Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку:В.П. Астафьев Рассказы из сборника»Затеси»( «Хвостик», «Костёр возле речки», « И милосердия…» »
В. П. Астафьев Рассказы из сборника «Затеси»( урок литературного чтения в 9 классе коррекционной школы VIII вида) . !
Цель:
-Продолжать работать над осознанным чтением, умением размышлять, высказывать свои мысли, делать вывод , выделять главную мысль произведения
- Воспитывать любовь к родному краю, к природе, чувство активной жизненной позиции, гражданственность.
- Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса, активизировать мыслительную деятельность .
«Мало уметь читать – надо уметь думать»
«Живи всяк своим умом».
Н.А. Заболоцкий «Журавли»
Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.
Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вёл вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.
Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Чёрное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.
Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас.
Два крыла, как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.
Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:
Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе,-
Всё, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.
М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841)
Прожил короткую, но яркую жизнь,
трагически оборвавшуюся на дуэли .
В.Г. Белинский
«Стихотворение «Три пальмы» чудесно, божественно. …Какая образность!-так всё и видишь перед собою, а увидев раз, никогда уж не забудешь! Дивная картина- так и блестит всё яркостию восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом стихе, отдельно взятом!..»
В печальных степях аравийской земли
М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»
Три гордые пальмы высоко росли.
Оа́зис — благоприятный для жизни участок в безжизненной среде.
В пустынях оазисом называется расположенный около естественного водоёма островок растительности .
М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зелёных листов,
От знойных лучей и летучих песков.
М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»
Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их весёлый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей.
М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»
И щедро поит их студёный
ручей.
Но только что сумрак на
землю упал,
По корням упругим топор
застучал.
И пали без жизни питомцы
столетий!
Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнём.
М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»
Когда же на запад умчался туман, Урочный свой путь совершал караван.
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный,
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.
М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»
И ныне всё дико и пусто кругом-
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит-
Его лишь песок раскалённый заносит,
Да коршун хохлатый,
Степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.
М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»
Бесплодная
Под тенью зелёных листьев
Стемнело, наступила ночь
Под сенью зелёных листов
Песчаная, сухая, неродящая
Сумрак на землю упал
Погибли, хотя росли сотни лет
И пали без жизни питомцы столетий
Сравнить:
печальных, бесплодной, знойной
гордые, высоко
Каким было место, где росли три гордые пальмы?
Кто виноват в том, что ранее цветущее место превратилось в дикое и пустое?
Как обошлись люди с пальмами и родником?
Подберите прилагательные, характеризующие поступки людей.
1.Это взаимоотношения организмов с окружающей средой.
2.Наука о человеке.
3.Наука о животных.
4.Наука о растениях.
«Охранять природу - значит охранять Родину» (М. Пришвин).
«Будь Человеком, человек, ты на земле своей» (С. Михалков)
Экология –
Наука, изучающая взаимоотношение живых организмов, в условиях окружающей среды.
Взаимоотношение организмов с окружающей средой.
Тема «Будь Человеком, человек, ты на земле своей»
Человек-это великолепно, это звучит гордо». М.Горький
- Как связано стихотворение «Три пальмы» с нашей темой?
- Можно ли сказать, что Лермонтов призывает людей быть милосердными к природе?
Значит, и 160 лет назад, и сейчас, в особенности, тема взаимоотношения человека и природы была и есть очень важной.
Виктор Петрович Астафьев 1.05.1924-29.11.2004
«Природа – мать и кормилица, человек – сын природы. Между человеком и природой складываются
прямые
родственные
отношения»
Сибирь – родина В.П. Астафьева
Овсянка – родное село писателя
«Царь-рыба» Памятник писателю возле автодороги Красноярск - Абакан
Памятник В.П.Астафьеву в Красноярске
Виктор Петрович Астафьев. 1924 – 2004гг.
С. Овсянка, Красноярский край, дет. дом, в 7 лет лишился матери (утонула в Енисее) В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему "не верится, что мамы нет и никогда не будет". Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка - Екатерина Петровна.
1942г. ВОВ, ранения, работа на Урале
1953г. Первый сборник рассказов.
1975г. государственная премия РСФСР имени М.Горького
1978г. Гос. Премия СССР за рассказ «Царь-рыба»
"Ни дня без строчки" - это девиз неутомимого труженика, истинно народного писателя
В.П. Астафьев «Хвостик» Суслик
В.П. Астафьев «Хвостик»
1.Где происходят события, описанные в рассказе?
- В Сибири
-В Подмосковье
2.Для чего приезжают в Заречье люди?
-за грибами
-на экскурсию
-холить и выхаживать на личных огородах и в теплицах редкие овощи
В.П. Астафьев «Хвостик»
Какое отношение людей к природе в рассказе «Хвостик»? Варварское.
Какое чувство вызывает этот рассказ?
Как вы думаете, испытывает ли писатель чувство уважения к дачникам, приезжающим в Заречье?
Где видно негативное, отрицательное отношение писателя?
2 абзац перед чтением – выделить голосом глаг олы, характеризующие дела, действия человека.
Человек, что он делает?
Работает, учится, думает, помогает, заботится, … а в рассказе?
Расползаются, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят (как о самом низком существе).