kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку:В.П. Астафьев Рассказы из сборника»Затеси»( «Хвостик», «Костёр возле речки», « И милосердия…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературного чтения в 9 классе корреционной школы VIII вида

Цель:

Воспитывать любовь к родному краю, к природе, чувство активной жизненной позиции, гражданственности.

Использовать межпредметные связи с уроками биологии, географии, русского языка, рисования, музыки.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку:В.П. Астафьев Рассказы из сборника»Затеси»( «Хвостик», «Костёр возле речки», « И милосердия…» »

В. П. Астафьев  Рассказы из сборника «Затеси»( урок литературного чтения в 9 классе коррекционной школы VIII вида)  .  ! Цель:  -Продолжать работать над осознанным чтением, умением размышлять, высказывать свои мысли, делать вывод , выделять главную мысль произведения  - Воспитывать любовь к родному краю, к природе, чувство активной жизненной позиции, гражданственность.  - Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса, активизировать мыслительную деятельность .

В. П. Астафьев Рассказы из сборника «Затеси»( урок литературного чтения в 9 классе коррекционной школы VIII вида) . !

Цель:

-Продолжать работать над осознанным чтением, умением размышлять, высказывать свои мысли, делать вывод , выделять главную мысль произведения

- Воспитывать любовь к родному краю, к природе, чувство активной жизненной позиции, гражданственность.

- Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса, активизировать мыслительную деятельность .

«Мало уметь читать – надо уметь думать» «Живи всяк своим умом».
  • «Мало уметь читать – надо уметь думать»
  • «Живи всяк своим умом».
Н.А. Заболоцкий «Журавли» Вылетев из Африки в апреле

Н.А. Заболоцкий «Журавли»

Вылетев из Африки в апреле

  • К берегам отеческой земли,
  • Длинным треугольником летели,
  • Утопая в небе, журавли.
  • Вытянув серебряные крылья
  • Через весь широкий небосвод,
  • Вёл вожак в долину изобилья
  • Свой немногочисленный народ.
Но когда под крыльями блеснуло Озеро, прозрачное насквозь, Чёрное зияющее дуло Из кустов навстречу поднялось. Луч огня ударил в сердце птичье, Быстрый пламень вспыхнул и погас, И частица дивного величья С высоты обрушилась на нас.
  • Но когда под крыльями блеснуло
  • Озеро, прозрачное насквозь,
  • Чёрное зияющее дуло
  • Из кустов навстречу поднялось.
  • Луч огня ударил в сердце птичье,
  • Быстрый пламень вспыхнул и погас,
  • И частица дивного величья
  • С высоты обрушилась на нас.
Два крыла, как два огромных горя, Обняли холодную волну, И, рыданью горестному вторя, Журавли рванулись в вышину. Только там, где движутся светила, В искупленье собственного зла Им природа снова возвратила То, что смерть с собою унесла:
  • Два крыла, как два огромных горя,
  • Обняли холодную волну,
  • И, рыданью горестному вторя,
  • Журавли рванулись в вышину.
  • Только там, где движутся светила,
  • В искупленье собственного зла
  • Им природа снова возвратила
  • То, что смерть с собою унесла:
Гордый дух, высокое стремленье, Волю непреклонную к борьбе,- Всё, что от былого поколенья Переходит, молодость, к тебе. А вожак в рубашке из металла Погружался медленно на дно, И заря над ним образовала Золотого зарева пятно.
  • Гордый дух, высокое стремленье,
  • Волю непреклонную к борьбе,-
  • Всё, что от былого поколенья
  • Переходит, молодость, к тебе.
  • А вожак в рубашке из металла
  • Погружался медленно на дно,
  • И заря над ним образовала
  • Золотого зарева пятно.
М.Ю.Лермонтов «Три пальмы» Михаил Юрьевич Лермонтов   (1814 – 1841) Прожил короткую, но яркую жизнь, трагически оборвавшуюся на дуэли .

М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841)

Прожил короткую, но яркую жизнь,

трагически оборвавшуюся на дуэли .

В.Г. Белинский

В.Г. Белинский

  • «Стихотворение «Три пальмы» чудесно, божественно. …Какая образность!-так всё и видишь перед собою, а увидев раз, никогда уж не забудешь! Дивная картина- так и блестит всё яркостию восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом стихе, отдельно взятом!..»
В печальных степях аравийской земли

В печальных степях аравийской земли

М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»

М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»

  • Три гордые пальмы высоко росли.
Оа́зис — благоприятный для жизни участок в безжизненной среде. В пустынях оазисом называется расположенный около естественного водоёма островок растительности
  • Оа́зис — благоприятный для жизни участок в безжизненной среде.
  • В пустынях оазисом называется расположенный около естественного водоёма островок растительности .
М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»

М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»

  • Родник между ними из почвы бесплодной,
  • Журча, пробивался волною холодной,
  • Хранимый, под сенью зелёных листов,
  • От знойных лучей и летучих песков.
М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»

М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»

  • Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
  • В тени их весёлый раскинулся стан.
  • Кувшины звуча налилися водою,
  • И, гордо кивая махровой главою,
  • Приветствуют пальмы нежданных гостей.
М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»

М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»

  • И щедро поит их студёный
  • ручей.
  • Но только что сумрак на
  • землю упал,
  • По корням упругим топор
  • застучал.
  • И пали без жизни питомцы
  • столетий!
  • Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом,
  • И медленно жгли их до утра огнём.
М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»

М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»

  • Когда же на запад умчался туман, Урочный свой путь совершал караван.
  • И следом печальным на почве бесплодной
  • Виднелся лишь пепел седой и холодный,
  • И солнце остатки сухие дожгло,
  • А ветром их в степи потом разнесло.
М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»

М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»

  • И ныне всё дико и пусто кругом-
  • Не шепчутся листья с гремучим ключом:
  • Напрасно пророка о тени он просит-
  • Его лишь песок раскалённый заносит,
  • Да коршун хохлатый,
  • Степной нелюдим,
  • Добычу терзает и щиплет над ним.
М.Ю.Лермонтов «Три пальмы» Бесплодная Под тенью зелёных листьев Стемнело, наступила ночь Под сенью зелёных листов Песчаная, сухая, неродящая Сумрак на землю упал Погибли, хотя росли сотни лет

М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»

  • Бесплодная
  • Под тенью зелёных листьев
  • Стемнело, наступила ночь
  • Под сенью зелёных листов
  • Песчаная, сухая, неродящая
  • Сумрак на землю упал

Погибли, хотя росли сотни лет

  • И пали без жизни питомцы столетий
Сравнить:

Сравнить:

  • печальных, бесплодной, знойной
  • гордые, высоко
Каким было место, где росли три гордые пальмы? Кто виноват в том, что ранее цветущее место превратилось в дикое и пустое? Как обошлись люди с пальмами и родником? Подберите прилагательные, характеризующие поступки людей.
  • Каким было место, где росли три гордые пальмы?
  • Кто виноват в том, что ранее цветущее место превратилось в дикое и пустое?
  • Как обошлись люди с пальмами и родником?
  • Подберите прилагательные, характеризующие поступки людей.
Равнодушное, жестокое, варварское, безжалостное, бездушное, бездумное……..
  • Равнодушное, жестокое, варварское, безжалостное, бездушное, бездумное……..
Чему учит стихотворение?
  • Чему учит стихотворение?
Экология –  Ойкос – дом, жилище, обиталище.

Экология –

Ойкос – дом, жилище, обиталище.

  • 1.Это взаимоотношения организмов с окружающей средой.
  • 2.Наука о человеке.
  • 3.Наука о животных.
  • 4.Наука о растениях.
  • «Охранять природу - значит охранять Родину» (М. Пришвин).
  • «Будь Человеком, человек, ты на земле своей» (С. Михалков)
Экология –

Экология –

  • Наука, изучающая взаимоотношение живых организмов, в условиях окружающей среды.
  • Взаимоотношение организмов с окружающей средой.
Тема «Будь Человеком, человек, ты на земле своей»

Тема «Будь Человеком, человек, ты на земле своей»

  • Человек-это великолепно, это звучит гордо». М.Горький
  • - Как связано стихотворение «Три пальмы» с нашей темой?
  • - Можно ли сказать, что Лермонтов призывает людей быть милосердными к природе?
  • Значит, и 160 лет назад, и сейчас, в особенности, тема взаимоотношения человека и природы была и есть очень важной.
Виктор Петрович  Астафьев 1.05.1924-29.11.2004    «Природа – мать и кормилица, человек – сын природы. Между человеком и природой складываются  прямые  родственные  отношения»

Виктор Петрович Астафьев 1.05.1924-29.11.2004

«Природа – мать и кормилица, человек – сын природы. Между человеком и природой складываются

прямые

родственные

отношения»

Сибирь – родина В.П. Астафьева   Овсянка – родное село писателя

Сибирь – родина В.П. Астафьева

Овсянка – родное село писателя

«Царь-рыба» Памятник писателю возле автодороги Красноярск - Абакан Памятник В.П.Астафьеву в Красноярске

«Царь-рыба» Памятник писателю возле автодороги Красноярск - Абакан

Памятник В.П.Астафьеву в Красноярске

  • Виктор Петрович Астафьев. 1924 – 2004гг.
  • С. Овсянка, Красноярский край, дет. дом, в 7 лет лишился матери (утонула в Енисее) В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему "не верится, что мамы нет и никогда не будет". Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка - Екатерина Петровна.
  • 1942г. ВОВ, ранения, работа на Урале
  • 1953г. Первый сборник рассказов.
  • 1975г. государственная премия РСФСР имени М.Горького
  • 1978г. Гос. Премия СССР за рассказ «Царь-рыба»
  • "Ни дня без строчки" - это девиз неутомимого труженика, истинно народного писателя
В.П. Астафьев «Хвостик»  Суслик

В.П. Астафьев «Хвостик» Суслик

В.П. Астафьев «Хвостик»

В.П. Астафьев «Хвостик»

1.Где происходят события, описанные в рассказе?

1.Где происходят события, описанные в рассказе?

  • - В Сибири
  • -В Подмосковье
2.Для чего приезжают в Заречье люди?

2.Для чего приезжают в Заречье люди?

  • -за грибами
  • -на экскурсию
  • -холить и выхаживать на личных огородах и в теплицах редкие овощи
В.П. Астафьев «Хвостик»

В.П. Астафьев «Хвостик»

  • Какое отношение людей к природе в рассказе «Хвостик»? Варварское.
  • Какое чувство вызывает этот рассказ?
  • Как вы думаете, испытывает ли писатель чувство уважения к дачникам, приезжающим в Заречье?
  • Где видно негативное, отрицательное отношение писателя?
  • 2 абзац перед чтением – выделить голосом глаг олы, характеризующие дела, действия человека.
Человек, что он делает? Работает, учится, думает, помогает, заботится, … а в рассказе?  Расползаются, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят (как о самом низком существе).
  • Человек, что он делает?
  • Работает, учится, думает, помогает, заботится, … а в рассказе?
  • Расползаются, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят (как о самом низком существе).
Оглохла земля Коростой покрылась Растёт в заглушье, украдкой, растёт кривобоко – изуродованное, поцарапанное, битое, обожженное….
  • Оглохла земля
  • Коростой покрылась
  • Растёт в заглушье, украдкой, растёт кривобоко – изуродованное, поцарапанное, битое, обожженное….
Отклик
  • Отклик
Что вы можете сказать о людях, которые убили суслика и его кровью написали «Отклик»? Можно их назвать людьми? Какие они? Чему учит это рассказ?
  • Что вы можете сказать о людях, которые убили суслика и его кровью написали «Отклик»?
  • Можно их назвать людьми?
  • Какие они?
  • Чему учит это рассказ?
В.П.Астафьев «Костер возле речки»

В.П.Астафьев «Костер возле речки»

  • Найдите и прочитайте, кого встретил автор?
  • - Чем были заняты люди?
  • -Каково отношение шофёра такси к профессору и его жене? Как он их называет?
  • Найдите, где видно, что шофёр плохо воспитан, груб?
  • Как вы понимаете фразу «Да разве за нами, за поганцами, всё приберёшь…. ?
  • Понимает ли шофер, что и сам делал плохо?
В.П.Астафьев «Костер возле речки»

В.П.Астафьев «Костер возле речки»

  • Закончите пословицы и поговорки.
  • «Чисто не там, где убирают, а там где не …»
  • «Человек от лени болеет, а от труда …»
  • - «Моя хата с краю …»
  • Поговорка не права – это … слова.
  • Каких героев можно охарактеризовать этими поговорками?
Активная жизненная позиция.

Активная жизненная позиция.

  • Нравственное, доброе, милосердное отношение к природе должно быть каким?
  • Что вы делаете? (Посадил деревья, клумбы, леса)
  • «Миллион добрых дел» для чего?
  • Кама? «Красная книга»? (купания, машины …, выбросы в воздух – дождь.)
  • Что делается? Экологическая милиция.
  • О Чистополе. (ветра, дожди.)
  • Использование пестицидов в с/х, удобрений на полях, что приводит к снижению численности животных и растений.
  • Загрязнение территории нефтью.
Охрана окружающей среды

Охрана окружающей среды

  • комплекс мер, предназначенных для ограничения отрицательного влияния человеческой деятельности на природу .
ЗОЖ . (Пословицы)

ЗОЖ . (Пословицы)

  • Здоровью цены нет.
  • Здоровье не купишь.
  • Ум да здоровье дороже всего.
  • Ищи в жизни добро и удаляйся от зла.
  • Вино сначала веселит, а потом без ума дела творит.
  • Курить – здоровью вредить.
Активная жизненная позиция – это

Активная жизненная позиция – это

  • охрана природы (растений, животных)
  • охрана человека.
Чтобы слышать боль каждого, нужно жить по правилу четырех “СО”:

Чтобы слышать боль каждого, нужно жить по правилу четырех “СО”:

  • cожалеть,
  • cочувствовать,
  • cострадать,
  • cопереживать.
Астафьев утверждал: «Кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен и жесток к человеку».

Астафьев утверждал: «Кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен и жесток к человеку».

  • Его волновали вопросы:
  • «Как быть Человеком, каким быть, как жить по правде и по совести».
  • Домашнее задание.
  • Подготовить небольшой устный рассказ с ответом на этот вопрос.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Потапова Галина Владимировна

Дата: 09.10.2014

Номер свидетельства: 117557


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства