kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему "Аркадий и Борис Стругацкие "Малыш".

Нажмите, чтобы узнать подробности

}Аркадий и Борис Стругацкие - видные русские советские прозаики, кинодраматурги, братья-соавторы, бесспорные лидеры советской научной фантастики на протяжении трех последних десятилетий и самые известные советские писатели-фантасты за рубежом (на начало 1991-х гг. — 321 книжное издание в 27 странах); классики современной научной фантастики. 

}Аркадий Натанович (1925-1991) родился в Батуми, ), в 1925 г. вместе с семьей переехал в Ленинград (ныне — Санкт-Петербург), вскоре после начала Великой Отечественной войны был эвакуирован с отцом из блокадного города (позже эвакуировались мать и Борис Натанович); жил в г. Ташле близ Чкалова (ныне — Оренбург), где и был призван в армию, учился в Актюбинском артиллерийском училище. Позже окончил Военный институт иностранных языков, работал переводчиком, переводил с английского и японского языков. 
Борис Натанович родился в Ленинграде в 1933 г., туда же вернулся после эвакуации, окончил механико-математический факультет ЛГУ с дипломом астронома, работал на Пулковской обсерватории; с 1960 г. — профессиональный писатель. Первая научо-фантастическая публикация братьев Стругацких — повесть «Извне» (1958; исправлена и дополнена в 1960). Лауреаты премии «Аэлита»-81. 

}Замысел повести возник в 1970 году, и первоначальное название было «Операция МАУГЛИ». Борис Стругацкий признавался, что «Малыш» авторам не нравился и был закончен только потому, что его ждал издатель: «…мысль о том, что мы пишем повесть, которую можно было бы и не писать — сегодня, здесь и сейчас, — попортила нам немало крови». Повесть была написана в 1970 году и входит в цикл о Мире Полудня. Публикация состоялась в следующем году в журнале «Аврора». 
В повести авторы говорят о сложности понимания другого человека, также большое место занимают экологические проблемы развития человеческой цивилизации, достижения и издержки научно-технического прогресса, который часто несет гибель естественной природе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Аркадий и Борис Стругацкие "Малыш".»

Фантастика

Фантастика

  • жанр художественной литературы, изображение заведомо неправдоподобного, невозможного в реальной жизни. Например, описание путешествия во времени, жизни на других планетах или параллельных мирах. Фантастика предвосхищает научные достижения человечества: космические корабли, роботы, лазерные лучи и многое другое появились вначале в произведениях писателей фантастов задолго до их изобретения учеными и инженерами.  Фэнтези – одно из направлений фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов, где сочетаются элементы действительности и фантастики. Обращаясь к мифологическим сюжетам и образам разных народов, писатель создает новые мифы и новых мифологических героев. Чаще всего фэнтези используется в кинематографе, живописи, компьютерных играх. 
Назовите названия произведений по подсказкам. Распределите данные произведения по направлениям – фантастика или фэнтези. 
  • Назовите названия произведений по подсказкам. Распределите данные произведения по направлениям – фантастика или фэнтези. 

Конан Дойл

Г. Уэлс

Д.Р. Толкин

«Затерянный мир»

«Машина времени»

«Хоббит, туда и обратно»

Сейчас я предлагаю отправиться вместе со мной в космическую экспедицию на космическом корабле. Цель нашей экспедиции – описать планету и изучить ее для возможного переселения жителей планеты Панта, которой угрожает глобальная катастрофа. Поэтому программа полета носит кодовое название «Ковчег». 
  • Сейчас я предлагаю отправиться вместе со мной в космическую экспедицию на космическом корабле.
  • Цель нашей экспедиции – описать планету и изучить ее для возможного переселения жителей планеты Панта, которой угрожает глобальная катастрофа. Поэтому программа полета носит кодовое название «Ковчег». 
Прежде чем мы с вами высадимся на эту планету, предлагаю познакомиться с авторами, создавшими фантастическое произведение «Малыш».

Прежде чем мы с вами высадимся на эту планету, предлагаю познакомиться с авторами, создавшими фантастическое произведение «Малыш».

  • Аркадий и Борис Стругацкие - видные русские советские прозаики, кинодраматурги, братья-соавторы, бесспорные лидеры советской научной фантастики на протяжении трех последних десятилетий и самые известные советские писатели-фантасты за рубежом (на начало 1991-х гг. — 321 книжное издание в 27 странах); классики современной научной фантастики. 
Аркадий Натанович (1925-1991) родился в Батуми, ), в 1925 г. вместе с семьей переехал в Ленинград (ныне — Санкт-Петербург), вскоре после начала Великой Отечественной войны был эвакуирован с отцом из блокадного города (позже эвакуировались мать и Борис Натанович); жил в г. Ташле близ Чкалова (ныне — Оренбург), где и был призван в армию, учился в Актюбинском артиллерийском училище. Позже окончил Военный институт иностранных языков, работал переводчиком, переводил с английского и японского языков.   Борис Натанович родился в Ленинграде в 1933 г., туда же вернулся после эвакуации, окончил механико-математический факультет ЛГУ с дипломом астронома, работал на Пулковской обсерватории; с 1960 г. — профессиональный писатель. Первая научо-фантастическая публикация братьев Стругацких — повесть «Извне» (1958; исправлена и дополнена в 1960). Лауреаты премии «Аэлита»-81. 
  • Аркадий Натанович (1925-1991) родился в Батуми, ), в 1925 г. вместе с семьей переехал в Ленинград (ныне — Санкт-Петербург), вскоре после начала Великой Отечественной войны был эвакуирован с отцом из блокадного города (позже эвакуировались мать и Борис Натанович); жил в г. Ташле близ Чкалова (ныне — Оренбург), где и был призван в армию, учился в Актюбинском артиллерийском училище. Позже окончил Военный институт иностранных языков, работал переводчиком, переводил с английского и японского языков.  Борис Натанович родился в Ленинграде в 1933 г., туда же вернулся после эвакуации, окончил механико-математический факультет ЛГУ с дипломом астронома, работал на Пулковской обсерватории; с 1960 г. — профессиональный писатель. Первая научо-фантастическая публикация братьев Стругацких — повесть «Извне» (1958; исправлена и дополнена в 1960). Лауреаты премии «Аэлита»-81. 
Замысел повести возник в 1970 году, и первоначальное название было «Операция МАУГЛИ». Борис Стругацкий признавался, что «Малыш» авторам не нравился и был закончен только потому, что его ждал издатель: «…мысль о том, что мы пишем повесть, которую можно было бы и не писать — сегодня, здесь и сейчас, — попортила нам немало крови». Повесть была написана в 1970 году и входит в цикл о Мире Полудня. Публикация состоялась в следующем году в журнале «Аврора».   В повести авторы говорят о сложности понимания другого человека, также большое место занимают экологические проблемы развития человеческой цивилизации, достижения и издержки научно-технического прогресса, который часто несет гибель естественной природе. 
  • Замысел повести возник в 1970 году, и первоначальное название было «Операция МАУГЛИ». Борис Стругацкий признавался, что «Малыш» авторам не нравился и был закончен только потому, что его ждал издатель: «…мысль о том, что мы пишем повесть, которую можно было бы и не писать — сегодня, здесь и сейчас, — попортила нам немало крови». Повесть была написана в 1970 году и входит в цикл о Мире Полудня. Публикация состоялась в следующем году в журнале «Аврора».  В повести авторы говорят о сложности понимания другого человека, также большое место занимают экологические проблемы развития человеческой цивилизации, достижения и издержки научно-технического прогресса, который часто несет гибель естественной природе. 
Словарная работа:

Словарная работа:

  • глайдер – транспортное средство,
  • кибер - робот,
  • кибертехник – техник по роботам, кристаллофоны - наушники,
  • фантом – образ кого-либо,
  • призрак, гуманоид - разумное человекоподобное существо, инопланетянин. 
В чём особенность композиции и сюжета повести ?

В чём особенность композиции и сюжета повести ?

  • композиционный план повести :
  • глава 1 «Пустота и тишина»
  • глава 2 «Тишина и голоса»
  • глава 3 «Голоса и призраки
  • глава 4 «Призраки и люди»
  • глава 5 «Люди и нелюди»
  • глава 6 «Нелюди и вопросы»
  • глава 7 «Вопросы и сомнения»
  • глава 8 «Сомнения и решения»
  • заключение
  • Каждая глава ставит перед читателями вопросы, ответы на которые
  • мы находим в последующей главе. Наверное, поэтому названия
  • глав начинаются с последнего слова предыдущей. Такое
  • композиционное построение похоже на цепочку, в которой
  • все звенья взаимосвязаны.
Заполните таблицу композиция образ Малыша пространство признаки фантастического мира

Заполните таблицу

композиция

образ Малыша

пространство

признаки фантастического

мира

Вопросы группе № 1

Вопросы группе № 1

  • -Найдите портретное описание Малыша. Какое впечатление оно создаёт? Какие чувства вызывает?
  • - Какими необычными способностями обладает Малыш?
  • Помогли ли они ему выжить на холодной планете?
  • -Какие вопросы задаёт Малыш людям?
  • -Почему Малыш сам приходит к кораблю? Зачем ему нужны люди?
  • -Почему Малыш не может покинуть планету?
  • -Какие чувства вызывает Малыш? Почему?
  • -Почему главного героя называют Малышом , а не Пьером Семёновым или как –либо иначе?
Вопросы группе № 2

Вопросы группе № 2

  • - Почему в повести противопоставлено открытое макро-пространство,в котором обитает Малыш, закрытому микро-пространству?
  • - Почему Малыша так привлекает пространство корабля , ведь оно для него чужое?
  • - Почему попытка вторжения в подземелье вызвала у Малыша такой яростный протест?
  • - Какое пространство более оптимистично , наполнено надеждой и жизнью?
  • А какое является менее интересным и привлекательным?
Вопросы группе № 3

Вопросы группе № 3

  • - Какой фантастический мир создан искусственно , а какой больше похож на естественный?
  • - В каком фантастическом мире человек обладает огромными возможностями и способностями , а где он беспомощен?
  • - Почему авторы так и не показали читателю аборигенов, воспитавших Малыша?
  • - Какой фантастический мир наполнен добротой , заботой , вниманием и преданностью?
  • - Можно ли утверждать , что эти два мира противопоставлены?
  • - Зачем это нужно было авторам?
Разрешите представить команду космического корабля:

Разрешите представить команду космического корабля:

  • Геннадий Комов – командир корабля,
  • Яков Вандерхузер ,
  • Майя Глумова ,
  • Стась Попов – кибертехник.
  • После того как мы с вами познакомились с экипажем корабля, познакомьтесь с обитателем планеты.
Малыш «Это был человек, во всяком случае – гуманоид, маленький, тощий, совершенно голый. Кожа у него была темная, почти черная, и блестела, словно покрытая маслом. Человечек этот был весь какой-то скособоченный. И еще – глаза: большие, темные, совершенно неподвижные, слепые, как у статуи… Это был ребенок, мальчишка лет двенадцати, угловатый подросток, костлявый, длинноногий, с острыми плечами и локтями… лицо у него совершенно неподвижное, каменевшее, застывшее, как маска. Только глаза у него были живые, большие, темные, и он стрелял ими налево и направо, словно сквозь прорези в маске. Уши у него были большие, оттопыренные, правое заметно больше левого, а из-под левого уха тянулся по шее до ключицы темный неровный шрам – грубый, неправильно заживший рубец. Он был костлявый, но не тощий, по-взрослому жилистый, и еще стали видны страшные рваные шрамы: глубокий шрам на левом боку через бедра до самого бедра, отчего он и был таким скособоченным, и еще шрам на правой ноге, и глубокая вдавлина посередине груди.»

Малыш

«Это был человек, во всяком случае – гуманоид, маленький, тощий, совершенно голый. Кожа у него была темная, почти черная, и блестела, словно покрытая маслом. Человечек этот был весь какой-то скособоченный. И еще – глаза: большие, темные, совершенно неподвижные, слепые, как у статуи… Это был ребенок, мальчишка лет двенадцати, угловатый подросток, костлявый, длинноногий, с острыми плечами и локтями… лицо у него совершенно неподвижное, каменевшее, застывшее, как маска. Только глаза у него были живые, большие, темные, и он стрелял ими налево и направо, словно сквозь прорези в маске. Уши у него были большие, оттопыренные, правое заметно больше левого, а из-под левого уха тянулся по шее до ключицы темный неровный шрам – грубый, неправильно заживший рубец. Он был костлявый, но не тощий, по-взрослому жилистый, и еще стали видны страшные рваные шрамы: глубокий шрам на левом боку через бедра до самого бедра, отчего он и был таким скособоченным, и еще шрам на правой ноге, и глубокая вдавлина посередине груди.»

Итак, мы познакомились с обитателем планеты Малышом.  Каковы ваши впечатления от встречи с ним? Что вас удивило в нем? Вы думаете, он человек или гуманоид? Вспомните произведение другого автора, где другой мир также воспитал человеческого детеныша.  Как его звали? Как вы думаете, можно ли Малыша назвать «космическим Маугли»? 
  • Итак, мы познакомились с обитателем планеты Малышом.
  • Каковы ваши впечатления от встречи с ним? Что вас удивило в нем?
  • Вы думаете, он человек или гуманоид? Вспомните произведение другого автора, где другой мир также воспитал человеческого детеныша.
  • Как его звали?
  • Как вы думаете, можно ли Малыша назвать «космическим Маугли»? 
Малыш после контакта с людьми любил задавать вопросы, которые порой ставили в тупик членов экспедиции. А как ответили бы вы на его вопросы?    Что такое усталость?   Почему глаз видит?   Как узнали, что люди думают головой?   Что такое человек? 
  • Малыш после контакта с людьми любил задавать вопросы, которые порой ставили в тупик членов экспедиции. А как ответили бы вы на его вопросы?  Что такое усталость?  Почему глаз видит?  Как узнали, что люди думают головой?  Что такое человек? 
Итак:

Итак:

  • Малыш – преданный, феноменальный, человечный,
  • Экипаж – умные, сильные, но жестокие и способные на предательство
  • -Кого вы хотели бы иметь в числе своих друзей : Малыша или космонавтов ?
  • - Какая проблема поднимается авторами повести ?
  • Над чем заставляет задуматься ?
  • -Любое фантастическое произведение – это предупреждение человечеству или мечта . А что заключает в себе проблематика этого произведения
  • ( предупреждение , укор , упрёк , урок и мечту о встрече с внеземными цивилизациями )
  Ребята, что вам больше всего запомнилось, понравилось? После нашего урока я надеюсь у вас появился стимул прочитать данное произведение, что найти еще что –то интересное, чего мы не успели с вами рассказать на уроке.  Напишите дома этюд о продолжении истории Малыша или написать ему письмо
  •   Ребята, что вам больше всего запомнилось, понравилось?
  • После нашего урока я надеюсь у вас появился стимул прочитать данное произведение, что найти еще что –то интересное, чего мы не успели с вами рассказать на уроке. 
  • Напишите дома этюд о продолжении истории Малыша или написать ему письмо
Домашнее задание.

Домашнее задание.

  • Прочитать повесть «Малыш». 8 и заключительную главы
  • Придумайте сюжет-информацию на тему: «Это было бы интересно узнать Малышу»
  • Напишите дома этюд о продолжении истории Малыша или письмо.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Презентация на тему "Аркадий и Борис Стругацкие "Малыш".

Автор: Уалиева Шнар Хамзиевна

Дата: 02.12.2015

Номер свидетельства: 261071


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства