Презентация на тему "Аркадий и Борис Стругацкие "Малыш".
Презентация на тему "Аркадий и Борис Стругацкие "Малыш".
}Аркадий и Борис Стругацкие - видные русские советские прозаики, кинодраматурги, братья-соавторы, бесспорные лидеры советской научной фантастики на протяжении трех последних десятилетий и самые известные советские писатели-фантасты за рубежом (на начало 1991-х гг. — 321 книжное издание в 27 странах); классики современной научной фантастики.
}Аркадий Натанович (1925-1991) родился в Батуми, ), в 1925 г. вместе с семьей переехал в Ленинград (ныне — Санкт-Петербург), вскоре после начала Великой Отечественной войны был эвакуирован с отцом из блокадного города (позже эвакуировались мать и Борис Натанович); жил в г. Ташле близ Чкалова (ныне — Оренбург), где и был призван в армию, учился в Актюбинском артиллерийском училище. Позже окончил Военный институт иностранных языков, работал переводчиком, переводил с английского и японского языков.
Борис Натанович родился в Ленинграде в 1933 г., туда же вернулся после эвакуации, окончил механико-математический факультет ЛГУ с дипломом астронома, работал на Пулковской обсерватории; с 1960 г. — профессиональный писатель. Первая научо-фантастическая публикация братьев Стругацких — повесть «Извне» (1958; исправлена и дополнена в 1960). Лауреаты премии «Аэлита»-81.
}Замысел повести возник в 1970 году, и первоначальное название было «Операция МАУГЛИ». Борис Стругацкий признавался, что «Малыш» авторам не нравился и был закончен только потому, что его ждал издатель: «…мысль о том, что мы пишем повесть, которую можно было бы и не писать — сегодня, здесь и сейчас, — попортила нам немало крови». Повесть была написана в 1970 году и входит в цикл о Мире Полудня. Публикация состоялась в следующем году в журнале «Аврора».
В повести авторы говорят о сложности понимания другого человека, также большое место занимают экологические проблемы развития человеческой цивилизации, достижения и издержки научно-технического прогресса, который часто несет гибель естественной природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Аркадий и Борис Стругацкие "Малыш".»
Фантастика
жанр художественной литературы, изображение заведомо неправдоподобного, невозможного в реальной жизни. Например, описание путешествия во времени, жизни на других планетах или параллельных мирах. Фантастика предвосхищает научные достижения человечества: космические корабли, роботы, лазерные лучи и многое другое появились вначале в произведениях писателей фантастов задолго до их изобретения учеными и инженерами. Фэнтези – одно из направлений фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов, где сочетаются элементы действительности и фантастики. Обращаясь к мифологическим сюжетам и образам разных народов, писатель создает новые мифы и новых мифологических героев. Чаще всего фэнтези используется в кинематографе, живописи, компьютерных играх.
Назовите названия произведений по подсказкам. Распределите данные произведения по направлениям – фантастика или фэнтези.
Конан Дойл
Г. Уэлс
Д.Р. Толкин
«Затерянный мир»
«Машина времени»
«Хоббит, туда и обратно»
Сейчас я предлагаю отправиться вместе со мной в космическую экспедицию на космическом корабле.
Цель нашей экспедиции – описать планету и изучить ее для возможного переселения жителей планеты Панта, которой угрожает глобальная катастрофа. Поэтому программа полета носит кодовое название «Ковчег».
Прежде чем мы с вами высадимся на эту планету, предлагаю познакомиться с авторами, создавшими фантастическое произведение «Малыш».
Аркадий и Борис Стругацкие - видные русские советские прозаики, кинодраматурги, братья-соавторы, бесспорные лидеры советской научной фантастики на протяжении трех последних десятилетий и самые известные советские писатели-фантасты за рубежом (на начало 1991-х гг. — 321 книжное издание в 27 странах); классики современной научной фантастики.
Аркадий Натанович (1925-1991) родился в Батуми, ), в 1925 г. вместе с семьей переехал в Ленинград (ныне — Санкт-Петербург), вскоре после начала Великой Отечественной войны был эвакуирован с отцом из блокадного города (позже эвакуировались мать и Борис Натанович); жил в г. Ташле близ Чкалова (ныне — Оренбург), где и был призван в армию, учился в Актюбинском артиллерийском училище. Позже окончил Военный институт иностранных языков, работал переводчиком, переводил с английского и японского языков. Борис Натанович родился в Ленинграде в 1933 г., туда же вернулся после эвакуации, окончил механико-математический факультет ЛГУ с дипломом астронома, работал на Пулковской обсерватории; с 1960 г. — профессиональный писатель. Первая научо-фантастическая публикация братьев Стругацких — повесть «Извне» (1958; исправлена и дополнена в 1960). Лауреаты премии «Аэлита»-81.
Замысел повести возник в 1970 году, и первоначальное название было «Операция МАУГЛИ». Борис Стругацкий признавался, что «Малыш» авторам не нравился и был закончен только потому, что его ждал издатель: «…мысль о том, что мы пишем повесть, которую можно было бы и не писать — сегодня, здесь и сейчас, — попортила нам немало крови». Повесть была написана в 1970 году и входит в цикл о Мире Полудня. Публикация состоялась в следующем году в журнале «Аврора». В повести авторы говорят о сложности понимания другого человека, также большое место занимают экологические проблемы развития человеческой цивилизации, достижения и издержки научно-технического прогресса, который часто несет гибель естественной природе.
Словарная работа:
глайдер – транспортное средство,
кибер - робот,
кибертехник – техник по роботам, кристаллофоны - наушники,
Каждая глава ставит перед читателями вопросы, ответы на которые
мы находим в последующей главе. Наверное, поэтому названия
глав начинаются с последнего слова предыдущей. Такое
композиционное построение похоже на цепочку, в которой
все звенья взаимосвязаны.
Заполните таблицу
композиция
образ Малыша
пространство
признаки фантастического
мира
Вопросы группе № 1
-Найдите портретное описание Малыша. Какое впечатление оно создаёт? Какие чувства вызывает?
- Какими необычными способностями обладает Малыш?
Помогли ли они ему выжить на холодной планете?
-Какие вопросы задаёт Малыш людям?
-Почему Малыш сам приходит к кораблю? Зачем ему нужны люди?
-Почему Малыш не может покинуть планету?
-Какие чувства вызывает Малыш? Почему?
-Почему главного героя называют Малышом , а не Пьером Семёновым или как –либо иначе?
Вопросы группе № 2
- Почему в повести противопоставлено открытое макро-пространство,в котором обитает Малыш, закрытому микро-пространству?
- Почему Малыша так привлекает пространство корабля , ведь оно для него чужое?
- Почему попытка вторжения в подземелье вызвала у Малыша такой яростный протест?
- Какое пространство более оптимистично , наполнено надеждой и жизнью?
А какое является менее интересным и привлекательным?
Вопросы группе № 3
- Какой фантастический мир создан искусственно , а какой больше похож на естественный?
- В каком фантастическом мире человек обладает огромными возможностями и способностями , а где он беспомощен?
- Почему авторы так и не показали читателю аборигенов, воспитавших Малыша?
- Какой фантастический мир наполнен добротой , заботой , вниманием и преданностью?
- Можно ли утверждать , что эти два мира противопоставлены?
- Зачем это нужно было авторам?
Разрешите представить команду космического корабля:
Геннадий Комов – командир корабля,
Яков Вандерхузер ,
Майя Глумова ,
Стась Попов – кибертехник.
После того как мы с вами познакомились с экипажем корабля, познакомьтесь с обитателем планеты.
Малыш
«Это был человек, во всяком случае – гуманоид, маленький, тощий, совершенно голый. Кожа у него была темная, почти черная, и блестела, словно покрытая маслом. Человечек этот был весь какой-то скособоченный. И еще – глаза: большие, темные, совершенно неподвижные, слепые, как у статуи… Это был ребенок, мальчишка лет двенадцати, угловатый подросток, костлявый, длинноногий, с острыми плечами и локтями… лицо у него совершенно неподвижное, каменевшее, застывшее, как маска. Только глаза у него были живые, большие, темные, и он стрелял ими налево и направо, словно сквозь прорези в маске. Уши у него были большие, оттопыренные, правое заметно больше левого, а из-под левого уха тянулся по шее до ключицы темный неровный шрам – грубый, неправильно заживший рубец. Он был костлявый, но не тощий, по-взрослому жилистый, и еще стали видны страшные рваные шрамы: глубокий шрам на левом боку через бедра до самого бедра, отчего он и был таким скособоченным, и еще шрам на правой ноге, и глубокая вдавлина посередине груди.»
Итак, мы познакомились с обитателем планеты Малышом.
Каковы ваши впечатления от встречи с ним? Что вас удивило в нем?
Вы думаете, он человек или гуманоид? Вспомните произведение другого автора, где другой мир также воспитал человеческого детеныша.
Как его звали?
Как вы думаете, можно ли Малыша назвать «космическим Маугли»?
Малыш после контакта с людьми любил задавать вопросы, которые порой ставили в тупик членов экспедиции. А как ответили бы вы на его вопросы? Что такое усталость? Почему глаз видит? Как узнали, что люди думают головой? Что такое человек?
Итак:
Малыш – преданный, феноменальный, человечный,
Экипаж – умные, сильные, но жестокие и способные на предательство
-Кого вы хотели бы иметь в числе своих друзей : Малыша или космонавтов ?
- Какая проблема поднимается авторами повести ?
Над чем заставляет задуматься ?
-Любое фантастическое произведение – это предупреждение человечеству или мечта . А что заключает в себе проблематика этого произведения
( предупреждение , укор , упрёк , урок и мечту о встрече с внеземными цивилизациями )
Ребята, что вам больше всего запомнилось, понравилось?
После нашего урока я надеюсь у вас появился стимул прочитать данное произведение, что найти еще что –то интересное, чего мы не успели с вами рассказать на уроке.
Напишите дома этюд о продолжении истории Малыша или написать ему письмо
Домашнее задание.
Прочитать повесть «Малыш». 8 и заключительную главы
Придумайте сюжет-информацию на тему: «Это было бы интересно узнать Малышу»
Напишите дома этюд о продолжении истории Малыша или письмо.