kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку по сказке А.Погорельского "Черная курица, или подземные жители"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 20
Антоний Погорельский: страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

Цель:

 1. Познакомить учащихся с биографией писателя А.Погорельского.

2. Выявить восприятие сказки учащимися.

3. Знать отличие народной сказки от литературной.

4. Учить пересказу и анализу художественного текста.

Презентация содержит биографические сведения о писателе, понятие о псевдониме; выявляет восприятие сказки учащимися с помощью викторины на знание текста "Черная курица, или Подземные жители", состоящую из 13 вопросов с подсказками-иллюстрациями в помощь учащимся. 

В работе имеются материалы на умение различать народную сказку от литературной. Рассматриваются фантастические элементы в сказке и достоверно-реальные, обращается внимание на фантастический сюжет. Урок включает в себя промежуточные выводы и подведение итогов с релаксацией. Презентация является помощником для учащихся в работе с текстом.

Презентация иллюстрирует урок, представленный в методической разработке Ереминой О.А. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по сказке А.Погорельского "Черная курица, или подземные жители" »

Антоний Погорельский

Антоний Погорельский

( 1787 , Москва  — 9 (21) июля  1836 , Варшава )  Русский писатель, один из крупнейших прозаиков первой половины XIX века . Член Российской академии (1829).

( 1787 , Москва  — 9 (21) июля 1836 , Варшава )

Русский писатель, один из крупнейших прозаиков первой половины XIX века . Член Российской академии (1829).

Подведем итог —  Какие русские писатели в детстве учились в частных пансионах?        — Как вы понимаете, что такое пансион?        — Почему дворяне отдавали своих детей на обучение в пансионы?        — Какое образование получил Алексей Алексеевич Перовский?        — Что такое псевдоним?        — Какой псевдоним взял себе Перовский?        — Кому Антоний Погорельский посвятил свою сказку «Черная курица, или Подземные жители»?

Подведем итог

—  Какие русские писатели в детстве учились в частных пансионах?       — Как вы понимаете, что такое пансион?       — Почему дворяне отдавали своих детей на обучение в пансионы?       — Какое образование получил Алексей Алексеевич Перовский?       — Что такое псевдоним?       — Какой псевдоним взял себе Перовский?       — Кому Антоний Погорельский посвятил свою сказку «Черная курица, или Подземные жители»?

В 1829 Погорельский опубликовал прославившую его сказку «Чёрная курица, или Подземные жители», написанную для племянника Алёши — первую в истории русской литературы книгу о детстве. Известны высокие отзывы о «Чёрной курице» Жуковского и Льва Толстого.

В 1829 Погорельский опубликовал прославившую его сказку «Чёрная курица, или Подземные жители», написанную для племянника Алёши — первую в истории русской литературы книгу о детстве. Известны высокие отзывы о «Чёрной курице» Жуковского и Льва Толстого.

Назовите адрес дома, в котором проходит действие сказки 

Назовите адрес дома, в котором проходит действие сказки 

Что было единственным утешением Алёши, героя этой сказки, в воскресные и праздничные дни? 

Что было единственным утешением Алёши, героя этой сказки, в воскресные и праздничные дни? 

Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку 

Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку 

Какая цена была заплачена за жизнь Чернушки?

Какая цена была заплачена за жизнь Чернушки?

Прослушайте описание одного человека и скажите, кто это: «Знаменитый рыцарь в блестящих латах и в шлеме с большими перьями»

Прослушайте описание одного человека и скажите, кто это: «Знаменитый рыцарь в блестящих латах и в шлеме с большими перьями»

Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно? 

Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно? 

«Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…» Что такое «шандалы»? 

«Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…» Что такое «шандалы»? 

Каков рост маленьких людей, живших в подземелье? 

Каков рост маленьких людей, живших в подземелье? 

Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве? 

Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве? 

«Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел оно на них со вниманием, то увидел, что это…» 

«Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел оно на них со вниманием, то увидел, что это…» 

Какие животные находились в королевском зверинце? 

Какие животные находились

в королевском зверинце? 

Почему в подземелье мышьи и крысьи меха были в высокой цене? 

Почему в подземелье мышьи и крысьи меха были в высокой цене? 

Почему Алёша выдал тайну подземного королевства?

Почему Алёша выдал тайну подземного королевства?

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

Причудливый сюжет

       —  Как вы докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII века?        — Какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными, фантастическими?        — Какие особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а реальная история?        — Какие факты, описания показывают нам действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами события и обычаи той эпохи?        — Могла ли такая сказка быть народной?

       —  Как вы докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII века?       — Какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными, фантастическими?       — Какие особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а реальная история?       — Какие факты, описания показывают нам действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами события и обычаи той эпохи?       — Могла ли такая сказка быть народной?

сочетание реального и фантастического — одна из особенностей литературной сказки.
  • сочетание реального и фантастического — одна из особенностей литературной сказки.
Нравоучительное содержание сказки

Нравоучительное содержание сказки

  • Чтение отрывка со слов: «»Настал понедельник…» стр.140 до слов «Увы! Бедный Алеша не знал…» стр.147.
  •       —  Как изменялся характер, по-старинному говоря, нрав Алеши после того, как он получил волшебный подарок?
  Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей. Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду принадлежит эта сказка?  Чему учит пример превращения Алеши?   Автор в этой сказке учит нас на примере Алеши, но не только. Есть несколько абзацев, в которых мы видим прямые наставления. Найдите эти абзацы
  •   Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей. Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду принадлежит эта сказка?

  • Чему учит пример превращения Алеши?
  • Автор в этой сказке учит нас на примере Алеши, но не только. Есть несколько абзацев, в которых мы видим прямые наставления. Найдите эти абзацы
«Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: „Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя!“» (с. 142) .

«Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: „Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя!“» (с. 142) .

  «Не полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою» (с. 146—147) .

  «Не полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою» (с. 146—147) .

«...Для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 147) .

«...Для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 147) .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Презентация к уроку по сказке А.Погорельского "Черная курица, или подземные жители"

Автор: Гурьева Ирина Викторовна

Дата: 09.07.2014

Номер свидетельства: 109665


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства