kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация."М.В. Ломоносов. Басня"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 6 классе. Краткая характеристика эпохи 18 века. Знакомство с литературным направлением "Классицизм" и его особенностями: правило трех единств, герои, иерархия жанров. Знакомство с жизнью и творчеством М.В. Ломоносова. Рассатривается его басня "Случились вместе два астронома в пиру". Много фотографии и иллюстраций

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация."М.В. Ломоносов. Басня" »

Дать представление о развитии русской литературы в 18 веке. Познакомить с понятием «Классицизм». Познакомить с жизненным путём М.В. Ломоносова и его басенным творчеством (на примере басни «Случились вместе два астронома в пиру»), определить его роль в развитии русской литературы.
  • Дать представление о развитии русской литературы в 18 веке.
  • Познакомить с понятием «Классицизм».
  • Познакомить с жизненным путём М.В. Ломоносова и его басенным творчеством (на примере басни «Случились вместе два астронома в пиру»), определить его роль в развитии русской литературы.
Эпоха Петра I , время преобразований, утверждения мощи государства Российского.

Эпоха Петра I , время преобразований, утверждения мощи государства Российского.

1. Выход России к морю. 2. Строительство северной столицы Петербурга. 3. Создание собственного флота. 4. Замечательные воинские победы. 5. Укрепление международной значимости Русского государства. 6. Развитие отечественной науки и культуры.

1. Выход России к морю.

2. Строительство северной столицы Петербурга.

3. Создание собственного флота.

4. Замечательные воинские победы.

5. Укрепление международной значимости Русского государства.

6. Развитие отечественной науки и культуры.

Сохранились: Идеи патриотизма. Умение на образах художественного произведения воспитывать человека, формировать его духовный мир.  Но:

Сохранились:

  • Идеи патриотизма.
  • Умение на образах художественного произведения воспитывать человека, формировать его духовный мир.

Но:

  • Возникают новые темы.
  • Другие традиции.
  • Усиливается связь с устным народным творчеством.
  • Совершенствуется художественный стиль.
Классицизм (от лат. classcus – образцовый).

Классицизм

(от лат. classcus – образцовый).

Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII - начала XIX в., одной из важнейших черт которого являлось обращение к образцам и формам античности как к универсальному эталону. Главная задача классицизма – создание значительного монументального искусства, одушевлённого идеей сплочения нации, объединяющейся вокруг трона . Частный интерес подчинён в классицизме государственному, чувства – долгу. В основе эстетики – принцип рационализма и «подражания природе».

Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII - начала XIX в., одной из важнейших черт которого являлось обращение к образцам и формам античности как к универсальному эталону.

Главная задача классицизма – создание значительного монументального искусства, одушевлённого идеей сплочения нации, объединяющейся вокруг трона . Частный интерес подчинён в классицизме государственному, чувства – долгу.

В основе эстетики – принцип рационализма и «подражания природе».

КУЛЬТ РАЗУМА;  ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ОРГАНИЗУЕТСЯ КАК ИСКУСТВЕННОЕ, ЛОГИЧЕСКИ ПОСТРОЕННОЕ ЦЕЛОЕ;  СТРОГАЯ СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, СХЕМАТИЗМ; ИДЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРОЕВ, УТОПИЗМ, АБСОЛЮТИЗАЦИЯ ИДЕЙ; ПОДЧЁРКИВАЕТСЯ ОБЪЕКТИВНОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ; АКТИВНОЕ ОБРАЩЕНИЕ К ОБЩЕСТВЕННОЙ, ГРАЖДАНСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ.
  • КУЛЬТ РАЗУМА;
  • ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ОРГАНИЗУЕТСЯ КАК ИСКУСТВЕННОЕ, ЛОГИЧЕСКИ ПОСТРОЕННОЕ ЦЕЛОЕ;
  • СТРОГАЯ СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, СХЕМАТИЗМ;
  • ИДЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРОЕВ, УТОПИЗМ, АБСОЛЮТИЗАЦИЯ ИДЕЙ;
  • ПОДЧЁРКИВАЕТСЯ ОБЪЕКТИВНОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ;
  • АКТИВНОЕ ОБРАЩЕНИЕ К ОБЩЕСТВЕННОЙ, ГРАЖДАНСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ.
Строгая иерархия жанров ↓ ↓ Низкие  В них осваивалась повседневная жизнь обычных людей. Высокие Комедия, сатира, басня. В них осваивается общественная жизнь, история; действуют герои, полководцы, монархи. Трагедия, эпопея, ода. Смешение высокого и низкого не допускается

Строгая иерархия жанров

↓ ↓

Низкие

В них осваивалась повседневная жизнь обычных людей.

Высокие

Комедия, сатира, басня.

В них осваивается общественная жизнь, история; действуют герои, полководцы, монархи.

Трагедия, эпопея, ода.

Смешение высокого и низкого не допускается

Герои чётко делятся на положительных  и отрицательных , ясно выражена авторская оценка. Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в говорящих фамилиях. В драматургии господствовало требование трёх единств: Единство времени : действие развивается не более суток; Единство места : автор не должен переносить действие из одного места в другое . 3. Единство действия : одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5 – 10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, то есть нет побочных действий, персонажей.

Герои чётко делятся на положительных и отрицательных , ясно выражена авторская оценка. Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в говорящих фамилиях.

В драматургии господствовало требование трёх единств:

  • Единство времени : действие развивается не более суток;
  • Единство места : автор не должен переносить действие из одного места в другое .

3. Единство действия : одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5 – 10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, то есть нет побочных действий, персонажей.

Силлабическое стихосложение (от греч. sillabe – слог) – стихосложение, основанное на соизмеримости строк по количеству слогов. При этом количество ударений не учитывается.  Не любити тяжело  И любити тяжело,  А тяжелее всего  Любя любовь не достать ↓ Силлаботоническое стихосложение (от греч. sillabe – слог, tonos -ударение) – система стихосложения , при которой основой ритма является упорядоченное чередование ударных и безударных слогов.  Лице свое скрывает день;  Поля покрыла мрачна ночь.

Силлабическое стихосложение (от греч. sillabe – слог) – стихосложение, основанное на соизмеримости строк по количеству слогов. При этом количество ударений не учитывается.

Не любити тяжело

И любити тяжело,

А тяжелее всего

Любя любовь не достать

Силлаботоническое стихосложение (от греч. sillabe – слог, tonos -ударение) – система стихосложения , при которой основой ритма является упорядоченное чередование ударных и безударных слогов.

Лице свое скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь.

Сатирическая направленность; Преобладание национально-исторической тематики; Преимущественное развитие жанра оды и поэмы.  Периоды русского классицизма:
  • Сатирическая направленность;
  • Преобладание национально-исторической тематики;
  • Преимущественное развитие жанра оды и поэмы.

Периоды русского классицизма:

  • 30 – 50-е гг. XVIII в. Усилия писателей на этом этапе направлены на развитие просвещения и науки, создание литературы и национального языка.
  • 60-е гг. – конец XVIII в. На первый план выдвигаются задачи воспитания человека – гражданина. Произведения гневно обличают личные пороки, препятствующие служению человека на пользу государства.
  • Конец XVIII в. – начало XIX в. Наблюдается спад классицизма. Усиливаются национальные мотивы. Писателей интересует уже не просто тип идеального дворянина, а тип русского идеального дворянина.

Таким образом, русский классицизм на всех этапах отличала высокая гражданственность

Представители Франция Мольер Вольтер Корнель Расин Германия Лафонтен Шиллер Гёте

Представители

Франция

Мольер

Вольтер

Корнель

Расин

Германия

Лафонтен

Шиллер

Гёте

Р о с с и я  А.Б. Княжнин Г.Р. Державин В.А. Озеров М.В. Ломоносов А.Д. Кантемир Д.И. Фонвизин А.П. Сумароков М.М. Херасков В.К. Тредиаковский И.Н. Хемницер

Р о с с и я

А.Б. Княжнин

Г.Р. Державин

В.А. Озеров

М.В. Ломоносов

А.Д. Кантемир

Д.И. Фонвизин

А.П. Сумароков

М.М. Херасков

В.К. Тредиаковский

И.Н. Хемницер

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711 – 1765)

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

ЛОМОНОСОВ

(1711 – 1765)

Историк, ритор, механик, минералог, художник и c тихотворец, он всё испытал и всё прошёл.  А.С.Пушкин

Историк, ритор, механик, минералог, художник и c тихотворец, он всё испытал и всё прошёл.

А.С.Пушкин

ДЕТСТВО Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора.

ДЕТСТВО

Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора.

В МОСКВУ Грамоте обучил Михаила дьячок местной церкви. Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом и отправиться в Москву. Холмогоры Москва

В МОСКВУ

Грамоте обучил Михаила дьячок местной церкви. Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом и отправиться в Москву.

Холмогоры

Москва

ГОДЫ УЧЁБЫ В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами.

ГОДЫ УЧЁБЫ

В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами.

В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.

В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.

МАРБУРГ А осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии.  Студент немецкого университета

МАРБУРГ

А осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии.

Студент немецкого

университета

НАУКА В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии. Диплом профессора химии

НАУКА

В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии.

Диплом профессора химии

В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751.  Ломоносов в своей химической лаборатории.

В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751.

Ломоносов в своей

химической лаборатории.

МОЗАИЧНЫЕ КАРТИНЫ М.В.Ломоносов показывает свои работы императрице

МОЗАИЧНЫЕ КАРТИНЫ

М.В.Ломоносов показывает свои работы императрице

М.В.Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика.

М.В.Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика.

Учение М.В. Ломоносова о «трёх штилях» Высокий штиль – слова, находившиеся в употреблении «у древних славян и ныне у россиян»; Средний  штиль – малоупотребительные, но понятные грамотным людям; Низкий  штиль – разговорная лексика, отсутствующая в «церковных книгах».

Учение М.В. Ломоносова о «трёх штилях»

Высокий штиль – слова, находившиеся в употреблении «у древних славян и ныне у россиян»;

Средний штиль – малоупотребительные, но понятные грамотным людям;

Низкий штиль – разговорная лексика, отсутствующая в «церковных книгах».

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.

Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765. Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре

Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765.

Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре

краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера

краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера

«Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: как устроен мир?  и как должен вести себя в этом мире человек ?  На первый вопрос он ответил мифом.  На второй вопрос – басней »  (М.Л.Гаспаров «Басни Эзопа»)

«Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: как устроен мир?

и как должен вести себя в этом мире человек ? На первый вопрос он ответил мифом.

На второй вопрос – басней »

(М.Л.Гаспаров «Басни Эзопа»)

Часто родители и взрослые, окружающие вас, читают вам нравоучения. Нравится ли это вам? Помогают ли исправить ситуацию эти нравоучения? Легендарный баснописец Эзоп, живший в Древней Греции еще в 440 году до н.э. предложил делать это в другой форме. По его словам, вовсе не нужно в скучной тираде описывать человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком живом рассказе – прозаическом или стихотворном  - басне.

Часто родители и взрослые, окружающие вас, читают вам нравоучения. Нравится ли это вам? Помогают ли исправить ситуацию эти нравоучения?

Легендарный баснописец Эзоп, живший в Древней Греции еще в 440 году до н.э. предложил делать это в другой форме. По его словам, вовсе не нужно в скучной тираде описывать человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком живом рассказе – прозаическом или стихотворном - басне.

Мораль – нравственные правила, которым следуют в обществе и домашней жизни (логический, поучительный вывод из чего-нибудь). Аллегория (в переводе с греческого – иносказание) – изображение человека или иного предмета через другого человека или другой предмет: лиса – хитрый человек, заяц, ягнёнок – беззащитный человек, волк – злой, бессердечный человек. Олицетворение – присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. Эзопов язык - речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приёмами для сокрытия прямого смысла.

Мораль – нравственные правила, которым следуют в обществе и домашней жизни (логический, поучительный вывод из чего-нибудь).

Аллегория (в переводе с греческого – иносказание) – изображение человека или иного предмета через другого человека или другой предмет: лиса – хитрый человек, заяц, ягнёнок – беззащитный человек, волк – злой, бессердечный человек.

Олицетворение – присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.

Эзопов язык - речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приёмами для сокрытия прямого смысла.

«Случились вместе два астронома в пиру» Случились вместе – встретились вместе. Спорили в жару – жарко, горячо спорили. Круг Солнца ходит – вокруг Солнца ходит . Как ты о сем сомненье рассуждаешь? – Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе? Жаркова (сущ.) – жаркого (жаркое – жареное кушанье, обычно мясное.

«Случились вместе два астронома в пиру»

Случились вместе – встретились вместе.

Спорили в жару – жарко, горячо спорили.

Круг Солнца ходит – вокруг Солнца ходит .

Как ты о сем сомненье рассуждаешь? – Как ты рассуждаешь,

что ты думаешь об этом спорном вопросе?

Жаркова (сущ.) – жаркого (жаркое – жареное кушанье, обычно мясное.

Гелиоцентрическая система мира Никола́й Копе́рник (1473 -1543) — польский астроном, математик и экономист. Наиболее известен как автор средневековой гелиоцентрической системы мира.

Гелиоцентрическая система мира

Никола́й Копе́рник (1473 -1543) — польский астроном, математик и экономист. Наиболее известен как автор средневековой гелиоцентрической системы мира.

Геоцентрическая система мира Кла́вдий Птолеме́й (ок. 87—165) — древнегреческий астроном, математик, музыкальный теоретик и географ. Жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения.

Геоцентрическая система мира

Кла́вдий Птолеме́й (ок. 87—165) — древнегреческий астроном, математик, музыкальный теоретик и географ. Жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения.

ОБСУДИМ ПРОЧИТАННОЕ Какова тема стихотворения? В чём его необычность?  Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом?  Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?  В чём противоположность взглядов учёных?  К кому обращается хозяин дома, чтобы разрешить этот спор? Как повар решает этот спор?  Какова идея стихотворения?

ОБСУДИМ ПРОЧИТАННОЕ

Какова тема стихотворения? В чём его необычность?

Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом?

Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?

В чём противоположность взглядов учёных?

К кому обращается хозяин дома, чтобы разрешить этот спор? Как повар решает этот спор?

Какова идея стихотворения?

Разгадайте кроссворд по изученной теме. Прочитайте «Оду на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» М.В. Ломоносова.
  • Разгадайте кроссворд по изученной теме.
  • Прочитайте «Оду на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» М.В. Ломоносова.

1 3 7 9 5 2 8 11 4 10 6 12

1

3

7

9

5

2

8

11

4

10

6

12


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация."М.В. Ломоносов. Басня"

Автор: Гордеева Елена Владимировна

Дата: 29.10.2015

Номер свидетельства: 245322


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства