Презентация к уроку по сказке А.Погорельского "Черная курица, или подземные жители"
Презентация к уроку по сказке А.Погорельского "Черная курица, или подземные жители"
Урок 20 Антоний Погорельский: страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
Цель:
1. Познакомить учащихся с биографией писателя А.Погорельского.
2. Выявить восприятие сказки учащимися.
3. Знать отличие народной сказки от литературной.
4. Учить пересказу и анализу художественного текста.
Презентация содержит биографические сведения о писателе, понятие о псевдониме; выявляет восприятие сказки учащимися с помощью викторины на знание текста "Черная курица, или Подземные жители", состоящую из 13 вопросов с подсказками-иллюстрациями в помощь учащимся.
В работе имеются материалы на умение различать народную сказку от литературной. Рассматриваются фантастические элементы в сказке и достоверно-реальные, обращается внимание на фантастический сюжет. Урок включает в себя промежуточные выводы и подведение итогов с релаксацией. Презентация является помощником для учащихся в работе с текстом.
Презентация иллюстрирует урок, представленный в методической разработке Ереминой О.А.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по сказке А.Погорельского "Черная курица, или подземные жители" »
Антоний Погорельский
( 1787 , Москва — 9 (21) июля 1836 , Варшава )
Русский писатель, один из крупнейших прозаиков первой половины XIX века . Член Российской академии (1829).
Подведем итог
— Какие русские писатели в детстве учились в частных пансионах? — Как вы понимаете, что такое пансион? — Почему дворяне отдавали своих детей на обучение в пансионы? — Какое образование получил Алексей Алексеевич Перовский? — Что такое псевдоним? — Какой псевдоним взял себе Перовский? — Кому Антоний Погорельский посвятил свою сказку «Черная курица, или Подземные жители»?
В 1829 Погорельский опубликовал прославившую его сказку «Чёрная курица, или Подземные жители», написанную для племянника Алёши — первую в истории русской литературы книгу о детстве. Известны высокие отзывы о «Чёрной курице» Жуковского и Льва Толстого.
Назовите адрес дома, в котором проходит действие сказки
Что было единственным утешением Алёши, героя этой сказки, в воскресные и праздничные дни?
Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку
Какая цена была заплачена за жизнь Чернушки?
Прослушайте описание одного человека и скажите, кто это: «Знаменитый рыцарь в блестящих латах и в шлеме с большими перьями»
Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно?
«Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…» Что такое «шандалы»?
Каков рост маленьких людей, живших в подземелье?
Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве?
«Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел оно на них со вниманием, то увидел, что это…»
Какие животные находились
в королевском зверинце?
Почему в подземелье мышьи и крысьи меха были в высокой цене?
Почему Алёша выдал тайну подземного королевства?
Фантастическое и достоверно-реальное в сказке.
Причудливый сюжет
— Как вы докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII века? — Какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными, фантастическими? — Какие особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а реальная история? — Какие факты, описания показывают нам действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами события и обычаи той эпохи? — Могла ли такая сказка быть народной?
сочетание реального и фантастического — одна из особенностей литературной сказки.
Нравоучительное содержание сказки
Чтение отрывка со слов: «»Настал понедельник…» стр.140 до слов «Увы! Бедный Алеша не знал…» стр.147.
— Как изменялся характер, по-старинному говоря, нрав Алеши после того, как он получил волшебный подарок?
Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей. Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду принадлежит эта сказка?
Чему учит пример превращения Алеши?
Автор в этой сказке учит нас на примере Алеши, но не только. Есть несколько абзацев, в которых мы видим прямые наставления. Найдите эти абзацы
«Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: „Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя!“»(с. 142).
«Не полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою»(с. 146—147).
«...Для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность»(с. 147).