kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему Л.Н.Толстой

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Презентация знакомит учащихся на уроке литературы с биографией и творчеством самого известного и плодовитого русского писателя, Льва Николаевича Толстого «После бала». Цель презентации – узнать о жизни и творческом пути писателя, познакомиться с его жизненными кредо и философией.

    Толстой родился в дворянской семье, поэтому хорошо знал о жизни в высшем обществе, что хорошо видно по реалистическому изображению жизни высокого класса в его произведениях. Говорится о его роде, семье, о том, как воспитывался и рос маленький Лёва, какое он получил начальное, среднее и высшее образование. 

    Говорится о том, что юность Льва Николаевича пришлась на военные годы. Он участвовал в Крымской войне, был взят в плен на Кавказе, но сбежал и принял участие в ряде других военных походов. Говорится о его поездках за границу, духовном кризисе и поиске себя. Многие произведения, представленные в данной презентации, подвергаются глубокому анализу. Благодаря ней учащиеся узнают о том, как формировалась личность Толстого, что больше всего повлияло на его произведения. Вся его жизни разделена на этапы для того, чтобы школьники лучше могли запоминать и усваивать информацию. 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого презентации
«tolstoy»

Имение, с которым связана почти вся жизнь Л.Н. Толстого. В Ясной Поляне он родился, здесь прожил более 50 лет. Здесь он похоронен.
  • Имение, с которым связана почти вся жизнь Л.Н. Толстого. В Ясной Поляне он родился, здесь прожил более 50 лет. Здесь он похоронен.
История усадьбы уходит корнями в далекое прошлое. В 1763 г. Ясная Поляна была куплена прадедом Толстого по материнской линии князем С. Ф. Волконским. В 1921 г. во многом стараниями Александры Львовны Толстой, дочери писателя, усадьба Л. Н. Толстого была превращена в музей.
  • История усадьбы уходит корнями в далекое прошлое.
  • В 1763 г. Ясная Поляна была куплена прадедом Толстого по материнской линии князем С. Ф. Волконским.
  • В 1921 г. во многом стараниями Александры Львовны Толстой, дочери писателя, усадьба Л. Н. Толстого была превращена в музей.
В 1941 г. над Ясной Поляной нависла угроза оккупации. Было решено эвакуировать вещи из дома Толстого. Эвакуацию организовала внучка Л. Н. Толстого Софья Андреевна Толстая-Есенина, которая в 1941 г. стала директором объединенных толстовских музеев. В мае 1945 г. экспонаты дома Толстого вернулись на свои прежние места. Но восстановление Ясной Поляны продолжалось еще долгое время
  • В 1941 г. над Ясной Поляной нависла угроза оккупации. Было решено эвакуировать вещи из дома Толстого. Эвакуацию организовала внучка Л. Н. Толстого Софья Андреевна Толстая-Есенина, которая в 1941 г. стала директором объединенных толстовских музеев.
  • В мае 1945 г. экспонаты дома Толстого вернулись на свои прежние места. Но восстановление Ясной Поляны продолжалось еще долгое время
1) Изучить весь курс юридических наук 2) Изучить практическую медицину и часть теоретической. 3) Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский. 4) Изучить сельское хозяйство, как теоретическое, так и практическое. 5) Изучить историю, географию и статистику.
  • 1) Изучить весь курс юридических наук
  • 2) Изучить практическую медицину и часть теоретической.
  • 3) Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.
  • 4) Изучить сельское хозяйство, как теоретическое, так и практическое.
  • 5) Изучить историю, географию и статистику.
6) Изучить математику, гимназический курс. 7) Написать диссертацию. 8) Достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи. 9) Написать правила. 10) Получить некоторые познания в естественных науках. 11) Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать”.
  • 6) Изучить математику, гимназический курс.
  • 7) Написать диссертацию.
  • 8) Достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи.
  • 9) Написать правила.
  • 10) Получить некоторые познания в естественных науках.
  • 11) Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать”.
Толстой создал новую систему воспитания и образования, отвечающую «потребностям народа». Не было телесных наказаний и принуждений. В школе преподавались грамматика, математика, история, география, физика, рисование, черчение, пение, землемерство и закон Божий. В Яснополянской школе к весне 1860 г. насчитывалось около 50 мальчиков и девочек.
  • Толстой создал новую систему воспитания и образования, отвечающую «потребностям народа». Не было телесных наказаний и принуждений. В школе преподавались грамматика, математика, история, география, физика, рисование, черчение, пение, землемерство и закон Божий. В Яснополянской школе к весне 1860 г. насчитывалось около 50 мальчиков и девочек.
Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!

Просмотр содержимого презентации
«презентация лев николаевич толстой»

Чтобы жить честно … В детстве много пережил, перечувствовал, перечитал: «…к жизни нужно относится очень серьезно» Стал писателем, публицистом, педагогом, художником, иллюстратором, музыковедом, лесоводом, шахматистом. «необыкновенный гений» «что назначено, непременно исполнить», «заставь ум свой постоянно работать», «ищи в других людях только хорошее» «Делай то, что должно, и все на благо другим»

Чтобы жить честно …

  • В детстве много пережил, перечувствовал, перечитал:
  • «…к жизни нужно относится очень серьезно»
  • Стал писателем, публицистом, педагогом, художником, иллюстратором, музыковедом, лесоводом, шахматистом.
  • «необыкновенный гений»
  • «что назначено, непременно исполнить», «заставь ум свой постоянно работать», «ищи в других людях только хорошее»
  • «Делай то, что должно, и все на благо другим»

1844 - 1851

1844 - 1851

  • Казанский университет – филологический - юридический факультет, исключили за нерадение, неуспеваемость по истории.
  • «История – собрание басен и бесполезных мелочей, которые никак не помогают улучшить судьбу человека» - эта позиция отражена в романе «Война и мир».
  • Увлечен философией Ж.-Ж. Руссо – исправить мир можно только через самосовершенствование: ведет дневники, хочет изучить 11 языков, основы лесоводства, музыку, иллюстрации.
  • Попытка сблизиться и помочь крестьянам. Его считают чудаком («Утро помещика»)
1851-1855

1851-1855

  • Кавказ – изучает горские языки, быт, культуру.
  • «Детство. Отрочество. Юность», «Казаки».
  • «Учеником в литературе не был, сразу - великим»
  • Новатор в раскрытии «диалектики души» - особого психологизма, как развивается человеческое сознание. «Люди как реки».
  • Участвует в обороне Севастополя , награжден именным оружием.
«Севастопольские рассказы»

«Севастопольские рассказы»

  • «Севастополь в декабре месяце» (1854), «Севастополь в мае» (1855), «Севастополь в августе» (1855).
  • «Герой моей повести – правда – и ее цель: доказать, что истинным героем севастопольской эпопеи был русский народ».
  • Война в крови и страданиях. Солдатский героизм – офицерский аристократизм (кастовость, стремление к блеску, орденам)
  • Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тыс. моряков при поддержке населения выдержали осаду 120 тыс. армии неприятеля (349 дней)
Оборона Севастополя

Оборона Севастополя

Основные мысли цикла

Основные мысли цикла

  • Именно народные массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства.
  • Война – не знамена и фанфары, а грязное дело, тяжелый труд, страдания, кровь, трагедия, она обнажает подлинную сущность человека.
Жизненное кредо Толстого  Чтобы жить честно,  надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать.  И вечно бороться, и лишаться.  А спокойствие – душевная подлость.

Жизненное кредо Толстого Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать. И вечно бороться, и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.

Поездки за границу 1857 – первое заграничное путешествие (Италия, Франция, германия, Швейцария). Наблюдения поражают и потрясают Толстого новизной и шаткостью прогресса. «Кричащие противоречия западной жизни надо записать огненными буквами». Формирует свои формы, принципы русской духовной жизни. 1860 - вторая поездка за границу с целью ознакомиться с европейскими педагогическими системами. «Основа учебного процесса – свобода учащегося, отказ от педагогического насилия» (школы, рассказы, «Азбука»).

Поездки за границу

  • 1857 – первое заграничное путешествие (Италия, Франция, германия, Швейцария).
  • Наблюдения поражают и потрясают Толстого новизной и шаткостью прогресса.
  • «Кричащие противоречия западной жизни надо записать огненными буквами».
  • Формирует свои формы, принципы русской духовной жизни.
  • 1860 - вторая поездка за границу с целью ознакомиться с европейскими педагогическими системами.
  • «Основа учебного процесса – свобода учащегося, отказ от педагогического насилия» (школы, рассказы, «Азбука»).

Духовный кризис ( 1860-1870 гг.)   «Арзамасский ужас» - сон о собственной смерти, ощущение пустоты и бессмысленности жизни, разочарование, что рушатся идеалы братства, единения классов, мысли о самоубийстве. 1870-80-е гг. – преодоление кризиса, «Исповедь»: «Зачем все, если единственная неопровержимая реальность - смерть». Собственное понимание христианства как религии рациональной - «Царства Божия на земле». Отрицал догматы веры, упрекал церковь за «оправдание насилия», «я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни». Порывает со своим классом и переходит на позиции патриархального крестьянства.

Духовный кризис ( 1860-1870 гг.)

  • «Арзамасский ужас» - сон о собственной смерти, ощущение пустоты и бессмысленности жизни, разочарование, что рушатся идеалы братства, единения классов, мысли о самоубийстве.
  • 1870-80-е гг. – преодоление кризиса, «Исповедь»: «Зачем все, если единственная неопровержимая реальность - смерть».
  • Собственное понимание христианства как религии рациональной - «Царства Божия на земле».
  • Отрицал догматы веры, упрекал церковь за «оправдание насилия», «я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни».
  • Порывает со своим классом и переходит на позиции патриархального крестьянства.

Основные произведения

Основные произведения

  • 1863 – начало работы над романом «Война и мир»
  • 1873 -77 гг .– работа над романом «Анна Каренина»
  • 1879-82 – «Исповедь»
  • 1884-86 – «Смерть Ивана Ильича»
  • 1887 – «Крейцерова соната», пьеса «Власть тьмы»
  • 1889 – печатается роман «Воскресенье»
«Война и мир»

«Война и мир»

  • 1856 г. – начало замысла повести «Декабристы». Образ человека, через 30 лет оказавшегося в городе юности, где все переменилось, а он - прежний.
  • 1825 – восстание декабристов – «эпоха заблуждений и несчастий моего героя». Увидев мир без рабства, офицеры устыдились происходящего в России и почувствовали долг перед угнетенным народом. «Три поры».
  • 1812 год – «Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, которая совпала со славой Русского оружия – 1812 г.»
  • 1805-1807 гг. – заграничные походы русской армии – «неудачи и срам».
Структура  и жанр романа «Война и мир»

Структура и жанр романа «Война и мир»

  • I том – 1805 г.
  • II том – 1806-1811 гг.
  • III том – 1812 г.
  • IV том – 1812-1813 гг.
  • Эпилог – 1820 г.
  • Роман-эпопея
  • Начало публикации – 1865 г. «1805 год»
  • Критика за неумелое обращение с историческими фактами, несоответствие жанровому канону.
Особенности жанра

Особенности жанра

  • Роман-эпопея – картины истории (Шенграбенское, Аустерлицкое сражения, Тильзитский мир, война 1812 г, пожар Москвы, партизанское движение)
  • Хронология роман 15 лет.
  • Общественно-политическая жизнь: масонство, деятельность Сперанского, общества декабристов.
  • Отношение помещиков и крестьян: преобразования Пьера, Андрея, бунт в Богучарове.
  • Показ различных слоев населения: поместное, московское, петербургское дворянство, чиновники, армия, крестьяне.
  • Широкая панорама дворянской жизни: балы, приемы, обеды, охота, театр. 600 действующих лиц и характеров.
  • Широкий охват географического пространства: Петербург, Москва, Отрадное, Лысые Горы, Австрия, Смоленск, Бородино.
Проблемы  начала века середины века Главная проблема – судьба народа, основа нравственных и моральных устоев общества. Роль дворянства, его влияние на жизнь общества. Истинный и ложный патриотизм. Назначение женщины – сохранение семьи.  Судьба народа – реформы 60-ых  гг., отмена крепостного права. Начало разночинского движения. Вопрос о патриотизме, поражение в Крымской войне. Женская эмансипация.

Проблемы начала века середины века

  • Главная проблема – судьба народа, основа нравственных и моральных устоев общества.
  • Роль дворянства, его влияние на жизнь общества.
  • Истинный и ложный патриотизм.
  • Назначение женщины – сохранение семьи.
  • Судьба народа – реформы 60-ых гг., отмена крепостного права.
  • Начало разночинского движения.
  • Вопрос о патриотизме, поражение в Крымской войне.
  • Женская эмансипация.

Проблемы романа. Роль личности и народа в истории. Тема опасности для общества сильной исторической личности, стоящей над народом и диктующей свою волю миллионам. Жизненный путь лучших представителей нации, поставивших своею целью служение Отечеству. Сплочение народа в дни сложных испытаний, раскрытие духовной красота и величия.

Проблемы романа.

  • Роль личности и народа в истории.
  • Тема опасности для общества сильной исторической личности, стоящей над народом и диктующей свою волю миллионам.
  • Жизненный путь лучших представителей нации, поставивших своею целью служение Отечеству.
  • Сплочение народа в дни сложных испытаний, раскрытие духовной красота и величия.

Сюжетно-композиционные особенности

Сюжетно-композиционные особенности

  • В названии – принцип сопоставления-противопоставления, «срывание всех и всяческих масок»
  • Состояние войны и не войны: с самим собой, с друзьями и врагами, любимыми, война самолюбий и честолюбий, война государств – правителей.
  • Все, что происходит на фронте, отражается на жителях России – в человеке проявляется все лучшее и худшее.
  • В переломные исторические моменты проявляется единство нации.
  • Герои живут в двух измерениях: бытовом и бытийном (в семье, в любви, в истории, в вечности одновременно).
Война Мир - Mi ръ

Война Мир - Mi ръ

  • «неприязнь, борьба, ссора, дуэль, насильственная смерть»
  • Неверность супругов (дуэль Пьера и Долохова)
  • Судьба Наташи
  • Конфликт поколений (Марья и старик Болконский, Николай Ростов - отец)
  • «быт» людей
  • Быт на войне гусар, смотры, советы, плен, смерть отца Болконского, жены.
  • общество, община людей
Система образов романа «Война и мир»  Принцип антитезы – основа композиции, принцип параллелизма – основа системы образов. Французский император – русский император Отношение русских солдат к Аустерлицкому сражению противопоставлено их отношению к Бородинской битве. Метание Пьера в поисках идеала – рассуждения Андрея.  Герои романа – эпопеи делятся на :

Система образов романа «Война и мир»

  • Принцип антитезы – основа композиции,
  • принцип параллелизма – основа системы образов.
  • Французский император – русский император
  • Отношение русских солдат к Аустерлицкому сражению противопоставлено их отношению к Бородинской битве.
  • Метание Пьера в поисках идеала – рассуждения Андрея.

Герои романа – эпопеи делятся на :

  • Семьи «любимые» и «нелюбимые»
  • Противопоставлены друг другу патриоты и карьеристы
  • естественность поведения – искусственность поведения.
Семьи героев и их фамильные черты

Семьи героев и их фамильные черты

  • Ростовы : отец и мать, Вера и Николай, Наташа, Петя, Соня.
  • Искренность, милосердие, любовь, увлеченность, патриотизм, великодушие, совесть.
  • Болконские: отец-князь, Андрей – Лиза, Марья.
  • Разумность, сдержанность, ответственность, совесть, патриотизм, карьеризм, достоинство, скромность, религиозность.
  • Родители умерли, погибает Петя.
  • Умирает отец, Лиза - в родах, погибает Андрей.
Семьи героев и их фамильные черты

Семьи героев и их фамильные черты

  • Курагины: отец-мать, Ипполит, Анатоль, Элен.
  • Порочность, корыстность, лживость, ненависть, лицемерие, позерство.
  • Элен умирает во время эпидемии, Анатоль – калека.
  • Безухов: отец-граф, сын – Пьер, другие дети.
  • Властность, гневливость .
  • Смерть отца – испытание для Пьера.
Система образов призвана:

Система образов призвана:

  • Показать сложность и многогранность жизни человека
  • Познакомиться с людьми разных сословий, поколений, характеров, разного ума, темперамента, уровня образованности, отношения к вере.
Зачет по 1 и 2 тому.

Зачет по 1 и 2 тому.

  • Настроения, планы князя Андрея в начале романа?
  • Какие напутствия получил князь Андрей от отца в момент прощания?
  • История с кошельком Денисова?
  • Что испытал князь Андрей в первом бою?
  • Намерения Андрея, когда он едет в действующую армию?
  • О чем просит Болконский Кутузова?
  • Что случилось с батареей Тушина в Шенграбенском сражении?
  • Что изменилось в жизни Пьера после получения им наследства?
  • Как произошло «сватовство» Пьера и Элен?
  • Почему княжна Марья отказалась стать женой Анатоля Курагина?
  • Как ведет себя Кутузов на военном совете перед Аустерлицем и почему?
  • Князь Андрей в Аустерлицком сражении.

Просмотр содержимого презентации
«tolstoy2»

Лев Николаевич Толстой в юности,  зрелости, старости Составитель: Ларионова Г. А., учитель начальных классов МОУ СОШ № 27 г. Твери

Лев Николаевич Толстой

в юности,

зрелости,

старости

Составитель: Ларионова Г. А., учитель начальных классов МОУ СОШ № 27 г. Твери

Толстой Лев Николаевич (1828-1910), граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН. Лев Николаевич Толстой Портрет И.Н. Крамского. 1873 г.

Толстой Лев Николаевич

(1828-1910),

граф,

русский писатель,

член-корреспондент (1873),

почетный академик (1900) Петербургской АН.

Лев Николаевич Толстой

Портрет И.Н. Крамского. 1873 г.

Л. Н. Толстой, потомственный русский аристократ,  потомок старинных дворянских родов по отцовской и по материнской линиям, принадлежал к высшей аристократической верхушке русского дворянства И.Е.Репин. Портрет Льва Толстого, 1887

Л. Н. Толстой, потомственный русский аристократ,

потомок старинных дворянских родов по отцовской и по материнской линиям, принадлежал к высшей аристократической верхушке русского дворянства

И.Е.Репин. Портрет Льва Толстого, 1887

«… Вспоминать предков – отцов, дедов, прадедов моих, мне не только не совестно, но особенно радостно» – писал Л. Н. Толстой. Представители династии Толстых, ведущие свою историю с 1686 года, ярко проявили себя как военачальники, государственные и политические деятели, священники, ученые, градостроители, художники, писатели, поэты, врачи. Род их занятий разнообразен, но всех их объединяет преданное искреннее служение своему Отечеству, служение России.

«… Вспоминать предков – отцов, дедов, прадедов моих, мне не только не совестно, но особенно радостно» – писал Л. Н. Толстой. Представители династии Толстых, ведущие свою историю с 1686 года, ярко проявили себя как военачальники, государственные и политические деятели, священники, ученые, градостроители, художники, писатели, поэты, врачи. Род их занятий разнообразен, но всех их объединяет преданное искреннее служение своему Отечеству, служение России.

О древности рода Толстых свидетельствуют атрибуты общего герба гр. Толстых:  в центре щита в квадрате скрещенные сабля и стремена, продетые в кольцо золотого ключа. В нижнем квадрате справа семь башен, с опрокинутыми полумесяцами — символ семибашенного замка в константинопольском Едикуле, напоминающие о дипломатической службе П. А. Толстого и о заключении мира с турками. Две борзые, поддерживающие щит, — символ верного и скорого успеха в делах. Герб рода графов Толстых Герб внесен в Общий гербовник дворянских родов Российской империи, часть 2, 1-е отделение, стр. 11.

О древности рода Толстых свидетельствуют атрибуты общего герба гр. Толстых:

в центре щита в квадрате скрещенные сабля и стремена, продетые в кольцо золотого ключа.

В нижнем квадрате справа

семь башен, с опрокинутыми полумесяцами —

символ семибашенного замка в константинопольском Едикуле, напоминающие

о дипломатической службе

П. А. Толстого

и о заключении мира с турками. Две борзые,

поддерживающие щит, — символ верного и скорого успеха в делах.

Герб рода графов Толстых

Герб внесен в Общий гербовник дворянских родов Российской империи,

часть 2, 1-е отделение, стр. 11.

Среди предков писателя  по отцовской линии был  Пётр Андреевич Толстой (1645-1729) - сподвижник Петра I,  русский государственный деятель, дипломат,  одним из первых в России получивший графский титул. Портрет графа Петра Андреевича Толстого.  Неизвестный русский художник XVIII в.  Холст, масло.

Среди предков писателя

по отцовской линии был

Пётр Андреевич Толстой (1645-1729) -

сподвижник Петра I,

русский государственный деятель,

дипломат,

одним из первых в России получивший графский титул.

Портрет графа Петра Андреевича Толстого. Неизвестный русский художник XVIII в.

Холст, масло.

Отец писателя – граф Николай Ильич Толстой – в семнадцатилетнем возрасте добровольно поступил на военную службу. Он участвовал в Отечественной войне 1812 года, попал в плен к французам и был освобожден русскими войсками, вступившими в Париж после разгрома армии Наполеона. Николая Ильича Толстого, своего отца, дети любили и ценили за гуманное отношение к крепостным. Кроме занятий хозяйством и детьми, он много читал. За свою жизнь Николай Ильич собрал богатую библиотеку, состоящую из редких по тем временам книг французских классиков, исторических и естественно-исторических сочинений. Для Толстого-ребенка отец был воплощением красоты, силы, страстной, азартной любви к радостям жизни. Николай Ильич Толстой, отец Льва Николаевича

Отец писателя – граф Николай Ильич Толстой – в семнадцатилетнем возрасте добровольно поступил на военную службу. Он участвовал в Отечественной войне 1812 года, попал в плен к французам и был освобожден русскими войсками, вступившими в Париж после разгрома армии Наполеона.

Николая Ильича Толстого, своего отца, дети любили и ценили за гуманное отношение к крепостным. Кроме занятий хозяйством и детьми, он много читал. За свою жизнь Николай Ильич собрал богатую библиотеку, состоящую из редких по тем временам книг французских классиков, исторических и естественно-исторических сочинений.

Для Толстого-ребенка отец был воплощением красоты, силы, страстной, азартной любви к радостям жизни.

Николай Ильич Толстой,

отец Льва Николаевича

По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина. Герб князей Волконских. 1890-е годы

По материнской линии

Толстой принадлежал к роду князей Болконских,

связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями.

По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.

Герб князей Волконских.

1890-е годы

Князь Николай Сергеевич Волконский - видный военный деятель Екатерининской эпохи  (дед Льва Николаевича Толстого по материнской линии) Князь Николай Сергеевич Волконский. 1790-е годы. Портрет работы неизвестного художника. Государственный музей Л.Н.Толстого

Князь

Николай Сергеевич Волконский - видный военный деятель Екатерининской эпохи

(дед Льва Николаевича Толстого

по материнской линии)

Князь Николай Сергеевич Волконский.

1790-е годы. Портрет работы неизвестного художника. Государственный музей Л.Н.Толстого

Княгиня  Екатерина Дмитриевна Волконская , урождённая княжна Трубецкая (бабушка Л. Н. Толстого по материнской линии). Княгиня Екатерина Дмитриевна Волконская. 1780-е годы. Портрет работы Ф.С.Рокотова. Государственный музей Л.Н.Толстого

Княгиня

Екатерина Дмитриевна Волконская ,

урождённая княжна Трубецкая (бабушка Л. Н. Толстого

по материнской линии).

Княгиня Екатерина Дмитриевна Волконская.

1780-е годы. Портрет работы Ф.С.Рокотова.

Государственный музей Л.Н.Толстого

Мария Николаевна Толстая (урождённая Волконская), мать писателя, была добрым и отзывчивым человеком, умной и образованной женщиной: знала французский, немецкий, английский и итальянский языки, играла на фортепиано, занималась живописью. Толстому не исполнилось и двух лет, когда она умерла. В семье не сохранилось ни одного ее портрета, кроме маленького силуэта, где Мария Николаевна изображена восьмилетней девочкой. Силуэт княжны Марии Николаевны Волконской. 1800-е годы. Работа неизвестного художника. Государственный музей Л.Н.Толстого

Мария Николаевна Толстая

(урождённая Волконская), мать писателя, была добрым и отзывчивым человеком, умной и образованной женщиной:

знала французский, немецкий, английский и итальянский языки,

играла на фортепиано,

занималась живописью.

Толстому не исполнилось и двух лет, когда она умерла.

В семье не сохранилось ни одного ее портрета, кроме маленького силуэта, где Мария Николаевна изображена восьмилетней девочкой.

Силуэт княжны Марии Николаевны Волконской. 1800-е годы.

Работа неизвестного художника. Государственный музей Л.Н.Толстого

Родился Лев Николаевич Толстой (28 августа) 9 сентября 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери – Ясной Поляне. «Я родился в 28-ом году, 28-го числа, и всю мою жизнь 28 было для меня самым счастливым числом», – вспоминал Лев Николаевич. Ясная Поляна.  Здесь прошло все детство Толстого, его трех братьев и младшей сестры, здесь писатель прожил большую часть своей жизни.

Родился Лев Николаевич Толстой (28 августа) 9 сентября 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери – Ясной Поляне.

«Я родился в 28-ом году, 28-го числа, и всю мою жизнь 28 было для меня самым счастливым числом», – вспоминал Лев Николаевич.

Ясная Поляна.

Здесь прошло все детство Толстого, его трех братьев и младшей сестры, здесь писатель прожил большую часть своей жизни.

«Лев Николаевич в детстве отличался особенной жизнерадостностью; он был какой-то лучезарный. Когда, бывало, прибежит в комнату, то с такой радостной улыбкой, как будто сделал открытие, о котором хочет сообщить всем. Любил шутить. Всегда был нежный, ласковый, уступчивый; никогда не был груб. Если его приласкают – прослезится. Обидят его братья – уйдет куда-нибудь подальше и плачет». Но с братьями они всю жизнь жили дружно», – вспоминала сестра. Но, несмотря на свою плаксивость и ранимость, он все-таки вытворял иногда довольно отчаянные проделки: то он натрет себе брови порохом и подожжет их, из-за чего они впоследствии вырастут неровными и косматыми, то выпрыгнет из окошка в убеждении, что сможет полететь. Толстая Мария Николаевна (сестра Льва Толстого)

«Лев Николаевич в детстве отличался особенной жизнерадостностью; он был какой-то лучезарный. Когда, бывало, прибежит в комнату, то с такой радостной улыбкой, как будто сделал открытие, о котором хочет сообщить всем. Любил шутить. Всегда был нежный, ласковый, уступчивый; никогда не был груб. Если его приласкают – прослезится. Обидят его братья – уйдет куда-нибудь подальше и плачет». Но с братьями они всю жизнь жили дружно», – вспоминала сестра. Но, несмотря на свою плаксивость и ранимость, он все-таки вытворял иногда довольно отчаянные проделки: то он натрет себе брови порохом и подожжет их, из-за чего они впоследствии вырастут неровными и косматыми, то выпрыгнет из окошка в убеждении, что сможет полететь.

Толстая Мария Николаевна

(сестра Льва Толстого)

Любимой игрой в детстве Л. Толстого была игра в муравейных братьев, придуманная старшим братом Николаем. Заключалась она в том, что дети залезали под стулья, завешивались платками, и сидели в темноте, прижавшись друг к другу и ощущая свое единство. Николенька, большой выдумщик и заводила, знал тайну, «посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезни, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями. Николай Николаевич Толстой (1823-1860)  - старший брат Л.Н. Толстого.

Любимой игрой в детстве Л. Толстого была игра в муравейных братьев, придуманная старшим братом Николаем. Заключалась она в том, что дети залезали под стулья, завешивались платками, и сидели в темноте, прижавшись друг к другу и ощущая свое единство. Николенька, большой выдумщик и заводила, знал тайну, «посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезни, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями.

Николай Николаевич Толстой

(1823-1860)

- старший брат Л.Н. Толстого.

Когда Толстому шел девятый год, отец впервые повез его в Москву. Первый период московской жизни юного Толстого продолжался менее четырех лет. Но вскоре отец умер. В 1840 году с сестрой и тремя братьями юный Толстой переезжает в Казань. Здесь жила одна из отцовских сестер, ставшая их опекуншей. Живя в Казани, Толстой два с половиной года готовился к поступлению в университет. Готовивший его к экзаменам по турецкому и татарскому языкам известный профессор Казамбек был удивлен способностями юного Толстого. Толстой Л. Н. (юношей, в профиль)

Когда Толстому шел девятый год, отец впервые повез его в Москву. Первый период московской жизни юного Толстого продолжался менее четырех лет. Но вскоре отец умер. В 1840 году с сестрой и тремя братьями юный Толстой переезжает в Казань. Здесь жила одна из отцовских сестер, ставшая их опекуншей.

Живя в Казани, Толстой два с половиной года готовился к поступлению в университет. Готовивший его к экзаменам по турецкому и татарскому языкам известный профессор Казамбек был удивлен способностями юного Толстого.

Толстой Л. Н.

(юношей, в профиль)

Но после трех лет учебы Толстой решил перейти на самообразование - учиться самостоятельно по собственному плану. Он изучал историю и музыку, рисование и медицину, юридические науки и сельское хозяйство. И всю жизнь Толстой пополнял свои знания. (В зрелую пору жизни Толстой свободно владел английским, французским и немецким языками; читал на итальянском, польском, чешском и сербском; знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки). Оставив университет, Толстой уехал из Казани в Ясную Поляну, полученную им по разделу отцовского наследства. Затем он отправился в Москву, где в конце 1850 г. началась его писательская деятельность, тогда же была начата повесть «Детство». Л. Н. Толстой. 1849 г.

Но после трех лет учебы Толстой решил перейти на самообразование - учиться самостоятельно по собственному плану.

Он изучал историю и музыку, рисование и медицину, юридические науки и сельское хозяйство. И всю жизнь Толстой пополнял свои знания. (В зрелую пору жизни Толстой свободно владел английским, французским и немецким языками; читал на итальянском, польском, чешском и сербском; знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки).

Оставив университет, Толстой уехал из Казани в Ясную Поляну, полученную им по разделу отцовского наследства. Затем он отправился в Москву, где в конце 1850 г. началась его писательская деятельность, тогда же была начата повесть «Детство».

Л. Н. Толстой.

1849 г.

Вскоре Толстой решил поехать на Кавказ, где его старший брат, Николай Николаевич, офицер-артиллерист, служил в действующей армии. Поступив в армию юнкером, позже он сдал экзамен на младший офицерский чин. Когда началась Крымская война, Толстой перевелся с Кавказа в Дунайскую армию, действовавшую против турок, а затем в Севастополь, осажденный объединенными силами Англии, Франции и Турции. В Севастополе он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (был награжден орденом св.Анны 4-й степени с подписью «За храбрость». Позднее он получил серебряную медаль «За защиту Севастополя» и бронзовую медаль «В память войны 1853-1856 г.г). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл

Вскоре Толстой решил поехать на Кавказ, где его старший брат, Николай Николаевич, офицер-артиллерист, служил в действующей армии. Поступив в армию юнкером, позже он сдал экзамен на младший офицерский чин. Когда началась Крымская война, Толстой перевелся с Кавказа в Дунайскую армию, действовавшую против турок, а затем в Севастополь, осажденный объединенными силами Англии, Франции и Турции.

В Севастополе он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (был награжден орденом св.Анны 4-й степени с подписью «За храбрость». Позднее он получил серебряную медаль «За защиту Севастополя» и бронзовую медаль «В память войны 1853-1856 г.г).

В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл "севастопольских рассказов", вскоре напечатанных и имевших огромный успех.

Орден св. Анны IV степени

Медаль за защиту Севастополя

Медаль в память войны 1853 – 1856 г.

Стела в память участника обороны Севастополя 1854—1855 гг. Л. Н. Толстого у четвёртого бастиона Л. Н. Толстой Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах

Стела в память участника обороны Севастополя 1854—1855 гг. Л. Н. Толстого

у четвёртого бастиона

Л. Н. Толстой

Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), "Разжалованный" (1856), в повести "Казаки" (1852—1863).

На Кавказе была завершена повесть "Детство» и в 1852 г. напечатана в журнале "Современник".

Осенью 1856 г. Л. Н. Толстой вышел в отставку и вскоре отправился в полугодичное заграничное путешествие, посетив Францию, Швейцарию, Италию и Германию. Лев Толстой в 1856 г .

Осенью 1856 г.

Л. Н. Толстой

вышел в отставку и вскоре отправился в полугодичное заграничное путешествие, посетив Францию, Швейцарию, Италию и Германию.

Лев Толстой в 1856 г .

В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях. Он считал, что всё в преподавании должно быть индивидуально — и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Никакой определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих. Он издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» в 1862 году и писал поучительные сказки и рассказы для детей. Л. Н. Толстой с детьми крестьян Ясной Поляны. Фотография 1908 года Ученики Льва Толстого

В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях.

Он считал, что всё в преподавании должно быть индивидуально — и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Никакой определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих.

Он издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» в 1862 году и писал поучительные сказки и рассказы для детей.

Л. Н. Толстой с детьми крестьян Ясной Поляны.

Фотография 1908 года

Ученики Льва Толстого

В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс. Л. Н. Толстой, 1862 г. Ге. Портрет Софьи Андреевны Толстой с дочерью Александрой (Софья Андреевна Толстая, жена Льва Николаевича Толстого, 1844-1919; Александра Львовна Толстая, дочь Льва Николаевича Толстого, 1884-1979) (1886, Тульская область, Музей-усадьба Льва Толстого «Ясная Поляна» )

В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс.

Л. Н. Толстой, 1862 г.

Ге. Портрет Софьи Андреевны Толстой с дочерью Александрой (Софья Андреевна Толстая, жена Льва Николаевича Толстого, 1844-1919; Александра Львовна Толстая, дочь Льва Николаевича Толстого, 1884-1979) (1886, Тульская область, Музей-усадьба Льва Толстого «Ясная Поляна» )

« Нельзя передать с достаточной полнотой того веселого и привлекательного настроения, которое постоянно царило в Ясной Поляне (1862-1878гг.). Источником его всегда был Лев Николаевич. В разговоре об отвлеченных вопросах, о воспитании детей, о внешних событиях его суждение было самое интересное. В игре в крокет, в прогулке он оживлял всех своим юмором и участием, искренне интересуясь игрой и прогулкой. Не было такой простой мысли и самого простого действия, которым Лев Николаевич не умел придать интереса и вызвать к ним хорошего и веселого отношения в окружающих...», - вспоминала Берс. «С семьей граф Л. Н. Толстой не любил расставаться ни на один день, всегда сетовал на неотложные поездки и торопился как можно скорее вернуться домой». За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. Л. Н. Толстой с женой и детьми. 1887 год

« Нельзя передать с достаточной полнотой того веселого и привлекательного настроения, которое постоянно царило в Ясной Поляне (1862-1878гг.). Источником его всегда был Лев Николаевич. В разговоре об отвлеченных вопросах, о воспитании детей, о внешних событиях его суждение было самое интересное. В игре в крокет, в прогулке он оживлял всех своим юмором и участием, искренне интересуясь игрой и прогулкой. Не было такой простой мысли и самого простого действия, которым Лев Николаевич не умел придать интереса и вызвать к ним хорошего и веселого отношения в окружающих...», - вспоминала Берс.

«С семьей граф Л. Н. Толстой не любил расставаться ни на один день, всегда сетовал на неотложные поездки и торопился как можно скорее вернуться домой».

За 17 лет супружества у них родилось 13 детей.

Л. Н. Толстой с женой и детьми. 1887 год

За накрытым чайным столом на крокетной площадке сидят, слева направо: Л.Н.Толстой в светлой блузе, Ванечка, Саша, Лев, Андрей (стоит) Толстые, Татьяна Львовна, Софья Андреевна, Мария Львовна (стоит). За диваном, на котором сидит Л.Н.Толстой, стоит его сын Миша

За накрытым чайным столом на крокетной площадке сидят, слева направо: Л.Н.Толстой в светлой блузе, Ванечка, Саша, Лев, Андрей (стоит) Толстые, Татьяна Львовна, Софья Андреевна, Мария Львовна (стоит). За диваном, на котором сидит Л.Н.Толстой, стоит его сын Миша

Софья Андреевна оказалась не только вернейшим и преданнейшим другом, но и незаменимой помощницей во всех делах. По семь раз она переписывала без конца им переделываемые записи. Л.Н. Толстой за работой в кабинете яснополянского дома.  1909 г. Фотография С.А. Толстой С.А. Толстая. 1901г.  Ясная Поляна

Софья Андреевна оказалась не только вернейшим и преданнейшим другом, но и незаменимой помощницей во всех делах. По семь раз она переписывала без конца им переделываемые записи.

Л.Н. Толстой за работой в кабинете яснополянского дома.

1909 г.

Фотография С.А. Толстой

С.А. Толстая.

1901г. Ясная Поляна

В 80-е гг. Толстой заметно охладевает к художественной работе и даже осуждает как барскую

В 80-е гг. Толстой заметно охладевает к художественной работе и даже осуждает как барскую "забаву" свои прежние романы и повести. Он увлекается простым физическим трудом, пашет, шьет себе сапоги, становится вегетарианцем, отдает семье все свое крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности.

На картине Репина “Толстой на пашне” Лев Николаевич пашет на “Широком”. “Широким” зовется овраг, откуда вода течет в Ясенку.

Лес на картине — “Мурыгины кусты”…

Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне. 1887. Е. И. Репин.

Толстой Л.Н. (Мясоедов,

Толстой Л.Н.

(Мясоедов, "Сеятель")

Поздней осенью 1910 г. 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность следила вся Россия. Общий вид станции Астапово. 6 часов 5 минут – время, когда остановилось сердце Л.Н.Толстого В ожидании известий о состоянии здоровья писателя

Поздней осенью 1910 г. 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность следила вся Россия.

Общий вид станции Астапово.

6 часов 5 минут – время, когда остановилось сердце Л.Н.Толстого

В ожидании известий о состоянии здоровья писателя

10(23) ноября 1910 г. писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал

10(23) ноября 1910 г. писателя похоронили в Ясной Поляне,

в лесу, на краю оврага,

где в детстве он вместе с братом искал "зеленую палочку",

хранившую "секрет", как сделать всех людей счастливыми.

Беспримерная знаменитость Толстого наглядно выразилась в колоссальном успехе его сочинений, в небывалом количестве переводов их на иностранные языки и поистине необъятном количестве посвященных Толстому статей и книг.  Полного (12—15 томов) собрания его сочинений (10 изданий) разошлось более 80000 экземпляров, из отдельно изданных произведений наибольшего распространения достиг «Кавказский пленник» — около 250000 экз., «Хозяин и работник» — около 200000; «Чем люди живы» — около 150000; «Власть тьмы» около 140000;  от 130—100 тыс.: «Бог правду любит, да не скоро скажет»,  «Много ли человеку земли нужно», «Осада Севастополя», «Первый винокур», «Воскресение», «Три смерти» и др.  «Новой азбуки» разошлось 23 издания, что составляет более 800000 экз.; «Первой русской книги для чтения» (4 ч.) разошлось более 600000 экз.

Беспримерная знаменитость Толстого наглядно выразилась в колоссальном успехе его сочинений,

в небывалом количестве переводов их на иностранные языки и поистине необъятном количестве посвященных Толстому статей и книг.

Полного (12—15 томов) собрания его сочинений (10 изданий) разошлось более 80000 экземпляров,

из отдельно изданных произведений наибольшего распространения достиг «Кавказский пленник» — около 250000 экз.,

«Хозяин и работник» — около 200000;

«Чем люди живы» — около 150000;

«Власть тьмы» около 140000;

от 130—100 тыс.: «Бог правду любит, да не скоро скажет»,

«Много ли человеку земли нужно»,

«Осада Севастополя»,

«Первый винокур»,

«Воскресение»,

«Три смерти» и др.

«Новой азбуки» разошлось 23 издания, что составляет более 800000 экз.;

«Первой русской книги для чтения» (4 ч.) разошлось более 600000 экз.

В настоящее время Институтом мировой литературы  им. А. М. Горького РАН  осуществляется работа над изданием академического  полного собрания сочинений Л. Н. Толстого  в 100 томах.

В настоящее время

Институтом мировой литературы

им. А. М. Горького РАН

осуществляется работа

над изданием академического

полного собрания сочинений Л. Н. Толстого

в 100 томах.

Из воспоминаний Д. П. Маковицкого, личного врача Л. Н. Толстого У Льва Николаевича была прямая, бодрая не по летам осанка,  окладистая борода,  широкий нос и густые, нависшие над глазами брови, удивительные по своей живости и проницательности глаза.   Л.Н. Толстой. 19 мая 1910 г. Кочеты.  Фотография В.Г. Черткова.

Из воспоминаний

Д. П. Маковицкого, личного врача Л. Н. Толстого

У Льва Николаевича была прямая, бодрая не по летам осанка,

окладистая борода,

широкий нос

и густые, нависшие над глазами брови,

удивительные по своей живости и проницательности глаза.

Л.Н. Толстой. 19 мая 1910 г.

Кочеты. Фотография В.Г. Черткова.

Илья Васильевич Сидорков рассказывал, что, когда он поступил к Толстым (в 1893 году),  Лев Николаевич держался прямо, ходил быстро. — “ Когда уходит, хочешь подать ему пальто — нас тогда было двое, — он быстро схватит его с вешалки, накинет на плечо или наденет сам, не давая себе услужить, и уходит.  А к склону жизни стал сгорбленный, маленький”. Лев Николаевич шагал быстро, большими шагами, а ступал мягко.   Л.Н. Толстой.1903г.  Ясная Поляна.  Фотография А.Л. Толстой.

Илья Васильевич Сидорков рассказывал, что, когда он поступил к Толстым (в 1893 году),

Лев Николаевич держался прямо, ходил быстро.

— “ Когда уходит, хочешь подать ему пальто — нас тогда было двое, — он быстро схватит его с вешалки, накинет на плечо или наденет сам, не давая себе услужить, и уходит. А к склону жизни стал сгорбленный, маленький”.

Лев Николаевич шагал быстро, большими шагами, а ступал мягко.

Л.Н. Толстой.1903г. Ясная Поляна. Фотография А.Л. Толстой.

Во Льве Николаевиче было очень сильно чувство жизни всего живого и чувство природы. Он любил всякую перемену в природе — наступление осени, а особенно весны. Делился своими впечатлениями и наблюдениями со всеми окружающими. Его радовало разбухание почек на деревьях, развертывание их, колошение и наливание ржи и т. д. Как начнет что-либо распускаться, он сорвет и принесет в дом — медунички, орешник и т. д.

Любил собирать цветы, рвал их даже верхом, нагибаясь с лошади. Принесет букет, полюбуется его красотой и запахом, поставит к себе на письменный стол или в залу, иногда кому-либо подарит. Букеты у него на рабочих столах не переводились. Об этом помнила и Софья Андреевна.

Любил больше полевые цветы (особенно васильки), чем садовые, а из садовых особенно любил душистый горошек; его сажала на клумбах и на грядах около дома Софья Андреевна, большая любительница комнатных цветов. Сам Лев Николаевич у себя в комнате сажал и поливал апельсины.

В Ясной Поляне есть зимняя цветная теплица на месте некогда тут расположенной старой большой оранжереи.

И.Е.Репин.

Лев Толстой босой,

1901

Для Льва Николаевича ни один человек, с которым он вступал в общение, ни одно дело, которое он делал, не казалось незначительным, все он делал серьезно, с напряжением своих душевных сил: глубоко думал, внимательно слушал, когда нужно — говорили когда нужно — молчал (остерегаясь говорить пустое), наилучшим образом использовал время для работы и каждую задачу, задаваемую себе, старался делать как можно добросовестнее и аккуратнее.

Когда бывал болен, старался не быть в тягость другим и терпеливо переносить страданья. Обычный тон Льва Николаевича был спокойный; в нем не слышалось ни огорчения, ни раздражения, ни недовольства, ни упрека, и в работе он был спокоен, не был ни суетлив, ни медлителен. Лев Николаевич очень хорошо умел слушать, не пропускал без внимания ни смысла, ни выражений, ни жестов говорившего и запоминал слышанное. Лев Николаевич, разговаривая, не морщился, не проявлял неудовольствия в лице и не жестикулировал руками.

Головой чрезвычайно редко делал знак отрицания, медленно покачивая вправо и влево. Вообще он ничего не делал возбужденно, а во всем держал себя тихо, степенно.

Л.Н. Толстой.

(работа Андрея Ранчина)

«Я не могу представить себе эту жизнь  без шахмат, книг и охоты. » Лев Толстой играет с сыном друга и издателя Владимира Черткова, Ясная Поляна, 1907 Лев Толстой играет в шах маты с Михаилом Сухотиным, зрители жена и сыновья. 1908(?)

«Я не могу представить себе эту жизнь

без шахмат, книг и охоты. »

Лев Толстой играет с сыном друга и издателя Владимира Черткова,

Ясная Поляна, 1907

Лев Толстой играет в шах маты с Михаилом Сухотиным, зрители жена и сыновья. 1908(?)

Л.Н. Толстой с А.Л. Толстой.  1908 г. Ясная Поляна.  Фотография В.Г. Черткова. Л.Н. и С.А. Толстые  в 48-ю годовщину свадьбы 25 сентября 1910 г. Ясная Поляна. Фотография С.А. Толстой. Последний снимок Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой с внучкой Танечкой Сухотиной .  1908 г. Ясная Поляна.  Фотография В.Г. Черткова.

Л.Н. Толстой с А.Л. Толстой. 1908 г. Ясная Поляна. Фотография В.Г. Черткова.

Л.Н. и С.А. Толстые

в 48-ю годовщину свадьбы

25 сентября 1910 г.

Ясная Поляна.

Фотография С.А. Толстой.

Последний снимок Л.Н. Толстого.

Л.Н. Толстой с внучкой Танечкой Сухотиной . 1908 г. Ясная Поляна. Фотография В.Г. Черткова.

Источники информации: http://medalirus.narod.ru/Nag19_20/Wa2/n583r7.jpg http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Tolstoy_Nicolay_Ilyich.jpg http://www.calend.ru/person/3406/ http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8705.php http://www.az.ru/sevreal/histor/tolstoy-175.html http://ruzgd.ru/astapovo.shtml http://visualrian.ru/images/item/72254 http://www.levtolstoy.org.ru/lib/ar/author/412 http://svv1964.blogspot.com/2009/08/blog-post_11.html http://www.rulex.ru/rpg/persons/192/192793.htm http://medalirus.narod.ru/Nag19_20/Wa2/583.htm

Источники информации:

http://medalirus.narod.ru/Nag19_20/Wa2/n583r7.jpg

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Tolstoy_Nicolay_Ilyich.jpg

http://www.calend.ru/person/3406/

http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8705.php

http://www.az.ru/sevreal/histor/tolstoy-175.html

http://ruzgd.ru/astapovo.shtml

http://visualrian.ru/images/item/72254

http://www.levtolstoy.org.ru/lib/ar/author/412

http://svv1964.blogspot.com/2009/08/blog-post_11.html

http://www.rulex.ru/rpg/persons/192/192793.htm

http://medalirus.narod.ru/Nag19_20/Wa2/583.htm

http://writerstob.narod.ru/writers/tolstoy.htm http://tolstoy.niv.ru/ http://visualrian.ru/images/item/72254 http://www.osd.ru/respinf.asp?ob=796 http://ru.hayazg.info/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:%D0%9E%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%BD_%D0%A1%D0%B2._%D0%90%D0%BD%D0%BD%D1%8B_IV_%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B8.jpg http://www.erfolg.ru/gallery/dn.htm http://www.pushkinmuseum.ru/vs_istoria_roda_1.htm http://magazines.russ.ru/neva/2009/9/po14.html http://www.tram11.ru/kr/chern06/nikviaz/nv.html

http://writerstob.narod.ru/writers/tolstoy.htm

http://tolstoy.niv.ru/

http://visualrian.ru/images/item/72254

http://www.osd.ru/respinf.asp?ob=796

http://ru.hayazg.info/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:%D0%9E%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%BD_%D0%A1%D0%B2._%D0%90%D0%BD%D0%BD%D1%8B_IV_%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B8.jpg

http://www.erfolg.ru/gallery/dn.htm

http://www.pushkinmuseum.ru/vs_istoria_roda_1.htm

http://magazines.russ.ru/neva/2009/9/po14.html

http://www.tram11.ru/kr/chern06/nikviaz/nv.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9,_%D0%9B%D0%B5%D0%B2_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 http://slovo.ws/bio/rus/Tolstoi_Lev_Nikolaevich/index.html http://stat17.privet.ru/lr/091eb71a0f110462fcc9e7fbc34078ad http://www.bestreferat.ru/referat-100674.html http://www.museum.ru/M1791 http://www.hrono.ru/biograf/tolstoy.html http://www.foxdesign.ru/aphorism/biography/tolstoy_ln.html http://www.yasnayapolyana.ru/museum/funds/index.htm http://www.odinvopros.ru/lib/biography.php?id=2

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9,_%D0%9B%D0%B5%D0%B2_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

http://slovo.ws/bio/rus/Tolstoi_Lev_Nikolaevich/index.html

http://stat17.privet.ru/lr/091eb71a0f110462fcc9e7fbc34078ad

http://www.bestreferat.ru/referat-100674.html

http://www.museum.ru/M1791

http://www.hrono.ru/biograf/tolstoy.html

http://www.foxdesign.ru/aphorism/biography/tolstoy_ln.html

http://www.yasnayapolyana.ru/museum/funds/index.htm

http://www.odinvopros.ru/lib/biography.php?id=2


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Презентация на тему Л.Н.Толстой

Автор: Сакижан Нурбол Серкибайевич

Дата: 23.05.2015

Номер свидетельства: 214565


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства