1) Через слово мы постигаем суть произведения, а значит, пытаемся понять, как автор воспринимает, ощущает мир, - говорит учитель. -Как вы понимаете суть слова ощущение? ('"Это слово, идущее из глубины души. передающее душевное состояние человека5 его чувства, переживания".)
Попробуем понять мировосприятие автора через собственные ощущения, связанные со словом.. Сегодня таким словом будет слово один.(Учитель объявляет тему урока)
Попытаемся ощутить экспрессию слова один в единстве с другими словами. Может быть, они помогут нам постичь смысл произведения, а значит, и понять мировосприятие Пушкина, Лермонтова, Платонова. И свои ощущения вы постараетесь выразить в своём слове, в своих стилизациях,
2) -Какие ассоциации у вас возникают в связи со словом один? Какое настроение оно рождает?("Грустное настроение, состояние одиночества, уединение"."Слово один ассоциируется с пословицами, например: Один в поле не воин".)
Дома вы читали одноимённые стихотворения Пушкина и Лермонтова-"Узник".Вы наблюдали, какую смысловую нагрузку несет слово один и слова, от него образованные, в этих стихотворениях.
Учащиеся, выполнявшие домашнее задание по вариантам, представляют результаты своих исследований.
-Итак, вы закончили свои исследования размышлением о настроении, которое помогает передать слово один. У Пушкина - по преимуществу оптимистическое, радостное, у Лермонтова - печальное, отражающее состояние одиночества,
Далее класс слушает выразительное чтение этих стихотворений, наблюдая за интонацией чтецов.
-Почему у двух поэтов 19 века слово один и слова , от него образованные, отражают разное настроение(Ребята связывают это с личностями поэтов, со временем.)
Таким образом, поэты, использовавшие одно и то же слово один, вкладывали в него разный смысл. оно выражает разное мировосприятие авторов(жизнерадостное у Пушкина, скептическое у Лермонтова).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по рассказу А. Платонова "Неизвестный цветок" »
02 . 02 .20 1 1г. Урок литературы по теме: «Прекрасное вокруг нас». (По сказке-были А.П.Платонова «Неизвестный цветок»).
Цели урока:
раскрыть экспрессию слова «один» как одного из средств постижения смысла произведения и мировосприятия автора;
учиться чувствовать слово, понимать суть его через свои ощущения;
развивать творческие способности;
воспитывать такие качества, как забота о других, человечность;
убедиться в значимости понятия «труд» как основы жизни.
Платонов был писатель, пожелавший разобраться в самых сложных, а значит, самых простых основах человеческого бытия…
В.Гроссман
Платонов был писатель, пожелавший разобраться в самых сложных, а значит, самых простых основах человеческого бытия… В.Гроссман
Этимологическая справка.
Вост.-слав. один восходит к общеслав. единъ.
Единъ из едъ + инъ.
Едъ – здесь усилительная частица («только», «именно»).
Инъ означает «один».
От основ едъ,инъ и от слова один образованы слова:
Один
Один
Одиночество
Одинаковый
Одинокий
Единение
Одинок
Единство
Одиноко
Единый
Иной (первонач. «один»)
Соединить
Инок (монах)
Объединить
Иначе
Двуединство
Однажды
Единичный
От основ едъ,инъ и от слова один образованы слова:
Один
Один
Одиночество
Одинаковый
Одинокий
Единение
Одинок
Единство
Одиноко
Единый
Иной (первонач. «один»)
Соединить
Инок (монах)
Объединить
Иначе
Двуединство
Однажды
Единичный
От основ едъ,инъ и от слова один образованы слова:
Один
Один
Одиночество
Одинаковый
Одинокий
Единение
Одинок
Единство
Одиноко
Единый
Иной (первонач. «один»)
Соединить
Инок (монах)
Объединить
Иначе
Двуединство
Однажды
Единичный
От основ едъ,инъ и от слова один образованы слова:
Один
Один
Одиночество
Одинаковый
Одинокий
Единение
Одинок
Единство
Одиноко
Единый
Иной (первонач. «один»)
Соединить
Инок (монах)
Объединить
Иначе
Двуединство
Однажды
Единичный
Он рос один на пустыре…
На пустыре лежали одни камни… Лишь один ветер гулял по пустырю…
Он рос один на пустыре…
На пустыре лежали одни камни… Лишь один ветер гулял по пустырю…
Трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости.
Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомлённых листьев.
Трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости.
Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомлённых листьев.
Трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости.
Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомлённых листьев.
Трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости.
Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомлённых листьев.
Трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости.
Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомлённых листьев.
Трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости.
Лишь один раз в сутки цветок радовался : когда первый луч утреннего солнца касался его утомлённых листьев.
Трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости.
Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомлённых листьев.
Трудно было цветку питаться из дних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости.
Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомлённых листьев.
Трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости.
Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомлённых листьев.
Жить… - … выжить
«Она пошла в пустырь и увидела около камня маленький цветок…»
От основ едъ,инъ и от слова один образованы слова:
Один
Один
Одиночество
Одинаковый
Одинокий
Единение
Одинок
Единство
Одиноко
Единый
Иной (первонач. «один»)
Соединить
Инок (монах)
Объединить
Иначе
Двуединство
Однажды
Единичный
Жить… - … выжить
«Даша увидела, что пустырь теперь стал другой…»
Жить… - … выжить
«Даша увидела, что пустырь теперь стал другой…»
Домашнее задание
Написать продолжение сказки-были «Неизвестный цветок».