Презентация на тему урока М.Ю.Лермонтов "Три пальмы" (восточное сказание)
Презентация на тему урока М.Ю.Лермонтов "Три пальмы" (восточное сказание)
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
«ТРИ ПАЛЬМЫ»
(Восточное сказание)
Цель урока:
1. познакомить учащихся с данным произведением М.Ю. Лермонтова;
2. развивать навыки выразительного чтения и анализа текста, творческие способности учащихся;
3. воспитывать нравственно-эстетические чувства.
Очень красивая легенда, полная прозрачных аллегорий, за красотой слога кроется глубокий смысл: В песчаных степях аравийской земли. Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый под сенью зеленых листов. От знойных лучей и летучих песков...
Оазис в пустыне, созданный этими удивительными деревьями, оживляет все вокруг, спасает от усталости и жажды всех проходящих по пустыне. Но недаром поэт употребил эпитет «гордые» пальмы. Они возроптали, отвергая справедливость Создателя: И стали три пальмы на Бога роптать: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор? Не прав твой, о небо, святой приговор!»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему урока М.Ю.Лермонтов "Три пальмы" (восточное сказание) »
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ УРОКА:
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ«ТРИ ПАЛЬМЫ»
(Восточное сказание)
ЦЕЛЬ УРОКА:
1. познакомить учащихся с данным произведением М.Ю. Лермонтова;
2. развивать навыки выразительного чтения и анализа текста, творческие способности учащихся;
3. воспитывать нравственно-эстетические чувства.
ЭПИГРАФ
И КАЖДЫЙ СТИХ ЕГО – КЛИНОК,
ОГНЕМ СВОБОДЫ ЗАКАЛЕННЫЙ.
(ВСЕВОЛОД РОЖДЕСТВЕНСКИЙ)
Юрий Петрович Лермонтов Мария Михайловна Лермонтова Арсеньева Елизавета Алексеевна
Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы. Бабушка Е.А.Арсеньева очень заботилась о воспитании внука, приглашала к нему лучших учителей. Учился Лермонтов охотно, много читал, свободно говорил по-французски и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, на скрипке, рисовал и лепил. Особенно увлекался он литературой и больше всех любил Пушкина. Лермонтов стал офицером, воевал на Кавказе.Но прежде всего он был поэтом. Лермонтов погиб на дуэли в 26 лет. За свою короткую жизнь он создал немало замечательных произведений, сделавших его имя одним из первых в русской литературе.М.Ю. Лермонтов через много лет обратился, как и А.С.Пушкин в IX «Подражании Корану», к «Притче Мухаммеда». Он сохранит все обстоятельства стихотворения своего предшественника, но осмыслит эту притчу по-новому.
История создания стихотворения
Очень красивая легенда, полная прозрачных аллегорий, за красотой слога кроется глубокий смысл: В песчаных степях аравийской земли. Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый под сенью зеленых листов. От знойных лучей и летучих песков...
Оазис в пустыне, созданный этими удивительными деревьями, оживляет все вокруг, спасает от усталости и жажды всех проходящих по пустыне. Но недаром поэт употребил эпитет «гордые» пальмы. Они возроптали, отвергая справедливость Создателя: И стали три пальмы на Бога роптать: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор? Не прав твой, о небо, святой приговор!»
Их мольба была услышана. Они принесли пользу. Их срубили, разожгли костер, и огонь согрел уставших путников. Но оказалось, что их предназначение было другое: хранить источник жизни в знойной пустыне. Трем пальмам не было дано постигнуть этот высший смысл, как человеку не дано постичь Промысел Божий. Своеволие порой приносит смерть, гибель. К чему же привело их своеволие, их ропот на волю Творца? И ныне все дико и пусто кругом - Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит - Его лишь песок раскаленный заносит, Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним.Эта поэтическая легенда наводит на мысль - не отразил ли в ней Лермонтов свою судьбу? Ему было дано от Бога высокое предназначение, уникальная память, а он просто не дорожил своей жизнью поэта-пророка - и погиб.
Автор идеи и видео Павел Каев. Читает артист театра и кино Алексей Борзунов. М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»
Словарная работа
Куща –тенистая роща
Роптать –выражать недовольство
Палимы –сжигаемы сильным солнцем
Челнок –выдолбленная из дерева лодка
Шатёр -большая палатка, крытая тканью, коврами
Сумрак –неполная темнота
Фарис -всадник
Композиция стихотворения
1.Жизнь гордых пальм в пустыне
(1,2 строфа)
2.Их обращение к Богу
(3 строфа)
3.Появление каравана
(4,5,6 строфа)
4.Пальмы встречают гостей
(7 строфа)
5.Гибель «питомцев столетий»
(8 строфа)
6.«Всё дико и пусто кругом»
(9,10 строфа)
- Какую роль играет подзаголовок – «Восточное сказание»?
автор определяет жанр стихотворения, подчёркивает легендарность событий, предупреждает о восточном, экзотическом происхождении сказания.
- Что значит выражение «питомцы столетий»?
Пальмы веками росли в пустыне, столетия словно вынянчили, взрастили их.
Это выражение придаёт особый трагизм гибели пальм: под ударом топора погибает то, что выращивалось столетиями.
Дайте определение терминов
Олицетворение
наделение неживой материи свойствами и качествами живого
Эпитет
поэтическое, художественно-образное определение предмета или явления
Антитеза
противопоставление понятий и образов в художественной литературе
Найдите олицетворение
«И стали три пальмы на Бога роптать»
«Приветствуют пальмы нежданных гостей»
«Одежду их сорвали малые дети, изрублены были тела их потом»
«Не шепчутся листья с гремучим ключом«: напрасно пророка о тени он просит»
Найдите эпитеты
«гордые пальмы»
«знойные лучи»
«пылающей грудью»
«роскошные листья»
Найдите антитезы
В песчаных степях аравийской землиТри гордые пальмы высоко росли.Родник между ними из почвы бесплодной,Журча, пробивался волною холодной,Хранимый, под сенью зеленых листов,От знойных лучей и летучих песков.
И ныне все дико и пусто кругом -Не шепчутся листья с гремучим ключом:Напрасно пророка о тени он просит -Его лишь песок раскаленный заноситДа коршун хохлатый, степной нелюдим,Добычу терзает и щиплет над ним.
Ответить на вопросы:
1) Какой подзаголовок имеет стихотворение М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»?
2) Какая притча лежит в его основе?
3) Кто из русских поэтов до М.Ю.Лермонтова обращался к этой притче?