kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему урока М.Ю.Лермонтов "Три пальмы" (восточное сказание)

Нажмите, чтобы узнать подробности

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
«ТРИ ПАЛЬМЫ»

(Восточное сказание)

Цель урока: 

1. познакомить учащихся с данным произведением М.Ю. Лермонтова;

 2. развивать навыки выразительного чтения и анализа текста, творческие способности учащихся;

 3. воспитывать нравственно-эстетические чувства. 

Очень красивая легенда, полная прозрачных аллегорий, за красотой слога кроется глубокий смысл: В песчаных степях аравийской земли. Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый под сенью зеленых листов. От знойных лучей и летучих песков...

Оазис в пустыне, созданный этими удивительными деревьями, оживляет все вокруг, спасает от усталости и жажды       всех проходящих по пустыне. Но недаром поэт употребил эпитет «гордые» пальмы. Они возроптали, отвергая            справедливость Создателя: И стали три пальмы на Бога роптать: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор? Не прав твой, о небо, святой приговор!» 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему урока М.Ю.Лермонтов "Три пальмы" (восточное сказание) »

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (1814 – 1841)

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ

(1814 – 1841)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ УРОКА:  МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ  «ТРИ ПАЛЬМЫ» (Восточное сказание)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ УРОКА:

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ «ТРИ ПАЛЬМЫ»

(Восточное сказание)

ЦЕЛЬ УРОКА:

ЦЕЛЬ УРОКА:

  • 1. познакомить учащихся с данным произведением М.Ю. Лермонтова;
  • 2. развивать навыки выразительного чтения и анализа текста, творческие способности учащихся;
  • 3. воспитывать нравственно-эстетические чувства.
ЭПИГРАФ И КАЖДЫЙ СТИХ ЕГО – КЛИНОК, ОГНЕМ СВОБОДЫ ЗАКАЛЕННЫЙ.   (ВСЕВОЛОД РОЖДЕСТВЕНСКИЙ)

ЭПИГРАФ

И КАЖДЫЙ СТИХ ЕГО – КЛИНОК,

ОГНЕМ СВОБОДЫ ЗАКАЛЕННЫЙ.

(ВСЕВОЛОД РОЖДЕСТВЕНСКИЙ)

Юрий Петрович Лермонтов Мария Михайловна Лермонтова Арсеньева Елизавета Алексеевна        Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы. Бабушка Е.А.Арсеньева очень заботилась о воспитании внука, приглашала к нему лучших учителей. Учился Лермонтов охотно, много читал, свободно говорил по-французски и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, на скрипке, рисовал и лепил. Особенно увлекался он литературой и больше всех любил Пушкина. Лермонтов стал офицером, воевал на Кавказе.  Но прежде всего он был поэтом. Лермонтов погиб на дуэли в 26 лет. За свою короткую жизнь он создал немало замечательных произведений, сделавших его имя одним из первых в русской литературе.  М.Ю. Лермонтов через много лет обратился, как и А.С.Пушкин в IX «Подражании Корану», к «Притче Мухаммеда». Он сохранит все обстоятельства стихотворения своего предшественника, но осмыслит эту притчу по-новому.   

Юрий Петрович Лермонтов Мария Михайловна Лермонтова Арсеньева Елизавета Алексеевна

  Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы. Бабушка Е.А.Арсеньева очень заботилась о воспитании внука, приглашала к нему лучших учителей. Учился Лермонтов охотно, много читал, свободно говорил по-французски и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, на скрипке, рисовал и лепил. Особенно увлекался он литературой и больше всех любил Пушкина. Лермонтов стал офицером, воевал на Кавказе. Но прежде всего он был поэтом. Лермонтов погиб на дуэли в 26 лет. За свою короткую жизнь он создал немало замечательных произведений, сделавших его имя одним из первых в русской литературе. М.Ю. Лермонтов через много лет обратился, как и А.С.Пушкин в IX «Подражании Корану», к «Притче Мухаммеда». Он сохранит все обстоятельства стихотворения своего предшественника, но осмыслит эту притчу по-новому.  

История создания стихотворения  Очень красивая легенда, полная прозрачных аллегорий, за красотой слога кроется глубокий смысл: В песчаных степях аравийской земли. Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый под сенью зеленых листов. От знойных лучей и летучих песков...  Оазис в пустыне, созданный этими удивительными деревьями, оживляет все вокруг, спасает от усталости и жажды всех проходящих по пустыне. Но недаром поэт употребил эпитет «гордые» пальмы. Они возроптали, отвергая справедливость Создателя: И стали три пальмы на Бога роптать: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор? Не прав твой, о небо, святой приговор!»

История создания стихотворения

Очень красивая легенда, полная прозрачных аллегорий, за красотой слога кроется глубокий смысл: В песчаных степях аравийской земли. Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый под сенью зеленых листов. От знойных лучей и летучих песков...

Оазис в пустыне, созданный этими удивительными деревьями, оживляет все вокруг, спасает от усталости и жажды всех проходящих по пустыне. Но недаром поэт употребил эпитет «гордые» пальмы. Они возроптали, отвергая справедливость Создателя: И стали три пальмы на Бога роптать: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор? Не прав твой, о небо, святой приговор!»

Их мольба была услышана. Они принесли пользу. Их срубили, разожгли костер, и огонь согрел уставших путников. Но оказалось, что их предназначение было другое: хранить источник жизни в знойной пустыне. Трем пальмам не было дано постигнуть этот высший смысл, как человеку не дано постичь Промысел Божий. Своеволие порой приносит смерть, гибель. К чему же привело их своеволие, их ропот на волю Творца? И ныне все дико и пусто кругом - Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит - Его лишь песок раскаленный заносит, Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним.  Эта поэтическая легенда наводит на мысль - не отразил ли в ней Лермонтов свою судьбу? Ему было дано от Бога высокое предназначение, уникальная память, а он просто не дорожил своей жизнью поэта-пророка - и погиб.   

Их мольба была услышана. Они принесли пользу. Их срубили, разожгли костер, и огонь согрел уставших путников. Но оказалось, что их предназначение было другое: хранить источник жизни в знойной пустыне. Трем пальмам не было дано постигнуть этот высший смысл, как человеку не дано постичь Промысел Божий. Своеволие порой приносит смерть, гибель. К чему же привело их своеволие, их ропот на волю Творца? И ныне все дико и пусто кругом - Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит - Его лишь песок раскаленный заносит, Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним. Эта поэтическая легенда наводит на мысль - не отразил ли в ней Лермонтов свою судьбу? Ему было дано от Бога высокое предназначение, уникальная память, а он просто не дорожил своей жизнью поэта-пророка - и погиб.  

Автор идеи и видео Павел Каев. Читает артист театра и кино Алексей Борзунов. М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»

Автор идеи и видео Павел Каев. Читает артист театра и кино Алексей Борзунов. М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»

Словарная работа

Словарная работа

  • Куща – тенистая роща
  • Роптать – выражать недовольство
  • Палимы – сжигаемы сильным солнцем
  • Челнок – выдолбленная из дерева лодка
  • Шатёр - большая палатка, крытая тканью, коврами
  • Сумрак – неполная темнота
  • Фарис - всадник
Композиция стихотворения   1. Жизнь гордых пальм в пустыне  (1,2 строфа) 2. Их обращение к Богу  (3 строфа)  3. Появление каравана (4,5,6 строфа) 4. Пальмы встречают гостей (7 строфа)  5. Гибель «питомцев столетий» (8 строфа)  6. «Всё дико и пусто кругом» (9,10 строфа)

Композиция стихотворения

1. Жизнь гордых пальм в пустыне

(1,2 строфа)

2. Их обращение к Богу

(3 строфа)

3. Появление каравана

(4,5,6 строфа)

4. Пальмы встречают гостей

(7 строфа)

5. Гибель «питомцев столетий»

(8 строфа)

6. «Всё дико и пусто кругом»

(9,10 строфа)

  -  Какую роль играет подзаголовок – «Восточное сказание»?

  -  Какую роль играет подзаголовок – «Восточное сказание»?

  •     автор определяет жанр стихотворения, подчёркивает легендарность событий,    предупреждает о восточном, экзотическом происхождении сказания.
- Что значит выражение «питомцы столетий»?

- Что значит выражение «питомцы столетий»?

  • Пальмы веками росли в пустыне, столетия словно вынянчили, взрастили их.
  • Это выражение придаёт особый трагизм гибели пальм: под ударом топора погибает то, что выращивалось столетиями.
Дайте определение терминов Олицетворение  наделение неживой материи свойствами и качествами живого Эпитет  поэтическое, художественно-образное определение предмета или явления Антитеза  противопоставление понятий и образов в художественной литературе

Дайте определение терминов

  • Олицетворение

наделение неживой материи свойствами и качествами живого

  • Эпитет

поэтическое, художественно-образное определение предмета или явления

  • Антитеза

противопоставление понятий и образов в художественной литературе

Найдите олицетворение

Найдите олицетворение

  • «И стали три пальмы на Бога роптать»
  • «Приветствуют пальмы нежданных гостей»
  • «Одежду их сорвали малые дети, изрублены были тела их потом»
  • «Не шепчутся листья с гремучим ключом«: напрасно пророка о тени он просит»
Найдите эпитеты

Найдите эпитеты

  • «гордые пальмы»
  • «знойные лучи»
  • «пылающей грудью»
  • «роскошные листья»  
Найдите антитезы В песчаных степях аравийской земли  Три гордые пальмы высоко росли.  Родник между ними из почвы бесплодной,  Журча, пробивался волною холодной,  Хранимый, под сенью зеленых листов,  От знойных лучей и летучих песков.

Найдите антитезы

  • В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый, под сенью зеленых листов, От знойных лучей и летучих песков.

  • И ныне все дико и пусто кругом - Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит - Его лишь песок раскаленный заносит Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним.
Ответить на вопросы:

Ответить на вопросы:

  • 1) Какой подзаголовок имеет стихотворение М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»?
  • 2) Какая притча лежит в его основе?
  • 3) Кто из русских поэтов до М.Ю.Лермонтова обращался к этой притче?
  • 4) Где происходит действие?
  • 5) Укажите восточные приметы в произведении?
Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение «Три пальмы» М.Ю.Лермонтова.

Домашнее задание:

Выучить наизусть стихотворение «Три пальмы» М.Ю.Лермонтова.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Презентация на тему урока М.Ю.Лермонтов "Три пальмы" (восточное сказание)

Автор: Ескариева Гулшара Киямеденовна

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162755


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства