Презентация на тему: "Ф.И.Тютчев - поэт, философ и певец русской природы".
Презентация на тему: "Ф.И.Тютчев - поэт, философ и певец русской природы".
Творчеству Тютчева присуще живое ощущение Бесконечности и Вечности как реальности, а не как отвлеченных, абстрактных категорий.
Тютчев – открыватель новых образных миров в поэзии.
Наделяя природу человеческими качествами, Тютчев использует ее образы для раскрытия своих дум о человеке, о столкновении доброго и злого в его душе, о раздвоенности человеческого сознания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Ф.И.Тютчев - поэт, философ и певец русской природы". »
Ф.И.Тютчев – поэт , философ и певец русской природы
Тютчев… создал речи, которым не суждено умереть.
И.С.Тургенев
И в полном блеске проявлений вдруг нас охватит мир дневной.
Ф.И.Тютчев
1. Расширить знания учащихся о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева. Вызвать интерес к личности и творчеству поэта.
2. Выделить основные темы и особенности тютчевской лирики, помочь понять многогранность лирики поэта.
3.Воспитывать этические чувства, любовь к русской поэзии. Интерес к личности поэта, формирование ответственного отношения к тому, кого любишь и отношение к любви как к чувству, пробуждающему самое лучшее в человеке.
Биография поэта .
Ф.И.Тютчев (1803-1873 г.г.) родился в Орловской губернии в стародворянской семье среднего достатка, где сильны были патриархальные начала. Под влиянием учителя Раича, поэта-переводчика, он рано приобщился к литературному творчеству и уже в 12 лет поступил на словесное отделение Московского университета. После окончания университета (1821г.) едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года
Письма Ф. И. Тютчева к родителям.
Известно около 1300 писем Ф.И.Тютчева, из них опубликовано немногим более 400, то есть всего одна треть. Это во многом объясняется тем, что письма чаще всего написаны по-французски да к тому же трудноразборчивым почерком.
Начало творческой деятельности
Как поэт Тютчев сложился к концу 20-х годов, когда появилась публикация большой подборки его стихов в пушкинском «Современнике».
Начало поэтической известности Тютчева положила статья Некрасова «Русские второстепенные поэты», в которой он говорит о Тютчеве как о поэте необыкновенного таланта и ставит его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым.
Сборник стихов Тютчева отдельной книгой вышел в 1854 году по инициативе и под наблюдением И.С.Тургенева. Выходу книги предшествовала публикация девяноста двух стихотворений поэта в журнале «Современник».
Судьба Тютчева-поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика.
Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы.
Певец природы
И в сознание читателей поэт вошел прежде всего как певец природы, ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева.
Природа в стихах Тютчева
Природа в стихах Тютчева
очеловечена, одухотворена.
Она внутренне близка и
понятна человеку,
родственна ему.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Преобладание пейзажей – одна из примет лирики Тютчева.Поэт неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года
Л.Н.Толстой признавался, что каждой весной в его памяти возникают строфы тютчевской весны:
Как ни томит людей обман,
Как ни браздят чело морщины,
Как ни гнетет рука судьбины,
И сердце как ни полно ран;
Каким бы строгим испытаньям
Вы ни были подчинены,
Что устоит перед дыханьем
И с первой встречею весны!
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Шум природы передает само звучание стихов. Аллитерации «бегут… будят… брег… блещут», «гласят, гласят, гонцы» - это будто праздничные трубы природы.
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпиться весело за ней
Словарь литературных терминов
АллитерацияВсвсвсвсв
В душном воздухе молчанье
Как предчувствие грозы,
Жарче роз благоуханье,
Резче голос стрекозы…
Чу! За белой, дымной тучей
Глухо прокатился гром;
Небо молнией летучей
Опоясалось кругом…
в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде,
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь-
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
«Есть в светлости осенних вечеров…»
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он околдован, -
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Философская лирика.
В поэзии Тютчев стремится философски осмыслить жизнь вселенной, заглянуть в тайны космической жизни и человеческого бытия.Поэт испытывает тревогу от сознания того, что мир находится накануне грандиозных исторических потрясений, несущих крушение привычных устоев и верований. И в этом движении истории Тютчев часто ощущает себя «обломком старых поколений».Тютчев поднимается до понимания соотношения двух миров – человеческого Я и природы – двух беспредельностей. Отсюда и напряженный поединок, пусть и неравный.
Поэзии Тютчева ведомы и ощущения скоротечности человеческого бытия, сознание его непрочности и хрупкости.
Человек и природа = капля и океан – аллегория.
Смотри, как на речном просторе,
По склону вновь оживших вод,
Во всеобъемлющее море
За льдиной льдина вслед плывет.
На солнце ль радужно блистая,
Иль ночью в поздней темноте,
Но все, неизбежимо тая,
Они плывут к одной мете.
Все вместе - малые, большие,
Утратив прежний образ свой,
Все — безразличны, как стихия,-
Сольются с бездной роковой!..
О нашей мысли обольщенье,
Ты, человеческое Я,
Не таково ль твое значенье,
Не такова ль судьба твоя?
Словарь литературных терминов
АЛЛЕГОРИЯ (allegoria — иносказание) — это выражение отвлеченных понятий через конкретные художественные образы.
Природа и человек образуют в лирике поэта единство, поэтому многим его стихам присуща двучастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью природы и жизнью человека.
Какое дикое ущелье!
Ко мне навстречу ключ бежит –
Он в дол спешит на новоселье,-
Я лезу вверх, где ель стоит.
Вот взобрался я на вершину,
Сижу здесь радостен и тих –
Ты к людям, ключ, спешишь в долину, -
Попробуй, каково у них!
Словарь литературных терминов
Метафора
Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами; Настанет ночь – и звучными волнами Стихия бьет о берег свой. То глас ее: он нудит нас и просит… Уж в пристани волшебный ожил челн, Прилив растет и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн. Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены.
Вот как описывает Тургенев творческий метод Тютчева:
«Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого… мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно».
Творчеству Тютчева присуще живое ощущение Бесконечности и Вечности как реальности, а не как отвлеченных, абстрактных категорий.
Тютчев – открыватель новых образных миров в поэзии.
Наделяя природу человеческими качествами, Тютчев использует ее образы для раскрытия своих дум о человеке, о столкновении доброго и злого в его душе, о раздвоенности человеческого сознания.