работы можно использовать при изучении творчества писателей-дальневосточников, на уроках литературы, истории, факультативных занятиях, классных часах по теме «Мы живём дальнем востоке»
Хлебников Г.Н. «На пределе», Комсомольск-на-Амуре,2002 г. Хлебников Г.Н. «Испытание доверием», Хлебников Г.Н. «Алый цвет зари», Хлебников Г.Н. «В долине Желтуги», 1959г. Хлебников Г.Н. «Награда», Хабаровск ,1966г. Материалы краеведческого музея г. Комсомольска-на-Амуре.
  • Хлебников Г.Н. «На пределе», Комсомольск-на-Амуре,2002 г.
  • Хлебников Г.Н. «Испытание доверием»,
  • Хлебников Г.Н. «Алый цвет зари»,
  • Хлебников Г.Н. «В долине Желтуги», 1959г.
  • Хлебников Г.Н. «Награда», Хабаровск ,1966г.
  • Материалы краеведческого музея г. Комсомольска-на-Амуре.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коконова Любовь Ивановна

Дата: 28.10.2015

Номер свидетельства: 244734


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства