kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему урока М.Ю.Лермонтов "Три пальмы" (восточное сказание)

Нажмите, чтобы узнать подробности

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
«ТРИ ПАЛЬМЫ»

(Восточное сказание)

Цель урока: 

1. познакомить учащихся с данным произведением М.Ю. Лермонтова;

 2. развивать навыки выразительного чтения и анализа текста, творческие способности учащихся;

 3. воспитывать нравственно-эстетические чувства. 

Очень красивая легенда, полная прозрачных аллегорий, за красотой слога кроется глубокий смысл: В песчаных степях аравийской земли. Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый под сенью зеленых листов. От знойных лучей и летучих песков...

Оазис в пустыне, созданный этими удивительными деревьями, оживляет все вокруг, спасает от усталости и жажды       всех проходящих по пустыне. Но недаром поэт употребил эпитет «гордые» пальмы. Они возроптали, отвергая            справедливость Создателя: И стали три пальмы на Бога роптать: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор? Не прав твой, о небо, святой приговор!» 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему урока М.Ю.Лермонтов "Три пальмы" (восточное сказание) »

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (1814 – 1841)

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ

(1814 – 1841)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ УРОКА:  МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ  «ТРИ ПАЛЬМЫ» (Восточное сказание)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ УРОКА:

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ «ТРИ ПАЛЬМЫ»

(Восточное сказание)

ЦЕЛЬ УРОКА:

ЦЕЛЬ УРОКА:

  • 1. познакомить учащихся с данным произведением М.Ю. Лермонтова;
  • 2. развивать навыки выразительного чтения и анализа текста, творческие способности учащихся;
  • 3. воспитывать нравственно-эстетические чувства.
ЭПИГРАФ И КАЖДЫЙ СТИХ ЕГО – КЛИНОК, ОГНЕМ СВОБОДЫ ЗАКАЛЕННЫЙ.   (ВСЕВОЛОД РОЖДЕСТВЕНСКИЙ)

ЭПИГРАФ

И КАЖДЫЙ СТИХ ЕГО – КЛИНОК,

ОГНЕМ СВОБОДЫ ЗАКАЛЕННЫЙ.

(ВСЕВОЛОД РОЖДЕСТВЕНСКИЙ)

Юрий Петрович Лермонтов Мария Михайловна Лермонтова Арсеньева Елизавета Алексеевна        Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы. Бабушка Е.А.Арсеньева очень заботилась о воспитании внука, приглашала к нему лучших учителей. Учился Лермонтов охотно, много читал, свободно говорил по-французски и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, на скрипке, рисовал и лепил. Особенно увлекался он литературой и больше всех любил Пушкина. Лермонтов стал офицером, воевал на Кавказе.  Но прежде всего он был поэтом. Лермонтов погиб на дуэли в 26 лет. За свою короткую жизнь он создал немало замечательных произведений, сделавших его имя одним из первых в русской литературе.  М.Ю. Лермонтов через много лет обратился, как и А.С.Пушкин в IX «Подражании Корану», к «Притче Мухаммеда». Он сохранит все обстоятельства стихотворения своего предшественника, но осмыслит эту притчу по-новому.   

Юрий Петрович Лермонтов Мария Михайловна Лермонтова Арсеньева Елизавета Алексеевна

  Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы. Бабушка Е.А.Арсеньева очень заботилась о воспитании внука, приглашала к нему лучших учителей. Учился Лермонтов охотно, много читал, свободно говорил по-французски и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, на скрипке, рисовал и лепил. Особенно увлекался он литературой и больше всех любил Пушкина. Лермонтов стал офицером, воевал на Кавказе. Но прежде всего он был поэтом. Лермонтов погиб на дуэли в 26 лет. За свою короткую жизнь он создал немало замечательных произведений, сделавших его имя одним из первых в русской литературе. М.Ю. Лермонтов через много лет обратился, как и А.С.Пушкин в IX «Подражании Корану», к «Притче Мухаммеда». Он сохранит все обстоятельства стихотворения своего предшественника, но осмыслит эту притчу по-новому.  

История создания стихотворения  Очень красивая легенда, полная прозрачных аллегорий, за красотой слога кроется глубокий смысл: В песчаных степях аравийской земли. Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый под сенью зеленых листов. От знойных лучей и летучих песков...  Оазис в пустыне, созданный этими удивительными деревьями, оживляет все вокруг, спасает от усталости и жажды всех проходящих по пустыне. Но недаром поэт употребил эпитет «гордые» пальмы. Они возроптали, отвергая справедливость Создателя: И стали три пальмы на Бога роптать: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор? Не прав твой, о небо, святой приговор!»

История создания стихотворения

Очень красивая легенда, полная прозрачных аллегорий, за красотой слога кроется глубокий смысл: В песчаных степях аравийской земли. Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый под сенью зеленых листов. От знойных лучей и летучих песков...

Оазис в пустыне, созданный этими удивительными деревьями, оживляет все вокруг, спасает от усталости и жажды всех проходящих по пустыне. Но недаром поэт употребил эпитет «гордые» пальмы. Они возроптали, отвергая справедливость Создателя: И стали три пальмы на Бога роптать: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор? Не прав твой, о небо, святой приговор!»

Их мольба была услышана. Они принесли пользу. Их срубили, разожгли костер, и огонь согрел уставших путников. Но оказалось, что их предназначение было другое: хранить источник жизни в знойной пустыне. Трем пальмам не было дано постигнуть этот высший смысл, как человеку не дано постичь Промысел Божий. Своеволие порой приносит смерть, гибель. К чему же привело их своеволие, их ропот на волю Творца? И ныне все дико и пусто кругом - Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит - Его лишь песок раскаленный заносит, Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним.  Эта поэтическая легенда наводит на мысль - не отразил ли в ней Лермонтов свою судьбу? Ему было дано от Бога высокое предназначение, уникальная память, а он просто не дорожил своей жизнью поэта-пророка - и погиб.   

Их мольба была услышана. Они принесли пользу. Их срубили, разожгли костер, и огонь согрел уставших путников. Но оказалось, что их предназначение было другое: хранить источник жизни в знойной пустыне. Трем пальмам не было дано постигнуть этот высший смысл, как человеку не дано постичь Промысел Божий. Своеволие порой приносит смерть, гибель. К чему же привело их своеволие, их ропот на волю Творца? И ныне все дико и пусто кругом - Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит - Его лишь песок раскаленный заносит, Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним. Эта поэтическая легенда наводит на мысль - не отразил ли в ней Лермонтов свою судьбу? Ему было дано от Бога высокое предназначение, уникальная память, а он просто не дорожил своей жизнью поэта-пророка - и погиб.  

Автор идеи и видео Павел Каев. Читает артист театра и кино Алексей Борзунов. М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»

Автор идеи и видео Павел Каев. Читает артист театра и кино Алексей Борзунов. М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»

Словарная работа

Словарная работа

  • Куща – тенистая роща
  • Роптать – выражать недовольство
  • Палимы – сжигаемы сильным солнцем
  • Челнок – выдолбленная из дерева лодка
  • Шатёр - большая палатка, крытая тканью, коврами
  • Сумрак – неполная темнота
  • Фарис - всадник
Композиция стихотворения   1. Жизнь гордых пальм в пустыне  (1,2 строфа) 2. Их обращение к Богу  (3 строфа)  3. Появление каравана (4,5,6 строфа) 4. Пальмы встречают гостей (7 строфа)  5. Гибель «питомцев столетий» (8 строфа)  6. «Всё дико и пусто кругом» (9,10 строфа)

Композиция стихотворения

1. Жизнь гордых пальм в пустыне

(1,2 строфа)

2. Их обращение к Богу

(3 строфа)

3. Появление каравана

(4,5,6 строфа)

4. Пальмы встречают гостей

(7 строфа)

5. Гибель «питомцев столетий»

(8 строфа)

6. «Всё дико и пусто кругом»

(9,10 строфа)

  -  Какую роль играет подзаголовок – «Восточное сказание»?

  -  Какую роль играет подзаголовок – «Восточное сказание»?

  •     автор определяет жанр стихотворения, подчёркивает легендарность событий,    предупреждает о восточном, экзотическом происхождении сказания.
- Что значит выражение «питомцы столетий»?

- Что значит выражение «питомцы столетий»?

  • Пальмы веками росли в пустыне, столетия словно вынянчили, взрастили их.
  • Это выражение придаёт особый трагизм гибели пальм: под ударом топора погибает то, что выращивалось столетиями.
Дайте определение терминов Олицетворение  наделение неживой материи свойствами и качествами живого Эпитет  поэтическое, художественно-образное определение предмета или явления Антитеза  противопоставление понятий и образов в художественной литературе

Дайте определение терминов

  • Олицетворение

наделение неживой материи свойствами и качествами живого

  • Эпитет

поэтическое, художественно-образное определение предмета или явления

  • Антитеза

противопоставление понятий и образов в художественной литературе

Найдите олицетворение

Найдите олицетворение

  • «И стали три пальмы на Бога роптать»
  • «Приветствуют пальмы нежданных гостей»
  • «Одежду их сорвали малые дети, изрублены были тела их потом»
  • «Не шепчутся листья с гремучим ключом«: напрасно пророка о тени он просит»
Найдите эпитеты

Найдите эпитеты

  • «гордые пальмы»
  • «знойные лучи»
  • «пылающей грудью»
  • «роскошные листья»  
Найдите антитезы В песчаных степях аравийской земли  Три гордые пальмы высоко росли.  Родник между ними из почвы бесплодной,  Журча, пробивался волною холодной,  Хранимый, под сенью зеленых листов,  От знойных лучей и летучих песков.

Найдите антитезы

  • В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый, под сенью зеленых листов, От знойных лучей и летучих песков.

  • И ныне все дико и пусто кругом - Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит - Его лишь песок раскаленный заносит Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним.
Ответить на вопросы:

Ответить на вопросы:

  • 1) Какой подзаголовок имеет стихотворение М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»?
  • 2) Какая притча лежит в его основе?
  • 3) Кто из русских поэтов до М.Ю.Лермонтова обращался к этой притче?
  • 4) Где происходит действие?
  • 5) Укажите восточные приметы в произведении?
Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение «Три пальмы» М.Ю.Лермонтова.

Домашнее задание:

Выучить наизусть стихотворение «Три пальмы» М.Ю.Лермонтова.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Презентация на тему урока М.Ю.Лермонтов "Три пальмы" (восточное сказание)

Автор: Ескариева Гулшара Киямеденовна

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162755


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства