- Публикации в журналах «Памир», «Звезда Востока»,
«Москва»
- 1980 год – первая книга рассказов «Слова на снегу»
«Само материнство водит рукой писательницы
Людмилы Басовой. Она пишет о явлениях горьких,
болезненных, потому что знает : все дело в любви.
Любовь рождает жизнь, нелюбовь – жизнь убивает. И поэтому нельзя молчать о зле, чтобы оно торжествовало. Людмила Басова срывает личины, под которыми обычно скрывается зло…», - так писал о ней один из рецензентов.
2000 год – Победитель конкурса «Вместе»
2001 год – Лауреат конкурса «Вопреки»
Основные темы и проблемы творчества
Людмилы Басовой
Об одиночестве стариков
- о равнодушии
- об алкоголизме
- о токсикомании и наркомании
«Нельзя в этом мире быть равнодушным к людскому горю. Любовь рождает надежду и жизнь, а ненависть и равнодушие убивают человека», - пишет Людмила Басова
- Проблема ответственности человека за поступки, которые он совершает
«Вчерашняя ссора с матерью казалась бессмысленной и безобразной. Зойка редко себе позволяла такое… И все-то из-за того, что убираться не хотелось». А мама просила это сделать потому, что у нее сегодня День рождения. И вот проснувшись утром, девочка решила, что «сегодня все исправим, все на высшем уровне сделаем».(Л.Басова «Зойка и
Пакетик»)
Не было взаимопонимания между Зойкой и родителями, каждый жил своей жизнью.
5. «Зойка и родители» (1 группа)
- «Детство – самая счастливая пора»???
Главная героиня – Зойка Варнеева. Что она из себя представляет?
Взаимоотношения с родителями
- Зойка легко говорит неправду. Это случайно?
«Она вообще не любила школу…»
(Л.Басова «Зойка и Пакетик»)
6. «Зойка и одноклассники» (2 группа)
Есть ли у Зойки друзья среди одноклассников?
С кем она могла дружить?
Как Зоя относится к школе?
«Эка невидаль!.. У нас в школе этих неполных семей…» (Л.Басова «Зойка и
Пакетик»)
Нигина и Руслан Амирхановы
Радька
Анна Сергеевна
«В нем было что-то неординарное, какой-то дух опасности и тревоги исходил от него» (Л.Басова «Зойка и Пакетик»)
7. Зойка и представители барака
«-Что за барак?
- Там когда-то жили учителя. Всех давно переселили, а строение все не снесут. Теперь там настоящий рассадник…» (Л.Басова «Зойка и Пакетик»)
Главная героиня Зойка пытается искать свой особый путь, но, по существу, не отличается ничем от прочих, а прозрение наступает слишком поздно.
Автор вводит этот дневник для того, чтобы читатель мог увидеть проблемы детей в голодное военное время и сравнить с теми проблемами, которые создают себе ребята в настоящее время
«Пожелтевшая от времени, голубая тетрадка, на которой едва прочитывалась бледная надпись – «дневник». (Л.Басова
«Зойка и Пакетик»)
9. «Зойка и Игорь»
«Молодой парень в белом халате. Лицо его показалось ей знакомым. Где-то она уже видела эти темные глаза, эту мягкую улыбку» (Л.Басова «Зойка и
Пакетик»)
ЗОЙКА: Я думала, вы уехали. Я никогда тебя больше не видела...
ИГОРЬ: Мы действительно уехали в Москву, там я окончил мединститут и вот видишь, вернулся в родной город. (Он заглядывает ей в глаза, трясет за плечи). Зоя, зачем ты с ними? Ты же умница. Какие взрослые, хорошие стихи ты читала тогда у елки!
ЗОЙКА: Мне так трудно, Игорь, так плохо...
ИГОРЬ: А с ними лучше?
ЗОЙКА: Не лучше. Но интереснее, раскованнее.
ИГОРЬ: Не может тебе быть интересно с ними, не придумывай.
ЗОЙКА: Можно, я буду приходить к тебе?
ИГОРЬ: Конечно. Обязательно приходи. Только я здесь не каждый день. Вернее, ночь. А теперь пойдем, а то поздно. Проводить я тебя не могу, но на такси посажу.
Необдуманность поступков, нежелание, неумение предвидеть их последствия часто делают их причастными к преступлению.
Подростки делают попытки осмыслить происходящее вокруг и с ними самими. Но им трудно, мешает отсутствие жизненного опыта, нужна помощь взрослых.
10. Подведение итогов исследования
Почему повесть называется «Зойка и Пакетик», хотя, как вы заметили, Пакетику отводится очень мало страниц?
Что представляет круг общения Зойки и Пакетика? Что их объединяет? Чей круг шире?
Зойка и Пакетик. Их взаимоотношения.
«Не оставляй же, читатель, никого – ни друга, ни встречного человека – со злом один на один. Вставай рядом. Чем меньше равнодушных, тем больше шансов спасти Пакетика». .
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Мера окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже — как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
«…Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».
Лев Толстой, писатель
Ю. Левитанский, поэт
Домашнее задание:
Написать письмо другу, поделиться мнением об уроке, рассказать о повести так, чтобы ему захотелось прочитать ее.